Урок русского языка в 6 классе по теме «Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик (-щик)» с применением дифференцированного подхода
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Урок построен с учетом дифференцированного подхода, поскольку он направлен на индивидуализацию процесса обучения, развитие интересов и способностей каждого ученика, на обучение ребенка принимать решения, развитие навыков общения и сотрудничества, укрепление умения учиться, самостоятельно добывать необходимые знания. Наряду с общими заданиями, в урок включены дифференцированные, позволяющие каждой группе учащихся выполнять работу, соответствующую их возможностям, направленную в то же время на решение общих познавательных задач. Используется разнообразный дидактический и наглядный материал.
Скачать:
Предварительный просмотр:
Урок в 6 классе по теме «Морфология. Орфография. Буквы Ч и Щ в суффиксе существительных -чик (-щик)» с применением дифференцированного подхода
Урок начинается с проверки усвоения ранее изученного по теме «Правописание Ь для обозначения мягкости согласных».
Вызванная с этой целью к доске ученица (1 группа) готовит таблицу к ответу, группируя предложенные слова по типу орфограммы.
Удар_, реч_ка, л_стить, пис_менный, бол_ше, дач_ный, воз_мём, ч_тение, пил_щик, овощ_ной, мел_че, нян_чить, нян_ка, рез_ба, вскол_з_, болел_щик, бор_щ, пол_ка, ден_ги, тон_ше, гон_щик, луч_ше
Ь пишется для обозначения мягкости согласного | В сочетаниях Ч, Щ с другими согласными Ь не пишется | Ь пишется после [л’] перед другими согласными |
После мягкого согласного | ЧК, ЧН, ЧТ, ЩН, НЧ, НЩ, РЩ, ЧШ | Мягкость [л’] перед согласным всегда обозначается Ь |
Ударь [р‘], письменный [с‘], возьмём [з‘], деньги [н‘], резьба [з‘], нянька[н‘], тоньше [н‘], вскользь [з‘] | Речка, дачный, чтение, овощной, нянчить, гонщик, борщ, лучше | Болельщик, вскользь, мельче, пильщик, больше, льстить, полька |
Остальные учащиеся 1 группы работают по этим же карточкам в тетради. Учащиеся групп 2 и 3 работают по тексту.
Задание:
- Вставить пропущенные буквы и знаки препинания, графически объяснить орфограммы и пунктограммы.
- Сгруппировать орфограммы по правилам.
- Составить схему последнего предложения.
Текст.
У самого входа ст_яла жен_щина и пр_давала в_здушные шарики. Я взял шарик, потом тонен_ко-тонен_ко пот_нул его за ниточ_ку и _тпустил в небо. Меня _кликнул груз_ик дядя Миша и мы вместе стали см_треть, как шарик летел умен_шался зал_тел за мален_кое, как крол_чонок, облач_ко и совсем скрылся из виду.
Затем проверяется работа 2 и 3 групп.
Прослушивается ответ ученицы у доски, по составленной таблице дает связный рассказ о правописании Ь после мягких согласных. Группа 1 производит самопроверку, сверяясь с ответом одноклассницы у доски.
2 часть урока начинается с разрешения проблемной ситуации, с которой столкнулись ученики 2 и 3 группы: в тексте встретилось слово на неизвестное правило – груз_ик.
Учитель спрашивает, как написали и почему. Просит провести словообразовательный разбор этого слова, определить лексическое значение.
Учащиеся доказывают, что слово означает профессию, лицо по роду деятельности, образуется от глагола с помощью суффикса -чик.
Задание для всех. По лексическому значению определите, о каких словах идет речь. Выполняется устно.
Мастер по резьбе по дереву.
Человек, тайно сообщающий властям о поступках других людей.
Тот, кто перебежал к врагу, изменник.
Тот, кто управляет самолетом.
Тот, кто переводит книги.
Работник бани.
Тот, кто работает на кране.
Тот, кто зажигает фонари.
Тот, кто стеклит окна.
Учитель открывает доску, где записаны слова, названные учениками:
Резчик, доносчик, перебежчик, летчик, переводчик, банщик, крановщик, фонарщик, стекольщик.
Учитель обращает внимание учеников на правописание Ь в сочетаниях Ч,Щ с другими согласными: не пишется, кроме -ЛЬЩ-.
Подводящий диалог к разрешению проблемной ситуации:
- Что объединяет эти слова? (Все обозначают профессии или род деятельности, как грузчик).
- На какие две группы можно разделить эти слова? (Одни существительные образованы с помощью суффикса -чик-, а другие – -щик-).
- Какой поставим перед собой вопрос? Что нужно узнать? (Когда пишем -чик, а когда -щик).
Задание группе 1.
Как Вы думаете, почему авторы многих учебных пособий предлагают школьникам при изучении орфографического правила «Буквы Ч,Щ в суффиксах имен существительных –ЧИК и –ЩИК» запомнить следующую волшебную фразу: Я ТОЖЕ ЗДЕСЬ? Сформулируйте правило.
Задание группе 2,3.
Рассмотрите рисунок. Какое орфографическое правило проиллюстрировано художником при помощи звездочки и ее лучиков? Сформулируйте его.
Группы обмениваются мнениями, правилами, сравнивают выводы.
Далее ученики проверяют свои выводы по учебнику. Переносят рисунок звездочки в тетрадь, дополняя схему 1-2 примерами на каждую согласную, оформляют орфограмму по образцу в учебнике и на доске.
Группа 3. Списывает слова, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы по образцу в правиле.
Извозчик, обходчик (путей), резчик (по кости), стекольщик, мебельщик, часовщик, объездчик, бунтовщик, учетчик, забойщик, рассказчик, разведчик, перевозчик, фонарщик.
Группа 2. Вставляет пропущенные буквы, обозначая условия выбора изучаемой орфограммы по образцу в правиле.
Разнос_ик, уклад_ик, убор_ик, дальнобой_ик, попут_ик, контор_ик, аппарат_ик, захват_ик, кранов_ик, водопровод_ик, совет_ик, брошюров_ик, паром_ик, болель_ик.
Группа 1. Получает карточки.
Задание 1. Поработайте корректором и исправьте допущенные ошибки:
В молодости он недолго работал грузщиком.
Мой дедушка – превосходный рассказщик.
Юный барабанчик поразил всех присутствующих своим исполнением.
Помощниками купцов в торговых рядах были приказщики.
Фирме требуется опытный каменьщик и искусный резщик по дереву.
Никто не любит подлых доносьчиков и ъитрых обманьщиков.
Обходчики ежедневно проверяют железнодорожные пути.
Он стал подписщиком газеты.
Мой сосед – ярый болелщик.
Какое предложение имеет комический эффект? Почему? Определите значение суффикса -чик в этом слове, подберите 2-3 примера слов, с таким же значением суффикса.
Задание 2. Образуйте новые слова с помощью суффиксов -чик или -щик и распределите их на три колонки.
-чик с уменьшительно-ласкательным значением | -чик со значением лица по роду деятельности | -щик со значением лица по роду деятельности |
Возить, вязать, кровля, перевозить, камень, диван, конец, огурец, водопровод, извоз, контора, баня, обман, рисовать, наводить, газета, осмотр, уголь, барабан, переплёт, спорить, точить, сварить, доклад, ларец, птенец, стакан, сваривать.
Ученики, выполнившие задание своего уровня сложности могут выполнить задание для следующей группы. Этот метод внушает веру ребят в свои силы, заставляет стремиться к большему.
Оценивается работа нескольких учащихся, в том числе за ответ у доски и еще 4-х учеников, за работой которых наблюдал учитель.
Домашнее задание:
- Общее - знать правило правописания суффиксов -ЧИК и –ЩИК в существительных.
- По группам: 1 группа упр.296, 2 группа – упр.295, 3 группа – упр. 293 (уч. Ладыженской).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Разработка урок русского языка (8 класс) по теме "Обособленные определения и приложения"
Урок для 8 класса готовит учащихся к ГИА и ЕГЭ по русскому языку: содержит работу с текстом, тестовые задания. В содержании урока ярко выражена воспитательная функция: ребята знакомятся с творчеством ...
Презентация к уроку русского языка (6 класс) по теме "Имя существительное как часть речи"
Презентация разработана в полном соответствии с конспектом урока по данной теме, опубликованным чуть ранее....
Урок русского языка в классе по теме "Буквы ч и щ в суффиксе существительных -чик -щик"
Разработка урока подойдет не только начинающим педагогам, но и учителям со стажем, поскольку конспект позволит учителю на уроке решить несколько задач....
Урок русского языка в 5классе на тему: "Буквы о,ё после шипящих в корне слова"
Урок составлен по программе Р.Н.Бунеева кучебнику: "Бунеев Р.Н.Русский язык.5кл.М. :Баласс,2012", материалы урока подобраны из интернета и методических пособий к учебнику, созданных авторами учебника....
обобщающий урок русского языка 5 класс на тему "Имя существительное"
Самоанализ урока русского языка 5 классе,проведенного учителем русского языка и литературы Кадыровой Г ГТема урока: Имя существительное Цель урока: повторить и систематизировать изученный ...
Урок русского языка, 5 класс по теме "Обобщение изученного по теме "Синтаксис"
Урок проводился в общеобразовательном классе, где обучается ребенок с умственной отсталостью. Построен с использованием обучающих структур....
конспект урока по русскому языку 5 класс на тему «Буквы и-ы после ц»
Урок русского языка в 5 классе "Буквы и-ы после ц". Урок построен на основе принципа действенного подхода к обучению, принципа сотрудничества,принципа обоснованного ответа....