Роль второстепенных членов предложения 8 класс
план-конспект урока по русскому языку (8 класс)

Конспект урока русского языка в 8 классе "Роль второстепенных членов предложения". Эта разработка позволит не только повторить ранее изученный материал, но и совершить маленькие открытия. Использована технология проблемного обучения.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Тема урока. Роль второстепенных членов предложения. 8 класс

Цели урока.

1. Систематизировать знания по данной теме, полученные за предыдущие годы обучения;

2. Используя исследовательскую деятельность учащихся, добиться самостоятельно сделанных выводов о грамматическом значении и роли второстепенных членов предложения.

3.  Развивать речевую культуру учеников.

Задачи урока.

1.  Создать условия для развития навыков синтаксического разбора предложения на основе образцов классической литературы;

2. Создать условия для формирования устойчивого интереса и мотивации к изучению строения простого предложения;

3.      способствовать развитию навыков связной речи благодаря организации активных форм урока.

Тип урока: урок изучения нового материала

 Планируемые результаты обучения:

Личностные:

совершенствование духовно-нравственных качеств, воспитание уважительного отношения к слову;

использование приобретенных знаний и умений в построении текстов.

Предметные: 

сделать выводы о грамматическом значении и роли второстепенных членов предложения.

Метапредметные:

умение анализировать, сопоставлять, организовывать собственную деятельность;

овладение приёмами отбора и систематизации материала на определённую тему;

 умение вести самостоятельный поиск информации.

Формы работы: фронтальная, индивидуальная, самостоятельная работа

Техники и технологии: технология проблемного обучения,  дифференцированное обучение,  исследовательские методы обучения; ИКТ-технология (презентация);

Ресурс: УМК Т.А. Ладыженская, М.Т.Баранов, Л.А.Тростенцова. Презентация по теме урока, рабочие листы

Ход урока:

Орг. момент У нас сегодня на уроке присутствуют гости…

Мы будем работать с рабочими листами…

Нам понадобятся учебники, ручки, карандаши…

1. Повторение. Каждый наш урок мы начинаем с повторения. Сегодня мы будем работать с текстом.

Греческий раб Эзоп, вошедший в историю, в частности, своими поучительными историями (баснями), неоднократно выручал своего хозяина, философа Ксанфа. Однажды тот, крепко выпив, хвастливо заявил, что выпьет море, если проиграет некий спор. Спор этот, к ужасу его, он проиграл. Протрезвев, он кинулся к Эзопу: выручай.
У людей, настаивавших на исполнении данного слова,
Эзоп спросил:
- Правда ли, что море непрерывно пополняется сотнями рек?
- Да, это так.
- Значит, выпивая море, нужно одновременно выпить и реки? Но об этом уговора не было. Сделайте так, чтобы реки перестали пополнять море, и мы выполним данное слово - выпить море.
Пришедшим пришлось ретироваться ни с чем.

Какую особенность этого текста вы можете назвать?

Выпишите реплики диалога, попутно решая орфографические и пунктуационные задачи.

Если мы прочитаем только реплики, понятно ли нам, кто их произносит. Что нужно сделать, чтобы исправить ситуацию? /добавить слова автора/. Какую роль играют слова автора в диалоге? /уточняют, кто произнес реплику/ Все верно.

2. Формулировка темы и целей урока

Сегодня на уроке мы будем говорить о членах предложения, которые уточняют информацию. О каких членах предложения идет речь? /О второстепенных/

Да, ребята, тема нашего урока «Роль второстепенных членов предложения»

Что мы должны будем сделать на уроке?

Повторить, какие второстепенные члены предложения мы знаем. Определить их роль в предложении.

3. Актуализация знаний

А что такое второстепенные члены предложения? (Все кроме главных)

Давайте заполним кластер. Начнём мы вместе на этом уроке, а продолжите вы самостоятельно. У вас получится удобный инструмент для подготовки к проверочным работам, для повторения материала. Работа с учебником

4. Лингвистический эксперимент.

- Мы повторили весь теоретический материал о второстепенных членах предложения. А теперь ответьте  на вопрос:

- Стоило ли изучать второстепенные члены предложения? Нужны ли они в речи, в жизни? Выскажите свои мнения.

Чтобы разобраться в этом вопросе, я предлагаю вам провести лингвистический эксперимент. 

Вот перед нами вариант стихотворения :

Ночевала тучка.
Она умчалась;
Но остался след.
Он стоит, задумался
И плачет он.

Что напоминает вам этот текст? Кто автор стихотворения? (Стихотворение «Ночевала тучка золотая…» М.Ю.Лермонтова)

- Какое впечатление производит этот текст? Почему? А чего не хватает в нем?

Прочитаем текст, который создал М.Ю.Лермонтов

Ночевала тучка золотая
На груди утеса-великана.
Утром в путь она умчалась рано,
По лазури весело играя;
Но остался влажный след в морщине
Старого утеса. Одиноко
Он стоит, задумался глубоко,
И тихонько плачет он в пустыне.

- Что изменилось? А какое впечатление производит этот текст? Правильно, возникает целостная картина. Мы воспринимаем её всеми органами чувств. Продолжите предложения:

Мы видим …
Мы слышим …
Мы ощущаем …

Какова роль в нём второстепенных членов предложения? (Второстепенные члены предложения в художественном стиле помогают нарисовать целостную картину, создать полный образ).

Эксперимент убедил нас, что второстепенные члены предложения нужны в речи, они украшают её, при помощи них лучше можно передать настроение автора.

5. Закрепление

Схема. Рассмотрим схему предложения. Что в ней отражено? Какое это предложение по цели высказывания? По эмоциональной окраске? По числу грамматических основ? По наличию второстепенных членов?

А что обозначается стрелками? /связь между словами, какое слово от какого зависит/

А зачем нам это знать? /Чтобы правильно определить второстепенный член предложения, чтобы писать грамотно/

Вспомним забавное предложение, которое придумал Лев Щерба:

Глокая куздра штеко булданула бокра и бокрячит бокрёнка.

Напоминаю, что известный русский лингвист взял корни, которых не существует в русском языке, и присоединил к ним наши родные окончания и суффиксы. Посмотрим, что мы сможем определить по вопросам.

Потенциальные возможности языка безграничны. Но нужно следить, чтобы получались жизнеспособные модели.

Итак, чтобы определить второстепенный член в предложении надо… Есть специальный алгоритм. Таблица

Потренируемся

Наш класс буд…т украшать зал, нар…жать елку, вручать м…лышам подарки, сл…дить за порядком.  На новогодн…м балу мы буд…м весело играть, дружно т…нцевать, с  задором петь. В моем карнавальном к…стюме буд…т белая рубашка, бант в г…рошек, красная жилетка, колпак в полоску, длинный нос из бумаг….  

Какими частями речи могут быть выражены определения, дополнения, обстоятельства?

Мы с вами находили и подчеркивали второстепенные члены предложения. А давайте добавим их в предложение сами.

Сегодня третий день, как выпал снег. Давайте попрощаемся с прекрасным временем года – осенью.

Распространите предложение Лес стоит. Составьте его, глядя на нашу фотографию.

А теперь посмотрим, как эти слова использовал знаменитый русский поэт Серебряного века, лауреат Нобелевской премии в области литературы Иван Алексеевич Бунин.

Лес, точно терем расписной,

Лиловый, золотой, багряный,

Веселой, пестрою стеной

Стоит над светлою поляной.

Какие прекрасные строки, какое мастерское владение словом! Такое владение языком это результат колоссального труда. Увеличивайте свой словарный запас,

Так давайте ответим на вопрос. Какова роль второстепенных членов предложения в русской речи?

Ответы обучающихся.

6. Рефлексия. Выставление оценок

Оцените свою работу на уроке. Что получилось легко, над чем еще нужно поработать?

Выставление оценок.

7. Домашнее задание

Что ж, ребята, наш урок подходит к концу. Запишите домашнее задание.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Методическая разработка урока по русскому языку для 5 класса по учебнику Е.Быстровой по теме: Второстепенные члены предложения. «Нераспространенные и распространенные предложения»

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Ухманская средняя общеобразовательная школа»Канашского района Чувашской Республики     Методическая разработка уро...

Методическая разработка (сценарий) урока. Программа: Школа России Тема урока: Повторение. Главные и второстепенные члены предложения. Класс: 4Б* (по программе VII вида)

Второй городской фестиваль учителей общеобразовательных учрежденийСанкт – Петербурга «Петербургский урок» в 2012 году    Государственное бюджетное специальное (коррекционное) образ...

Роль второстепенных членов предложения

Презентация к уроку русского языка в 5 классе "Роль второстепенных членов предложения"...

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения"

Конспект урока по русскому языку "Роль второстепенных членов предложения" для 8 класса...

Конспект урока по русскому языку для 8 класса_ Роль второстепенных членов предложения

Конспект урока по русскому языку для 8 класса по теме: "Роль второстепенных членов предложения"...

Презентация "Роль второстепенных членов предложения" 8 класс

Презентация к уроку "Роль второстепенных членов предложения". Позволит расцветить урок более яркими красками....