Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Использована игровая технология и работа в парах.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
urok_russkogo_v_5_klasse_02.doc | 68 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок русского языка в 5 классе
Конспект составлен по материалам УМК: «Русский язык», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук М.М. Разумовской, доктора филологических наук П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2005.
Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.
Вид урока: учебный практикум.
Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.
Используемые технологии (методики): игровая, здоровье сберегающая технологии, работа в парах.
Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.
Задачи урока:
Образовательные:
– познакомить с новым познавательным признаком – наличие в словах Ъ и Ь;
– научить правописанию слов с Ъ, Ь;
– научить графической работе при объяснении орфограмм.
Воспитательные:
– прививать интерес к русскому языку.
Развивающая:
– развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать условия, обобщать, делать выводы.
Оснащение урока:
Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с парами слов.
Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями.
Ход урока
- Начало урока (1,5 мин)
– Приветствие учащихся.
– Проверка подготовки к уроку.
- Основная часть урока
- Проверка домашнего задания (2 мин)
Упр. 713 (составление текстов разговорной и книжной речи).
- Актуализация знаний (3 мин)
Цель: активизировать имеющиеся знания, для изучения нового знания.
2.1. Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).
Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их
Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.
Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную).
2.2. Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)
Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.
Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш…
Какую роль выполняет Ь?
2.3. Проверка индивидуальной работы.
- Работа над темой
3.1. Изучение нового материала. (5 мин)
Цель: показать роль Ь и Ъ в словах.
Учитель:
— Сегодня на уроке нам предстоит участвовать в научном эксперименте. Готовы ли вы к работе, мои младшие научные сотрудники? (Да!) Тогда приступим.
На доске плакаты со словами:
СОЛОВЬИ – СОЛОВИ
ПЬЮ – ПЮ
СЪЕЗД – СЕЗД
ПОДЪЕЗД – ПОДЕЗД
Учитель:
— Прочитайте отчётливо вслух. Где здесь слова, а где набор букв? Какие знаки «превращают» набор букв в слова?
Ученики выбирают слова с Ь, Ъ.
Учитель:
— Медленно произнесите сопоставляемые пары. В чём разница в их произношении?
Вывод 1 (делают учащиеся под руководством учителя):
Ученики:
— Ь и Ъ указывают на раздельное произношение гласных и согласных.
3.2. Работа с учебником.
Теоретический комментарий стр. 26.
3.3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (1 мин)
3.4. Применение теоретических знаний (5 мин)
Цель: показать условия написания Ь и Ъ.
Учитель:
— Какой вопрос сейчас перед нами?
Ученики:
— Когда писать Ь, а когда Ъ?
Учитель:
— Продолжим научные наблюдения. Прочтите слова в упражнении 64 на странице 26. Запишите в 2 столбика. (2 ученика работают у доски)
Ъ | Ь |
подъезд объявление съёжиться объединить съехать | пью вьюга серьёзный обезьяна лисьи |
Учитель:
— В каком месте в слове Ъ после приставки на согласную? А в каком – Ь в корне? Выделите корни в словах с Ь.
Вывод 2
Изучение теоретического материала. Учебник стр. 26, части 2, 3.
Ученики:
— Ь пишется в корне, а Ъ перед корнем.
3.5. Работа с опорной схемой. (2 мин)
Учитель:
Демонстрирует на дополнительной доске схему.
— Проанализируйте опорную схему.
3.6. Закрепление теоретических знаний.
Цель: проверить усвоение теоретических знаний.
Взаимопроверка выученного правила. Ученики по очереди рассказывают правило друг другу, 2–3 ученика рассказывают – вслух.
3.7. Игра «Кто больше?». Придумайте слова с Ь и Ъ.
3.8. Первичная проверка знаний.
Учитель:
— Посмотрите на опорную схему. Озвучьте её. Запишите слова, которые мы придумали, обозначая орфограмму.
Ученики по цепочке выходят к доске и записывают слова, обозначают орфограммы, комментируют написание.
- Закрепление (7 мин)
Цель: выработать навык правописания Ъ и Ь.
4.1. Учитель:
— Запишите слова.
Ученики по цепочке офографически проговаривают написание слов.
Разлить – разъяснить, съехать – сузить, Сёмка – съёмка, предъюбилейный – предложить.
Учитель:
— Выделите в словах приставку. Почему после одинаковых приставок в одном случае Ъ, а в другом нет?
Вывод 3
Ученик:
— Ъ пишется перед е, ё, ю, я.
4.2. Выработка навыка правописания Ь и Ъ.
Упражнение 65. Комментированное письмо по образцу.
Бурьян, объявить, съесть, барьер, разъединить, свиньи, воробьи, лисьи, отъезд, объяснить.
Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика для улучшения моторики руки.
4.3. Проверка и коррекция знаний.
Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.
1 вариант
1. | в…юга | с…ёмка | раз…единить |
2. | в…юнок | под…езд | от…езд |
3. | п…ю | лис…я | бур…ян |
4. | л…ёт | об…явление | вороб…и |
5. | коп…ё | с…езд | кошач…и |
6. | бар…ер | заяч…и | п…еса |
2 вариант
1. | в…юга | лис…я | заяч…и |
2. | в…юнок | под…езд | от…езд |
3. | л…ёт | коп…ё | п…ю |
4. | об…явление | с…ехать | бур…ян |
5. | с…ёмка | раз…единить | вороб…и |
6. | бар…ер | руж…ё | п…еса |
Учитель:
— Соедините сплошной линией слова, в которых написали Ь. Те, у кого получилась фигура в виде Ь или 5, может поставить «5» за работу. А остальным повторить дома правило.
4.4. Обобщение полученных знаний. (5 мин)
Учитель достаёт куклы мальчика и девочки.
- Диалог кукол
Петя:
— Ребята, здравствуйте! Мы с Леночкой вновь спешим к вам на урок.
Лена:
— У вас всегда много нового, а мы учиться любим.
Петя:
— А что сегодня интересного?
Ученики:
— Мы узнали о Ь и Ъ.
— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.
— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.
— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.
— После разделительных Ь и Ъ слышится перед гласными [j’].
Лена:
— А я тоже знаю это правило:
«Ъ знак уж очень твёрдый,
Молчаливый, очень гордый.
Отделяет он, представь-ка,
Даму важную – приставку.
На согласный, знаю я,
От корней на е, ё, ю, я».
Петя:
— На остальной территории слова
Мягкий знак – хозяин снова.
Лена:
— И приставки иностранки
На согласный
Говорят:
«Вы о нас не забывайте,
И мы любим Ъ знак».
Учитель:
— Спасибо Пете и Лене. Запомним, ребята, это весёлое правило!
- Подведение итогов (4 мин)
Цель: подвести итоги урока.
Учитель:
— Младшие научные сотрудники, предлагаю проверить себя, как запомнили новые научные сведения? Что нового узнали? Какие новые понятия прозвучали?
Ответы учащихся
Учителем выставлены положительные оценки.
Приглашение Леночки и Пети на следующий урок.
Комментарий домашнего задания: § 12, стр. 26, схема, упр. 68, найти в сказке «Снежная королева» Г.Х. Андерсена слова с Ъ и Ь.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"
Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...
Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.
В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...
Сходства и различия уроков с метапредметным подходом с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе) Метапредметный подход на уроке русского языка в 8 классе
Сходства и различия уроков с интегрированными уроками и уроками с межпредметными связями (на примере уроков русского языка в 8 классе)...
Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"
Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...
Интегрированный урок русского языка и истории. Тема урока: «Русский язык - один из развитых языков мира, язык межнационального общения в Российской Федерации». 6 класс.
Тип урока: урок повторения, систематизации и обобщения знаний. Форма проведения: интегрированный урок....
Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»
Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)
Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...