Рабочая программа. 5 класс. Ладыженская
рабочая программа по русскому языку (5 класс) на тему
Цлью данного курса являются нижеперечисленные позиции:
· формирование у учащихся представления о языке как составляющей целостной научной картины мира; знаково-символического и логического мышления на базе основных положений науки о языке (познавательная цель); · формирование коммуникативной компетенции (социокультурная цель). · развитие у учащихся интереса к родному языку, осознания его как части русской национальной культуры; · осознание себя носителем языка, языковой личностью, которая находится в постоянном диалоге с миром и с самим собой; · формирование у учащихся чувства языка; · воспитаниепотребности совершенствовать свою устную и письменную речь, делать её правильной, точной, богатой; · сообщение необходимых знаний и формирование учебно-языковых, речевых и правописных умений и навыков, необходимых для того, чтобы правильно, точно и выразительно говорить, читать и писать на родном языке. |
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 91.5 КБ |
Предварительный просмотр:
СЕВЕРО-ВОСТОЧНОЕ ОКРУЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ
ДЕПАРТАМЕНТА ОБРАЗОВАНИЯ ГОРОДА МОСКВЫ
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА №752
Рассмотрена и рекомендована к утверждению методическим советом (протокол №1 от «27» августа 2012г.) | Утверждена приказом ГБОУ СОШ №752 от «31» августа 2012г. Директор ГБОУ СОШ ___________А.Г. Юрова |
Рабочая программа по русскому языку для V классов
на 2012 - 2013 год
Васиной Ларисы Петровны
Русский язык в школе – важнейший учебный предмет, преподавание которого способствует нравственному воспитанию обучающихся, интеллектуальному и общему духовному развитию, приобщает школьников к богатствам русского языка, предполагает развитие их речи, овладение культурой, умениями и навыками.
Цели обучения: Курс русского языка направлен на достижение следующих целей, обеспечивающих реализацию личностно-ориентированного, когнитивно-коммуникативного, деятельностного подходов к обучению русскому языку:
- воспитание гражданственности и патриотизма, сознательного отношения к языку как явлению культуры, основному средству общения и получения знаний в разных сферах человеческой деятельности; воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков, обеспечивающих свободное владение русским литературным языком в разных сферах и ситуациях его использования; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи обучающихся; развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности к речевому самосовершенствованию;
- освоение знаний о русском языке, его устройстве и функционировании в различных сферах и ситуациях общения; о стилистических ресурсах русского языка; об основных нормах русского литературного языка; о русском речевом этикете;
- формирование умений опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия ситуации и сфере общения; умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Эти цели обусловливают следующие задачи:
- дать обучающимся представление о роли языка в жизни общества, о языке как развивающемся явлении, о месте русского языка в современном мире, о его богатстве и выразительности; обеспечить усвоение определенного круга знаний из области морфологии, орфографии, пунктуации, стилистики, а также формирование умений применять эти знания на практике;
- развивать речь обучающихся: обогащать их активный и пассивный запас слов, грамматический строй речи; способствовать усвоению норм литературного языка, формированию и совершенствованию умений и навыков грамотного и свободного владения устной и письменной речью во всех основных видах речевойдеятельности;
- формировать и совершенствовать орфографические и пунктуационные умения и навыки.
Программа разработана на основе следующих нормативных документов:
- Конституция РФ
- Закон РФ "Об образовании"
- Федеральный компонент государственных образовательных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 05.03.2004 г. № 1089)
- Федеральный базисный учебный план и примерные учебные планы для образовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования (приложение к приказу Минобразования России от 09.03.2004 г. № 1312)
- Приказ Министерства образования и науки РФ от 09.12.2008 г. № 379 «Об утверждении перечня учебников, рекомендованных (допущенных) Министерством образования и науки Российской Федерации к использованию в образовательном процессе в общеобразовательных учреждениях, реализующих образовательные программы и имеющих государственную аккредитацию на 2011 – 2012 учебный год»
- Концепция модернизации российского образования на период до 2015 года и Концепция профильного обучения на старшей ступени общего образования (приказ МО РФ от 18.07.2002 №2783)
- Примерная программа основного общего образования по русскому языку для основной общеобразовательной школы (подготовленная Министерством Образования РФ под редакцией Баранова М.Т., Ладыженской Т.А., Тростенцовой Л.А. и др
- Устав ГБОУ СОШ № 752
Выбор примерной программы для разработки рабочей программы обусловлен тем, что предлагаемая примерная программа создана в соответствии с "Обязательным минимумом содержания основного общего образования по литературе" и "Базисным учебным планом общеобразовательных учреждений Российской Федерации. В ней представлено развернутое учебное содержание предмета, примерное количество часов на изучение основных разделов курса.
Общая характеристика учебного предмета
Язык – по своей специфике и социальной значимости – явление уникальное: он является средством общения и формой передачи информации, средством хранения и усвоения знаний, частью духовной культуры русского народа, средством приобщения к богатствам русской культуры и литературы.
Русский язык – государственный язык Российской Федерации, средство межнационального общения и консолидации народов России.
Владение родным языком, умение общаться, добиваться успеха в процессе коммуникации являются теми характеристиками личности, которые во многом определяют достижения человека практически во всех областях жизни, способствуют его социальной адаптации к изменяющимся условиям современного мира.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности. Будучи формой хранения и усвоения различных знаний, русский язык неразрывно связан со всеми школьными предметами и влияет на качество усвоения всех других школьных предметов, а в перспективе способствует овладению будущей профессией.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в V – ІX классах формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Коммуникативная компетенция – овладение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для данного возраста сферах и ситуациях общения.
Языковая и лингвистическая (языковедческая) компетенции – освоение необходимых знаний о языке как знаковой системе и общественном явлении, его развитии и функционировании; овладение основными нормами русского литературного языка; обогащение словарного запаса и грамматического строя речи учащихся; умение пользоваться различными лингвистическими словарями.
Культуроведческая компетенция – осознание языка как формы выражения национальной культуры, взаимосвязи языка и истории народа, национально-культурной специфики русского языка, владение нормами русского речевого этикета, культурой межнационального общения.
Курс русского языка для V класса направлен на совершенствование речевой деятельности учащихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета. Учитывая то, что сегодня обучение русскому языку происходит в сложных условиях, когда снижается общая культура населения, расшатываются нормы литературного языка, в программе усилен аспект культуры речи. Содержание обучения ориентировано на развитие личности ученика, воспитание культурного человека, владеющего нормами литературного языка, способного свободно выражать свои мысли и чувства в устной и письменной форме, соблюдать этические нормы общения. Программа предусматривает формирование таких жизненно важных умений, как различные виды чтения, информационная переработка текстов, поиск информации в различных источниках, а также способность передавать ее в соответствии с условиями общения.
Доминирующей идеей курса является интенсивное речевое и интеллектуальное развитиеучащихся. Русский язык представлен в программе перечнем не только тех дидактических единиц, которые отражают устройство языка, но и тех, которые обеспечивают речевую деятельность. Каждый тематический блок программы включает перечень лингвистических понятий, обозначающих языковые и речевые явления, указывает на особенности функционирования этих явлений и называет основные виды учебной деятельности, которые отрабатываются в процессе изучения данных понятий. Таким образом, программа создает условия для реализации деятельностного подхода к изучению русского языка в школе.
Личностно–ориентированный подход к обучающимся осуществляется через ежедневное планирование педагога.
Место предмета «Русский язык» в базисном учебном плане Федеральный базисный учебный план для образовательных учреждений Российской Федерации предусматривает обязательное изучение русского (родного) языка в V классе – в объеме 170 часов + 34 часа из школьного компонента
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения:
- коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для учащихся сферах и ситуациях общения);
- интеллектуальные (сравнение и сопоставление, обобщение, оценивание и классификация);
- информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом);
- организационные(умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку).
Технологии, используемые в образовательном процессе
- Технологии традиционного обучения для освоения минимума содержания образования в соответствии с требованиями стандартов; технологии, построенные на основе объяснительно-иллюстративного способа обучения. В основе – информирование, просвещение обучающихся и организация их репродуктивных действий с целью выработки у школьников общеучебных умений и навыков.
- Технологии реализации межпредметных связей в образовательном процессе.
- Технологии дифференцированного обучения для освоения учебного материала обучающимися, различающимися по уровню обучаемости, повышения познавательного интереса. Осуществляется путем деления ученических потоков на подвижные и относительно гомогенные по составу группы для освоения программного материала в различных областях на различных уровнях: минимальном, базовом, вариативном.
- Технология проблемного обучения с целью развития творческих способностей обучающихся, их интеллектуального потенциала, познавательных возможностей. Обучение ориентировано на самостоятельный поиск результата, самостоятельное добывание знаний, творческое, интеллектуально-познавательное усвоение учениками заданного предметного материала
- Личностно-ориентированные технологии обучения, способ организации обучения, в процессе которого обеспечивается всемерный учет возможностей и способностей обучаемых и создаются необходимые условия для развития их индивидуальных способностей.
- Технология индивидуализации обучения
- Информационно-коммуникационные технологии
Механизмы формирования ключевых компетенций обучающихся
- проектная деятельность
- исследовательская деятельность
- применение ИКТ
Виды и формы контроля
Формы контроля
- индивидуальный
- групповой
- фронтальный
Виды контроля
- предварительный
- текущий
- тематический
- итоговый
Уровень подготовки выпускников
В результате изучения русского языка ученик должен
знать/понимать
– роль русского языка как национального языка русского народа, государственного языка Российской Федерации;
– смысл понятий: речь устная и письменная; монолог, диалог; основные признаки разговорной речи, научного, публицистического, официально-делового стилей, языка художественной литературы;
– признаки текста и его функционально-смысловых типов (повествования, описания, рассуждения);
– основные единицы языка;
– нормы речевого этикета;
уметь
– различать разговорную речь, научный, публицистический, официально-деловой стили, язык художественной литературы;
– определять тему, основную мысль текста, тип и стиль речи;
– анализировать структуру и языковые особенности текста;
– опознавать языковые единицы, проводить различные виды их анализа;
– объяснять с помощью словаря значение слов с национально-культурным компонентом;
аудирование и чтение
– адекватно понимать информацию устного и письменного сообщения (цель, тему текста);
– читать тексты разных стилей и жанров; владеть разными видами чтения (изучающее, ознакомительное, просмотровое);
– извлекать информацию из различных источников, включая средства массовой информации;
– пользоваться лингвистическими словарями, справочной литературой;
говорение и письмо
– воспроизводить текст с заданной степенью свернутости (план, пересказ, изложение);
– владеть различными видами монолога (повествование, описание, рассуждение) и диалога (побуждение к действию, обмен мнениями;
– свободно, правильно излагать свои мысли в устной и письменной форме,
– соблюдать нормы построения текста (логичность, последовательность, связность, соответствие теме и др.);
– выражать свое отношение к фактам и явлениям окружающей действительности, к прочитанному, услышанному, увиденному;
– соблюдать в практике речевого общения основные произносительные, лексические, грамматические нормы современного русского литературного языка;
– соблюдать в практике письма основные правила орфографии и пунктуации;
– соблюдать нормы русского речевого этикета;
– осуществлять речевой самоконтроль;
– оценивать свою речь с точки зрения её правильности, находить грамматические и речевые ошибки, недочеты, исправлять их;
– совершенствовать и редактировать собственные тексты;
использовать приобретенные знания и умения в практической деятельности и повседневной жизни для:
– осознания роли родного языка в развитии интеллектуальных и творческих способностей личности; значения родного языка в жизни человека и общества;
– развития речевой культуры, бережного и сознательного отношения к родному языку, сохранения чистоты русского языка как явления культуры;
– удовлетворения коммуникативных потребностей в учебных, бытовых, социально-культурных ситуациях общения;
– увеличения словарного запаса; расширения круга используемых грамматических средств;
– развития способности к самооценке на основе наблюдения за собственной речью;
– использования родного языка как средства получения знаний по другим учебным предметам и продолжения образования.
Программа реализуется в учебнике под редакцией М.Т.Баранова «Русский язык» (рекомендованным Министерством образования РФ).
Содержание рабочей программы
5 класс
Введение
Тематическое планирование уроков русского языка 5 класс по ФГОС (программа Ладыженской Т. А.)
Тип материала: Планирование
Пояснительная записка.
Тематическое планирование уроков русского языка (5 класс) составлено с использованием материалов Федерального государственного образовательного стандарта основного общего образования и в соответствии c программой по русскому языку к учебникам для 5 класса (авторы программы М. Т. Баранов, Т. А. Ладыженская, Н. М. Шанский) – М.: Просвещение, 2012г. Планирование составлено из расчета 5 часов в неделю (5 класс – 170 часа в год) и предназначено для работы по учебнику Русский язык. 5 класс. Учебник для общеобразовательных учреждений. / ( Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др.; науч. ред. Н. М. Шанский). – М.: Просвещение, 2012.
Целями и задачами изучения русского языка в основной школе являются:
· воспитание духовно богатой, нравственно ориентированной личности с развитым чувством самосознания общероссийского гражданского сознания, человека, любящего свою родину, знающего и уважающего родной язык, сознательно относящегося к нему как явлению культуры, осмысляющего родной язык как основное средство общения, средство получения знаний в разных сферах человеческой деятельности. Средство освоения морально-этических норм, принятых в обществе;
· овладение системой знаний, языковыми и речевыми умениями и навыками, развитие готовности и способности к речевому взаимодействию и взаимопониманию, потребности в речевом самосовершенствовании, овладение важнейшими общеучебными умениями и универсальными учебными действиями, формирование навыков самостоятельной учебной деятельности, самообразования;
· освоение знаний об устройстве языковой системы и закономерностях её функционирования, развитие способности опознавать, анализировать, сопоставлять, классифицировать и оценивать языковые факты, обогащение активного и потенциального словарного запаса, расширение объёма используемых в речи грамматических средств, совершенствование орфографической и пунктуационной грамотности, развитие умений стилистически корректного использования лексики фразеологии русского языка;
· развитие интеллектуальных и творческих способностей обучающихся, развитие речевой культуры учащихся, овладение правилами использования языка в разных ситуациях общения, нормами речевого этикета, воспитания стремления к речевому самосовершенствованию, осознание эстетической ценности родного языка;
· совершенствование коммуникативных способностей, формирование готовности к сотрудничеству, созидательной деятельности, умений вести диалог, искать и находить содержательные компромиссы.
Русский язык. 5 класс.
Тематическое планирование. Базовый уровень (170 часа).
Дата | Кол-во часов | Тема урока | Цели и задачи урока | Характеристика основных видов учебной деятельности | Самостоятельная работа |
ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (17 + 3*) | |||||
1. (1ч.) | Звуки и буквы. Произношение и правописание. | Повторить сведения о соотношении произношения и правописания. Познакомить с понятием транскрипции. | Работа с текстом, упражнениями учебника. Работа в группе. | См. Никитина Е. И. с. 101. | |
2. (1ч.) | Правописание проверяемых согласных в корне слова. | Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; лингвистическая игра. | РТ: с. 8 – 9, упр.10 – 12 | |
3. (1ч.) | Правописание непроизносимых согласных в корне слова. | Отработать умение находить и подбирать проверочные слова; систематизировать и закрепить знания и умения, полученные ранее. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант: выбор заголовка, отражающего содержание. | РТ: с. 9 – 11, упр.13 – 18 | |
4. (1ч.) | Буквы и, у, а после шипящих. | Закрепление и систематизация знаний и умений, полученных учащимися ранее; отработка навыков орфографически правильного письма. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: вставляют пропущенные буквы, составляют предложения со словами-исключениями из правила; работа со словарём. | РТ: с.11, упр.19 – 20 | |
5. (1ч.) | Разделительные ъ и ь. | Закрепить правило употребления ъ и ь. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило; диктант. | РТ: с.12, упр.21 | |
6. (1ч.) | Раздельное написание предлогов с другими словами. | Закрепить понятие о предлоге; выработать умение отличать в звучащей речи предлог от приставки, чтобы не ошибаться в написании. | Выполнение упражнений, отрабатывающих данное правило: работа с текстом; выделение орфограмм-букв и орфограмм-пробелов; работа с иллюстрацией (описание ситуации). | Тест1[3]: с.8 — 9 с.8 — 9 с.8 — 9 с.8 — 9 | |
7. (1ч.) | Входной контроль (диктант) | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Выполнение контрольной работы. | ||
8-9.(2ч.) | Р. Р.Что мы знаем о тексте. Обучающее изложение (По Г. А. Скребицкому) | Формировать умение отличать текст от набора предложений и озаглавливать текст. | Выполнение упражнений, направленные на анализ текстов с точки зрения смысловой цельности. Изложение. | Упр.70 | |
10. (1ч.) | Части речи. | Закрепить знания учащихся о частях речи, полученные в начальной школе. | Выполнение упражнений: характеристика слов с точки зрения принадлежности к той или иной части речи; лингвистическая игра; работа с текстом, сочинение. | ||
11. (1ч.) | Глагол. | Закрепить знания и умения, полученные учащимися в начальной школе; отработать умение выделять глагол среди других частей речи. | Составление предложений по рисунку; определение лица и числа глаголов, приведённых в упражнении; ставят глаголы в неопределённую форму. | ||
12. (1ч.) | -Тся и –ться в глаголах | Повторение правила. | Выполнение упражнений, руководствуясь правилом. | ||
13. (1ч.) | Р. Р.Тема текста. | Сформулировать понятие темы текста; научить выделять в тексте общую тему. | Выполнение упражнений: анализ тем сочинений, самого сочинения, запись исправленного варианта | ||
14-15. (2ч.) | Личные окончания глаголов. Не с глаголами. | Активизация знаний учащихся о личных окончаниях глаголов и правописании не с глаголами | Работа с таблицей; работа с упражнениями: выделение окончаний, составление предложений, определение написания не с глаголами. | РТ: с. 14 – 15, упр.26 | |
16. (1ч.) | Имя существительное. | Активизация знаний об имени существительном, о его морфологических признаках. | Анализ таблиц, выполнение упражнений, направленных на закрепление правила «ь на конце существительных» | Тест 3: с. 12 — 13 | |
17. (1ч.) | Имя прилагательное. | Активизация знаний об имени прилагательном, о его морфологических признаках. | Составление предложений с именами прилагательными, согласование прилагательных с существительными, выделение в них окончаний, их анализ | РТ: с.14, упр.27 | |
18. (1ч.) | Местоимение. | Закрепить и систематизировать знания о местоимении. | Работа с текстом: выписывают местоимения, определяют его морфологические признаки. | РТ: с. 13 – 14, упр.24 – 25 | |
19-20. (2ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | РТ: с.15, упр.28 | |
СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (27+ 7*) | |||||
21. (1ч.) | Синтаксис и пунктуация. | Познакомить учащихся с понятиями «синтаксис» и «пунктуация». | Анализ текстов с точки зрения их смысла и связи слов в предложении и предложений в тексте, с точки зрения роли в них знаков препинания. Списывание текстов, изложение. | ||
22. (1ч.) | Словосочетание. | Повторить сведения о словосочетании, его строении, его отличии от слова и предложения. | Распознать словосочетания в составе предложения, определить главное и зависимые слова в словосочетании; составление собственных словосочетаний. | ||
23. (1ч.) | Разбор словосочетаний. | Познакомить учащихся с видами словосочетаний и со схемой разбора словосочетаний. Формировать умение правильно разбирать словосочетания. | Выполняют разборы словосочетаний. Характеризуют словосочетания по морфологическим признакам главного слова и средствам грамматической связи. | РТ: с. 16 – 18, упр.29 – 33 | |
24. (1ч.) | Предложение. | Познакомить учащихся с основными признаками предложения (грамматическая связь слов, наличие грамматической основы, интонация конца предложения); продолжить формировать умение отличать предложение от словосочетания. | Определение границ предложений и способов их передачи в устной и письменной речи. Анализ интонационных конструкций. Выделение грамматической основы предложения. Сжатое изложение по тексту. | Тест 7: с.22 -23 | |
25-26. (2ч.) | Р. Р. Сжатое изложение по рассказу В. П. Катаева. | Учить детей строить сжатый текст; формировать умение формулировать основную мысль текста, озаглавливать текст, отбирать в исходном тексте основное, производить исключение и обобщение. | Работа над сжатием текста. Написание сжатого изложения. | РТ: с.27, упр.49 | |
27. (1ч.) | Виды предложений по цели высказывания. | Познакомить учащихся с видами предложений по цели высказывания; формировать умение распознавать предложения по цели высказывания, интонационно правильно их произносить, использовать побудительные предложения с учетом речевой ситуации. | Выполнение упражнений на определение видов предложений по цели высказывания, характеристика их смысловых и интонационных особенностей. Моделирование интонационной окраски различных по цели высказывания предложений. | Тест 8: с. 24 — 25 | |
28. (1ч.) | Восклицательные предложения. | Познакомить учащихся с видами предложений по интонации, с пунктуационным оформлением повествовательных и побудительных восклицательных предложений; вырабатывать умение распознавать предложения по интонации. | Распознавание предложений по эмоциональной окраске. Работа в парах. | РТ: с. 19 – 20, упр.34 – 37 | |
29-30. (2ч.) | Р. Р. Сочинение на свободную тему. | Формирование умения создавать собственный связный текст, определяя свободную тему, стиль и основную мысль своего сочинения. | Краткое вступительное слово учителя. Работа с материалами учебника. Фронтальная беседа. Написание сочинения. | Упр.157 | |
31. (1ч.) | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее. | Познакомить учащихся с понятием главных членов предложения; дать понятие о подлежащем и его способах выражения; формировать умение находить основу предложения, в котором подлежащее выражено существительным или местоимением. | Выполнение упражнений, направленных на отработку определения главных и второстепенных членов предложений, выделение грамматической основы, определение признаков и способов выражения подлежащего и его связи со сказуемым. | ||
32. (1ч.) | Сказуемое. | Дать понятие о сказуемом и его способах выражения; формировать умение находить грамматическую основу, где сказуемое выражено глаголом, существительным, полным и кратким прилагательным. | Определение видов сказуемого и способов его выражения. Написание сочинения-миниатюры, используя глаголы-сказуемые. Описание действий человека при помощи глаголов-сказуемых. | РТ: с.21, упр.38 — 39 | |
33. (1ч.) | Тире между подлежащим и сказуемым. | Познакомить учащихся с условиями постановки тире между подлежащим и сказуемым; формировать навык постановки тире в простых предложениях, где подлежащее и сказуемое выражены именами существительными в именительном падеже. | Выполнение упражнений, направленных на отработку навыка определения главных членов предложения и постановки тире между ними. | РТ: с.22, упр.41 | |
34. (1ч.) | Нераспространенные и распространенные предложения. | Познакомить учащихся с понятием распространенности; развивать навык и умение отличать распространенные предложения от нераспространенных. | Различать распространённые и нераспространенные предложения, составлять нераспространенные предложения и распространять их однородными членами. | ||
35. (1ч.) | Второстепенные члены предложения. | Дать общее понятие о второстепенных членах предложения, развивать навык находить в предложении второстепенные члены предложения, а также учить распространять предложения при помощи второстепенных членов предложения. | Распознать виды второстепенных членов предложения, анализ схемы, иллюстрирующей связь между главными и второстепенными членами предложения. | ||
36. (1ч.) | Дополнение. | Познакомить учащихся с понятием дополнения и со способами его выражения; формировать умение находить дополнение в предложении, различать подлежащее и дополнение. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения дополнений в предложении, выделение их графически, составление схем предложений. | ||
37. (1ч.) | Определение. | Познакомить учащихся с понятием определения и со способами его выражения; формировать умение находить определение в предложении. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения определений в предложении, выделение их графически, распространение предложений определениями. | ||
38. (1ч.) | Обстоятельство. | Познакомить учащихся с понятием обстоятельства и со способами его выражения; формировать умение находить обстоятельство в предложении и употреблять его в речи. | Выполнение упражнений, связанных с отработкой нахождения обстоятельств в предложении, выделение их графически, распространение предложений обстоятельствами. | РТ: с. 21 – 22, упр.40 | |
39-40. (2ч.) | Предложения с однородными членами и знаки препинания при них. Обобщающие слова при однородных членах. | Познакомить учащихся с понятием однородных членов предложения; формировать умение находить однородные члены в предложении, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, обосновывать постановку знаков препинания при них. Познакомить с обобщающими словами при однородных членах и их ролью в речи; вырабатывать умение находить обобщающие слова и ставить знаки препинания при них. | Характеристика предложений с однородными членами. Определение интонационных и пунктуационных особенностей предложений с однородными членами. Определение обобщающих слов перед однородными членами предложения и знак препинания (двоеточие) после обобщающего слова. Составление предложений с однородными членами, подбирают обобщающие слова. Диктант. | РТ: с. 23 – 22, упр.42 – 48 | |
41. (1ч.) | Предложения с обращениями | Познакомить учащихся с обращением как словом, называющим того к кому обращаются с речью; формировать умение правильного употребления обращений в речи и правильной постановки знаков препинания. | Опознают и правильно интонируют предложения с обращениями, выбирая уместный тон обращения. Составляют предложения с обращениями. | РТ: с.28, | |
42. (1ч.) | Р. Р. Письмо. | Познакомить учащихся с жанром письма; определить особенности этого жанра; формировать навык правильного написания письма. | Работа с жанром письма. Написание письма товарищу. | РТ: с.29, упр.52 | |
43. (1ч.) | Синтаксический разбор простого предложения. | Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал. | Выполнение устного и письменного синтаксического разбора простого предложения. | РТ: с. 29 – 30, упр.53 | |
44-45. (2ч.) | Р. Р. Сочинение по картине Ф. П. Решетникова «Мальчишки». | Развивать навыки письменной речи, умение излагать свои мысли четко и лаконично; отработать навыки построения предложения; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание сочинения. | Упр. 229. | |
46. (1ч.) | Пунктуационный разбор простого предложения. | Познакомить учащихся с порядком и правилами пунктуационного разбора простого предложения; закрепить изученный ранее материал. | Выполнение устного и письменного пунктуационного разбора простого предложения. | ||
47. (1ч.) | Простые и сложные предложения. | Познакомить учащихся со структурными различиями между простыми и сложными предложениями, с видами сложных предложений по способу связи простых в составе сложных. | Различать простые и сложные предложения в тексте, читать их схемы, определять границы частей в сложном предложении, составлять предложения по указанным схемам. | РТ: с. 30 – 32, упр.54 – 56 | |
48. (2ч.) | Синтаксический разбор сложного предложения. | Познакомить учащихся с порядком и правилами синтаксического разбора сложного предложения; формировать умение правильно производить такой разбор. | Выполнение устного и письменного разбора сложного предложения. | РТ: с. 32 – 34, упр.57 — 58 | |
49-50. (2ч.) | Предложения с прямой речью. | Дать определение «прямой речи» и «словам автора»; формировать умение пунктуационно выделять прямую речь в предложении и тексте, составлять предложения с прямой речью. | Выделение в предложениях прямой речи после слов автора и пред ними, объяснение знаков препинания. Составление предложений с прямой речью, их схем. | РТ: с.34, упр.59 | |
51. (1ч.) | Диалог. | Познакомить учащихся с понятием «диалог», «реплика»; формировать умение правильно ставить знаки препинания при диалоге, составлять диалоги на заданную тему, интонационно правильно читать диалоги. | Различение предложений с прямой речью и диалог. Оформление диалога в письменной речи. Работа в группе. Моделирование диалога (описание происходящего на картине). | РТ: с. 35 – 36, упр.60 — 63 | |
52. (1ч.) | Повторение и систематизация знаний по теме «Синтаксис и пунктуация». | Обобщить и систематизировать полученные ранее сведения по теме «Синтаксис и пунктуация»; закрепить умения и навыки при постановке знаков препинания в различных видах предложений. | Контрольный опрос и выполнений заданий по теме раздела. | Тест 13: с.34-37 | |
53-54. (2ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | РТ: с. 37 – 38, упр.64 | |
ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (9 + 3*) | |||||
55. (1ч.) | Фонетика. Согласные звуки. | Познакомить учащихся с таким разделом науки о языке, как фонетика; дать понятие о гласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки. Дать понятие о согласных, их образовании; формировать умение различать буквы и звуки. | Анализ схемы, демонстрирующей группы звуков речи в русском языке. Составление таблицы «Гласные звуки». Выполнение упражнений на распознавание звуков. Работа с текстом. | ||
56. (1ч.) | Изменение звуков в потоке речи. | Дать понятие чередования звуков: гласных и согласных; формировать умение различать сильные и слабые позиции гласных и согласных с целью правильного выбора орфограммы в корне слова. | Анализ и применение правила проверки безударной гласной и проверяемых согласных в корне слова с точки зрения позиционного чередования. | ||
57. (1ч.) | Согласные твердые и мягкие. Звонкие и глухие. | Дать понятие твердости/ мягкости,звонкости/глухостисогласных; познакомить с обозначением мягкости согласного при фонетической записи слова; формировать умение различать твердые и мягкие согласные, производить частичную транскрипцию. Формировать умение различать звонкие и глухие согласные. | Выполнение упражнений, связанных с анализом смыслового различия слов, отличающихся твёрдостью/мягкостью Характеристика согласных звуков. Выполнение упражнений на повторение пунктуации и орфографии. Заучивание стихотворения наизусть и его декламация. | ||
58. (1ч.) | Р. Р. Повествование. Обучающее изложение с элементами описания (по рассказу К. Г. Паустовского «Шкатулка»). | Познакомить учащихся с текстами повествования, с ролью описания в художественном повествовании; формировать умения составлять план текста, пересказывать текст и воспроизводить его в письменном виде. | Знакомство с повествованием как функционально-смысловым типом речи. Написание изложения. | ||
59. (1ч.) | Графика. Алфавит. | Познакомить учащихся с понятием графики русского языка и каллиграфии. Рассказать об истории появления русского алфавита; повторить алфавит русского языка. | Анализ и объяснение важности графики и каллиграфии. Сопоставление и анализ звукового и буквенного состава слов. Расположение слов в алфавитном порядке, отработка навыка поиска слов в словаре. Пересказ текста. | Тест 14: с.38-39 | |
60-61. (2ч.) | Р. Р. Описание предмета в художественном стиле. Сочинение-описание предмета. | Познакомить учащихся с типом речи – описанием; формировать умение описывать предмет в разных стилях речи. Развивать навыки письменной речи; проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Знакомство с описанием как функционально-смысловым типом речи. Написание сочинения. | См. Никитина Е.И. с. 159. | |
62. (1ч.) | Обозначение мягкости согласных с помощью мягкого знака. | Дать понятие о значении мягкого знака как средства обозначения мягкости согласных, о написании сочетаний букв ЧК, ЧН, НЧ, НЩ, РЩ; формировать умение выбирать орфограмму для обозначения мягкости согласного на письме. | Анализ орфографических правил, связанных с употреблением мягкого знака. Распределить слова на группы согласно виду орфограммы. Диктант. Составление текста на основе словосочетаний, данных в диктанте. | РТ: с. 39 – 40, упр.68 — 69 | |
63. (1ч.) | Двойная роль букв е, ё, ю, я. | Дать понятие о двойной роли букв е, е, ю, я; доказать, что в некоторых позициях эти буквы обозначают два звука; формировать умение называть звуки, обозначаемые буквами е, ё, ю, я. | Фонетический анализ слов, в которых буквы е, ё, ю, я обозначают два звука или мягкость предыдущего согласного. | РТ: с. 41 – 42, упр.70 — 75 | |
64. (1ч.) | Орфоэпия. Фонетический разбор слова. | Познакомить учащихся с понятием орфоэпии, с правилами нормативного произношения звуков в словах и ударением; формирование умения находить и исправлять произносительные и орфографические ошибки. Познакомить учащихся с порядком и правилами фонетического разбора слова; формировать умение производить данный разбор, записывать звуки слова, различать буквы и звуки. | Анализ и оценивание речи с орфоэпической точки зрения, исправление произносительных и орфографических ошибок. Фонетический разбор. | РТ: с. 43 – 44, упр.76 — 79 | |
65. (1ч.) | Повторение изученного в разделе «Фонетика и графика». | Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Фонетика и графика»; формировать умения применять полученные знания на практике. | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | Тест 15: с.40-41 | |
66. (1ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | РТ: с. 44 – 45, упр.80 — 81 | |
ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ (8 + 4*) | |||||
67. (1ч.) | Слово и его лексическое значение. | Дать понятие о слове, лексическом и грамматическом его значении; доказать важность обогащения лексического запаса, постоянного обращения к толковым словарям; формировать умение пользоваться толковым словарем. | Работа со словами, с их лексическим и грамматическим значением, использование толковых словарей. Работа с текстом: озаглавить, составить план текста, анализ структуры и содержания | РТ: с.47, упр.85 | |
68. (1ч.) | Однозначные и многозначные слова. | Дать понятие о многозначности и однозначности слов; вырабатывать умение различать значения слов. | Составить словосочетания с многозначными словами, используя разные значения. Работа с текстом, иллюстрациями к нему. | РТ: с. 46 – 47, упр.83 — 84 | |
69. (1ч.) | Прямое и переносное значение слов. | Дать понятие о прямом и переносном значении слов; формировать умение различать эти значения. | Работа с толковыми словарями: выбрать слова, имеющие переносное и прямое значение, составить словосочетания, предложения. | РТ: с. 46 – 47, упр.82, 86 | |
70. (1ч.) | Омонимы. | Дать понятие об омонимах, об их отличии от многозначных слов; учить находить омонимы в толковом словаре; формировать умение употреблять омонимы в речи. | Работа с толковыми словарями. Составить и проанализировать словосочетания и предложения с омонимами. Анализ стихотворения, содержащего омонимы. | ||
71. (1ч.) | Синонимы. | Познакомить учащихся с понятием синонимов в русском языке, с их ролью в речи; формировать умение находить синонимы к данному слову, пользоваться словарем синонимов. | Выполнение упражнений: подобрать синонимы к данным в упражнении словам, составить словосочетания с синонимами, анализ предложений, содержащих синонимы. | РТ: с.50, упр.93 | |
72-73. (2ч.) | Р. Р. Контрольное сочинение по картине И. Э. Грабаря «Февральская лазурь» | Проверить умение учащихся в письменной форме описывать изображенные на картине предметы, используя синонимы, проверить орфографические и пунктуационные навыки. | Написание сочинения. | Упр. 368 | |
74. (1ч.) | Антонимы. | Дать понятие об антонимах в русском языке; формировать умение подбирать антонимы к словам, находить их в тексте, употреблять в речи. | Описать с помощью антонимов происходящее на рисунке. Охарактеризовать названных в упражнении животных с помощью антонимов. Диктант. Работа со словарём. | ||
75-76. (2ч.) | Повторение изученного в разделе «Лексика». | Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Лексика»; формировать умения применять полученные знания на практике. | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | РТ: с. 48 – 51, упр.87 — 92, 94 | |
77-78. (2ч.) | Р. Р. Контрольное изложение (по рассказу К. Г. Паустовского «Первый снег»). | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. | Написание изложения. | Упр. 375. | |
МОРФЕМИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ (20 + 6*) | |||||
79. (1ч.) | Изменение и образование слов. | Показать учащимся отличия однокоренных слов от форм одного и того же слова; формировать умение подбирать однокоренные слова с учетом значения слова. | Выполнение упражнений: делят слова на группы (формы слова/однокоренные слова), морфемный и словообразовательный анализ слов. | РТ: с. 53 – 54, упр.101 — 103 | |
80. (1ч.) | Окончание. Основа слова. | Дать понятие об окончании, о типах окончания (нулевое); формировать умение определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительного, прилагательного, глагола. Сформировать представление об основе слова; вырабатывать умение выделять основу в слове. | Анализ таблицы. Выделение в словах окончания и определение его грамматического значения. Работа с текстом: определить стиль, выделить основы у слов различных частей речи, расставить знаки препинания. | РТ: с. 52 – 53, упр.98 — 99 РТ: с.53, упр.100 | |
81-82 (2ч.) | Р. Р. Изложение «Борьба с ночными заморозками» | Повторить стили речи, композиционную структуру текста. | Написание изложение. | Упр.385 | |
83. (1ч.) | Корень слова. | Познакомить учащихся с понятием корень слова, со способами образования однокоренных слов; формировать умение находить, подбирать и образовывать однокоренные слова, правильно выделяя в них корень. | Выделить корни в словах. Сформировать группы однокоренных слов. Исправить ошибки в подборе однокоренных слов. | ||
84-85. | Р. Р. Рассуждение. Сочинение – рассуждение. | Дать понятие о рассуждении как о типе речи, о его композиционной структуре, о возможности включения элементов рассуждения в другие типы текста (описание, повествование); формирование умение самостоятельно создавать текст – рассуждение. | Написание сочинения. | Упр. 402. | |
86. (1ч.) | Суффикс. | Дать понятие о суффиксе как о значимой части слова, о его роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными суффиксами; отрабатывать навыки выделения суффиксов, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. | Обозначить суффиксы в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных суффиксальным способом. | ||
87. (1ч.) | Приставка. | Дать понятие о приставке как о значимой части слова, о её роли в словообразовании; формировать умение образовывать слова с различными приставками; отрабатывать навыки выделения приставок, навыки орфографического и пунктуационного грамотного письма. | Обозначить приставки в словах, подобрать ряды однокоренных слов, образованных приставочным способом, охарактеризовать морфемный состав слов. | Тест17: с.44-45 | |
88. (1ч.) | Р. Р. Выборочное изложение с изменением лица. | Формировать умение выделять по опорным словам в частях исходного текста подтему; излагать одну из подтем исходного текста с изменением формы лица рассказчика. | Написание изложения. | Упр.420. | |
89-90. (2ч.) | Чередование звуков. Беглые гласные. | Познакомить учащихся с чередованием гласных и согласных звуков, с понятием беглые гласные; формировать умение выделять части слов с чередующимися звуками и беглыми гласными. | Подобрать слова с чередующимися согласными и гласными; определить, при каких условиях происходит чередование (при образовании слов/при изменении слов). Выделить части слов с беглыми гласными, записать слова. | РТ: с.54, упр.104 | |
91-92. (2ч.) | Варианты морфем. Морфемный разбор. | Познакомить учащихся с понятием «варианты морфем» и порядком морфемного разбора; формировать умение различать варианты морфем и соблюдать порядок морфемного разбора. | Работа с однокоренными словами. | Тест18: с.46-47 | |
93. (1ч.) | Правописание гласных и согласных в приставках. | Повторить правило правописания гласных и согласных в неизменяемых приставках; формировать умение находить орфограммы в приставках и правильно писать гласные и согласные в приставках. | Обозначить приставки в словах, проанализировать разницу между произношением и написанием приставок. Подобрать слова с беглыми гласными в приставках. Работа с орфографическим словарём. | ||
94. (1ч.) | Буквы З и С на конце приставок. | Познакомить учащихся со способом действия при выборе з – с на конце приставок; вырабатывать правильно выбирать букву на конце приставки, оканчивающуюся на з или с. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | РТ: с. 54 – 56, упр.105 — 106 | |
95. (1ч.) | Правописание корней с чередованием. Буквы а – о в корнях –лаг- — -лож- | Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –лаг- — -лож-; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | ||
96.(1ч) | Правописание корней с чередованием. Буквы и – е в корнях –бир- — -бер-, -мир- - мер-. | Познакомить учащихся с правилом выбора букв и – е в корнях –бир- — -бер-; формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | ||
97. (1ч.) | Буквы а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ-. | Познакомить учащихся с правилом выбора букв а – о в корнях –раст-, -рос-, -ращ- формировать умение правильно писать слова с изученной орфограммой, обосновывая свой выбор. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | РТ: с.58, упр.112 | |
98. (1ч.) | Буквы О – Ё после шипящих в корне. | Познакомить учащихся со способом выбора о – ё в корнях слов после шипящих; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами о – ё после шипящих и обосновывать свой выбор. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | РТ: с. 59 – 60, упр.113 — 116 | |
99. (1ч.) | Буквы И – Ы после Ц. | Познакомить учащихся с условиями выбора и – ы после ц; формировать умение орфографически правильно писать слова с буквами и – ы после ц и обосновывать свой выбор. | Выполнение упражнений на изучаемое орфографическое правило. | РТ: с.60, | |
100. (1ч.) | Повторение изученного в разделе «Морфемика. Орфография». | Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении раздела «Морфемика. Орфография»; формировать умения применять полученные знания на практике. | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | РТ: с. 57 – 58, упр.108 – 111 | |
101-102. (2ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | РТ: с. 61 – 62, упр.119 — 120 | |
103-104. (2ч.) | Р. Р. Сочинение-описание по картине (П. П. Кончаловский «Сирень в корзине») | Дать понятие о роли деталей в художественном описании; продолжить работу над понятием натюрморт; формировать умение описывать малопредметные натюрморты и создавать текст-описание. | Написание сочинения. | Упр. 470. | |
МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. | |||||
ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ (16+ 5*) | |||||
105. (1ч.) | Имя существительное как часть речи. | Закрепить понятие об имени существительном как самостоятельной части речи; формировать представление о грамматических категориях имени существительного; вырабатывать умение определять, какую роль в предложении занимает имя существительное. | Работа с текстами упражнений: установить, какой частью речи являются слова; определить род, склонение, падеж имён существительных. Составить распространённые предложения по картине. | ||
106. (1ч.) | Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | Познакомить учащихся с основными различиями между одушевленными и неодушевленными существительными; формировать умение их различать. | Написание диктанта, выделив одушевлённые имена существительные как члены предложения. Составление словосочетаний и предложений. | ||
107. (1ч.) | Имена существительные собственные и нарицательные. | Дать представление об именах существительных собственных и нарицательных; познакомить с правилом употребления большой буквы в именах собственных, с выделением кавычками заглавий книг, газет и т.д.; формирование умения распознавать имена собственные и нарицательные. | Выполнение упражнений: распознать имена существительные нарицательные и собственные, привести свои примеры. Составление диалога, используя имена собственные. Сжатое изложение. | ||
108. (1ч.) | Род имен существительных. | Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории рода существительного; отработать умение определять родовую принадлежность имен существительных. | Работа с таблицей учебника: заполнение примерами существительных, у которых определение рода вызывает затруднения. Составление словосочетаний и предложений, в которых отчётливо выявляется род существительных. | ||
109. (1ч.) | Имена существительные, которые имеют только форму множественного числа. | Повторить полученные в начальной школе сведения о грамматической категории числа существительного; познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму множественного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи. | Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму множественного числа, составление с ними диалога. Озаглавливают и пересказывают текст. | ||
110-111. (2ч.) | Р. Р. Элементы рассуждения в повествовании. Сжатое изложение (Е. Пермяк «Перо и чернильница») | Повторить структуру рассуждения и повествования; формировать умение включать элементы рассуждения в повествование; кратко (сжато) излагать главную мысль каждой части исходного текста. | Написание изложения. | Упр. 513. | |
112. (1ч.) | Имена существительные, которые имеют только форму единственного числа. | Познакомить учащихся с лексическими группами существительных, имеющих только форму единственного числа; формировать умение употреблять эти существительные в речи, умение разграничивать существительные, имеющие оба числа, и существительные, которые имеют только форму того или иного числа. | Работа с текстами упражнений: выделение существительных, имеющих только форму единственного числа. Составление таблицы для слов, данных в упражнении, распределяя их по группам в соответствии с ударным слогом | РТ: с. 64 — 65, упр.124 – 125 | |
113. (1ч.) | Три склонения имен существительных. | Повторить полученные в начальной школе сведения о склонении имен существительных; проверить умение учащихся определять склонение, падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. | Склонение имён существительных. На основе полученных новых знаний составляют таблицу «Склонение имён существительных» | ||
114. (1ч.) | Падежи имен существительных. | Повторить полученные в начальной школе сведения о падежах имен существительных; проверить умение учащихся определять падежи имен существительных, написание е – и в окончаниях существительных. | Определение падежей имён существительных, выделение падежных окончаний и относящимся к существительным предлогам. Составление словосочетаний с именами существительными в родительном падеже | ||
115-116. (2ч.) | Правописание гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Повторить правило правописания гласных е и и в падежных окончаниях существительных в единственном числе, а также познакомить с особенностями склонения существительных с основой на –ий,–ия, -ие; вырабатывать навык правильного написания гласных в падежных окончаниях существительных в единственном числе. | Применение изученного правила при выполнении упражнений: составляют словосочетания с зависимыми и главными именами существительными, склоняют имена существительные по падежам. | РТ: с. 63 — 64, упр.121 — 122 | |
117-118. (2ч.) | Р. Р. Подробное изложение с изменением лица. | Формировать умение излагать содержание исходного текста с изменением лица, умение устранять неоправданные повторы одних и тех же слов, для более точного выражения мысли. | Написание изложения. | Упр. 547. | |
119. (1ч.) | Множественное число имен существительных. | Познакомить учащихся с особенностями употребления имен существительных во множественном числе; формировать умение правильно склонять существительные во множественном числе. | Склонение имён существительных во множественном числе по падежам. Работа с рисунками. Работа с орфограммой «Ь на конце существительных после шипящих на конце слова» Анализ текста. | РТ: с. 63 — 64, упр.123 | |
120. (1ч.) | Правописание О – Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных. | Познакомить учащихся с правилом правописания О– Е после шипящих и Ц в окончаниях существительных; формировать умение применять данное правило на практике. | Применение усвоенного правила при выполнении упражнений. | РТ: с.65, упр.126 — 127 | |
121. (1ч.) | Морфологический разбор имени существительного. | Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени существительного; формирование умения производить данный разбор. | Выполнение устного и письменного морфологического разбора имени существительного. | Тест22: с.56-57 | |
122. (1ч.) | Повторение изученного по теме «Имя существительное». | Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя существительное»; формировать умения применять полученные знания на практике. | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | РТ: с.66, упр.128 | |
123. (1ч.) | Р. Р. Устное сочинение по картине Г.Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | Дать понятие об элементах рассуждения в описании; формировать умение устно описывать изображенное на картине, умение составлять отзыв на устное сочинение одного из учеников. | Составление устного описания картины. Отзыв. | Упр.564 | |
124-125. (2ч.) | Диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | ||
ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ (8 +3*) | |||||
126. (1ч.) | Имя прилагательное как часть речи. | Повторение изученного в начальных классах об имени прилагательном; расширение сведений о синтаксической функции прилагательного в предложении; формировать умение употреблять прилагательное в речи, определять его морфологические признаки. | Анализ словосочетаний, предложений и текстов с именами прилагательными. Составление предложений с именами прилагательными. Устный рассказ об имени прилагательном как о части речи. | РТ: с.66, упр.129 | |
127-128. (2ч.) | Правописание гласных в падежных окончаниях имен прилагательных. | Повторить правило правописания гласных в падежных окончаниях прилагательных; познакомить учащихся с условиями выбора о – е в окончаниях прилагательных формировать навык орфографически верного написания гласных в падежных окончаниях прилагательных. | Применение усвоенного правила при выполнении упражнений Диктант, выделить окончания имён прилагательных. | РТ: с. 67 — 68, упр.130 – 131 | |
129. (1ч.) | Р. Р. Описание животного. | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. | Написание изложения. | ||
130-131. (2ч.) | Прилагательные полные и краткие. | Познакомить учащихся с грамматическими особенностями полных и кратких прилагательных, с нормами их образования и употребления; формировать умение различать полные и краткие прилагательные, определять синтаксическую роль кратких прилагательных в предложении, умение правильно писать краткие прилагательные с основой на шипящую. | Образование кратких форм прилагательного; в предложениях выделение сказуемых, выраженных краткими прилагательными; составление словосочетаний и предложений с краткими прилагательными. Устное повествование с элементами описания по картине. | РТ: с. 68 — 69, упр.132 | |
132. (1ч.) | Морфологический разбор имени прилагательного. | Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора имени прилагательного; формирование умения выполнять разбор полных и кратких прилагательных. | Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. | ||
133-134. (2ч.) | Р. Р. Контрольное изложение. Описание животного (отрывок из повести И. С. Тургенева «Муму») | Проверка пунктуационных и орфографических умений и навыков; проверка умения сохранять в подробном пересказе художественного текста его типологическую структуру. | Написание изложения. | См. Никитина Е.И. с. 217. | |
135. (1ч.) | Повторение изученного по теме «Имя прилагательное». | Обобщить и систематизировать полученные учащимися знания при изучении темы «Имя прилагательное»; формировать умения применять полученные знания на практике. | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | РТ: с.69, упр.133 – 134 | |
136. (2ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | ||
ГЛАГОЛ (22 +6*) | |||||
137. (1ч.) | Глагол как часть речи. | Повторение и углубление знаний о глаголе; формирование умения употреблять глаголы в речи с целью ее обогащения. | Определить глаголы-сказуемые в предложении, охарактеризовать их по времени, лицу, числу. Указать, как согласуются сказуемые с подлежащим. | ||
138. (1ч.) | Не с глаголами. | Повторить правописание не с глаголами; формировать орфографическую и пунктуационную грамотность. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | РТ: с. 73 — 74, упр.142 | |
139. (1ч.) | Неопределенная форма глагола. Контрольный словарный диктант. | Дать понятие о неопределенной форме глагола; формировать умение правильно употреблять и писать глаголы в неопределенной форме. | Образовать глаголы в неопределенной форме. Составление памятки, устное сообщение о неопределённой форме глагола. | ||
140. (1ч.) | Правописание -ться и –тся в глаголах. | Повторить условия выбора написания –тся и –ться в глаголах; отрабатывать умение находить слово, к которому относится глагол, ставить от него вопрос к глаголу, умение правильно произносить и писать глаголы на –тся и –ться. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | РТ: с. 71 — 72, упр.139 — 140 | |
141-142. (2ч.) | Виды глагола. | Дать понятие о видах глагола, способах образования видовых пар. | Образование от данных глаголов другого вида. | ||
143. (1ч) | Видовые пары глаголов. | Формировать умение распознавать виды глагола по вопросам и по значению. | Работа с иллюстрациями (составление рассказа). | ||
144-145. (2ч.) | Правописание букв е – и в корнях с чередованием. | Познакомить учащихся с перечнем корней с чередованием, с условиями выбора букв е – и в корнях; формировать умение правильно писать слова с чередованием е – и в корнях, умение разграничивать слова с чередованием гласных в корне и с безударными гласными в корне, проверяемыми ударением. | Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | РТ: с. 74 — 75, упр.143 – 145 | |
146. (1ч.) | Р. Р. Невыдуманный рассказ (о себе). | Повторить все известные сведения о рассказе как одном из видов повествования; формировать умение составлять устный рассказ на основе жизненного опыта и рассказывать его. | Самостоятельное составление устного рассказа о себе. | ||
147. (1ч.) | Время глагола. | Повторить сведения о трех временах глагола, полученных учащимися в начальной школе; отработка навыка определять временные формы глагола. | Описать происходящее в классе в прошедшем, настоящем и будущем времени. Определить вид и время глаголов. | ||
148-149. (2ч.) | Прошедшее время глагола. | Повторить способ образования и изменения прошедшего времени; отработка умения распознавать глаголы прошедшего времени, выбирать орфограмму перед суффиксом –л-, употреблять в речи. | Образовать глаголы прошедшего времени от неопределенной формы, составить с ними словосочетания. Выделить суффиксы в глаголах прошедшего времени. | ||
150. (1ч.) | Настоящее время глагола. | Дать понятие, что форму настоящего времени имеют только глаголы несовершенного вида; формирование умение определять грамматическое значение глаголов настоящего времени, употреблять их в речи. | Составить связный текст «Сегодня на улице…» или «Новости дня». Составить словосочетания с глаголами настоящего времени. Орфоэпическая работа. | ||
151. (1ч.) | Будущее время глаголов. | Дать понятие о способах образования форм будущего времени; формировать умение образовывать простую и сложную формы будущего времени, употреблять глаголы будущего времени в речи. | Устный рассказ «Кто рано встал, тот не потерял». Сочинение о том, как измениться мир в будущем. Подобрать слова на тему «Спорт». | ||
152. (1ч.) | Спряжение глаголов. | Закрепить и систематизировать знания учащихся о спряжении глаголов, полученные в начальной школе; отработка умения определять спряжение глагола, изменять глаголы по лицам и числам. | Определение типов спряжения. Спряжение глаголов с ударными окончаниями, составление с ними словосочетаний и предложений. | РТ: с.70, упр.135 | |
153. (1ч.) | Правописание безударных личных окончаний глаголов. | Повторить способ определения верного написания безударного личного окончания глагола; формировать умение применять данный способ на практике, умение различать глаголы 1 и 2 спряжения; отработка орфографических и пунктуационных навыков. | Усвоение правила определения спряжения глаголов с безударными личными окончаниями. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | РТ: с. 70 — 71, упр.136 — 138 | |
154. (1ч.) | Морфологический разбор глагола. | Познакомить учащихся с порядком морфологического разбора глагола; формировать умение производить морфологический разбор глагола. | Устный и письменный морфологически разбор имени прилагательного. | ||
155-156(2ч.) | Р. Р. Сжатое изложение с изменением формы лица А. Ф. Савчука «Шоколадный торт» | Формирование умения производить исключение и обобщение; сжато излагать главную мысль каждой части исходного текста с изменением формы лица. | Написание изложения. | Упр. 688. | |
157-158. (2ч.) | Мягкий знак после шипящих в глаголах второго лица единственного числа. | Повторить правило употребления мягкого знака после шипящих в глаголах второго лица единственного числа; отработка орфографической и пунктуационной грамотности. | Усвоение правила написания Ь после шипящих в глаголах 2 лица единственного числа. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенным правилом. | РТ: с.72, упр.141 | |
159. (1ч.) | Употребление времен. | Дать понятие о том, что одно из важнейших стилистических средств — употребление форм настоящего и будущего времени глагола при изображении прошлого; формировать умение употреблять глаголы в настоящем и будущем времени в рассказе о прошлом. | Составление рассказа, используя глаголы в прошедшем, настоящем и будущем времени. Устное продолжение рассказа, употребляя глаголы в настоящем и будущем времени. Написать по рисункам продолжение спортивного репортажа. | ||
160. (1ч.) | Р. Р. Употребление «живописного настоящего» в повествовании. | Формировать умение составлять рассказ по данному началу с использованием сюжетных рисунков; умение употреблять глаголы в форме настоящего для оживления повествования. | Составление устного рассказа по сюжетным картинкам (коллективно и самостоятельно). | Упр.697. | |
161. (1ч.) | Повторение изученного по теме «Глагол». | Обобщить и систематизировать полученные знания при изучении темы «Глагол»; формировать умения применять полученные знания на практике. | Контрольный опрос и выполнений заданий по темам раздела. | РТ: с. 75 — 77, упр.146 | |
162-163. (2ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. | ||
164-165. (2ч.) | Р. Р. Сочинение-рассказ по рисунку (О. Попович.«Не взяли на рыбалку») | Повторить сведения о рассказе на основе изображенного (по воображению); формировать умение составлять рассказ на основе изображенного. | Написание сочинения. | Упр. 701. | |
ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО (5) | |||||
166. (1ч.) | Разделы науки о языке. | Повторить разделы науки о языке и изучаемые в них единицы языка; формировать умение определять признаки, по которым группируются слова в части речи, умение классифицировать члены предложения. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Сообщение «Изучайте русский язык» по составленному плану. | ||
167. (1ч.) | Орфограммы в приставках и корнях слов. | Повторить условия выбора орфограмм и их графического обозначения; отработка умения группировать слова с изученными орфограммами по месту их нахождения (в приставке, в корне) и по основному условию выбора. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Работа с текстами упражнений. | ||
168. (1ч.) | Употребление букв Ъ и Ь. Раздельные написания. | Повторить функции буквы ь, условия выбора разделительных ъ и ь; обобщить сведения о раздельном написании предлогов, частицы не с глаголами; формировать умение применять полученные знания на практике. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. | РТ: с. 77 — 78, упр.147 – 148 | |
169. (1ч.) | Знаки препинания в простом и сложном предложении. | Повторение изученных пунктуационных правил на синтаксической основе; отработка умения правильно ставить знаки препинания в простом и сложном предложении. | Составление и анализ обобщающей таблицы. Выполнение упражнений, руководствуясь усвоенными правилами. | РТ: с. 78 — 80, упр.149 — 150 | |
170. (1ч.) | Контрольный диктант с грамматическим заданием. | Проверка степени усвоения учащимися пройденного материала. Проверка орфографических и пунктуационных навыков. | Написание диктанта и выполнение грамматического задания. |
[1]* Часы на развитие связной речи
[2]Е. А. Ефремова. Русский язык. Рабочая тетрадь:5 класс. Пособие для уч. общеобразоват. учрежд. – М.: Прсвещение, 2012г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа по русскому языку 8 класс к учебнику Т. А. Ладыженская и рабочая программа по литературе 8 класс Курдюмова Т.Ф.
Рабочая программа и тематическое планирование 8 класс по русскому языку и литературе...
![](/sites/default/files/pictures/2017/09/15/picture-948012-1505465655.jpg)
Рабочая программа по русскому языку для 7 класса разработана на основе примерной программы по русскому языку основного общего образования и рабочей программы по русскому языку М.Т.Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М.Шанского и др.
Рабочая программа адаптирована для школы надомного обучения для учащихся с ограниченными возможностями здоровья. И расчитана на 2 часа обучения русскому языку (в неделю)....
![](/sites/default/files/pictures/2017/11/22/picture-976801-1511359318.jpg)
Рабочая программа по русскому языку 5-9 классы .Разработана на основе: - программы: « Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т. А. Ладыженской, М. Т. ,Л. А. Тростенцовой и других. 5—9 классы »
lt;>Аннотация к рабочей программе по русскому языку для 5-9 классов. Рабочая программа по русскому языку для 5-9 классов составлена в соответствии с нормативными документами: - Федеральный Закон ...
Рабочие программы класс(география)
рабочие программы 5-9 класс(2019)...
Рабочие программы класс(обществознание )
рабочие программы 6-9 класс по учебнику Боголюбова...
![](/sites/default/files/pictures/2022/10/09/picture-879603-1665317566.jpg)
Рабочая программа по русскому языку на основе авторской программы М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской, Н.М. Шанского, Л.А. Тростенцовой, А.Д. Дейкиной (Русский язык. Рабочие программы. Предметная линия учебников Т.А. Ладыженской, М.Т. Баранова и др.)
Рабочая учебная программа по русскому языку основного общего образования составлена в соответствии с требованиями федерального компонента государственного стандарта общего образования по р...