Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик (-щик)» с применением дифференцированного подхода
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему

Чернышова Диана Петровна

Урок построен с учетом дифференцированного подхода, поскольку он направлен на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей каждого ученика, на обучение ребенка принимать решения, развитие навыков общения и сотрудничества, укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания. Наряду с общими заданиями, в урок включены дифференцированные, позволяющие каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, направленную в то же время на решение общих познавательных задач. Используется разнообразный дидактический и наглядный материал.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Урок в 6 классе по теме «Морфология. Орфография. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик (-щик)» с применением дифференцированного подхода

Урок начинается с проверки усвоения ранее изученного по теме «Правописание Ь для обозначения мягкости согласных».

Вызванная с этой целью к доске ученица (1 группа) готовит таблицу к ответу, группируя предложенные слова по типу орфограммы.  

Удар_, реч_ка, л_стить, пис_менный, бол_ше, дач_ный, воз_мём, ч_тение, пил_щик, овощ_ной, мел_че, нян_чить, нян_ка, рез_ба, вскол_з_, болел_щик, бор_щ, пол_ка, ден_ги, тон_ше, гон_щик, луч_ше

Ь пишется для обозначения мягкости согласного

В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными Ь не пишется

Ь пишется после [л’] перед другими согласными

После мягкого согласного

ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧШ

Мягкость [л’] перед согласным всегда обозначается Ь

Ударь [р‘], письменный [с‘], возьмём [з‘], деньги [н‘], резьба [з‘], нянька[н‘], тоньше [н‘], вскользь [з‘]

Речка, дачный, чтение, овощной, нянчить, гонщик, борщ, лучше

Болельщик, вскользь, мельче, пильщик, больше, льстить, полька

Остальные учащиеся 1 группы работают по этим же карточкам в тетради. Учащиеся групп 2 и 3 работают по тексту.

Задание: 

  1. Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить орфограммы и пунктограммы.
  2. Сгруппировать орфограммы по правилам.
  3. Составить схему последнего предложения.

Текст. 

У самого входа ст_яла  жен_щина и пр_давала в_здушные шарики. Я взял шарик, потом тонен_ко-тонен_ко пот_нул его за ниточ_ку и _тпустил в небо. Меня _кликнул груз_ик дядя Миша и мы вместе стали см_треть, как шарик летел умен_шался зал_тел за мален_кое, как крол_чонок, облач_ко и совсем скрылся из виду.

Затем проверяется работа 2 и 3 групп.

Прослушивается ответ ученицы у доски, по составленной таблице дает связный рассказ о правописании Ь после мягких согласных. Группа 1 производит самопроверку, сверяясь с ответом одноклассницы у доски.

2 часть урока начинается с разрешения проблемной ситуации, с которой столкнулись ученики 2 и 3 группы: в тексте встретилось слово на неизвестное правило – груз_ик.

Учитель спрашивает, как написали и почему. Просит провести словообразовательный разбор этого слова, определить лексическое значение.

Учащиеся доказывают, что слово означает профессию, лицо по роду деятельности, образуется от глагола с помощью суффикса -чик.

Задание для всех. По лексическому значению определите, о каких словах идет речь. Выполняется устно.

Мастер по резьбе по дереву.

Человек, тайно сообщающий властям о поступках других людей.

Тот, кто перебежал к врагу, изменник.

Тот, кто управляет самолетом.

Тот, кто переводит книги.

Работник бани.

Тот, кто работает на кране.

Тот, кто зажигает фонари.

Тот, кто стеклит окна.

Учитель открывает доску, где записаны слова, названные учениками:

Резчик, доносчик, перебежчик, летчик, переводчик, банщик, крановщик, фонарщик, стекольщик.

Учитель обращает внимание учеников на правописание Ь в сочетаниях Ч,Щ с другими согласными: не пишется, кроме -ЛЬЩ-.

Подводящий диалог к разрешению проблемной ситуации:

- Что объединяет эти слова? (Все обозначают профессии или род деятельности, как грузчик).

- На какие две группы можно разделить эти слова? (Одни существительные образованы с помощью суффикса  -чик-, а другие – -щик-).

- Какой поставим перед собой вопрос? Что нужно узнать? (Когда пишем -чик, а когда -щик).

Задание группе 1.

Как Вы думаете, почему авторы многих учебных пособий предлагают школьникам при изучении орфографического правила «Буквы Ч,Щ в суффиксах имен существительных –ЧИК и –ЩИК» запомнить следующую волшебную фразу: Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ? Сформулируйте правило.

Задание группе 2,3.

Рассмотрите рисунок. Какое орфографическое правило проиллюстрировано художником при помощи звездочки и ее лучиков? Сформулируйте его.

Группы обмениваются мнениями, правилами, сравнивают выводы.

Далее ученики проверяют свои выводы по учебнику.  Переносят рисунок звездочки в тетрадь, дополняя схему 1-2 примерами на каждую согласную, оформляют орфограмму по образцу в учебнике и на доске.

Группа 3. Списывает слова, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы по образцу в правиле.

Извозчик, обходчик (путей), резчик (по кости), стекольщик, мебельщик, часовщик, объездчик, бунтовщик, учетчик, забойщик, рассказчик, разведчик, перевозчик, фонарщик.

Группа 2. Вставляет пропущенные буквы, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы по образцу в правиле.

Разнос_ик, уклад_ик, убор_ик, дальнобой_ик, попут_ик, контор_ик, аппарат_ик, захват_ик, кранов_ик, водопровод_ик, совет_ик, брошюров_ик, паром_ик, болель_ик.

Группа 1. Получает карточки.

Задание 1. Поработайте корректором и исправьте допущенные ошибки:

В молодости он недолго работал грузщиком.

Мой дедушка – превосходный рассказщик.

Юный барабанчик поразил всех присутствующих своим исполнением.

Помощниками купцов в торговых рядах были приказщики.

Фирме требуется опытный каменьщик и искусный резщик по дереву.

Никто не любит подлых доносьчиков и ъитрых обманьщиков.

Обходчики ежедневно проверяют железнодорожные пути.

Он стал подписщиком газеты.

Мой сосед – ярый болелщик.

Какое предложение имеет комический эффект? Почему? Определите значение суффикса -чик в этом слове, подберите 2-3 примера слов, с таким же значением суффикса.

Задание 2. Образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик или -щик и распределите их на три колонки.

-чик с уменьшительно-ласкательным значением

-чик со значением лица по роду деятельности

-щик со значением лица по роду деятельности

Возить, вязать, кровля, перевозить, камень, диван, конец, огурец, водопровод, извоз, контора, баня, обман, рисовать, наводить, газета, осмотр, уголь, барабан, переплёт, спорить, точить, сварить, доклад, ларец, птенец, стакан, сваривать.

Ученики, выполнившие задание своего уровня сложности могут выполнить задание для следующей группы. Этот метод внушает веру ребят в свои силы, заставляет стремиться к большему.

Оценивается работа нескольких учащихся, в том числе за ответ у доски и еще 4-х учеников, за работой которых наблюдал учитель.

Домашнее задание: 

  1. Общее - знать правило правописания суффиксов -ЧИК и –ЩИК в  существительных.
  2. По группам: 1 группа упр.296, 2 группа – упр.295, 3 группа – упр. 293 (уч. Ладыженской).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"

Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...

Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"

Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....

Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"

Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....

Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"

Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....

обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"

Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное  Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...

Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"

Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....

конспект урока по русскому языку 5 класс на тему «Буквы и-ы после ц»

Урок русского языка в 5 классе "Буквы и-ы после ц". Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества,принципа обоснованного ответа....