Урок русского языка в 9 классе по теме: От понимания текста - к постижению сути (Подготовка к сжатому изложению)
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) на тему

Гречковская Юлия Владимировна
Урок русского языка в 9 классе по теме: От понимания текста - к постижению сути (Подготовка к сжатому изложению) Планируемые результаты: -личностные: осознание эстетической ценности русского языка, уважительное отношение к родному языку, гордость за него; стремление к речевому самосовершенствованию -предметные: представление об основных функциях языка, о связи языка и культуры народа; освоение базовых понятий лингвистики; проведение различных видов анализа ( лексического, синтаксического, анализа текста с точки зрения его основных признаков) - метапредметные: способность определять цели предстоящей учебной деятельности; понимание информации устного и письменного сообщения, умение воспроизводить прослушанный или прочитанный текст с заданной степенью сврнутости; умение создавать устные тексты разных типов с учетом замысла; способность свободно, правильно излагать свои мысли, соблюдать нормы построения текста; адекватно выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности Оборудование: компьютер, проектор, экран, индивидуальные рабочие листы, доска

Скачать:

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Умение понимать трудные тексты разных стилей создается посредством упражнений во всестороннем анализе разнообразных литературных образцов и посредством изучения элементов теории словесности. Л. Щерба

Слайд 2

План I . Всю жизнь с нами. II . Первое знакомство. III . Источник жизни.

Слайд 3

(1) Вскоре все заговорили о Пугачеве. (2) Урядник возвратился через два дня и объявил что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев что идет неведомая сила.(3) Толки были различны.(4) Впрочем не мог он сказать ничего положительного потому что ехать далее побоялся. (5) Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям.

Слайд 4

Вскоре все заговорили о Пугачеве. Толки были различны. Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям. Урядник возвратился через два дня и объявил, что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев, что идет неведомая сила. Впрочем, не мог он сказать ничего положительного, потому что ехать далее побоялся.

Слайд 5

Задание: 1. Сжато передайте последовательность событий, о которых говорится в сказке, используя тип речи повествование. 2. Оцените позицию Пугачева, используя рассуждение.

Слайд 6

План I . В нашей жизни очень много пушкинского. II . В каждом из нас присутствует А. С. Пушкин. III . Только русские способны оценить прелесть пушкинской строки. Пушкин – первый из всех, кто так близко подступил к русской душе.

Слайд 7

(1) «Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?» задавался я вопросом. (2) Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с легким укором и некоторой отстраненностью. (3) Вот расставленные по фойе театров, библиотекам, школам и музеям бюсты. (4) Вот бесчисленные портреты-штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. (5) Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта, и даже город его имени. (6) А еще - станции метро, заповедные места, музеи, парки, дома культуры. (7) А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? (8) Не счесть. (9) Все уже, кажется, сыграно, все спето, но нет, вновь и вновь обращаются к Пушкину, открывают что-то новое, доселе неведомое.

Слайд 8

(10) Но памятники, бюсты, книги – это, как говорится, «по-крупному». (11) Есть ведь еще мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта… […] (12) Пушкин окружает нас повсюду. (13) Но не только внешне. (14) В каждом из нас тоже так или иначе присутствует Александр Сергеевич. (15) В одном - так, в другом – эдак, в ком - то меньше, в ком-то больше. […] (16) А уж тут с поэтом у каждого свои личные взаимоотношения. (17) У академика – одни, у шофера – другие. (18) И кто из них больше любит Пушкина, неизвестно: Пушкин – то писал для всех…

Слайд 9

(19) А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. (20) Они могут любоваться им, даже восторгаться, но… (21) Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам…

Слайд 10

(22) Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. (23) Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. (24) Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. (25) И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

Слайд 11

Домашнее задание. Напишите сочинение – рассуждение. Объясните, как вы понимаете смысл последних слов текста: « …В каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом».



Предварительный просмотр:

Урок русского языка  в 9 классе по теме:

От понимания текста - к постижению сути (Подготовка к сжатому изложению)

                   

Умение понимать трудные тексты разных стилей

создается  посредством  упражнений во всестороннем

анализе    разнообразных   литературных  образцов   и

 посредством изучения элементов теории словесности.

Л. Щерба

Ход урока

1. Слово учителя

Пушкин к нам приходит вечно новым,

Он наш путь осветит, как звезда,

Чтобы мы, с его сдружившись словом,

С ним не расставались  никогда.

-Каждый народ имеет много хороших и разных поэтов и, кроме них, еще одного, единственного, который глубже и ярче всех выражает свою душу, смысл существования. Таков Пушкин для России.

К Пушкину приходим не однажды. Как жизнь открывается человеку постепенно, так и творчество поэта. Поэзия и проза великого поэта сопровождают нас всю сознательную жизнь - от колыбельных песен, сказок,   до философских размышлений его шедевров.

-Сегодня на уроке с именем А.С.Пушкина будет связан путь к получению знаний.

-Задачи нашего урока скрыты в словах Л. Щербы. (Л.В.Щерба - известный языковед, он автор крупных работ по фонетике, орфографии, синтаксису, был редактором школьного учебника русского языка, большое внимание уделял изучению речевой деятельности)

Прочитаем их, определим цели урока.

2. Запись темы урока: «От понимания текста - к постижению сути» (Подготовка к сжатому изложению)

3.  Работа с текстом « Наш вечный спутник» (А.Т.Твардовский. «Пушкин»)

-Определите тему текста, его основную мысль.

( У каждого из нас – свой Пушкин; Пушкин сопровождает нас по жизни)

-К какому типу речи принадлежит текст?

(Смешанный; описываются одновременные  события, показывается последовательность событий; раскрываются причины явлений)

-Каков стиль этого текста? Укажите языковые средства, характерные для данного стиля.

(Публицистический. Задача не только сообщить о фактах, явлениях, но и оценить их, воздействовать на слушателя, поэтому используются образные средства языка)

-Почему так назван текст?

( В заглавии отражается тема и основная мысль)

-В каком значении употреблено слово спутник? Какова роль ключевых слов: вечный, наш?

-Сколько микротем можно выделить в данном тексте? Как их можно озаглавить?

-Прочитайте первый микротекст. В каком предложении заключена наиболее важная мысль?

-Прочитайте второй микротекст. Найдите в нем наиболее информативное предложение.

 

-Прочитайте третий микротекст, найдите в нем наиболее важное по смыслу предложение.

-Как связаны предложения в микротекстах?

-Обратите внимание на концовку каждого микротекста. Какие языковые средства можно в них отметить?

-Следовательно, концовка абзаца имеет свои опознавательные синтаксические средства.

4.  Чтение предложений.

(1) Вскоре все заговорили о Пугачеве. (2) Урядник возвратился через два дня и объявил что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев что идет неведомая сила.(3) Толки были различны.(4) Впрочем не мог он сказать ничего положительного потому что ехать далее побоялся.(5) Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям.

-Можно ли прочитанные предложения назвать текстом? Докажите.

( Это не текст, хотя предложения на одну тему, но они не связаны между собой по смыслу и грамматически)

-Расставьте знаки препинания. Восстановите нарушенную логическую последовательность предложений.

-Какие знания помогли вам это сделать?

 

-Докажите, что получился текст, а не набор предложений?

-Сравните этот текст с авторским.

5.  Прослушайте калмыцкую сказку,  рассказанную Пугачевым.

( Подготовленный ученик)

-Слушай,- сказал Пугачев с каким-то диким вдохновением.- Расскажу тебе сказку, которую в ребячестве мне рассказывала старая калмычка. Однажды орел спрашивал у ворона: скажи, ворон-птица, отчего ты живешь на белом свете триста лет, а я всего-  навсего только тридцать три года? –Оттого, батюшка, отвечал ему ворон, что ты пьешь живую кровь, а я питаюсь мертвечиной. Орел подумал: давай попробуем и мы питаться тем же. Хорошо. Полетели орел да ворон. Вот завидели палую лошадь; спустились и сели. Ворон стал клевать да похваливать. Орел клюнул раз, клюнул другой, махнул крылом и сказал ворону: нет, брат ворон; чем триста лет питаться падалью, лучше раз напиться живой кровью, а там что бог даст!- Какова калмыцкая сказка?

-Определите тип речи  данного микротекста.

-Оцените позицию Пугачева, используя рассуждение.

6. Работа с текстом «Сколько же в нашей жизни пушкинского?»

-Прочитайте текст.

-Вычлените основные микротемы.

-Осуществите сжатие информации, применив основные языковые  приемы компрессии исходного текста.

(1) «Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?»- задавался я вопросом. (2) Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с легким укором и некоторой отстраненностью. (3) Вот расставленные по фойе театров, библиотекам, школам и музеям бюсты. (4) Вот бесчисленные портреты-штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. (5) Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта, и даже город его имени. (6) А еще - станции метро, заповедные места, музеи, парки, дома культуры. (7) А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? (8) Не счесть. (9) Все уже, кажется, сыграно, все спето, но нет, вновь и вновь обращаются к Пушкину, открывают что-то новое, доселе неведомое. […] (10) Но памятники, бюсты, книги – это, как говорится, «по-крупному». (11) Есть ведь еще мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта…[…]  (12) Пушкин окружает нас повсюду.(13)  Но не только внешне. (14) В каждом из нас тоже так или иначе присутствует Александр Сергеевич. (15) В одном -  так, в другом – эдак, в ком-то меньше, в ком-то больше. […] (16) А уж тут с поэтом у каждого свои личные взаимоотношения. (17) У академика – одни, у шофера – другие. (18) И кто из них больше любит Пушкина, неизвестно: Пушкин – то писал для всех…

(19) А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. (20) Они могут любоваться им, даже восторгаться, но… (21) Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам…

(22) Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. (23) Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. (24) Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. (25) И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

(В. Писигин)

7. Написание сжатого изложения

8. Домашнее задание

Напишите    сочинение  –  рассуждение. Объясните,  как  вы   понимаете  смысл последних   слов  текста:   « …В каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется     добрым    и     бесконечным эхом».



Предварительный просмотр:

Задание 4

(1) «Сколько же в нашей жизни всего пушкинского?»- задавался я вопросом. (2) Вот памятники ему, которые сотворены так, чтобы поэт мог наблюдать за нами с легким укором и некоторой отстраненностью. (3) Вот расставленные по фойе театров, библиотекам, школам и музеям бюсты. (4) Вот бесчисленные портреты-штампы и просто силуэты с вытянутым лицом и кудрями, в которых сразу же угадывается Александр Сергеевич. (5) Вот центральные улицы и площади городов, названные в честь поэта, и даже город его имени. (6) А еще - станции метро, заповедные места, музеи, парки, дома культуры. (7) А сколько разных драматических спектаклей, опер и балетов? (8) Не счесть. (9) Все уже, кажется, сыграно, все спето, но нет, вновь и вновь обращаются к Пушкину, открывают что-то новое, доселе неведомое. […] (10) Но памятники, бюсты, книги – это, как говорится, «по-крупному». (11) Есть ведь еще мелочь разная – брелоки, значки, календари, блокноты, шкатулки с изображением поэта…[…]  (12) Пушкин окружает нас повсюду.(13)  Но не только внешне. (14) В каждом из нас тоже так или иначе присутствует Александр Сергеевич. (15) В одном -  так, в другом – эдак, в ком-то меньше, в ком-то больше. […] (16) А уж тут с поэтом у каждого свои личные взаимоотношения. (17) У академика – одни, у шофера – другие. (18) И кто из них больше любит Пушкина, неизвестно: Пушкин – то писал для всех…

(19) А вот иностранцы понимают Пушкина не до конца. (20) Они могут любоваться им, даже восторгаться, но… (21) Читая Пушкина, мы знаем, что за восторгом от встречи с безупречным стихом – известная лишь нам, русским, печаль и грусть, а если радость, то странная, понятная только нам…

(22) Александр Сергеевич Пушкин – первый из всех, так близко подступивший к русской душе. (23) Он и до сих пор путешествует неотрывно с нею. (24) Так вцепился, так схватился, что, скорее всего, уже никогда эту душу от себя не отпустит. (25) И, пока будет Россия, в каждой живущей здесь душе пушкинская строка отзовется добрым и бесконечным эхом.

(В. Писигин)

Умение понимать трудные тексты разных стилей

создается  посредством  упражнений во всестороннем

анализе    разнообразных   литературных  образцов   и

 посредством изучения элементов теории словесности.

Л. Щерба

           

 Задание 1

Наш вечный спутник

 (1)У каждого из нас - свой Пушкин, остающийся одним для всех.(2) Он входит в нашу жизнь в самом начале ее и уже не покидает нас до конца. (3) Я узнал и полюбил Пушкина в том возрасте, когда гораздо слаще слушать чтение, чем читать самому.(4) Со слуха я узнал его «Сказку о царе Салтане», «Полтавский бой» из «Полтавы», «Сон Татьяны» из «Евгения Онегина», «Жениха». (5) Но «Капитанская дочка» явилась для меня первой в жизни самостоятельно прочитанной книгой. (6) Я помню формат книги, ее запах, помню, как я был счастлив, что сам открыл эту неизвестную мне со слуха историю. (7) Я был захвачен ею и засиделся у окна избы дотемна, и когда дошел до бурана в Оренбургской степи, то увидел, что за окном пошел снег, и это стало неизгладимым до сих пор впечатлением как бы магической силы, изошедшей от пушкинской страницы. (8) С того вечера я стал читателем книг, и мне бесконечно дорого, что этим я обязан Пушкину. (9) А кто не обязан ему радостью приобщения на самой заре жизни к источнику, из которого потом пить всю жизнь!

( А.Т. Твардовский. Пушкин)

Задание 2

(1) Вскоре все заговорили о Пугачеве. (2) Урядник возвратился через два дня и объявил что в степи верст за шестьдесят от крепости видел он множество огней и слышал от башкирцев что идет неведомая сила.(3) Толки были различны.(4) Впрочем не мог он сказать ничего положительного потому что ехать далее побоялся.(5) Комендант послал урядника с поручением разведать хорошенько обо всем по соседним селениям и крепостям.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка. Класс: 6 Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи. Тип урока: Урок открытия новых знаний.

Урок русского языка по ФГОС.Класс: 6Тема: Порядковые числительные и их употребление в речи.Тип урока: Урок открытия новых знаний....

Павлуцкая Е.В., учитель русского языка и литературы "ФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕ РАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ"

Павлуцкая Е.В., учитель  русского языка и литературыФОРМИРОВАНИЕ ЧИТАТЕЛЬСКОЙ ГРАМОТНОСТИНА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА НА ПРИМЕРЕРАБОТЫ С НЕСПЛОШНЫМ ТЕКСТОМ Читательская грамотность - один и...

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."

Презентация «Урок русского языка. Развитие речи. Тема: Сжатое изложение повествовательного текста."...

Урок русского языка + презентация по теме "Имя числительное" для 6 класса (презентация к уроку по русскому языку)

Целью данного урока является формирование умений опознаватьчислительные в речи, отличать их от омонимичных частей речи по значению, грамматическим признакам и строению; грамотно их писать, соблюдать н...

Урок –семинар. Тип семинара: урок выведения новых знаний (русский язык) Класс: 9 Тема урока: типы подчинения придаточных (параллельное, последовательное, однородное) в сложноподчинённом предложении с несколькими придаточными Цели урока:

План семинараЧем объяснить, что сложноподчинённое предложение является видовым признаком  понятия «Предложение»?Как доказать, что наличие предикативной части является отличительным пр...