Конспект урока по русскому языку 5 класс
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока по русскому языку "Лексика. Обобщение" 5 класс
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок-обобщение "Лексика" | 19.21 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-обобщение по теме «Лексика»
5 класс
Цели урока:
1.Обобщить полученные знания по лексикологии
2.Уметь классифицировать слова по теме «Лексика»
3.Пополнять свой лексикон
Оборудование: мультимедийная установка, компьютер, словари
1.Организационный момент
2.Сообщение темы
Ребята, мы с вами закончили тему «Лексика» и сегодня проводим заключительный урок.( СЛАЙД№1) Как вы думаете, каковы цели нашего урока?
( дети формулируют цели)
Спасибо, вы мне очень помогли. Я рада, что мы с вами единодушны в целях урока
(СЛАЙД № 2) Формулирую цели.
В целях урока я употребила однокоренные слова: ЛЕКСИКОЛОГИЯ, ЛЕКСИКА, ЛЕКСИКОН. Каково значение этих слов? ( ответы детей)
3. Ключевые слова урока
2 сентября был наш первый урок по русскому языку, который мы начинали с разговора о том, для чего нам нужен язык. К какому выводу мы пришли? Какова основная функция языка? (общение) Легко общаться, когда с вами кто-то рядом. А если вы сидите один в другом городе, а пообщаться так хочется Что же делать? Как можно общаться на расстоянии? ( ответы детей)
Спасибо! Сегодня на уроке поиграем в «Почту» и нам понадобятся следующие ключевые слова ( СЛАЙД №3) Прочитаем их. Какие слова не понятны? Работа с толковым словарем Запишите в тетрадь.
4.Лексическое значение слова ПОЧТАЛЬОН
Главное слово среди этих ключевых слов какое? Как вы догадались? Давайте определим его лексическое значение. Сколько есть способов для определения лексического значения?
- Смысл
- Через однокоренное слово ( найти однокоренные слова среди ключевых)
- Через синоним ( найти все пары синонимов среди ключевых)
- Через рисунок (СЛАЙД №4)
5.Антонимы (ИГРА с мячом)
Наш почтальон Печкин принес нам бандероль, на которой написано АНТОНИМЫ Что называется антонимом? Встаньте, кто это знает. Посмотрим. Я называю слово и бросаю мяч, а вы мне в ответ антоним
Горе, большой, низкий, белый, друг, хороший, сложный, мальчик, ложится, бежит, синоним ( последний говорит правило)
6.Омонимы
Почтальон передал нам посылку, на ней написано странное слово «Омонимы» Что такое омонимы? Откроем. Что за странные предметы, причем здесь омонимы?
Соль, ключ, очки, свет ( фонарик) Составить словосочетания, омонимичные предметам
Являются ли выделенные слова полными омонимами? (СЛАЙД № 5)
И сказал им старый ГРИБ:
«Осторожно, будет ГРИПП!» (омофоны)
Не болеть чтоб, братец МОЙ,
Руки с мылом чаще МОЙ! ( омоформы)
7.Устаревшие слова
Ребята, посмотрите почтальон Печкин прислал нам картину Васнецова «Богатырская застава» (СЛАЙД № 6) О каких словах может напомнить она нам? Найдите устаревшие слова
А какие слова стали общеупотребительными и употребляются по сей день?
( шлем, лук )
8. Физкультминутка ( СЛАЙД № 7)
Как вы понимаете арх перед физкультминуткой?
Надуйте ланиты, вытяните выю, потрясите перстами, распрямите рамена, поднимите шуйцу вверх, а десницу в сторону, откройте уста и закройте вежды
Вот так наши предки делали зарядку
9. Профессиональные слова
Пока мы с вами развлекались, почтальон Печкин принес нам сообщение, читаю:
«Ребята, распределите слова на три группы и узнаете, кем я мечтал стать в детстве»
Читаем слова. ( СЛАЙД № 8) Как называются такие слова? Само проверка ( СЛАЙДЫ № 9, 10, 11)
10. Сценка «Диалектные слова»
О каких словах напомнили нам Ивановна и Петровна?
Учитель:
Вот сколько слов в лексическом составе русского языка? Язык наш с каждым годом изменяется. Одни слова уходят, другие приходят. Вспомните, из каких рек пополняется наше море-лексика? Найдите в наших ключевых словах слова иноязычного происхождения, подчеркните их. Самопроверка (СЛАЙД № 12)
11. ТЕСТ ( СЛАЙД № 13)
Мы повторили с вами термины, изученные по теме «Лексика» в 5 классе. Проверим, как вы их усвоили?
12. Рефлексия. Самооценка
Сейчас закончится урок. Результаты теста будут итогом нашей сегодняшней работы. А какую оценку вы себе поставите за тест. Когда будете проходить мимо почтового ящика, положите туда предположительную оценку. На следующий урок мы проверим ваши прогнозы
Спасибо за урок.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект урока по русскому языку "Обобщение и систематизация знаний по теме "Глагол" по УМК Ладыженская Т.А., Баранов М.Т. Тростенцова Л.А. и др. Русский язык. 5 класс
Урок обобщения и систематизации изученного материала по теме "Глагол"....
Конспект урока по русскому языку в 9 классе по теме: «Обобщающий урок-игра по русскому языку по теме «Глагол».
Тип урока - нестандартный, групповая игра "Знатоки"....
Конспект урока по русскому языку в 6 классе План – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение».
Конспект урока по русскому языку в 6 классеПлан – конспект урока по русскому языку в 6 классе по теме : « Лексика. Слово и его лексическое значение»....
План-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему: Конспект урока "Состав слова" 5 класс
Итоговое занятие по разделу русского языка в 5 классе "Состав слова"...
План-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему: Урок по русскому языку "Комплексный анализ текста" 10 класс
Урок проводится в рамках элективного курса "Текст о текте" 10 класс. Может помоч в подготовке к ЕГЭ...
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской « Русский язык в семье славянских языков».
конспект урока по русскому языку 8 класс по учебнику М.М.Разумовской...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме «Типы речи (технология моделирования концепта «дружба»)» план-конспект урока по русскому языку
Предложенный конспект урока русского языка ориентирован на подготовку девятиклассников к ОГЭ (сочинение – рассуждение 9.3), составлен на основе технологии моделирования лингвоконцепта. Пре...