План - конспект урока химии в 10-м классе (базовый уровень) по теме "Аминокислоты"
план-конспект урока по химии (10 класс) на тему
Габриелян, О.С. Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил.
Тема урока: «Аминокислоты».
Цель: изучить состав, строение, изомерию и химические свойства аминокислот.
Домашнее задание: § 17 (стр. 122-127), упр.10, задача 11.
Оборудование для проведения демонстрационного опыта: порошок CuO, растворы NaOH, глицина, индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса), глутаминовой кислоты, универсальная индикаторная бумага, пробирки.
План изучения нового материала
- Аминокислоты – производные карбоновых кислот.
- Функциональные группы аминокислот
- Номенклатура и изомерия аминокислот
- Физические свойства аминокислот
- Химические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения.
- Пептидная связь. Полипептид
- Нахождение в природе, значение и применение аминокислот.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
aminokisloty.doc | 36.5 КБ |
instruktivnaya_karta.doc | 37.5 КБ |
urok.doc | 57 КБ |
Предварительный просмотр:
Аминокислоты
(NH2)m R(COOH)n
- NH2 аминогруппа - СООН карбоксильная группа
Строение: бифункциональные (гетеро- ) вещества, взаимное влияние атомов, новые специфические свойства,
«внутренние соли», ионный тип связи.
Физические свойства: б/ц кристалл. в-ва, х. р. в H2O, плавящиеся с разложением при t >200 ºС,
б/в или вкус сладкий, горький.
Применение: пищевая, медицинская, химическая, микробиологическая промышленности.
Изомерия: - углеродного скелета; - положения аминогруппы;
- межклассовая (нитросоединения, сложные эфиры); - оптическая.
Номенклатура: «амино» + название кислоты
Химические свойства: NH2 − R− СООН
↓ ↓
основные кислотные
свойства
↓ ↓
взаимодействие
с кислотами с основаниями и спиртами
NH2 − Амфотерные органические соединения − СООН
O H
|| |
Поликонденсация аминокислот. −C−N− Пептидная связь. Полипептид
Природные←Аминокислоты→Синтетические
Предварительный просмотр:
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 1
Аминокислоты: общая формула, определение, номенклатура.
- Напишите общую формулу аминокислот. Выделите функциональные группы аминокислот.
- Дайте определение понятию «аминокислота». Определите аминокислоты как производные карбоновых кислот.
- Напишите структурные формулы простейшей аминокислоты и ее ближайшего гомолога.
- Попробуйте сами определить, как образуются названия аминокислот.
- На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 4 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 2
Аминокислоты: изомерия и номенклатура.
- Составьте все возможные структурные формулы органических соединений, соответствующие формуле С4Н7О2NH2. Сделайте вывод о видах изомерии аминокислот. Назовите класс соединений, изомерных аминокислотам. Приведите примеры.
- Ознакомьтесь с названиями и обозначениями природных аминокислот (дополнительный источник информации). Дайте название 2-аминопентановой кислоте с использованием букв греческого алфавита.
- На основании выполненных упражнений обобщите виды изомерии, характерные для карбоновых кислот.
- На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 4 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 3
Аминокислоты: общие способы получения.
- Вспомните и напишите уравнение реакции взаимодействия уксусной кислоты с хлором в присутствии красного фосфора (кат.). Назовите продукт данной реакции.
- Напишите реакцию, необходимую для следующего взаимодействия: хлоруксусная кислота → аминоуксусная кислота.
- На основании выполненных упражнений обобщите основные способы получения карбоновых кислот.
- На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 4 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА №4
Аминокислоты: физические свойства, значение.
- Ознакомьтесь с образцами выданных вам аминокислот. Охарактеризуйте их физические свойства: а) запах, б) цвет, в) агрегатное состояние, в) растворимость в воде, г) вкус. (Предлагается необходимое оборудование и материалы)
- Найдите в справочнике значения температур плавления аминокислот.
- На основании выполненной работы, обобщите физические свойства аминокислот.
- На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 4 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 5
Аминокислоты: строение функциональной группы, общая характеристика реакционной способности.
- Напишите структурные формулы простейшей аминокислоты. Выделите функциональные группы аминокислот
- На основании выполненных упражнений сделайте вывод о возможных химических свойствах аминокислот. Приведите примеры.
- Вспомните, какие реакции относятся к реакциям поликонденсации. Способны ли аминокислоты вступать в такие реакции? Почему?
- На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных химических свойствах аминокислот.
- На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 4 минут.
ИНСТРУКТИВНАЯ КАРТА № 6
Аминокислоты: значение аминокислот для животных и человека.
Работа с учебником (стр. 126-127)
- Как называется первая аминокислота, выделенная химиками из природных объектов?
- Каково значение аспарагиновой и глутаминовой кислоты для живых организмов?
- Каково применение глутаминовой кислоты и её солей?
- На основании выполненной работы обобщите информацию о строении и основных химических свойствах аминокислот.
- На листе ватмана оформите опорный конспект по вашей теме, подготовьте краткое сообщение на 4 минут.
Предварительный просмотр:
Габриелян, О.С.
Химия. 10 класс. Базовый уровень: учеб. для общеобразоват. учреждений/О.С. Габриелян.- 3-е изд. перераб.- М.: Дрофа, 2007. – 191, [1] с.: ил.
Тема урока: «Аминокислоты».
Цель: изучить состав, строение, изомерию и химические свойства аминокислот.
Домашнее задание: § 17 (стр. 122-127), упр.10, задача 11.
Оборудование для проведения демонстрационного опыта: порошок CuO, растворы NaOH, глицина, индикаторов (фенолфталеина, метилоранжа, лакмуса), глутаминовой кислоты, универсальная индикаторная бумага, пробирки.
План изучения нового материала
- Аминокислоты – производные карбоновых кислот.
- Функциональные группы аминокислот
- Номенклатура и изомерия аминокислот
- Физические свойства аминокислот
- Химические свойства. Аминокислоты – амфотерные органические соединения.
- Пептидная связь. Полипептид
- Нахождение в природе, значение и применение аминокислот.
Ход урока
- Проверка домашнего задания. § 16, упр. № 5 (цепочка превращений) и задача №7 (горение аминов, объёмная доля метиламина в смеси) – у доски.
Фронтальная беседа
1. Как изменяются физические свойства предельных аминов в гомологическом с ↑Mr? (Ответ: растворимость падает, агрегатное состояние Г-Ж-Т, плотность растёт, растут t•С кипения и плавления);
2. Какая группа является функциональной группой аминов и почему? (Ответ: аминогруппа, она определят основные химические свойства аминов как органических оснований);
3. Каково взаимное влияние атомов в молекуле анилина? (Ответ: радикал фенил влияет на аминогруппу, ослабляя основные свойства анилина; аминогруппа влияет на фенил, реакции замещения идут по положениям 2,4,6 цикла).
- Объяснение нового материала строится на основе опорной схемы №1 и демонстрационных опытов.
Демонстрационные опыты
- Определение реакции среды в водном растворе глицина и глутаминовой кислоты. С помощью полоски универсальной индикаторной бумаги (или растворов индикаторов) определяют рН 1% раствора глицина. Отсутствие кислой реакции раствора глицина объясняется образованием внутримолекулярной соли. Глицин – моноаминомонокарбоновая кислота. Аналогичные действия проводят с раствором глутаминовой кислоты – моноаминодикарбоновой кислотой. Реакция среды – кислая, рН-3,4-3,6.
- Реакция глицина с оксидом меди (II). В пробирку вносят 2 мл 1% раствора глицина, добавляют 1 г порошка оксидом меди (II). Появление голубой окраски раствора свидетельствует об образовании медной соли глицина.
- Реакция раствора глутаминовой кислоты с раствором гидроксида натрия. В пробирку вносят 1 мл раствора NaOH, несколько капель раствора фенолфталеина, затем по каплям добавляют раствор глутаминовой кислоты. Протекает реакция нейтрализации, раствор обесцвечивается.
Опорная схема № 1. Аминокислоты
(NH2)m R(COOH)n
- NH2 аминогруппа - СООН карбоксильная группа
Строение: бифункциональные вещества, взаимное влияние атомов, новые специфические свойства, «внутренние соли», ионный тип связи.
Физические свойства: б/ц кристалл. в-ва, х. р. в H2O, плавящиеся с разложением
при t >200ºС, б/в или вкус сладкий, горький.
Изомерия: - углеродного скелета;
- положения аминогруппы;
- межклассовая (нитросоединения, сложные эфиры);
- оптическая.
Номенклатура: «амино» + название кислоты
Химические свойства: NH2− R− СООН
↓ ↓
основные кислотные
свойства
↓ ↓
взаимодействие
с кислотами с основаниями и спиртам
Возможно образование двух видов солей одной аминокислоты
NH2− Аминокислоты - амфотерные органические соединения. − СООН
Поликонденсация аминокислот
O H
|| |
−C−N− пептидная связь, полипептид (см. стр. № 126)
Природные←Аминокислоты→Синтетические
↓
Незаменимые, пища
Синтезируемые организмом
Применение: пищевая, медицинская, химическая, микробиологическая промышленности.
- Самостоятельная работа с учебником (стр. 126-127)
Вопросы для беседы после изучения материала учебника: 1. Как называется первая аминокислота, выделенная химиками из природных объектов? (аспарагин из сока спаржи); 2. Каково значение аспарагиновой и глутаминовой кислоты для живых организмов? (аспарагиновая кислота связывает аммиак, глутаминовая содержится в мозге, сердечной мышце и плазме крови, связывает аммиак); 3. Каково применение глутаминовой кислоты и её солей? (пищевые добавки).
- Закрепление изученного материала. Выполнение интерактивных или иных упражнений по данной теме.
Приложение
Глицин (Glycine)
Латинское название вещества: Glycinum (род. Glycini)
Химическое название: аминоуксусная кислота
Характеристика вещества. Заменимая аминокислота. Белый кристаллический порошок, легко растворим в воде.
Применение вещества. Стрессовые состояния, психоэмоциональное напряжение, повышенная возбудимость, эмоциональная лабильность, неврозы, неврозоподобные состояния, вегетососудистая дистония, последствия нейроинфекций и черепно-мозговой травмы, нарушение сна; острый ишемический инсульт. Для повышения умственной работоспособности, в т.ч. подросткам с девиантными формами поведения.
Глутаминовая кислота (Glutamic acid)
Русское название: глутаминовая кислота
Латинское название вещества: Acidum glutaminicum (род. Acidi glutaminici )
Химическое название: L-Глутаминовая кислота
Брутто-формула: C5H9NO4
Применение вещества. Эпилепсия, шизофрения, психозы, реактивные состояния, протекающие с явлениями истощения, депрессия, последствия менингита и энцефалита и др. В педиатрии — задержка психического развития, церебральный паралич, последствия внутричерепной родовой травмы, болезнь Дауна, полиомиелит (острый и восстановительный периоды).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Соединения галогенов»
Разработка урока химии в 9 классе по программе О.С.Габриеляна. Цель данного урока :бобщение и закрепление знаний учащихся о галогенах, изучение...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 8 – 9 классов базовый уровень, Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории
Рабочая программа учебного предмета «Химия» для 10-11 классов (базовый уровень), Сысоева Татьяна Ивановна - учитель химии высшей категории...
План-конспект урока химии в 9 -м классе с использованием ЦОР по теме: «Неметаллы. Общая характеристика неметаллов». Программа О.С. Габриеляна
Урок по теме «Общая характеристика неметаллов» изучается в разделе «Неметаллы», является 1 уроком . Содержание материала дает возможность опираться на имеющиеся знания и одновременно закладывает фунда...
Рабочая программа по химии для 10-11 классов (базовый уровень, 2 часа в неделю)
Рабочая программа среднего(полного) общего образования по химии составлена на основе:Примерной программы среднего(полного) образования по химии (базовый уровень)(2004 г.).Федерального компонента...
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11
Рабочая программа и планирование по химии в 10-11 классах (базовый уровень) к учебнику Еремин В.В., Дроздов А.А., Кузьменко Н.Е., Лунин В.В. Химия-10, Химия-11...
План-конспект урока химии "Химические явления", 8 класс
В материале содержатся цели и задачи урока, а также подробное описание хода урока с применением эксперимента....