"Неопределенные местоимения"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему

Быкова Наталья Владимировна

Конспект урока "Неопределенные местоимения" (урок открытия нового знания)

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл neopredelennye_mestoimeniya.docx47.93 КБ

Предварительный просмотр:

Тип урока: изучение нового материала

Оборудование: учебник, индивидуальные карточки, мультимедийный проектор, презентация.

Учебник: Учебник. Русский язык. 6 класс. Т. А. Ладыженская, М. Т. Баранов, Л. А. Тростенцова и др. М.: «Просвещение». 2008г.

Цели урока:

Обучающие –

  1. познакомить с отличительными признаками неопределенных местоимений, способом их образования;
  2. сформировать умение правильно употреблять неопределенные местоимения в речи, определять их синтаксическую функцию;
  3. определить условия выбора слитного, дефисного и раздельного написания неопределенных местоимений.

Развивающие –

  1. развивать умение находить неопределённые местоимения, объяснять роль в предложении;
  2. развивать орфографическую зоркость;

Воспитательные –

1.воспитывать любовь к родному языку, интерес к урокам русского языка.

Цели для учащихся:

  • научиться определять признаки местоимений;
  • изучить особенности неопределенных местоимений;
  • научиться употреблять неопределенные местоимения в речи;
  • изучить правописание неопределенных местоимений.

1. Оргмомент.

Дорогие ребята и уважаемые гости!  Я рада видеть  вас на  уроке.  Давайте улыбнемся друг другу и с хорошим настроением начнем наш урок. Пусть сегодня он принесет вам радость общения, мне бы хотелось, чтобы вы что-то новое открыли для себя.

Запишите число, классная работа.

2.Опрос-повторение:

Учитель:  Ребята, какую часть речи мы изучаем сейчас на уроках русского языка? (местоимение)

1. Проверим,  как вы знаете теорию. Работаем в парах.

1 вариант  -  дать определение местоимения

2 вариант – разряды местоимений  приведите примеры.

Учитель:  Оцените ответы друг друга, выставив отметку  на полях.

2. Учитель: Сегодня мы познакомимся с новым разрядом местоимений, а как  он называется,  и как  будет  звучать  тема  нашего урока,  вы узнаете, вставив пропущенные буквы в  словах,  большинство из них – словарные слова. По вертикали вы прочитаете разряд.

Гости(н,нн)ая

пр..одолеть

девяност..

шу..ка

пе(р,рр)ила

б..тон

на..пись

пр..образовать

ки(л,лл)ометр

ж..лтый

оди(н,нн)адцать

пред..стория                          

пр..пятствие

Учитель: - Какое слово у вас  получилось? Сформулируйте тему. Запишите её.

- Ребята, как вы думаете каковы цели нашего урока? Слайд на доску цели

Учитель:   - Как вы думаете, почему местоимения называются  неопределенными? Работа со словарем

Словарь С. И. Ожегова определяет значение слова «неопределённый»:

1. Точно не установленный;

2. Не вполне отчётливый, уклончивый.

Кое-кто гулял кое с кем и по дороге зашёл в зоомагазин купить кое-что. Он посоветовался с продавцом кое о чём и в результате купил кое для кого что-то очень вкусное. Выйдя на улицу, он угостил кое-кого кое-чем и получил кое от кого горячую благодарность.

Учитель: самостоятельно изучите теоретический материал и

1. заполните таблицу разрядов местоимений.

2. расскажите классу о способах образования неопределенных местоимений. Оформите  правила «Правописание неопределенных  местоимений» при помощи таблицы, схемы.

Разряд

Местоимения

Как изменяются

Синтаксическая роль

Пример

1.

Личные

я, мы, ты, вы, он, она, оно, они

По числам и падежам, в 3л. +  по родам

__________

 

---------------

 Я изучаю русский язык.

2.

Возвратное

себя

По падежам, нет И.п.

----------------

Думать о себе.

3.

Вопросительные

Кто? Что? Какой?

Который? Чей? Сколько? Каков?

Кто, что, сколько – по падежам;

каков – по родам и числам;

все др. – по родам, числам и падежам

___________

-------------------

Кто стучится в дверь ко мне?

4.

Относительные

кто, что, какой, который, чей, сколько, каков

Кто, что, сколько – по падежам;

каков – по родам и числам;

все др. – по родам, числам и падежам

____________

------------------

Посмотрите, какие красивые цветы.

5.

Неопределенные

некто, нечто, некоторый, несколько, кое-что, кое-кто, кто-то, кто-нибудь, какой-либо и др

Некто, нечто - не изменяются по падежам.

Все др. – изменяются по падежам, а некоторые ещё по родам и числам

____________

------------------

Кто –то  постучал в дверь.

6.

7.

8.

9.

Учитель:  На что указывают неопределенные местоимения? Приведите  примеры.

- неопределенные предметы: кто-то, что-то;

- неопределенные признаки: какие-то, какая-нибудь;

- неопределенное количество: несколько, сколько-нибудь

Проверьте

Правописание неопределенные местоимения

                   Слитно                                    Раздельно                                          Дефис

 

-

Задание 1. Выборочный диктант « ПРОВЕРЬ СЕБЯ». Выписать неопределённые местоимения. Обозначьте условия выбора изучаемой орфограммы.

Неопределённые местоимения.

        Чьи-то голоса раздаются за окном, мешают сосредоточиться. Витька уже несколько раз повторил про себя местоимения, которые кем-то названы неопределёнными: некто , кое-кто, кое в чём. Он задумывается. Мечты у него неясные, неопределённые. «Хоть бы кто-нибудь, с кем-нибудь зашёл кое за кем»,- вертится у него в голове.                                                                                                      

       Но никто за ним не заходит, и Витька зубрит дальше.

Лингвофизкультминутка

Руки кверху поднимите,

А потом их опустите,

А теперь их разверните,

И к себе скорей прижмите,

Плечами поводите,

Головою покрутите,

А потом быстрей, быстрей

Хлопайте, хлопайте веселей.

Вновь за парту вы садитесь,

С увлечением учитесь!

- Какие местоимения встретились в тексте физкультминутки? (их, к себе, вы)

Задание 2. Восстановите текст с помощью неопределённых местоимений.

… громадное ударило по вершинам леса и рухнуло на землю. Самолёт сломал … верхушек деревьев и развалился на части. Алексей пришёл в себя и услышал скрип наста под … шагами и … хриплое дыхание. «Это … из немцев», – подумал лётчик.

(По Б. Полевому)

Слова для справок: чьими - то, кто-нибудь, несколько, что-то, какое-то.

Задание 3. Списать предложения, раскрывая скобки. hello_html_32ccac66.png

1. По тёмному небу з..лотым узором звёзд написано (не)что торжественное.

2. Перед костром с..дело (не)сколько человек.

3. Вдруг раздались чьи (то) шаги.

4. Кто (то) постучал в дверь.

5. Что (то) прош..лестело рядом, кто(то) прош…л ( не)видимый.

Задание 4. Работа с текстом в тетради

(Не)сколько часов брел охотник по лесу. Трава в этом лесу не росла, и Емеля шел по мягкому светло-желтому мху, как по ковру. Изредка хрустит какая(нибудь) ветка под ногой. Казалось, что прошел пол-леса, осматривая, нет ли где(либо) следа, не сломал ли олень (кое)какие ветки, не объедена ли трава где(нибудь). Начало темнеть. Старик почувствовал усталость. Но вот послышался слабый визг собаки. Впереди затрещали ветки, и из-за деревьев показались ветвистые рога оленя. (Д.Мамин-Сибиряк)

Задание 5. Графический диктант.

1. (Не)сколько

2. Какая (либо)

3. (Кое)(у)кого

4. (Кое)какой

5. Чей(то)

6. Сколько(нибудь)

7. (Не)который

8. (Кое)(о)чём

9. что (либо)

10. кое (о)ком

Проверь себя!

1. С

2. Д

3. Р

4. Д

5. Д

6. Д

7. С

8. Р

9.Д

10.Р

Учитель: Услышим скоро мы звонок,

                  Пора заканчивать урок.

5. Рефлексия «Закончи предложение» (Слайд )

« Сегодня я убедился, что…»

« Теперь я умею …»

« Я знаю, что неопределённое местоимение …»

6. Подведение итогов

Учитель: - Скажите, ребята, цели, которые были поставлены перед вами в начале урока, достигнуты?

- Верно. Мы познакомились с разрядом неопределенных местоимений, выяснили, как они образуются, как их правильно писать, изменять и употреблять в речи. Путем логических умозаключений, с помощью интуиции, внимательности и ваших знаний была получена информация о неопределенных местоимениях. Благодарю всех за работу. Выставляются оценки с карточки учета.

7. Домашнее задание

Параграф 80, выучить таблицу и схему.  

1) составить и записать 5 предложений с неопределенными местоимениями;

2) выписать  из сказок 4-5 зачина, которых употреблены неопределённые местоимения.

Всем спасибо за внимание! До свидания.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Молоко, его свойства. Молочные продукты. "Food" + "Неопределенные местоимения"

Это интегрированный урок по технологии и английскому языку. К уроку прилагается учебная презентация по технологии. Начинает урок учитель английского языка, продолжает и завершает урок учитель технолог...

Харенко Елена Николаевна Неопределенные местоимения. Урок в 6 классе

Разработка урока в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения" с применением ИКТ...

презентация "Неопределенные местоимения"

презентация по русскому языку, 6 класс...

конспект урока русского языка в 6 классе по теме "Неопределенные местоимения"

Это первый урок в изучении темы. По форме урок - детектив. Пропала тема урока, и ребята, выступая в роли детективов, ищут ее. Попутно повторяется материал об уже изученных разрядах местоимений. Урок с...

презентация к уроку "Неопределенные местоимения" 6 класс

Презентация содержит слайды к уроку "Неопределенные местоименя" в 6 классе. В ней отражены ключевые моменты урока, основные задания и ответы уровневых заданий для самопроверки....

Урок на тему: «Эти неопределенные местоимения».

Урок на  тему «Неопределенные местоимения» в системе уроков  «Местоимения» традиционно сложен. Предлагаю, используя технологию В. Зайцева, построить урок по следующей схеме:МОТИВАЦИЯ...

Конспект урока русского языка. Неопределенные местоимения. 6 класс.

Конспект урока русского языка с использованием технологии коллективного способа обучения....