Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ".
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Урок русского языка в 5 классе "Разделительные Ь и Ъ". Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний. Использована игровая технология и работа в парах.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon urok_russkogo_v_5_klasse_02.doc68 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе

 Конспект составлен по материалам УМК: «Русский язык», 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. Под редакцией доктора педагогических наук М.М. Разумовской, доктора филологических наук П.А. Леканта – М.: Дрофа, 2005.

Тема урока: Разделительные Ь и Ъ.

Вид урока: учебный практикум.

Тип урока: урок изучения и первичного закрепления новых знаний.

Используемые технологии (методики): игровая, здоровье сберегающая технологии, работа в парах.

Цель урока: изучение и первичное осознание нового учебного материала, осмысление связей и отношений в объектах изучения.

Задачи урока:

Образовательные:

– познакомить с новым познавательным признаком – наличие в словах Ъ и Ь;

– научить правописанию слов с Ъ, Ь;

– научить графической работе при объяснении орфограмм.

Воспитательные:

– прививать интерес к русскому языку.

Развивающая:

– развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать условия, обобщать, делать выводы.

Оснащение урока:

Доска: тема урока, плакат с опорной схемой, плакаты с парами слов.

Дидактический и раздаточный материал: карточки с индивидуальными заданиями.


Ход урока

  1. Начало урока (1,5 мин)

– Приветствие учащихся.

– Проверка подготовки к уроку.

  1. Основная часть урока
  2. Проверка домашнего задания (2 мин)

Упр. 713 (составление текстов разговорной и книжной речи).

  1. Актуализация знаний (3 мин)

Цель: активизировать имеющиеся знания, для изучения нового знания.

2.1. Индивидуальная работа (1 ученик работает у доски).

Карточка: Выписать слова с приставками, выделяя их      

Сдавать экзамены, подбежать к школе, поехать на экскурсию, изменить решение, расписание уроков, разделить поровну.

Найдите «лишнее» (поехать, все приставки на согласную).

2.2. Работа с классом. (Запись на доске слов с пропущенными буквами)

Задание: Вставьте пропущенные буквы, объясните орфограммы.

Кон…, капел…, мел…ница, пис…мо, ноч…, доч…, молодёж…, выучиш…

Какую роль выполняет Ь?

2.3. Проверка индивидуальной работы.

  1. Работа над темой

3.1. Изучение нового материала. (5 мин)

Цель: показать роль Ь и Ъ в словах.

Учитель:

— Сегодня на уроке нам предстоит участвовать в научном эксперименте. Готовы ли вы к работе, мои младшие научные сотрудники? (Да!) Тогда приступим.

На доске плакаты со словами:

СОЛОВЬИ – СОЛОВИ

ПЬЮ – ПЮ

СЪЕЗД – СЕЗД

ПОДЪЕЗД – ПОДЕЗД

Учитель:

— Прочитайте отчётливо вслух. Где здесь слова, а где набор букв? Какие знаки «превращают» набор букв в слова?

Ученики выбирают слова с Ь, Ъ.

Учитель:

— Медленно произнесите сопоставляемые пары. В чём разница в их произношении?

Вывод 1 (делают учащиеся под руководством учителя):

Ученики:

Ь и Ъ указывают на раздельное произношение гласных и согласных.

3.2. Работа с учебником.

Теоретический комментарий стр. 26.

3.3. Физкультминутка. Гимнастика для глаз (1 мин)

3.4. Применение теоретических знаний (5 мин)

Цель: показать условия написания Ь и Ъ.

Учитель:

— Какой вопрос сейчас перед нами?

Ученики:

— Когда писать Ь, а когда Ъ?

Учитель:

— Продолжим научные наблюдения. Прочтите слова в упражнении 64 на странице 26. Запишите в 2 столбика. (2 ученика работают у доски)

Ъ

Ь

подъезд

объявление

съёжиться

объединить

съехать

пью

вьюга

серьёзный

обезьяна

лисьи

Учитель:

— В каком месте в слове Ъ после приставки на согласную? А в каком – Ь в корне? Выделите корни в словах с Ь.

Вывод 2

Изучение теоретического материала. Учебник стр. 26, части 2, 3.

Ученики:

— Ь пишется в корне, а Ъ перед корнем.

3.5. Работа с опорной схемой. (2 мин)

Учитель:

Демонстрирует на дополнительной доске схему.

— Проанализируйте опорную схему.

3.6. Закрепление теоретических знаний.

Цель: проверить усвоение теоретических знаний.

Взаимопроверка выученного правила. Ученики по очереди рассказывают правило друг другу, 2–3 ученика рассказывают – вслух.

3.7. Игра «Кто больше?». Придумайте слова с Ь и Ъ.

3.8. Первичная проверка знаний.

Учитель:

— Посмотрите на опорную схему. Озвучьте её. Запишите слова, которые мы придумали, обозначая орфограмму.

Ученики по цепочке выходят к доске и записывают слова, обозначают орфограммы, комментируют написание.

  1. Закрепление (7 мин)

Цель: выработать навык правописания Ъ и Ь.

4.1. Учитель:

— Запишите слова.

Ученики по цепочке офографически проговаривают написание слов.

Разлить – разъяснить, съехать – сузить, Сёмка – съёмка, предъюбилейный – предложить.

Учитель:

— Выделите в словах приставку. Почему после одинаковых приставок в одном случае Ъ, а в другом нет?

Вывод 3

Ученик:

— Ъ пишется перед е, ё, ю, я.

4.2. Выработка навыка правописания Ь и Ъ.

Упражнение 65. Комментированное письмо по образцу.

Бурьян, объявить, съесть, барьер, разъединить, свиньи, воробьи, лисьи, отъезд, объяснить.

Физкультминутка. Пальчиковая гимнастика для улучшения моторики руки.

4.3. Проверка и коррекция знаний.

Работа с самопроверкой. Предлагаются карточки по вариантам, ученики вставляют буквы в слова.

1 вариант

1.

в…юга

с…ёмка

раз…единить

2.

в…юнок

под…езд

от…езд

3.

п…ю

лис…я

бур…ян

4.

л…ёт

об…явление

вороб…и

5.

коп…ё

с…езд

кошач…и

6.

бар…ер

заяч…и

п…еса

2 вариант

1.

в…юга

лис…я

заяч…и

2.

в…юнок

под…езд

от…езд

3.

л…ёт

коп…ё

п…ю

4.

об…явление

с…ехать

бур…ян

5.

с…ёмка

раз…единить

вороб…и

6.

бар…ер

руж…ё

п…еса

Учитель:

— Соедините сплошной линией слова, в которых написали Ь. Те, у кого получилась фигура в виде Ь или 5, может поставить «5» за работу. А остальным повторить дома правило.

4.4. Обобщение полученных знаний. (5 мин)

Учитель достаёт куклы мальчика и девочки.

  1. Диалог кукол

Петя:

— Ребята, здравствуйте! Мы с Леночкой вновь спешим к вам на урок.

Лена:

— У вас всегда много нового, а мы учиться любим.

Петя:

— А что сегодня интересного?

Ученики:

— Мы узнали о Ь и Ъ.

— Они пишутся после согласных перед е, ё, ю, я, и.

— Только Ъ после приставок, а Ь в корне слова.

— Они указывают на раздельное произношение согласных и гласных.

— После разделительных Ь и Ъ слышится перед гласными [j’].

Лена:

— А я тоже знаю это правило:

«Ъ знак уж очень твёрдый,

Молчаливый, очень гордый.

Отделяет он, представь-ка,

Даму важную – приставку.

На согласный, знаю я,

От корней на е, ё, ю, я».

Петя:

— На остальной территории слова

Мягкий знак – хозяин снова.

Лена:

— И приставки иностранки

На согласный

Говорят:

«Вы о нас не забывайте,

И мы любим Ъ знак».

Учитель:

— Спасибо Пете и Лене. Запомним, ребята, это весёлое правило!


  1.  Подведение итогов (4 мин)

Цель: подвести итоги урока.

Учитель:

— Младшие научные сотрудники, предлагаю проверить себя, как запомнили новые научные сведения? Что нового узнали? Какие новые понятия прозвучали?

Ответы учащихся

Учителем выставлены положительные оценки.

Приглашение Леночки и Пети на следующий урок.

Комментарий домашнего задания: § 12, стр. 26, схема, упр. 68, найти в сказке «Снежная королева» Г.Х. Андерсена слова с Ъ и Ь.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Материалы инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результативность инновационных технологий на уроках русского языка и литературы"

Материалы обмена опытом инновационной деятельности "Открытые образовательные технологии на уроках русского языка и литературы", представленные на окружном семинаре по теме «Применение и результа...

Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Применение на уроках русского языка и литературы новых информационных технологий. Учитель русского языка и литературы Созинова И.Н.

В Стратегии модернизации образования подчеркивается необходимость изменения методов и технологий обучения на всех ступенях, повышения веса тех из...

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Русский язык- национальный язык русского народа"

Презентация к первому уроку русского языка в 5 классе по программе под редакцией Быстровой...

Урок русского языка : Стили русского литературного языка.Автор : учитель русского языка Мешкова В.Н МОУ « Филимоновская СОШ»

Р/Р. СТИЛИ РЕЧИ ЛИТЕРАТУРНОГО ЯЗЫКА Цели: систематизировать знания учащихся о стилях речи; учить составлять тексты определенного стиля...

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе (к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы» А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой) (68 ч.)

Календарно-тематическое планирование уроков русского языка в 11 классе(к учебнику «Русский язык и литература. Русский язык. 10-11 классы»  А. И. Власенкова, Л. М. Рыбченковой)(68 ч.)...