План - конспект урока по теме «Лексика. Фразеология» 10 класс (профильный уровень)
план-конспект урока по русскому языку (10 класс) на тему
Данный материал помогает организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной теме,отработать навыки решения заданий 24 в тестах ЕГЭ, содействует развитию умения у учащихся работы с толковым словарем, с лексическими изобразительно - выразительными средствами, с паронимами, находить в тексте фразеологизмы.
Скачать:
Предварительный просмотр:
План - конспект урока по теме «Лексика. Фразеология» 10 класс (профильный уровень)
Цели и задачи урока:
- Организовать деятельность учащихся по систематизации знаний по теме «Лексика. Фразеология», повторить, закрепить и углубить знания по данной теме.
- Отработать навыки решения заданий АЗ, Б8 в тестах ЕГЭ.
- Создать условия для усвоения таких понятий, как: паронимы, парономазы, смешение паронимов, типы фразеологизмов.
- Содействовать развитию умения у учащихся работы с толковым словарем, с лексическими изобразительно - выразительными средствами, с паронимами, находить в тексте фразеологизмы.
- Совершенствовать учебно - языковые и коммуникативные умения учащихся, навыки лексического анализа.
- Помочь учащимся осознать ценность совместной деятельности.
- Подготовить учащихся психологически к тестовой форме выпускного экзамена.
Оформление: проектор, экран, толковые словари, раздаточный материал для учащихся (приложения №1,2, 3, 4, 5)
Этапы урока.
/. Оргмомент, объявление темы урока, запись числа и темы.
II. Целеполагание.
- исходя из темы урока, поставьте для себя несколько целей. Сформулируйте, зачитайте.
Учитель обобщает и подводит к целям данного урока.
III. Рефлексия по теме прошлого урока «Фонетика. Орфоэпия».
1. Фонетическая, орфоэпическая разминка (задание на экране через проектор)
- В каких словах под ударением произносится тот же гласный звук, что и в слове СЫН ?
Щиплет, жизнь, циркуль, щит, чистка, включит, шире. Ответ: (ключ на экране). Жизнь, циркуль, шир'е.
- Почему именно эти слова ?
- Объясните данное фонетическое явление.
- Назовите слово, из записанных, с ударением на втором слоге (включит)
- Выберите правильный вариант произношения слов (на экране) а) фонетика [н] б) шинель [н'] в) бизнес [н'] г) энергия [н'] (шинель [н'])
IV Актуализация знаний учащихся по теме «Лексика. Фразеология».
- Расскажите о лексической принадлежности (лексическая группа) вышеприведенных слов (слова из предыдущего задания на экране).
1. Работа в группах.
Повторение теоретических сведений по лексике и фразеологии (учащиеся разбиты на 4 группы, каждая группа получила домашнее задание: подготовиться по следующим теоретическим вопросам:
1гр. Лексика русского языка как система. Лексическое значение слова. Однозначность и многозначность. Прямое и переносное значение слов. 2гр. Словари. Толковый словарь. Словарная статья.
Згр. Основные лексические единицы (синонимы, антонимы, омонимы и их
разновидности).Контекстуальные синонимы, антонимы.
4гр. Фразеология. Фразеологизмы. Лексические средства выразительности.
- обсуждение теоретических вопросов в группах;
- выступление группы;
- вопросы от других групп.
2. Рефлексия.
- Контрольные вопросы через проектор
- Что изучает лексикология?
- Какие слова называются исконными?
- Каковы причины заимствований?
- Историзм и архаизм. В чем различие?
- Словарная статья. Что по ней можно узнать?
Работа в группах с толковым словарем, обсуждение.
1гр. - Найти словарную статью с устаревшим словом, доказать. Рассказать о словарной статье.
2гр. - Найти словарную статью с заимствованным словом, доказать. Рассказать о словарной статье.
Згр. - Найти словарную статью, где слово будет в переносном значении, доказать. Рассказать о словарной статье.
4гр. - Найти словарные статьи с омонимами, доказать. Рассказать о словарных статьях.
Выступление групп.
- Какие разновидности омонимов вы знаете ?
- Назовите лексические средства выразительности
Методический прием «Квадрат». Нахождение сравнений. Задание записано на доске.
Найдите в данных предложениях сравнения и впишите их в квадрат.
1. Лес, точно терем расписной,
Лиловый, золотой, багряный
Веселой, пестрою стеной
Стоит над светлою поляной. (И. Бунин).
2. Белая береза под моим окном
Принакрылась снегом, точно-серебром,
На пушистых ветках снежною каймой Распустились кисти белой бахромой. (С. Есенин).
- Красною кистью рябина зажглась. (М. Цветаева).
- Из-под соломы, как черные пули, залпом вылетели воробьи. (К. Паустовский).
- Смотри! Полосатая кошка
На тумбе сидит, как матрешка. (Н. Матвеева).
- Тихо лебеди плывут, словно лёгкий сон. (В. Фёдоров).
- Сквозь дым летучий французы двинулись как тучи (М. Лермонтов).
Точно терем расписной | Веселой пёстрою стеной | Точно серебром |
Белой бахромой | Красною кистью | Как чёрные пули |
Как матрёшка | Словно лёгкий сон | Как тучи |
- Сделайте вывод: чем может выражаться сравнение?
- Что такое фразеологизм?
- Паронимы и парономазы. Что это?
- Какие типы фразеологизмов вы знаете? (Последние два вопроса для детей продвинутого уровня)
V. Новый материал.
1. Комментарий учителя по двум последним вопросам (использование экрана и проектора)
Паронимы - однокоренные слова, близкие по звучанию, но разные по значению или частично - совпадающие в своем значении (абонемент -абонент)
Парономазы - близкие по звучанию слова, имеющие разные корни (корнет -кларнет).
Смешение паронимов - ошибка !
Одеть шапку (неправильно) - надеть шапку
Эффективная внешность (неправильно) - эффектная внешность.
Смешение паронимов приводит к обеднению языка.
Рефлексия.
а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов.
б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа
получает карточку и задание на экране)
1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.
2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
растений
- (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
- Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней.
Все учащиеся.
в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов (задание на экран через проектор)
- Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
- Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.
- Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
- Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.
- Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.
Ответ: 1 - каменистой (покрытой камнем) 3 - дождевая (несущая дождь) 5 - предоставлена
Индивидуальная работа по карточкам (8 человек) (В каждой группе по 1 человеку - 4 человека)
К1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употреблять информативный?
Справка: информационный - относящийся к информации
информативный - несущий информацию, насыщенный
информацией.
- Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
- Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.
3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы. Ответ: 3
К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?
Справка: взрывной - прилаг. к взрыв
взрывчатый - способный взорваться
- Взрывная волна отбросила ящик метра на три.
- Здесь нельзя хранить взрывные вещества.
- Снайперы обезвредили взрывное устройство.
- В нём горели, обжигали, страстные, порой, взрывные, чувства. Ответ: 2
Сбор работ по карточкам, оценивание в конце урока.
2. Типы фразеологизмов (проекция на экран)
Фразеологизм - устойчивое сочетание слов, которое употребляется как целая единица (тертый калач)
- Нейтральные - употребляются во всех стилях речи (замкнутый круг, знай себе цену);
- книжные - употребляются в книжных стилях (зондировать почву, камень преткновения);
- разговорные - в устной форме (глаз радует, сквозь зубы);
- просторечные - сниженные, грубые (дурить голову, клёвое дело)
Рефлексия.
1. Игра «Перевертыши» (все учащиеся)
Перед учащимися «перевертыши» - устойчивые выражения, в которых
каждое слово заменено антонимом. Восстановите первоначальный вид.
Определите стилистическую окраску. Новая ложь, выйти из безвкусицы, умирать собственной глупостью, прийти из бытия, бессчетные ночи, взять начала.
Ответ: старая истина, войти во вкус, жить чужим умом, уйти в небытие, считанные дни, отдать концы.
Индивидуальная работа (4 человека)
К1. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный).
К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный).
КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
«У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!»
( В. Шукшин)
Ответ: золотые руки (нейтральный).
К4. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный).
Пока все играют в «Перевертыши», учащиеся индивидуально готовятся по карточкам, затем выступают.
Самопроверка.
Ключи на экране через проектор
Ключ 1в.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | балка | 2 | 2 | менталь- | 2 | 1 | 1 | живёт | на | 5 |
ность | на | всякий | ||||||||
широку | случай | |||||||||
ногу |
Ключ 2в.
№ | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | 10 |
Ответ | качался | 1 | 1 | харизма | 2 | 2 | 2 | держать | шапки | 3 |
ухо | не | |||||||||
востро | ломал |
Оценка «5» - 9-10 заданий , «4» - 7-8 заданий , «3» - 5-6 заданий, «2» - 0-4 зад
VI.! Итог урока «5»- «4»- «3»- «2»-
VIII. Домашнее задание на выбор 1.Учебник стр. 24-40 упр. 50, 66.
- Придумать квадрат - задание по определению лексических тропов.
- Для «продвинутого» уровня.
Какие русские названия женщин по национальности имеют паронимы, а какие омонимы? Оформите материал в виде таблицы.
омонимы | паронимы |
1. финка - финка | 1. черкешенка - черкеска |
2. полька - полька | 2. |
К1. В каком предложении вместо слова информационный нужно употреблять
информативный?
Справка: информационный - относящийся к информации
информативный - несущий информацию, насыщенный
информацией.
- Последние десятилетия характеризуются широким распространением разнообразных средств массовой информации, в том числе представленных в электронном виде на различных информационных носителях.
- Дмитрия Олеговича назначили руководителем новой информационной программы.
3). Опубликованная статья показалась мне весьма информационной и поэтому очень полезной.
4) Современные информационные технологии помогают успешно и быстро решать многие проблемы.
Ответ:
К2. В каком предложении вместо слова взрывной нужно употребить взрывчатый?
Справка: взрывной - прилаг. к взрыв
взрывчатый - способный взорваться
- Взрывная волна отбросила ящик метра на три.
- Здесь нельзя хранить взрывные вещества.
- Снайперы обезвредили взрывное устройство.
- В нём горели, обжигали, страстные, порой, взрывные, чувства.
Ответ:
Сбор работ по карточкам, оценивание в конце урока.
Рефлексия.
а) Попробуйте привести свои примеры смешения паронимов.
б) Из приведенных паронимов выберите нужное слово. (Каждая группа
получает карточку и задание на экране)
1) В полку царило (воинствующее - воинственное) настроение.
2) Всё реже встречаются (грибные - грибковые) заболевания молодых
растений
- (Консервация - консервирование) овощей ведется из подвозимого сырья.
- Город (встряхнул - стряхнул) оцепенение будней. Все учащиеся.
в) Определите, в каких предложениях допущены ошибки, связанные со
смешением паронимов (задание на экран через проектор)
- Свернув у огромного валуна, мы прошли по открытой каменной долине к устью реки.
- Он действовал всегда осторожно, так как был опасливым человеком.
- Мы не заметили, как поднялся ветер и по небу поползла темная дождливая туча.
- Наш катер подошел к лесистому острову, окруженному светлой полосой отмели.
- Наша туристическая группа была представлена самой себе, инструктора нам так и не дали.
Индивидуальная работа (4 человека)
К1. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Вот с жиру и бесятся люди: то давятся, то травятся, а Федька - тот с поросятами убивается. (М. Зощенко). Ответ: с жиру бесятся (просторечный).
К2. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Там, между полей, змеёй вилась дорога и убегала за лес, дорога в обетованную землю, в Петербург (И. Гончаров). Ответ: в обетованную землю (книжный).
КЗ. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
«У тебя же золотые руки! - скажут ему. - Ты бы мог знаешь как... жить!» ( В. Шукшин)
Ответ: золотые руки (нейтральный).
К4. Найдите фразеологизм. Определите его стилистическую окраску. Объясните его.
Кто держится на своих ногах, живет свои умом, пути своей жизни не кривит - у того человека своё отдельное место в жизни и на земле. (В. Астафьев) Ответ: живёт своим умом (разговорный).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План - конспект урока химии в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Аминокислоты"
Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил. Тема урока: «Аминокислоты».Цель...
План-конспект урока по теме: "Погода", 6 класс
Обобщение изучения характеристик и явлений, происходящих в атмосфере с выполнением учащимися индивидуальных творческих заданий (минипроектов)...
План-конспект урока по теме"Праздники" 5 класс
План-конспект урока по теме"Праздники" 5 класс с учетом требований ФГОС....
план-конспект урока на тему "еда" 3 класс
План-конспект урока для 3 класса на тему Еда. Цель данного урока - введение и закрепление нового лексико-грамматического материала. К уроку прилагается презентация....
План-конспект урока по теме "Масштаб". 6 класс
План-конспект урока по теме "Масштаб". 6 класс...
План-конспект урока на тему: футбол. 9 класс. УМК "Физическая культура" под ред.В.И.Лях
Тема: ФутболЦель: Совершенствование техники ударов по мячу и остановки мяча.Задачи урока:1. Совершенствовать технику ударов по мячу и остановку мяча.2. Воспитание моральных и волевых качеств, дисципли...
План-конспект урока по теме "Шотландия" 6 класс.
На уроках страноведения можно использовать данные материалы для ознакомления учащихся с географией, культурой, традициями страны изучаемого языка....