Комплексный анализ текста.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Смирнова Елена Юрьевна

Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Тема урока: «Комплексный анализ текста.

Цели урока:

воспитать у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к природе через чтение и анализ текста

Образовательные

 

отработать навык анализа художественного текста; подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ОГЭ (15.1) или выполнению творческого задания на основе проанализированного текста; повторение отдельных видов орфограмм и пунктограмм

 

Развивающие

 

Формировать  умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения

Воспитательные

 

Стимулировать потребность учащихся к самореализации, самовыражению. Воспитывать  у учащихся любовь к слову, интерес к творческому труду. Совершенствовать умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника. Формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к природе, бережное, трепетное обращение ко всему живому на Земле, ответственность каждого и за все, что окружает его

Тип урока

Комбинированный.

Форма урока

Проблемный урок. Развитие речи. Урок применения и совершенствования знаний

Формы контроля

 

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

Медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: текст, карточки-задания, план анализа текста, словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon kompleksnyyi_analiz_teksta.doc71 КБ

Предварительный просмотр:

 Технологическая карта урока русского языка в 9 классе

Тема урока: «Комплексный анализ текста.

Цели урока:

воспитать у учащихся чувства гражданственности, уважительного отношения к природе через чтение и анализ текста

Образовательные

отработать навык анализа художественного текста; подготовить учащихся к написанию сочинения в формате ОГЭ (15.1) или выполнению творческого задания на основе проанализированного текста; повторение отдельных видов орфограмм и пунктограмм

Развивающие

Формировать  умения самостоятельно в комплексе применять знания, умения и навыки, осуществлять их перенос в новые условия. Развивать речь учащихся, воображение. Развивать умение анализировать текст с точки зрения его содержания, использования автором художественно-изобразительных средств языка. Развивать мышление детей, умение делать выводы, обобщения

Воспитательные

Стимулировать потребность учащихся к самореализации, самовыражению. Воспитывать  у учащихся любовь к слову, интерес к творческому труду. Совершенствовать умения вести конструктивный диалог, принимать мнение собеседника. Формировать гражданскую позицию, воспитывать любовь к природе, бережное, трепетное обращение ко всему живому на Земле, ответственность каждого и за все, что окружает его

Тип урока

Комбинированный.

Форма урока

Проблемный урок. Развитие речи. Урок применения и совершенствования знаний

Формы контроля

Индивидуальная, фронтальная, групповая

Оборудование

Медиапроектор, экран, презентация к уроку, раздаточный материал: текст, карточки-задания, план анализа текста, словарь С. И. Ожегова и Н. Ю. Шведовой

Домашнее задание

Ход урока:

Этап урока

Деятельность учителя

Деятельность ученика

Формируемые УУД

  1. Мотивация

Включение в деловой ритм. Создание проблемной ситуации.  

Работа с эпиграфом урока.

- Какие слова в эпиграфе являются ключевыми?

- Почему?

- Как вы понимаете смысл высказывания Станислава Куняева?

- Попытайтесь определить, почему это высказывание взято в качестве эпиграфа к уроку?

Готовятся к работе. Делают вывод, отвечая на проблемный вопрос.

Работа с эпиграфом урока.

-Учащиеся самостоятельно определяют ключевые слова (прошу, прислушайся, не убей, не губи, пощади, осталось, щемит). Большинство из них глаголы в повелительном наклонении, которые побуждают к действию.

-Учащиеся высказывают собственное мнение, объясняя смысл эпиграфа.

Приводят самостоятельные высказывания  по значению эпиграфа, делают выводы.

Самоопределение (Л) Смыслообразование (Л) Подведение под понятие             (П)

    2.Актуализация    знаний

Ставит задачу определить тему урока.

Ставит задачу определить цель урока.

Тема: Комплексный анализ текста В.П. Астафьева «Мёртвый таймень».

Работа с заголовком текста (подготовительный этап).                      - По заглавию определите, о чём этот текст? Как вы думаете, какую информацию должен этот текст содержать?

Формулируют тему урока.

Формулируют цель урока.

Размышляют о содержании текста

Логические действия               (П) Самоопределение                     (Л) Осознанное и произвольное построение речевого высказывания                            (П)

3.Формирование новых знаний.

Просит записать тему урока. Создаёт ситуацию успеха.

Читает текст выразительно.  

- Какое впечатление произвёл на вас текст?

- Что заключено в названии?

Тема или идея? Просит определить тему, идею, проблему текста.

Работают в тетрадях. Записывают тему урока.  

Знакомятся  с текстом. Работают  по плану анализа текста.

(самостоятельное просмотровое чтение)

- Отвечают на вопросы. (изучающее чтение).

Извлечение необходимой информации из текста                (П)

Работа в паре                                (К)

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками            (К)

Подведение под понятие             (П) Постановка и решение проблем  (П)

Целеполагание                               (Р)

Общение и взаимодействие с партнёром                                      (К)

Самоопределение                         (Л)

Подведение под понятие              (П)

4.Первичное закрепление и проговаривание вслух

 Перечитайте текст. Определите, какие средства выразительности использует автор? 1-я группа находит синтаксические средства выразительности.

2-я группа находит лексические

средства выразительности.

 

         

                                                                                                                       

Просит определить тип, стиль, признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.

 - Определите тип текста.

- Определите стиль текста. (запись) Укажите, какие признаки характерны для этого стиля. Укажите, какие признаки

характерны для этого типа.

                                                                           

Найдите в тексте орфограммы, объясните их написание.

Объясните постановку знаков препинания.

(Поисковое чтение).

Работа в группах.

Отвечают на вопросы. Анализируют текст. Делают вывод.

Отвечают на вопросы. Анализируют ответы одноклассников, делают выводы.

Анализируют орфограммы и пунктограммы. Выполняют тесты.

Учебное сотрудничество с учителем и сверстниками (К)

Подведение под понятие (П) Постановка и решение проблем (П) Работа в группах. (К)

Самоопределение (Л).

5.Самостоятельная работа

Создание собственного речевого высказывания на основе эпиграфа и проанализированного текста.

Выражение своего отношения к

проблеме, поднятой в тексте и затронутой в эпиграфе, путём ответа на вопрос: «Что необходимо предпринять, чтобы сохранить природу?»

Постановка и решение проблем  (П)  Самоопределение                         (Л)

6. Включение в систему знаний и обобщение

Предлагает зачитать для обсуждения полученные тексты.

Зачитывают и обсуждают написанные тексты.

Логические действия                    (П) Самоопределение                         (Л)

Осознанное построение речевого высказывания.                               (К)

7. Рефлексия

Просит вспомнить, какие цели и задачи ставил каждый перед собой в течение урока. Организует рефлексию. Обобщает сказанное. Благодарит за работу. Оценивает ответы.

Составляют внутреннюю речь. Используют клише для рефлексии. Оценивают свою работу

Рефлексия способов и условий действий                                        (П)

Контроль и оценка результатов деятельности                                 (П)

Самооценка                                   (Л)

Адекватное понимание причин успеха (неуспеха)                         (Л)

8. Домашнее

задание.

Напишите сочинение-рассуждение, раскрывая смысл

высказывания: «Экспрессивно-просторечные слова обладают образностью, способны выражать оценку и нередко содержат дополнительный смысловой оттенок».

Записывают задание

 Творческое задание (П., Л)

Учитель заканчивает урок чтением стихотворения Эдуарда Асадова “В мире столько всяческого зла…”

В мире столько всяческого зла,-

Значит, надо помнить постоянно:

Никогда не поздно и не рано

Совершать хорошие дела.

И чтоб сердцу не было морозно,Сколько бы ты бед ни натворил –

Никогда не рано и не поздно

Повиниться честно и серьёзно

В зле, что ты когда-то совершил.


Приложение 1

Эпиграф

Я люблю тебя, большое время,

Но прошу — прислушайся ко мне:

Не убей последнего тайменя,

Пусть гуляет в тёмной глубине.

Не губи последнего болота,

Загнанного волка пощади,

Чтобы на земле осталось что-то,

От чего щемит в моей груди.

                                                              Станислав Куняев.

Мёртвый таймень

1)Меж бревен вверх брюхом плавал по Енисею огромный таймень, и замусренная вода пузырилась вокруг мертвой рыбины.

2)По древнему зову пришел таймень осенью к тому месту, где был Манский бык, который безо всякой надобности смахнули гидростроители, стал за камни — ближе к живым донным ключам.

3)Весной таймень начал пасти стаю ельцов, выедая тех, что больны и ослаблены.

4)Забылся в охоте таймень.

5)Увлекся.

6)А возле займища в Овсянскую запань разгружалась железная лесовозная баржа — колымага, разом обрушив в воду весь лесной груз тонн в семьдесят весом, и, как глупого мелкого ельца, хряпнуло бревнами, оглушило речного красавца, быть может, последнего из тех речных богатырей, что стояли веками за Манским быком зимней порой в холодной, тихой яме и украшали жизнь реки, продляя богатырский таймеиный род, разжигали рыбачью удаль и страсть.

В.П. Астафьев

Лексический комментарий.

     /

Мана. - Река в горах Южной Сибири, правый приток Енисея, 475 километров.

           /

Таймень. - Род рыб семейства лососей. Длина до 1,5 метров,весом до 60 килограммов.

Бык.  - Промежуточная опора моста или гидротехнического сооружения.

    /

Займище. -  Прибрежная полоса,затопляемая при разливе.

   /

Запонь. (специальное). - Ограждение на воде для хранения и сортировки леса, плавучая преграда поперёк реки.

    /

Баржа.   - Грузовое судно,обычно плоскодонное.

             /

Колымага.  (разговорное).  - Тяжёлая, громоздкая неуклюжая повозка.

План анализа текста.

1.        Прочитайте  текст.

2.        Уточните лексическое значение незнакомых слов.

3.        Определите тему, идею, проблему.

4.        Определите авторскую позицию, охарактеризуйте средства выразительности.

5.        Определите тип, стиль текста, назовите  признаки стиля, выразительные средства, характерные для этого стиля.

6.        Выразите свое отношение к поднятой в тексте проблеме.      


Приложение 2

Выполните тестовые задания

1. Из  предложений 4-6 выпишите слова, в которых правописание приставки определяется правилом: «Если после приставки на -з-с следует звонкий согласный, то на конце её пишется буква з».

______________________________

2. Из предложения 1-3 выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом: «В полных страдательных причастиях прошедшего времени пишется НН».

______________________________

3. Из предложения 1-5 выпишите слово, в котором правописание приставки определяется её значением «приближение»

______________________________

4. Замените слово экспрессивной лексики «смахнули» в предложении 2 стилистически нейтральным синонимом.

______________________________

5. Замените словосочетание «замусоренная вода» в предложении 1, построенное на основе согласования, синонимичным словосочетанием со связью управление.

______________________________

6. Укажите количество грамматических основ в предложении 1. Ответ запишите цифрой.

__________

7. Из предложений 2-4 выпишите составное глагольное сказуемое.

______________________________

8. Из предложений 1-5 выберите предложение с обособленным обстоятельством. Укажите его номер.

__________

9. Из предложения 1-5 выберите сложное, союзное, сложносочиненное предложение. Укажите его номер.

__________

10. Из предложений 1-5 выберите сложное, союзное, сложноподчиненное предложение(я). Укажите его номер.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Комплексный анализ текста. Работа с текстом И.Бунина.

Данные материалы должны послужить для расширении словарного запаса, воспитанния чувства любви к прекрасному и умение видеть это прекрасное в окружающем мире,  для закрепления навыков анализ текст...

урок-исследование "Комплексный анализ текста" (по тексту Ю.Бондарева "Звезда и Земля")

Разработка открытого урока по комплексному анализу текста Ю.Бондарева "Звезда и земля"....

Работа с текстом. Комплексный анализ текста. 9 класс.

Комплексный анализ текста предназначен для подготовки учащихся 9 класса ГИА по русскому языку. В него входит синтаксический материал части В9 - В14. Повторяются простое осложненное предложение, а так ...

Комплексный анализ текста в старшей школе с целью подготовки к написанию части «С» Единого государственного экзамена. Анализ текста О.М.Безымянной «Урок о «если» (подготовка к выполнению части «С»)

Чтобы удивиться, нужно мгновение, а чтобы сделать удивительную вещь, нужны годы терпения и упорного труда.Древняя мудрость           Изучение русского...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

Приемы комплексного анализа текста как средство развития устной и письменной речи учащихся (комплексный анализ текста на уроках русского языка в 5-м классе)

Текст содержит в себе фонетический, лексический и семантический компоненты языка, которые соотносятся с уровнями языка. Поэтому именно комплексный анализ текста позволяет реализовать программу интелле...

ЕГЭ по русскому языку. Задание 22. Комплексный анализ текста, логико-содержательный анализ текста.

Материал выполнен в виде презентации в формате PDF-файла. Рассматриваются различные варианты формулировок данного задания. Представлен алгоритм работы над ним, а также для практики разбираются пять те...