урок русского языка во 2 классе образовательной системы "Школа 2100" по теме « Правописание слов с разделительным ъ»
план-конспект урока по русскому языку по теме

Доценко Лидия Николаевна

Данный урок включает в себя презентацию и разработанный маршрут урока.

Скачать:


Предварительный просмотр:

 Открытый урок по русскому языку во 2 классе

Учитель: Доценко Лидия Николаевна,

МБОУ СОШ № 28 с.Ивановка

( ОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ СИСТЕМА «Школа 2100»)

Тема урока: « Правописание слов с разделительным ъ»

Тип урока. Урок повторения и закрепления изученного.

Цель урока:

  1. Образовательные:

- развитие умения писать слова с разделительным Ъ знаком;

- обозначать орфограмму и различать написания с разделительным Ъ и разделительным Ь знаками.

      2. Развивающие:

            -  развитие умения видеть проблему, исследовать и добиваться ее разрешения;

             - способствовать постановке и реализации целей урока;

             - развитие орфографической зоркости;

             - развитие коммуникативных навыков: умение общаться с одноклассниками и взрослыми, обосновывать собственную точку зрения, уважать другую точку зрения, владеть устной речью.

        3. Воспитывающие:

            - содействовать воспитанию ответственности и взаимовыручке;

            - содействовать воспитанию позитивного отношения к учебе;

            - воспитание умения ценить время.

Оборудование: компьютер, интерактивная доска, мультимедийный проектор, презентация, маршрут урока, подснежники из бумаги, корзина для цветов.

Ход урока.

                                 ( перед самым началом урока на экране слайд № 2)

Ну-ка, посмотри, дружок,

Ты готов начать урок?

Все ль на месте,

Все ль в порядке

Книжки, ручки и тетрадки?

Все ли правильно сидят?

Все ль внимательно глядят?

  1. Орг. Момент (1 мин.) – Слайд № 3

                    Громко прозвенел звонок,

                    Начинается урок.

                    Наши ушки на макушке,

                    Глазки широко открыты,

                    Слушаем, запоминаем,

                    Ни минутки не теряем!

- Я рада вновь видеть всех вас на уроке. Давайте,друзья, улыбнемся друг другу! Улыбки подарим гостям! К уроку готовы? Я рада! Желаю успехов всем нам!

  1. Самомассаж рук.

- Большим и указательным пальцам поглаживаем от кончиков до основания сначала одной рукой, потом другой.

- При помощи карандаша трем ладони с внутренней стороны, затем – с тыльной стороны.

- Заканчиваем массаж поглаживанием обеих рук.

- Дотрагиваемся ладонями до щек, ощущаем тепло своих рук.

      3. Минутка чистописания. ( 4 мин.)

          ( открывают тетрадь, рассказывая стихотворение)- Слайд № 4

                                           Я тетрадь свою открою

                                            И наклонно положу.

                                             Я, друзья, от вас не скрою,

                                             Ручку я вот так держу.

                                             Сяду прямо, не согнусь,

                                             За работу я возьмусь.

                               (повторяют правила посадки)

- Денис, скажи, пожалуйста, какое сегодня число? ( сегодня 16 марта).

- По середине рабочей строки записали

                                           16 марта (слайд № 5 )

- На следующей строке по середине записали

                                            Классная работа.

- Каким бы вы хотели видеть наш урок? (веселым, интересным)

- А для этого мы должны с вами услышать тишину в классе. Какой звук произносят, когда хотят услышать тишину! (звук [Ч])

- Вот мы сегодня и вспомним как пишется прописная  буква ч в соединении с верхней и нижней петелькой.

- Что мы знаем о звуке Ч ? ( согласный, глухой, непарный, всегда мягкий)

- Пишем букву ч с петелькой вверху и внизу и опять буква ч

4. Мотивирующее введение в тему урока.

- Послушайте внимательно стихотворение и ответьте на поставленный в нем вопрос!

Было «сели», стало «съели»,

Догадаться вы сумели,

Почему случилось так?

Кто виновник?

(все: Твердый знак – слайд № 6.)

- (Слайд № 7 )  Влад Волошин, прочти, пожалуйста, девиз нашего урока. ( Друзья, учение нас объединяет.)

- Богдан Перевощиков, как ты понимаешь девиз нашего урока? (только все вместе можно преодолеть все трудности и узнать много интересного)

- Я специально пропустила буквы в словах. Их написание вы мне объясните позже. А сейчас, может быть, кто-то уже готов назвать тему и цель  урока.  Маша попробует ответить на этот вопрос. ( Тема «РАЗДЕЛИТЕЛЬНЫЙ Ъ». Мы будем учиться писать слова с разделительным Ъ)

- Совершенно верно, но еще мы будем учиться различать написание разделительного Ъ и разделительного Ь.

- Вика Кобзева, какую букву мы вставим в слове ДРУЗЬЯ? ( В слове друзья мы вставим разделительный Ь)

- Впишите эту букву в предложении, в вашем маршруте урока

- Влад Морозов, какую букву мы вставим в слове ОБЪЕДИНЯЕТ? ( в слове объединяет мы вставим разделительный Ъ)

5. Развитие учебно – языковых, правописных и речевых умений. (Слайд № 8-9)

1) - Раздели  слова  на  две  группы  и  запиши  их  в  тетрадь в 2 столбика 

                    Съезд, ручьи,  въезд, деревья, объявление.(Слайд № 8)

                     Крылья, вьюга, съел (Слайд № 9)

- Давайте проверим себя. Если у вас все выполнено верно , поставьте на полях плюс. (слайд № 10)

Ъ

Ь

съезд

ручьи

въезд

деревья

объявление

крылья

съел

вьюга

- Найдите в классе и покажите своими глазками ту букву, которую вставили в слова первого столбика. Волшебным  взглядом  перенесите эту букву в нужный столбик.

- Найдите букву, которую вставили в слова второго столбика и переместите ее в этот  столбик.

- Богдан Перевощиков, на какую орфограмму слова первого столбика? (разделительный Ъ знак)

- Влад Морозов, расскажи нам правило о Ъ.

-  Вика Калуцкая, на какую орфограмму слова второго столбика? ( разделительный Ь)

- Маша, расскажи нам правило.

Слайд № 11-12

- Что общего и чем отличаются Ъ и Ь знак? ( Ъ знак только разделительный, а Ь знак может быть разделительным и служить для смягчения согласных)

6. Динамическая пауза (под энергичную музыку  выполняем движения по команде учителя)

2)Упражнение на развитие умения писать слова с приставками и предлогами, а также разделительный Ъ после приставок, объясняя выбор или отсутствие Ъ после приставок. ( слайд № 13-15

- Посмотрите на слайд. Прочитай, Рома, задание. (Спиши, раскрывая скобки. Вставьте, где нужно, разделительные Ъ и Ь.)

(По)езд    (от)ехал    (от)перрона.

(По)возка  (под)ехала  к  (от)крытым воротам.

(От)испуга   (вороб)и   (вз)летели.

(Лад)я   (от)плыла   (от)(при)стани.

- Егор, что нам нужно сделать в этом задании? (списать,раскрыть скобки и вставить Ь и Ъ. подчеркнуть)

3) Упражнение на развитие умения писать слова с разделительным ъ, объяснять выбор разделительного ъ или отсутствие его, совершенствование навыков работы над лексическим значением слов. (Слайд № 16- 22)

- В данные  слова вставьте пропущенные буквы и запишите рядом запишите противоположные по смыслу слова.

Под…ехал

отъехал

От…езд

приезд

С…ехались

разъехались

Вы…шел

зашел

Подо…шел

отошел

Вы…ехал

заехал

( разбирается каждое слово)

6. Физкультминутка.

- Ребята, встали все друг за другом. Если в слове есть разделительный мягкий знак – хлопаем в ладоши, если твердый знак – приседаем.

        Счастье, объявление, польет, семья, разъясняю, солью, листья, въехал, колья.

7. Рефлексия деятельности. (слайд № 23)

- Ну что же, друзья, подведем итог.

- Вспомним девиз нашего урока.

- Вспомним девиз сегодняшнего урока. Кто сможет объяснить, какой знак вставим в слово друзья, объединяет? Почему?

- Назовите тему сегодняшнего урока.

- Что нового узнали на уроке?

- А чем отличаются друг от друга разделительные ь и ъ знаки?

- Оцените себя. Перед вами лежат три подснежника. (слайд № 24)

распустившийся подснежник говорит, что Вы считаете, что урок прошёл для вас плодотворно, с пользой. Вы поняли тему и можете помочь другим.

подснежник с тремя лепестками говорит, что Вы считаете, что поняли тему, но  вам ещё нужна помощь.

 нераспустившийся подснежник говорит, что Вы считаете, что было трудно на уроке.

- Выберите свой подснежник и поставьте его в корзину у доски. (Ученики выбирают подснежник, выходят к доске и ставят свои цветы в корзину)\

- Посмотрите какую замечательную корзину подснежников мы с вами собрали сегодня на уроке. (слайд № 25)

Пусть первый подснежник
Подарит Вам нежность! 
Весеннее солнце подарит тепло! 
А мартовский ветер подарит надежду, 
И счастье, и радость, и только добро!

8. Домашнее задание. (слайд №26)

  Упражнение 150. А по желанию - найти 2 пословицы, в которых есть разделительные ь и ъ знаки

Resource id #3238


Предварительный просмотр:

                Друз…я, учение нас об…единяет.

Запиши слова в два столбика

Вставь пропущенные буквы и допиши к каждому слову пару-слово с противоположным значением. Обозначь орфограмму.

ъ

ь

Под…ехал

От…езд

С…ехались

Вы…шел

Подо…шел

Вы…ехал

Упражнение 210

Спиши, раскрывая скобки. Вставьте, где нужно, разделительные Ъ и Ь.

                                                                                                                                                                               Маршрут урока

                                                                                                                                                         

                                                                                                                                                            по русскому языку

                                                                                                                                                           ученика(цы) 2 класса

                                                                                                                                                      МБОУ СОШ № 28 с.Ивановка

                                                                                                                                                      __________________________

                                                                                                                                                       __________________________

Resource id #2386

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 3 класс УМК «Планета знаний» Тема: Взаимосвязь подлежащего и сказуемого.

Конспект урока  русского языка УМК "Планета знаний " Взаимосвязь подлежащего и сказуемого" 3 класс...

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. УМК М.М. Разумовской.

Урок русского языка. 5 класс. Чем отличаются друг от друга слова-омонимы. Конспект урока, технологическая карта, приложения....

План-конспект урока русского языка (7 класс) на тему:" Причастный оборот.Определяемое слово и зависимое слово"

Конспект урока разработан в соотвествии с требованиями ФГОС.Тип урока: урок открытия новых знаний.Цели как деятельность учеников.Метапредметные:М/п: анализировать, сравнивать, обобщать, классифицирова...

Дистанционный урок русского языка. 7 класс. Правописание и употребление междометий и звукоподражательных слов.

Предложен учебный фильм, дидактические таблицы для осмысления и запоминания....

Дистанционный урок русского языка. 5 класс. "Повторение пройденного. Орфограммы в окончаниях слов"

Предложен материал для самостоятельного повторения пройденного....