Методическая разработка урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему

Николаева Людмила Яковлевна

Методическая разработка урока русского языка

Тема урока: Морфологический разбор имени существительного

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012 – 317, (3) с.: ил., 8л. цв. вкл.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka.docx21.68 КБ

Предварительный просмотр:

Класс: 5

Методическая разработка урока русского языка

Тема урока: Морфологический разбор имени существительного

УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012 – 317, (3) с.: ил., 8л. цв. вкл.

Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков

Цель

Метапредметная

Предметная

Расширить границы предмета "русский язык" через интеграцию с другими предметами (составление алгоритма, модели) и повседневной жизнью.

Сформировать умение морфологический разбор имени существительного.

Метапредметные задачи

Развитие универсальных учебных действий обучающихся:

Познавательных

Коммуникативных

Личностных

Регулятивных

Общеучебных:

1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы;

2. Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска с помощью словаря;

Логических:

3. Устанавливать причинно-следственные связи;

4. Строить логические цепи рассуждений;

5. Выдвигать гипотезы;

Постановка и решение проблем:

6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера;

1. Уметь слушать и вступать в диалог;

2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами;

1.Проявлять любознательность при получении знаний;

2.Проявлять интерес к изучению родного языка;

3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки.

1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать";

2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;

3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата;

4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания;

5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели;

Предметные задачи

Образовательные:

1) конкретизация полученных знаний об имени существительном как части речи;

2) закрепить умение распознавать имена существительные, как часть речи в предложении;

3) повторить правописание словарных слов;

4) обогащать речь детей;

Развивающие:

1)развивать орфографическую зоркость;

2)развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную);

3)развивать кругозор учащихся.

Воспитывающие:

1) умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения;

2) умение рефлексировать;

3) умение культурно общаться с одноклассниками;

4) умение сопереживать;

5) трудолюбие, желание помочь однокласснику;

6) стремление добиваться наилучших результатов.

Этап урока

Содержание  этапа

1.Организационный момент.

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. 

1-2 минуты;

учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; желает удачи (слайд 1).

- Откройте тетради, запишите число, классная работа.

II. Актуализация знаний.

Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося.

 4-5 минут;

Создание модели: Имя существительное. (слайд 2)

- Подумайте, какие признаки существительного не изменяются? Обведите  в овал (Задание № 1)

Выступление групп

- Перечислите признаки существительных.

- Какие из признаков существительного не изменяются? Как их можно назвать? (постоянные)

- Какие могут меняться? Как назовём их? (непостоянные)

Слайд 3. Признаки существительных образуют две группы.

III. Постановка учебной задачи.

Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока.

• 4-5 мин;

Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог.

- О какой части речи мы будем говорить?  (Имя существительное)

- Легко ли вам было перечислить признаки?

- Что нужно сделать для того, чтобы всем было удобно называть признаки имени существительного? (определить порядок)

- Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке и какие задачи поставим?

- Запишем тему урока (слайд 4)

IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения).

Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения.

• 7-8 мин;

• Способы: диалог, групповая или парная работа:

• Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог.

• организация самостоятельной исследовательской деятельности;

• выведение алгоритма.

Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами.

В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий.

- Сегодня мы с вами будем не учениками, а строителями (слайд 5)

- А строить мы будем город «Имя существительное».

- Прежде чем мы приступим к строительству, давайте вооружимся теоретическими знаниями: вспомним определение имени существительного (Дети отвечают). Уверена, что это обязательно поможет нам.

Задание № 2 для групп: (задание в конвертах)

·         Заселяет дом жителями (вопросы, значение, синтаксическая роль)

·         Заселяет дом жителями (постоянные признаки)

·         Заселяет дом жителями (непостоянные признаки)

·         Заселяет дом жителями (имена существительные)

- Что необходимо для того, чтобы путешествие стало успешным? (проложить маршрут) (слайд 6)

- Проложим маршрут, пользуясь определением имени существительного.

- Давайте проложим маршрут. И следующим пунктом нашего маршрута будет учебник.

V. Первичное закрепление.

Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала.

• 4-5 минут;

• Способы: фронтальная работа, работа в парах;

• Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий.

• выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе    первичного    закрепления примеры    решаются    с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи.

Работаем с учебниками (Стр.263, пар 98).

- Прочитаем план морфологического разбора имени существительного. (слайд 7)

- Он вам ничего не напоминает?  (проложенный  маршрут)

- Знаете ли вы, что такое алгоритм? (последовательность действий)

- Давайте попробуем составить алгоритм для проверки согласной в корне слова (слайд 8)

1. Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить.

2. Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква.

Образец: гриб — грибы, зубки — зубок.

 -Составим предложение с этим существительным, и вместе со мной выполним морфологический разбор.

- А теперь составим алгоритм морфологического разбора имени существительного. (слайд 9)

- Выполним морфологический разбор существительного (вместе с учителем)

VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль

Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет.

• 4-5 минут;

• Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий);

• Выполняется письменно;

• Методы: самоконтроль, самооценка.

При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя.

При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха.

- Вернёмся в наш город. Мы ещё не побывали в школе.

- В ней мы заглянем на один урок, на котором проходят понятие синквейн. Ребята, вы знаете, что такое синквейн.

Синквейн – это небольшое стихотворение, которое состоит из пяти строк. (слайд 11)

- У вас же в конвертах находятся необычные синквейны, созданные обучающимися 7 класса нашей школы. Но у этих стихов, оказывается, нет первой строчки. И вы должны угадать эту строчку. На этом задание не заканчивается, с этим существительным составьте предложение, а потом выполните устно морфологический разбор (Задание №3, работа в группах)

VII.

Включение нового знания в систему знаний и повторение.

• 7-8 минут;

• Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие;

• Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее.

- Прочитаем предложения. Кто знает автора этих строк? Какие произведения он написал? (слайд 12)

- Выполните морфологический разбор выделенного существительного (работа в группах)

- Проверьте друг друга. Поставьте оценки. (слайд 13)

VIII.

Рефлексия деятельности (итог урока).

Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса.

• 2-3 минуты;

• Вопросы:

• Какую задачу ставили?

• Удалось решить поставленные задачи?

• Каким способом? (слайд 14)

Рефлексия:                                                                                                 

-Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус.

IX.

Домашнее задание

Для всех (слайд 15)

•      Стр. 263, параграф 98, выучить план морфологического разбора им. сущ.

На выбор

•      Составить два синквейна с именами существительными, выполнить морфологический разбор.

•      Составить кроссворд на тему «Морфологические признаки имени существительного»

По желанию

•      Написать сказку о путешествие в город «Имя существительное»

Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы

Компьютеры, учительский компьютер, проектор, интерактивная доска
ОС Windows XP, 7, MS Office 2007

Использованные ресурсы:

Литература:

1.      Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012 – 317, (3) с.: ил., 8л. цв. вкл..

Дидактические материалы:

1.      Презентация: «Морфологический разбор имени существительного»

2.      Синквейны обучающихся 6 класса.

3.      Видеозапись физминутки

4.      Аудиозапись «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»

В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....

Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)

Урок   русского языка в 7 классе "Одна  и  две  буквы  Н  в  суффиксах  страдательных  причастий  прошедшего  времени  и  отглагольных ...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)

Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком,  литературой,  ИЗО  и  музыкой.  При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...

Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)

Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....

Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"

Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок  рассчитан на 1 академический час. Данный...

Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)

В разработке  представлен  опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения  количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...