«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)
статья на тему
Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.
Актуальность проблемы смыслового чтения с одной стороны обусловлена требованиями ФГОС, с другой - подготовкой к ГИА и ЕГЭ, а с третьей – падением умения решать текстовые задачи на фоне большого информационного потока, обрушивающегося на учащихся с раннего детства. Мастер-класс направлен на знакомство с различными читательскими стратегиями, освоение которых значительно улучшит качество обработки прочитанного текста учащимися.
Проблема: восприятие текста учащимися при решении задач – вина или беда педагога? Можно ли научить читать читающих детей?
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kak_horosho_umet_chitat.docx | 40.63 КБ |
Предварительный просмотр:
Как хорошо уметь читать!
Не надо к маме приставать,
Не надо бабушку трясти:
Прочти, пожалуйста! Прочти!»
Не надо умолять сестрицу:
«Ну, почитай ещё страницу».
Не надо звать,
Не надо ждать,
А можно взять
И почитать!
«Как хорошо уметь читать…» (смысловое чтение-важнейший компонент формирования УУД на уроках математики)
Учитель математики первой категории
ГБОУ лицей №144 Калининского района Санкт-Петербурга
Сычева Ирина Валерьевна.
Цель выступления: формирование у учащихся навыков смыслового чтения при работе с текстовой информацией на уроках математики.
Аудитория: учителя математики, учителя начальных классов.
Проблема: восприятие текста учащимися при решении задач – вина или беда педагога? Можно ли научить читать читающих детей?
Поэтому вопрос
Давайте попробуем ответить с вами на несколько вопросов.
Умеют ли читать ваши ученики? | |
Что вы подразумеваете под умением читать? | |
Отличается ли умение читать от смыслового чтения? | |
Зачем нужно смысловое чтение на уроках математики? |
Я возрастная мать с маленькими детьми и проблемы наших учащихся в школе – это мои проблемы, как матери. Выбор темы мастер-класса передо мной не стоял совсем: это проблема смыслового чтения при изучении математики!
Мой сын научился читать очень легко в 5 лет. В классе, в котором он учится, практически все дети к первому классу читали. Это норма в современной школе. И в классах, в которых я работаю, тоже к первому классу подавляющее большинство детей свободно читало. Но я постоянно сталкиваюсь с падением умения решать текстовые задачи на фоне большого информационного потока, обрушивающегося на учащихся с раннего детства.
В прошлом году в 7 классах у нас проводилась диагностическая работа, которую во всем городе написали очень плохо. Неужели во всем городе дети так плохо учатся? Разбор контрольной работы я провела очень просто – я стала читать задание вслух. Например, задача «Для приготовления мороженого берут воду, сахар и сливки в отношении 5:3:2. Сколько килограммов сливок требуется для приготовления 600г мороженого?» А в ответ по классу прокатывался вздох понимания…
Что мешает учащимся читать задачи?
Для начала я хочу предложить вам задачу, которую я услышала в начальной школе. Эта задача многое поставила на место. .
Алиса запланировала сделать домашнюю работу за 40 мин. 2/5 этого времени она отвела на русский язык, 3/10 это времени – на чтение, а остальное – на математику. Сколько времени потребовалось Алисе на математику?
Решение детей.
Решение задачи.
Предлагаю вам еще одну задачу.
Задача 2. Из двух пунктов, находящихся на расстоянии 150 км в противоположных направлениях выехали две машины. Одна двигалась со скоростью 60 км/ч. Скорость второй была в 1,2 раза больше скорости первой. Какое расстояние было между машинами через час, если они выехали одновременно?
Как вы думаете, какой ответ дадут ваши ученики? 282 км
В чем причина этого ответа? Причина, к сожалению, лежит на поверхности: определен тип задачи и применен отработанный алгоритм. В остальное можно не вчитываться. Это называется стереотипность восприятия текста. Например, задумайте животное, начинающееся на Н и страну, название которой начинается на Д. Задумали? Носорог в Дании?
Как этого избежать? Возможность рассматривать все возможные варианты.
Машины едут навстречу друг другу. 18 км
Можно ли было предусмотреть этот вариант? Что надо добавить к задаче? (Рассмотрите все возможные варианты – дополнение для слабых учащихся. Или в самостоятельной работе).
При решении в классе – это может быть урок одной задачи.
Список вопросов. Подчеркнуть важные слова
Можно предложить учащимся самостоятельно задать вопросы по задаче. Любые. Можно ли внести изменения в условия и что в этом случае измениться в смысле задачи?
Предложите изменить первоначальное расстояние между машинами со 150 до 100 км. И мы сразу видим как задача играет новыми красками. 32 км
Как бороться со стереотипностью?
- Работа с определением. Особенно хорошо видно понимание смысла слов в геометрии.
Например: я прошу дать определение отрезка.
Варианты?
- две точки – пожалуйста
- две точки соединенные линией – пожалуйста
- неет, две точки, соединённые прямой. Как это? Ну прямую проведите.. Так выходим на определение отрезка.
С треугольником еще интереснее.
Иногда приходится работать на перспективу. Например, определение параллельных прямых. Необходимо ли упоминание плоскости в определении? Я считаю что да! Если каждое слово имеет смысл и мы отрабатываем определения, то они должны быть полными! В противном случае ничего хорошего мы не добьемся.
- Выбор верных и неверных утверждений.
Тут на помощь могут прийти образы – круги Эйлера или графы.
2 Проблема. Непонимание смысла.
Очень редко учащиеся задают вопросы что значит то или иное слово. Причин множество, а проблема всегда одна – текст перестает нести информацию и представляет собой набор слов.
Например, задача: Бассейн через первый кран наполняется за 7 часов, а опорожняется через второй за 8 часов. За какое время наполнится бассейн, если открыть оба крана.
Какой первый вопрос задают учащиеся?
Что значит решить задачу? По большому счету мы занимаемся двойным переводом: с русского на математический, проводим там какие-то операции и переводим обратно с математического на русский. Причем это должно происходить без потерь. Это походит на перевод с русского на иностранный язык, художественную обработку текста и потом перевод в обратную сторону. И это великое искусство, требующее знаний обоих языков в совершенстве. Поэтому нам с вами мало владеть математическим языком. Мы должны быть виртуозами русского языка.
Что я делаю при работе с задачей? Я требую достать черновик. Каков первый шаг в работе с задачей? По учебнику – это описание и составление математической модели. Но разве наши коллеги литераторы учат что надо сразу же бросаться писать сочинение? Надо провести предварительную работу. Какие этапы туда входят?
Какие вопросы можно задать?
- прочтите и нарисуйте условие задачи, выделяя основные слова.
- где располагается труба?
- какое практическое применение имеет задача? Тут может быть экскурс в аквапарк, чувствуют ли они движение воды в бассейне? Зачем это происходит? Очистка.
После понимания процесса можно переходить к основным вопросам.
- О каких величинах идет речь? Вот тут-то и может всплыть тип задачи – на производительность. Время есть. Явно надо сравнить производительность (пропускную способность труб). Но где взять тогда объем?
И тут надо постоянно помнить, что единицы измерения – это всего лишь договоренность! Хочу меряю в литрах, хочу в кубометрах, а хочу – меряю в бассейнах!
Задача
- Приём «Тонкие» и « толстые» вопросы
Вопросы такого плана возникают на протяжении всего урока математики. А можно учащимся предложить задание: составьте вопросы по теме, по тексту параграфа и т.д.
«Тонкие» вопросы – вопросы, требующие простого, односложного ответа; «толстые» вопросы – вопросы, требующие подробного, развёрнутого ответа. Стратегия позволяет формировать умение формулировать вопросы и умение соотносить понятия. После изучения темы учащимся предлагается сформулировать по три «тонких» и три «толстых» вопроса, связанных с пройденным материалом. Затем они опрашивают друг друга, используя таблицы «толстых» и «тонких» вопросов.
«Толстые» вопросы | «Тонкие» вопросы |
Объясните почему….? | Кто..? Что…? Когда…? |
- Приём «Составление краткой записи задачи»
Формируется умение целенаправленно читать учебный текст, задавать проблемные вопросы, вести обсуждение в группе.
- Приём «Составление вопросов к задаче»
Анализ информации, представленной в объёмном тексте математической задачи, формулировка вопросов к задаче, для ответа на которые нужно использовать все имеющиеся данные; останутся не использованные данные; нужны дополнительные данные.
- Приём «Вопросы к тексту учебника»
Стратегия позволяет формировать умение самостоятельно работать с печатной информацией, формулировать вопросы, работать в парах
Тема: «Окружность и круг» (5 класс)
1. Прочитайте текст.
2. Какие слова встречаются в тексте наиболее часто? Сколько раз?
3. Какие слова выделены жирным шрифтом? Почему?
4. Если бы вы читали текст вслух, то, как бы вы дали понять, что это предложение главное?
Речь идет о выделении фразы голосом. Здесь скрывается ненавязчивое, но надежное заучивание.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Сценарий классного часа "Как хорошо уметь читать!"
Классный час посвящен 21 октября – Всемирному дню библиотекЦели: расширение кругозора учащихся, приобщение к изучению исторического и культурного наследия, привитие чуткого и бережного отношения...
КАК ХОРОШО УМЕТЬ ЧИТАТЬ
Вопрос о том, почему дети не читают, что делать, чтобы приобщить ребенка к книге, волнует не только учителей, но и родителей. Данная статья - попытка сформулировать ответ....
Советы психолога «Как хорошо уметь читать…»
Советы психолога «Как хорошо уметь читать…»...
Альманах "Как хорошо уметь читать!"
Проект кружка по литературе...
Литературная викторина "Как хорошо уметь читать!"(5 класс)
Материал может быть использован как обобщение по теме "УНТ",внеклассное мероприятие по предмету....
как хорошо уметь читать
Не секрет, что в современном образовании появилась проблема отсутствия привычки детей к чтению художественной литературы. Будучи сама большим любителем чтения, задумалась над тем, как я, учитель...
"Как хорошо уметь читать"- дидактические игры на развитие навыков чтения, как основной коммуникативной составляющей на уроках английского языка
Известно, что преобладающем фактором в процессе обучения чтению на иностранном языке учащихся младшего школьного возраста является игра. Чем больше игровых приемов, наглядности использует учитель, тем...