Методическая разработка урока русского языка
методическая разработка по русскому языку (5 класс) на тему
Методическая разработка урока русского языка
Тема урока: Морфологический разбор имени существительного
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012 – 317, (3) с.: ил., 8л. цв. вкл.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
metodicheskaya_razrabotka.docx | 21.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Класс: 5
Методическая разработка урока русского языка
Тема урока: Морфологический разбор имени существительного
УМК: Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012 – 317, (3) с.: ил., 8л. цв. вкл.
Тип урока: урок открытия новых знаний, обретения новых умений и навыков | ||||
Цель | ||||
Метапредметная | Предметная | |||
Расширить границы предмета "русский язык" через интеграцию с другими предметами (составление алгоритма, модели) и повседневной жизнью. | Сформировать умение морфологический разбор имени существительного. | |||
Метапредметные задачи | ||||
Развитие универсальных учебных действий обучающихся: | ||||
Познавательных | Коммуникативных | Личностных | Регулятивных | |
Общеучебных: 1. Ставить и формулировать проблемы, самостоятельно создавать алгоритм деятельности при решении проблемы; 2. Искать и выделять необходимую информацию; применять методы информационного поиска с помощью словаря; Логических: 3. Устанавливать причинно-следственные связи; 4. Строить логические цепи рассуждений; 5. Выдвигать гипотезы; Постановка и решение проблем: 6. Самостоятельно искать способ решения проблемы поискового характера; | 1. Уметь слушать и вступать в диалог; 2. Уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в устной речи, конструируя предложение в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами; | 1.Проявлять любознательность при получении знаний; 2.Проявлять интерес к изучению родного языка; 3.Проявлять чувство взаимоуважения, взаимовыручки. | 1. Определять цель урока на основе соотнесения того, что уже "мне известно и что ещё не известно, но предстоит узнать"; 2.Контролировать себя в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона; 3. Корректировать способ действия в случае расхождения эталона и результата; 4. Оценивать - осознавать качество и уровень усвоения нового знания; 5. Регулировать мобилизацию своих усилий и энергии для достижения цели; | |
Предметные задачи | ||||
Образовательные: 1) конкретизация полученных знаний об имени существительном как части речи; 2) закрепить умение распознавать имена существительные, как часть речи в предложении; 3) повторить правописание словарных слов; 4) обогащать речь детей; Развивающие: 1)развивать орфографическую зоркость; 2)развивать познавательные процессы: мышление (все виды), логическое, ассоциативное, критическое; внимание, память (зрительную, ассоциативную); 3)развивать кругозор учащихся. Воспитывающие: 1) умение слушать другого, воспринимать чужую точку зрения; 2) умение рефлексировать; 3) умение культурно общаться с одноклассниками; 4) умение сопереживать; 5) трудолюбие, желание помочь однокласснику; 6) стремление добиваться наилучших результатов. | ||||
Этап урока | Содержание этапа |
1.Организационный момент. | Цель: включение учащихся в деятельность на личностно - значимом уровне. 1-2 минуты; учитель в начале урока высказывает добрые пожелания детям; желает удачи (слайд 1). - Откройте тетради, запишите число, классная работа. |
II. Актуализация знаний. | Цель: повторение изученного материала, необходимого для «открытия нового знания», и выявление затруднений в индивидуальной деятельности каждого учащегося. 4-5 минут; Создание модели: Имя существительное. (слайд 2) - Подумайте, какие признаки существительного не изменяются? Обведите в овал (Задание № 1) Выступление групп - Перечислите признаки существительных. - Какие из признаков существительного не изменяются? Как их можно назвать? (постоянные) - Какие могут меняться? Как назовём их? (непостоянные) Слайд 3. Признаки существительных образуют две группы. |
III. Постановка учебной задачи. | Цель: обсуждение затруднений («Почему возникли затруднения?», «Чего мы ещё не знаем?»); проговаривание цели урока в виде вопроса, на который предстоит ответить, или в виде темы урока. • 4-5 мин; Методы постановки учебной задачи: побуждающий от проблемной ситуации диалог, подводящий к теме диалог, подводящий без проблемы диалог. - О какой части речи мы будем говорить? (Имя существительное) - Легко ли вам было перечислить признаки? - Что нужно сделать для того, чтобы всем было удобно называть признаки имени существительного? (определить порядок) - Как вы думаете, чем мы будем заниматься на уроке и какие задачи поставим? - Запишем тему урока (слайд 4) |
IV. «Открытие нового знания» (построение проекта выхода из затруднения). | Цель: решение УЗ (устных задач) и обсуждение проекта её решения. • 7-8 мин; • Способы: диалог, групповая или парная работа: • Методы: побуждающий к гипотезам диалог, подводящий к открытию знания диалог, подводящий без проблемы диалог. • организация самостоятельной исследовательской деятельности; • выведение алгоритма. Новое знание дети получают в результате самостоятельного исследования, проводимого под руководством учителя. Новые правила они пытаются выразить своими словами. В завершении подводится итог обсуждения и даётся общепринятая формулировка новых алгоритмов действий. - Сегодня мы с вами будем не учениками, а строителями (слайд 5) - А строить мы будем город «Имя существительное». - Прежде чем мы приступим к строительству, давайте вооружимся теоретическими знаниями: вспомним определение имени существительного (Дети отвечают). Уверена, что это обязательно поможет нам. Задание № 2 для групп: (задание в конвертах) · Заселяет дом жителями (вопросы, значение, синтаксическая роль) · Заселяет дом жителями (постоянные признаки) · Заселяет дом жителями (непостоянные признаки) · Заселяет дом жителями (имена существительные) - Что необходимо для того, чтобы путешествие стало успешным? (проложить маршрут) (слайд 6) - Проложим маршрут, пользуясь определением имени существительного. - Давайте проложим маршрут. И следующим пунктом нашего маршрута будет учебник. |
V. Первичное закрепление. | Цель: проговаривание нового знания, запись в виде опорного сигнала. • 4-5 минут; • Способы: фронтальная работа, работа в парах; • Средства: комментирование, обозначение знаковыми символами, выполнение продуктивных заданий. • выполнение заданий с проговариванием в громкой речи в процессе первичного закрепления примеры решаются с комментированием: дети проговаривают новые правила в громкой речи. Работаем с учебниками (Стр.263, пар 98). - Прочитаем план морфологического разбора имени существительного. (слайд 7) - Он вам ничего не напоминает? (проложенный маршрут) - Знаете ли вы, что такое алгоритм? (последовательность действий) - Давайте попробуем составить алгоритм для проверки согласной в корне слова (слайд 8) 1. Произнеси слово, найди и подчеркни букву, которую нужно проверить. 2. Проверь согласную изменением слова («один-много», «много-один») так, чтобы после этой согласной стояла гласная буква. Образец: гриб — грибы, зубки — зубок. -Составим предложение с этим существительным, и вместе со мной выполним морфологический разбор. - А теперь составим алгоритм морфологического разбора имени существительного. (слайд 9) - Выполним морфологический разбор существительного (вместе с учителем) |
VI. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону. Самоанализ и самоконтроль | Цель: каждый для себя должен сделать вывод о том, что он уже умеет. • 4-5 минут; • Небольшой объем самостоятельной работы (не более 2-3 типовых заданий); • Выполняется письменно; • Методы: самоконтроль, самооценка. При проведении самостоятельной работы в классе каждый ребёнок проговаривает новые правила про себя. При проверке работы каждый должен себя проверить - всё ли он понял, запомнил ли новые правила. Здесь необходимо создать для каждого ребёнка ситуацию успеха. - Вернёмся в наш город. Мы ещё не побывали в школе. - В ней мы заглянем на один урок, на котором проходят понятие синквейн. Ребята, вы знаете, что такое синквейн. - Синквейн – это небольшое стихотворение, которое состоит из пяти строк. (слайд 11) - У вас же в конвертах находятся необычные синквейны, созданные обучающимися 7 класса нашей школы. Но у этих стихов, оказывается, нет первой строчки. И вы должны угадать эту строчку. На этом задание не заканчивается, с этим существительным составьте предложение, а потом выполните устно морфологический разбор (Задание №3, работа в группах) |
VII. Включение нового знания в систему знаний и повторение. | • 7-8 минут; • Сначала предложить учащимся из набора заданий выбрать только те, которые содержат новый алгоритм или новое понятие; • Заем выполняются упражнения, в которых новое знание используется вместе с изученными ранее. - Прочитаем предложения. Кто знает автора этих строк? Какие произведения он написал? (слайд 12) - Выполните морфологический разбор выделенного существительного (работа в группах) - Проверьте друг друга. Поставьте оценки. (слайд 13) |
VIII. Рефлексия деятельности (итог урока). | Цель: осознание учащимися своей УД (учебной деятельности), самооценка результатов деятельности своей и всего класса. • 2-3 минуты; • Вопросы: • Какую задачу ставили? • Удалось решить поставленные задачи? • Каким способом? (слайд 14) Рефлексия: -Какое настроение у вас после урока? Прикрепите флажок на соответствующий корабль. Если урок понравился – алый парус, если на душе «тоска зеленая» -зеленый парус, если урок никак не тронул – черный парус. |
IX. Домашнее задание | Для всех (слайд 15) • Стр. 263, параграф 98, выучить план морфологического разбора им. сущ. На выбор • Составить два синквейна с именами существительными, выполнить морфологический разбор. • Составить кроссворд на тему «Морфологические признаки имени существительного» По желанию • Написать сказку о путешествие в город «Имя существительное» |
Оборудование и программное обеспечение, сетевые сервисы | Компьютеры, учительский компьютер, проектор, интерактивная доска |
Использованные ресурсы: | Литература: 1. Русский язык. 5 кл.: учеб. Для общеобразоват. Учреждений/ М.М. Разумовская, С.И. Львова, В.И. Капинос и др.: под ред. М.М. Разумовской, П.А. Леканта. – М.: Дрофа, 2012 – 317, (3) с.: ил., 8л. цв. вкл.. Дидактические материалы: 1. Презентация: «Морфологический разбор имени существительного» 2. Синквейны обучающихся 6 класса. 3. Видеозапись физминутки 4. Аудиозапись «Полет шмеля» из оперы Н. Римского-Корсакова «Сказка о царе Салтане». |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе Ъ и Ь и их функции в современном языке
Урок повторения роли Ъ и Ь в русском языке...
Методическая разработка: урок русского языка: « Язык как первоэлемент художественной литературы»
В разработке данного урока русского языка представлен и теоретический, и практический материал по указанной теме....
Методическая разработка урока русского языка в 7 классе (Опыт исследовательской работы на уроках русского языка)
Урок русского языка в 7 классе "Одна и две буквы Н в суффиксах страдательных причастий прошедшего времени и отглагольных ...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Сочинение по картине П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» (межпредметные связи: русский язык, литература, ИЗО, музыка)
Осуществляется тесная связь между предметами гуманитарного цикла: русским языком, литературой, ИЗО и музыкой. При развитии творческого мышления эффективной оказывается ра...
Методическая разработка урока русского языка в 5 классе по теме "Как пополняется словарный состав русского языка" (УМК Разумовская)
Данная методическая разработка относится к разделу "Лексика", изучаемому в 5 классе, поэтому конспект урока может быть использован педагогами, работающими по другим УМК....
Методическая разработка урока русского языка "Жемчужины" русского языка"
Предлагаемый урок по теме «Жемчужины» русского языка» разработан для учащихся 6 класса (М.Т.Баранов, Т.А. Ладыженская «Русский язык» 6 класс). Урок рассчитан на 1 академический час. Данный...
Учебно-методическая разработка урока русского языка Тема: Склонение числительных, обозначающих целые числа (Опыт моделирования учебной информации на уроках русского языка в 6 классе)
В разработке представлен опыт моделирования учебной информации при изучении особенностей склонения количественных числительных, обозначающих целые числа.В основе работы на уроке лежи...