Урок русского языка на тему "Правописание разделительного ъ и ь "
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Урок по теме «Правописание разделительного ъ и ь» Тип урока: комплексный, повторительно-обобщающий, урок подготовки к контрольной работе. Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока. Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания, представленные в форме игр, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
pravopisanie_razdelitelnogo_i_.doc | 118 КБ |
Предварительный просмотр:
Образовательный портал «Мой университет» - www.moi-universitet.ru
Факультет образования взрослых - www.train2.ru
Рабочий семинар для методистов-модераторов по технологии АМО
Конспект АМО-урока (занятия).
Организационная информация | ||
Команда, разрабатывающая АМО-урок (занятие) | Глушинская Елена Николаевна | |
Предмет | Русский язык | |
Класс, профиль класса/группа, количество человек | 5 класс общеобразовательной школы, 20 обучающихся | |
Продолжительность урока (занятия) | 45 минут | |
Методическая информация | ||
Тема урока /занятия | Правописание разделительного ъ и ь | |
Автор учебника, по которому ведётся обучение (если имеется) | А. Д. Шмелёв, Э. А. Флоренская, Ф. Е. Габович, Л. О. Савчук, Е. Я. Шмелёва | |
Классификация урока/занятия в системе образовательных мероприятий (тип, взаимосвязь с предыдущим и последующим уроками/занятиями) | Тип: урок систематизации, повторения и обобщения знаний, умений и навыков по теме «Правописание букв ъ и ь». Связан с предыдущими уроками как урок повторения и обобщения знаний теории по теме «Правописание букв ъ и ь », совершенствование навыков определения правил правописания разделительного ъ и ь , закрепление навыков правильного употребления орфограмм на правописание ъ, ь и развития речи при выполнении письменных работ. Связан с последующими уроками как этап подготовки к контрольной работе по теме «Правописание». | |
Психолого – педагогическая характеристика особенностей класса /коллектива/группы (раскрываются психологические и педагогические особенности данного коллектива, наличие детей: одаренных; лево-, правополушарных, со смешанным типом восприятия; аудиалов, визуалов, кинестетиков; не умеющих обобщать, выделять главное, сравнивать, абстрагировать, классифицировать; объяснить, как планируемое занятие поможет решить проблемы данного коллектива). | У пятиклассников (детей 10 - 11 лет) в этот период развивается самосознание, самоуважение, формируется самооценка, растет потребность в самоутверждении, формируется характер. Учебная деятельность невозможна без мотивации. Идеальный вариант – учебно-познавательные мотивы, в основе которых лежат познавательная потребность и потребность в саморазвитии. Исходя из этих возрастных особенностей, урок ориентирован на класс, в котором обучаются ребята со средним уровнем способностей и смешанным типом восприятия. Мотивация учения невысокая, недостаточно развиты способности выделять главное, абстрагировать и классифицировать. Поскольку обучающиеся разного уровня самоорганизации, то оптимальный вариант проведения образовательного мероприятия – групповая форма работы с применением активных методов обучения. | |
Цели урока/ занятия | повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Правописание букв ъ и ь »; - формировать умение применять изученное на практике; - развивать интерес к предмету, память, внимание, сообразительность; - повысить мотивацию к обучению - совершенствовать навыки как письменной, так и устной культуры речи. | |
Задачи урока/ занятия | Обучающие – совершенствование практических умений использовать полученные знания по теме «Правописание разделительного ъ и ь» (умение находить разделительный ъ и ь, отличать их друг от друга, уметь их правильно употреблять, читать транскрипцию слов); обогащение словарного запаса; активизирование самостоятельной деятельности обучающихся; отработка навыка взаимопроверки и взаимоконтроля; Развивающие – совершенствование навыка работы с разными орфограммами; развитие самостоятельности мышления в условиях фронтальной, индивидуальной и групповой работы. Воспитательные – воспитание уважительного отношения к мнению других, собранности, чёткости действий в процессе работы. | |
Знания, умения, навыки и качества, которые актуализируют/приобретут/закрепят/др. ученики/коллектив в ходе урока / занятия | Ученики закрепят приобретенные ранее на уроках навыки употребления ъ и ь в письменной речи, навыки отличать разделительный ъ от ь , повторят звуковой состав слова. | |
Учебный материал, подлежащий усвоению, актуализации, закреплению | Буква ь как знак мягкости, буква ь после шипящих, разделительный ъ и ь, особенности их употребления в речи, актуализация орфограммы, выраженной сочетанием [й’] с гласными звуками, закрепление навыков устной и письменной культуры речи. |
Подробный конспект урока/занятия | ||||||||||
Фаза урока (занятия) | Этап | Цели фазы и этапа | Время, продолжительность этапа | Название метода | Происхождение метода (выберите и укажите необходимое) - Авторский - Заимствованный, но измененный или адаптированный - заимствованный | Подробное описание АМО по установленной схеме: - Цели и задачи метода - Необходимые материалы (канцелярские товары и др.), которые понадобятся для успешного проведения метода - Предварительная подготовка (если требуется) - Технология проведения - Примечание (что важно знать или учитывать педагогу при использовании данного метода) - Варианты проведения метода | Инструкции учителя обучающимся для реализации или в ходе проведения АМО | УУД, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Личностные - Регулятивные, включая действия саморегуляции - Познавательные, включая общеучебные и логические - Знаково-символические - Коммуникативные | Ключевые компетентности, которые формируются при использовании данного АМО (выберите и расшифруйте необходимое) - Информационная - Учебно-познавательная - Коммуникативная - Социальная | Как, за счет чего введенные АМО, решают задачи урока (занятия), позволяют более эффективно по сравнению с традиционным уроком достичь поставленных образовательных целей. |
Фаза 1 «Начало образовательного мероприятия» | Инициация | Создание благоприятной эмоциональной обстановки в классе. | 2 мин. | «Поздороваемся локтями» | Заимствованный, но измененный | Цели и задачи: создать благоприятную обстановку; настроить на плодотворную работу. Технология проведения: Перед началом урока дети по цепочке здороваются локтями, при этом называя имя каждого, с кем здороваются | Вступительное слово учителя - Здравствуйте, ребята, начнём урок с хорошего настроения, поделимся им друг с другом, а для этого мы сейчас поздороваемся локтями по цепочке. Громко называйте имя того, с кем здороваетесь. | Личностные: осознание себя как личности в коллективе. Коммуникативные: общение и взаимодействие, умение сообща решать учебные задачи | Коммуникативные: уметь вести общение | Повышает мотивацию. |
Целеполагание | Настроить детей на творческую работу | 8 минут | «Аукцион» | Заимствованный, но измененный | Цель: Обеспечить мотивацию закрепления изученного материала. Определить цели урока. Материалы: карточки с транскрипцией слов. [эщ’в’]-вещь, [пшй’оа] – поёшь, ,[р’ич’ст] - стричь, [жй’ору] - ружьё, [слй’э] –съел. Технология проведения: Учитель предлагает детям поставить цель урока с помощью покупки «заколдованных» карточек. Дети угадывают слово и объясняют его правописание. | АМО «Аукцион» Я вас приглашаю на аукцион. Что такое аукцион? ( место, где можно сделать выгодную покупку) Итак, я сейчас вам буду продавать слова, но не простые, а заколдованные. Заколдованные они будут в транскрипцию, да ещё и звуки у них будут перепутаны. Купить слово сможет тот, кто не только угадает слово, но и объяснит правописание данного слова. Вещь, поёшь, стричь, ружьё, съел. Ребята, как вы думаете, о чём сегодня на уроке мы будем говорить? Ребята, поднимите руку, кто не знает правил, которые сейчас прозвучали, т.е. правил правописания ь и ъ. Если мы с вами всё знаем о правописании ь и ъ знака, как спланируем работу, чем сегодня займёмся.(находить ъ и ь в словах, тренироваться в их написании) | Регулятивные: самостоятельно решать проблему Коммуникативные: доносить свою позицию до других, уметь аргументировать Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели | |||
Опасения и ожидания обучающихся | Выявить опасения и ожидания обучаю - щихся | 3 минуты | «Подари мне сердце» | Авторский | Цель: Систематизировать цели, пожелания опасения. Материалы: стикеры в виде сердца. Технология проведения: Учитель предлагает обучающимся на вырезанных сердечках написать с одной стороны ожидания, с другой опасения. | Ребята, подарите мне сегодня своё сердце, у вас на столах стикеры. Запишите на одной стороне, что вы ожидаете от урока, чему хотите научиться, а на обратной стороне, чего опасаетесь, чего боитесь, что может не получиться. (Учащиеся записывают на листочках ответы и прикрепляют на доску). | ||||
Повторение изученного (проверка домашнего задания) | Проверить качество выполнения домашней работы | 3 минуты | «Напиши словечко» | Авторский | Цель: контроль за выполнением домашнего задания, коррекция полученных знаний в ходе выполнения домашней работы. Технология проведения: Учитель предлагает детям написать на доске одно слово с изученной орфограммой из домашнего упражнения (после этого два ученика выходят к доске и проверяют, делают выводы). | - Ребята, откройте тетрадь с домашней работой, выберете одно слово с орфограммой разделительный ъ и ь знак. Выйдите и напишите его на доске, орфограмму подчеркните | ||||
Фаза 2 «Работа над темой» | Проработка темы | Повторить, обобщить и систематизировать изученный материал по теме «Буква ъ и ь» | 10 минут | «Карманы» | Авторский | Цель: проработать, закрепить правила написания ъ и ь знаков в различных орфограммах. Материалы: карманы из бумаги с названием орфограмм (5 штук), карточки со словами на пройденные орфограммы. Технология проведения: Работа в группах. Учитель предлагает вниманию обучающихся пять конвертов с названиями орфограмм на правописание Ъ и Ь, которые находятся на доске. Каждой группе предлагаются карточки с звуковой записью. Обучающиеся должны в карточках сделать буквенную запись и распределить по карманам. После этого проходит проверка каждого кармана одной группой. | Работа в группах. - Ребята, на доске находятся 5 карманов с определённой орфограммой (сущ. 3 скл., глагол Н.Ф., глагол 2 – го лица, ед. ч., разделительный ъ, разделительный ь). Каждой группе выдаются карточки с транскрипцией слов. Вы должны на карточках сделать буквенную запись, после этого выйти к доске и распределить по карманам. | Познавательные: умение структурировать знания; умение осознанно и произвольно строить речевое высказывание в устной и письменной форме; Регулятивные: самоуправление и саморегуляция учебной деятельности; выделение и осознание обучающимися того, что уже усвоено, осознание качества и уровня усвоения; контроль в форме сличения способа действия и его результата. Личностные: осознание, исследование и принятие жизненных ценностей и смыслов; ориентирование в оценках себя, своего труда и вклада в общекомандную работу. | Информационные: самостоятельно искать,, систематизировать, анализировать и отбирать необходимую для решения учебных задач информацию, организовывать, преобразовывать, сохранять и передавать ее; Ориентироваться в изученных понятиях и правилах, уметь выделять в них главное и необходимое. Познавательные: умение учиться и оперировать знаниями; владением приемами учебно-познавательных проблем, действий в нестандартных ситуациях; умение отличать факты от домыслов, владение измерительными навыками, использование вероятностных, статистических и иных методов познания; задавать вопросы к наблюдаемым фактам, отыскивать причины явлений, обозначать свое понимание или непонимание по отношению к изучаемой проблеме; формулировать выводы; выступать устно и письменно о результатах своего исследования; решать учебные и самообразователь ные проблемы. Коммуникативные: владеть способами взаимодействия с окружающими людьми и событиями; выступать с устным сообщением, уметь задать вопрос, корректно вести учебный диалог; владеть способами совместной деятельности в группе, приемами действий в ситуациях общения; умениями искать и находить компромиссы; | Позволяет развивать навык самостоятельного освоения знаниями, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли. |
Эмоциональная разминка | Снять умственное напряжение и усталость | 4 минуты | «Сочини сказку» | Авторский | Цель: снять напряжение, усталость, расслабиться. Технология проведения: Учитель предлагает детям продолжить сказку по цепочке, проговаривая одно предложение. | - Ребята, продолжите сказку «Жили – были два друга, ъ и ь знаки. Вдруг приключилась беда, в лесу заблудился ь знак…» | ||||
Проработка темы (продолжение) | 10 минут | «Спасибо за ошибку» | Заимствованный | Цель: проверка индивидуальных знаний обучающихся по данной теме. Материалы: карточки со словами. Технология проведения: Обучающимся предлагаются карточки с ошибками. Каждому индивидуально нужно исправить ошибки в словах. После этой работы учитель предлагает выйти и написать одно любое слово на доске. Обучающиеся выходят к доске по трое, затем меняются местами и проверяют друг друга. Карточки сдаются учителю. | - Ребята, на полученных карточках напишите фамилию и выполните инструкцию «Исправь ошибки» . | |||||
Фаза 3 «Завершение образовательного мероприятия» | Рефлексия | Выяснение впечатления участников от прошедшего мероприятия Осознание выводов группового опыта Систематизация произошедшего на уроке | 5 минут | «Закончи предложение» | Заимствованный | Цель: подвести итог работы, выяснить результат обучения. Технология проведения: Учитель просит обучающихся продолжить предложения. | - Закончите предложения: «Я научился…» «Я понял…» «Я узнал…» | Регулятивные: соотносить результат своей деятельности с целью и оценивать его. Познавательные: ориентироваться в системе знаний; перерабатывать информацию (анализировать, оценивать, обобщать, сравнивать). Коммуникативные: доносить свою позицию до других, владея приёмами речи; понимать другие позиции (взгляды, интересы); договариваться с людьми, согласуя с ними свои интересы и взгляды. Личностные: установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом; осмысление обучающимися значимости решения учебных задач, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями | Информационные: выступать устно о результатах своей работы; связывать воедино и использовать отдельные части знания; извлекать пользу из образовательного опыта; принимать на себя ответственность. Коммуникативные: владеть различными видами речевой деятельности; владеть навыками совместной деятельности в группе; самовыражать себя в литературном произведении. Социальные: способность к сотрудничеству; навыки взаимопонимания; развитие личностных качеств, саморегулирования; вступать в дискуссию и вырабатывать свое собственное мнение. справляться с неопределенностью и сложностью. | Позволяет развивать навык, коллективной деятельности, проявление творческой инициативы; умение выражать свои мысли; оценивать, подводить итоги, анализировать. |
Аналитическая информация | |
Обоснование целесообразности использования технологии АМО для: а. выполнения целей и задач урока /занятия (содействие раскрытию темы и освоению содержания урока / занятия);
b. выполнения ФГОС (ФГТ) (в этом разделе педагог пишет свой прогноз выполнения стандартов) - т.е., системное целеполагание и объективное обоснование, почему использована технология АМО, а не другая технология
| Урок по теме «Правописание разделительного ъ и ь» Тип урока: комплексный, повторительно-обобщающий, урок подготовки к контрольной работе. Включение АМО в различные этапы урока способствует активизации всех участников образовательного процесса и положительной мотивации в успешной учебной деятельности. Это позволяет эффективно решить все поставленные задачи и достичь целей комплексного урока. Применение АМО содействует обобщению и систематизации изученного материала, занимательные задания, представленные в форме игр, формируют умение применять полученные знания в новой учебной задаче; весь ход урока и АМО направлены на развитие интереса к русскому языку как предмету школьного преподавания, игровая технология и групповая работа содействуют развитию памяти, внимания и сообразительности. Обучающие задачи заключаются в совершенствовании умений применять полученные знания на практике: правописание разделительного ъ и ь, правописание буквы ъ после шипящих, правописание буквы ь как знака мягкости, и предполагают самоконтроль обучающихся. Развивающие задачи решаются в специфике технологии АМО, предусматривающей в эмоционально насыщенной атмосфере урока активизировать все виды деятельности обучающихся: индивидуальные, групповые. Воспитательные: работа в игровой технологии учит самостоятельно принимать решения, развивает взаимовыручку, а также толерантность. Работа в группах развивает коммуникативные компетенции учеников, их умение самовыражаться. Разработанные АМО обращены как к образному, так и логическому мышлению учащихся. Они вырабатывают УУД и компетенции в соответствии с требованиями ФГОС. |
Ожидаемые/полученные результаты урока/занятия Предметные и метапредметные результаты: обучения, воспитания, развития и социализации обучающегося анализ реализации запланированных образовательных целей, ЗУНов и качеств обучающихся (на каких этапах урока с помощью решения каких практических задач образовательные цели и задачи урока были выполнены, ЗУНы и качества актуализированы/приобретены/закреплены). | Ожидаемые результаты обучения: владение обучающимися знаниями по теме «Правописание разделительного ъ и ь», умение ставить цели и решать творческие задачи, развивающие филологические способности обучающихся. Результаты воспитания и социализации: умение работать в группах, самовыражение, самоанализ. Результаты развития: повышение уровня креативности, эмоциональности, эстетических чувств, чувства солидарности, аналитического и абстрактного мышления. 1ФАЗА использует АМО: «Поздороваемся локтями», «Аукцион», «Подари мне сердце», «Напиши словечко» содействуют его логике и эмоциональности, а также организуют коллектив на работу, определяют цели и задачи урока. 2 ФАЗА основана на применении АМО «Карманы», «Спасибо за ошибку», «Сочини сказку» выполняют задачу проработки темы как основного этапа урока, они активизируют творческий потенциал обучающихся и способствуют проверке и систематизации знаний обучающихся. 3 ФАЗА основана на применении АМО «Закончи предложение» и как итог урока представляет самостоятельно выполненную работу каждого обучающегося. |
Анализ степени реализации принципов современного образования (духовно-нравственного развития, компетентностного, индивидуального и деятельностного подходов, здоровьесбережения). | В ходе урока с успехом реализовывался компетентностный подход в образовании, направленный на формирование ключевых компетентностей обучающихся: коммуникативной и учебно-познавательной. Использование в уроке наглядных пособий формировало эмоциональность и эстетические чувства обучающихся. Работа над темой в сочетании групповой и индивидуальной работы обеспечивала деятельностный подход в обучении. Смена видов деятельности, игровые ситуации обеспечивали элемент здоровьесберегающих технологий. |
Какие новые и дополнительные образовательные эффекты планируется достичь за счет использования технологии АМО | Повышение интереса к работе со словом, формирование культуры речи и творческой активности. За счёт применения АМО повышается уровень дивергентности мышления и эмпатии, а также формированию УУД и компетентностей, что способствовало реализации принципов ФГОС. |
Методическая ценность урока/занятия | Апробации новой технологии АМО |
Дополнительная информация | |
Указание приложений к уроку/занятию: (презентации, дидактические материалы, раздаточный материал). С помощью какого программного обеспечения они созданы. | Приложение 1 Карточки для АМО «Карманы» [МАЛАД’ОШ]- [МЫШ]- [ДОЧ’]- [РОШ]- [МОЩ’]- [ПОМАЩ’]- [ВЫБ’ИР’ИШ]- [ДЫШЫШ]- [МАЛЧ’ИШ]- [СЛЫШЫШ]- [ПИШЫШ]- [КАТАЙ’ИШС’А]- [ИСП’ЭЧ’]- [ПАДЖЭЧ’]- [СТР’ИЧ’]- [СТ’ИР’ЭЧ’]- [РАЖЭЧ’]- [ПР’ИЛ’ЭЧ’]- [Л’ИС’Й’А]- [ДВ’ЭР’Й’У]- [С’ИМ’Й’А]- [СКАМ’Й’А]- [ГРУД’Й’У]- [В’Й’УГА]- [СЙ’ЭХАТ’]- [АБЙ’АВ’ИТ’]- [СЙ’ОМКА]- [ПАДЙ’ОМ]- [СЙ’ЭМ]- [АБЙ’ЭХАТ’]- Приложение 2 Карточки для АМО «Аукцион» [эщ’в’] [пшй’оа] [р’ич’ст] [жй’ору] [слй’э] Приложение 3 Карточки для АМО «Спасибо за ошибку» Найди и исправь ошибки. Грачь , полночь , стоиш , мелоч, денёчьки , гуаш , лещь , речька , бежиш , обезъяна , носилщик , льёт , рысъю , лосьён. Найди и исправь ошибки. Солови , отьезд , вьюнок , почтальён , печька , живёш , доч , кирпичь , глуш , растолочъ , идёш , мощный , помощ , зверки. |
Использованная литература, источники информации (с указанием активных ссылок). | Копилочка АМО. Мой университет. Образовательный портал. |
Примечания автора/ов |
______________________________________________
© Международный Институт Развития «ЭкоПро», 2013
© Образовательный портал «Мой университет, 2013
© И.Л.Арефьева, Т.В.Лазарев, 2013
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"
Урок русского языка в 7 классе по теме "Разряды союзов по значению. Сочинительные союзы: соединительные, разделительные, противительные"...
Урок русского языка в 5 классе. Тема: Разделительный твердый и мягкий знак.
Урок посвящен праздничной дате-Дню работника леса, который отмечается ежегодно в сентябре....
Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ".
Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Использована игровая технология и работа в парах....
Презентация к уроку русского языка (1 класс). Смягчительный и разделительный мягкий знак
Презентация составленна по программе "Перспективная начальная школа"...
урок русского языка во 2 классе образовательной системы "Школа 2100" по теме « Правописание слов с разделительным ъ»
Данный урок включает в себя презентацию и разработанный маршрут урока....
Урок русского языка по технологии ТРКМПЧ Класс: 9 Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложения
Урок русского языка по технологии ТРКМПЧКласс. 9Тема урока: Разделительные знаки препинания между частями сложносочиненного предложенияПланируемые образовательные результатыПредметные – знать, ч...
План - конспект урока русского языка в 5 классе.Тема урока:"Разделительный твердый знак в словах с приставками".
Закрепление правописания слов с разделительным твердым знаком после приставок. Обогащение лексики учащихся словами с разделительным твердым знаком.Коррекция недостатков речемыслительной деятельно...