рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
рабочая программа (8 класс)
Предварительный просмотр:
Рабочая программа дополнительных занятий по русскому языку в 8-м классе
Рабочая программа групповых занятий по русскому языку в 8 классе составлена в соответствии со следующими нормативно-правовыми инструктивно-методическими документами:
- федеральный компонент Государственного образовательного стандарта общего образования, утверждённый приказом Министерства образования России от 05.03.2004 г. № 1089 «Об утверждении федерального компонента государственных стандартов начального общего, основного общего и среднего (полного) общего образования»;
- приказ Министерства образования России от 09.03.2004 г. № 1312 «Об утверждении федерального базисного учебного плана и примерных учебных планов для общеобразовательных учреждений Российской Федерации, реализующих программы общего образования»;
- примерные программы основного общего и среднего (полного) общего образования по русскому языку (письмо Департамента государственной политики в образовании Министерства образования и науки РФ от 07.06.2005 г. № 03-1263);
- приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 07.12.2005 года № 302 «Об утверждении федеральных перечней учебников, рекомендованных (допущенных) к использованию в образовательном процессе в образовательных учреждениях, реализующих образовательные программы.
В системе школьного образования учебный предмет «Русский язык» занимает особое место: является не только объектом изучения, но и средством обучения. Как средство познания действительности русский язык обеспечивает развитие интеллектуальных и творческих способностей ребенка, развивает его абстрактное мышление, память и воображение, формирует навыки самостоятельной учебной деятельности, самообразования и самореализации личности.
Содержание обучения русскому языку отобрано и структурировано на основе компетентностного подхода. В соответствии с этим в VIII классе формируются и развиваются коммуникативная, языковая, лингвистическая (языковедческая) и культуроведческая компетенции.
Курс русского языка для 8 класса направлен на совершенствование речевой деятельности обучающихся на основе овладения знаниями об устройстве русского языка и особенностях его употребления в разных условиях общения, на базе усвоения основных норм русского литературного языка, речевого этикета.
Особенности контингента обучающихся 8 классов МБОУ «Высокогорская средняя общеобразовательная школа №1»:
В 8 классе 11 обучающихся. Базовый уровень усвоен всеми учениками, в том числе 2 обучающихся – на «5», 3 – на «4». В то же время более 50% обучающихся успевают по предмету только на «3». Недостаточно отработаны практические навыки орфографического, морфемного, фонетического, синтаксического разборов. 20% обучающихся допускают ошибки в написании НЕ с различными частями речи, в написании Н и НН в суффиксах имен прилагательных и причастий. 18 % учеников не различают слитное и раздельное написание наречий, затрудняются в дефисных написаниях. Групповые занятия позволят создать систему повторения материала, скорректировать знания, ликвидировать пробелы, отработать материал, изучаемый в 8 классе.
Цели обучения
Групповые занятия по русскому языку направлены на достижение следующих целей:
- воспитание гражданственности и патриотизма, воспитание интереса и любви к русскому языку;
- совершенствование речемыслительной деятельности, коммуникативных умений и навыков;
- освоение знаний о русском языке;
- формирование умений работать с текстом, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию.
Групповые занятия в учебном плане представлены в школьном компоненте. Количество часов в год – 34, в неделю – 1.
Программа составлена на основе Программы по русскому языку Баранова М.Т. Ладыженской Т.А., Шанского Н.М. М.: Просвещение, 2009 г.
Для реализации программы используется УМК М.Т. Баранова, Т.А. Ладыженской.
Учебник: Л.А.Тростенцова, Т.А. Ладыженская «Русский язык 8 кл», Москва, «Просвещение», 2011 – 2012 гг
Общие учебные умения, навыки и способы деятельности
Направленность курса на интенсивное речевое и интеллектуальное развитие создает условия и для реализации надпредметной функции, которую русский язык выполняет в системе школьного образования. В процессе обучения ученик получает возможность совершенствовать общеучебные умения, навыки, способы деятельности, которые базируются на видах речевой деятельности и предполагают развитие речемыслительных способностей. В процессе изучения русского (родного) языка совершенствуются и развиваются следующие общеучебные умения: коммуникативные (владение всеми видами речевой деятельности и основами культуры устной и письменной речи, базовыми умениями и навыками использования языка в жизненно важных для обучающихся сферах и ситуациях общения), интеллектуальные (сравнение и сопоставление, соотнесение, синтез, обобщение, абстрагирование, оценивание и классификация), информационные (умение осуществлять библиографический поиск, извлекать информацию из различных источников, умение работать с текстом), организационные (умение формулировать цель деятельности, планировать ее, осуществлять самоконтроль, самооценку, самокоррекцию).
Календарно-тематическое планирование
№ п/п | Дата | Наименование разделов и тем | Всего часов |
|
| Функции русского языка в современном мире | |
1 |
| Русский язык в современном мире | 1 |
|
| Повторение изученного в V–VII классах | |
2 |
| Знаки препинания: знаки завершения, разделения, выделения | 1 |
3 |
| Буквы н, нн в суффиксах прилагательных, причастий и наречий . Слитное и раздельное написание не с разными частями речи | 1 |
|
| Синтаксис, пунктуация, культура речи | |
4 |
| Основные единицы синтаксиса. | 1 |
|
| Словосочетание | |
5 |
| Виды словосочетаний. Синтаксические связи слов в словосочетаниях. | 1 |
|
| Простое предложение | |
6 |
| Простое предложение.Грамматическая (предикативная) основа предложения | 1 |
|
| Главные члены предложения | |
7 |
| Подлежащее. Сказуемое | 1 |
8 |
| Составное глагольное и составное именное сказуемые | 1 |
9 |
| Тире между подлежащим и сказуемым. |
|
|
| Второстепенные члены предложения | |
10 |
| Дополнение. Определение. Приложение. | 1 |
11 |
| Обстоятельство. Синтаксический разбор двусоставного предложения | 1 |
|
| Односоставные предложения | 4 |
12 |
| Назывные предложения | 1 |
13 |
| Определенно-личные, неопределенно-личные и обобщенно-личные предложения | 1 |
14 |
| Безличные предложения . Неполные предложения. | 1 |
15 |
| Синтаксический разбор односоставного предложения. Рассуждение | 1 |
|
| Осложненное предложение. Однородные члены предложения | |
16 |
| Однородные и неоднородные определения | 1 |
17 |
| Однородные члены, связанные сочинительными союзами, и пунктуация при них | 1 |
18 |
| Обобщающие слова при однородных членах и знаки препинания при них | 1 |
19 |
| Синтаксический и пунктуационный разбор предложения с однородными членами | 1 |
|
| Обособленные члены предложения | |
20 |
| Обособленные определения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
21 |
| Обособленные приложения. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
22 |
| Обособленные обстоятельства. Выделительные знаки препинания при них | 1 |
23 |
| Обособленные уточняющие члены предложения. Выделительные знаки препинания при уточняющих членах предложения | 1 |
24 |
| Синтаксический разбор предложения с обособленными членами | 1 |
25 |
| Тест по теме «Обособленные члены предложения» | 1 |
|
| Обращение | |
26 |
| Обращение Распространенные обращения. Назначение обращения. Выделительные знаки препинания при обращении | 1 |
|
| Вводные и вставные конструкции | |
27 |
| Выделительные знаки препинания при вводных словах, вводных сочетаниях слов и вводных предложениях | 1 |
28 |
| Вставные слова, словосочетания и предложения. Синтаксический и пунктуационный разбор предложений со словами, словосочетаниями и предложениями, грамматически не связанными с членами предложения | 1 |
|
| Чужая речь | |
29 |
| Чужая речь, синтаксический разбор предложения с чужой речью | 1 |
|
| Повторение и систематизация изученного | |
30 |
| Синтаксис и морфология. | 1 |
31 |
| Синтаксис и пунктуация | 1 |
32 |
| Синтаксис и культура речи. | 1 |
33 |
| Синтаксис и орфография | 1 |
34 |
| Тест за курс 8 класса | 1 |
35 | Повторение. Проверочная работа по изученному материалу | 1 | |
|
| Итого | 35 |
Планируемые результаты.
Обучающиеся должны:
знать/понимать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений, речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры;
уметь:
Речевая деятельность:
аудирование:
- дифференцировать главную и второстепенную информацию, известную и неизвестную информацию прослушанного текста;
- фиксировать информацию прослушанного текста в виде тезисного плана, полного и сжатого пересказа;
- определять принадлежность аудируемого текста к типу речи и функциональной разновидности языка;
- рецензировать устный ответ обучающегося;
- задавать вопросы по прослушанному тексту;
- отвечать на вопросы по содержанию текста;
- слушать информацию теле- и радиопередачи с установкой на определение темы и основной мысли сообщения;
чтение:
- прогнозировать содержание текста, исходя из анализа названия, содержания эпиграфа и на основе знакомства с иллюстративным материалом текста - схемами, таблицами на основе текста;
- используя просмотровое чтение, ориентироваться в содержании статьи по ключевым словам, а в содержании книги, журнала, газеты - по оглавлению и заголовкам статей;
- при необходимости переходить на изучающее чтение;
- читать и пересказывать небольшие по объему тексты о выдающихся отечественных лингвистах;
говорение:
- пересказывая текст, отражать свое понимание проблематики и позиции автора исходного текста;
- вести репортаж о школьной жизни;
- строить небольшое по объему устное высказывание на основе схем, таблиц и других наглядных материалов;
- создавать связное монологическое высказывание на лингвистическую тему в форме текста-рассуждения, текста-доказательства, текста-описания;
- составлять инструкции по применению того или иного правила;
- принимать участие в диалогах различных видов;
- адекватно реагировать на обращенную устную речь, правильно вступать в речевое общение, поддерживать или заканчивать разговор и т.п.
письмо:
- пересказывать фрагмент прослушанного текста;
- пересказывать прочитанные публицистические и художественные тексты, сохраняя структуру и языковые особенности исходного текста;
- создавать сочинение – описание, сочинение - сравнительную характеристику, рассуждение на свободную тему, сочинение повествовательного характера с элементами повествования или рассуждения, репортаж о событии;
- писать заметки, рекламные аннотации, уместно использовать характерные для публицистики средства языка (выразительная лексика, экспрессивный синтаксис, расчлененные предложения - парцелляция, риторические вопросы и восклицания, вопросно-ответная форма изложения, ряды однородных членов, многосоюзие и т. д.).
Текст:
- находить в журналах, газетах проблемные статьи, репортажи, портретные очерки, определять их тему, основную мысль, заголовок;
- распознавать характерные для художественных и публицистических текстов языковые и речевые средства воздействия на читателя.
Фонетика и орфоэпия:
- правильно произносить употребительные слова с учетом вариантов произношения;
- оценивать собственную и чужую речь с точки зрения соблюдения орфоэпических норм.
Морфемика и словообразование:
- разъяснять значение слова, его написание и грамматические признаки, опираясь на словообразовательный анализ и типичные морфемные модели слов;
- разбирать слова, иллюстрирующие разные способы словообразования;
- пользоваться разными видами морфемных и словообразовательных словарей.
Лексикология и фразеология:
- разъяснять значение слов общественно-политической тематики, правильно их определять;
- пользоваться разными видами толковых словарей («Словарь иностранных слов», «Словарь лингвистических терминов» и т. п.);
- оценивать уместность употребления слов с учетом стиля, типа речи и речевых задач высказывания;
- находить в художественном тексте изобразительно-выразительные приемы, основанные на лексических возможностях русского языка.
Морфология:
- распознавать части речи и их формы;
- соблюдать морфологические нормы формообразования и употребления слов, пользоваться словарем грамматических трудностей;
- опираться на морфологический разбор слова при проведении орфографического, пунктуационного и синтаксического анализа.
Орфография:
- применять орфографические правила;
- объяснять правописания труднопроверяемых орфограмм, опираясь на значение, морфемное строение и грамматическую характеристику слов.
Синтаксис и пунктуация:
- опознавать, правильно строить и употреблять словосочетания разных видов;
- различать простые предложения разных видов, использовать односоставные предложения в речи с учетом их специфики и стилистических свойств;
- правильно и уместно употреблять предложения с вводными конструкциями, однородными и обособленными членами;
- правильно строить предложения с обособленными членами;
- проводить интонационный анализ простого предложения;
- выразительно читать простые предложения изученных конструкций;
- проводить интонационный и синтаксический анализ простого предложения при проведении синтаксического и пунктуационного разбора;
- использовать различные синтаксические конструкции как средство усиления выразительности речи;
- владеть правильным способом действия при применении изученных правил пунктуации, устно объяснять пунктуацию предложений изученных конструкций, использовать на письме специальные графические обозначения, строить пунктуационные схемы простых предложений, самостоятельно подбирать примеры на пунктуационные правила.
Содержание
Русский язык в современном мире
Синтаксис, пунктуация, культура речи
Словосочетание
Простое предложение
Главные члены предложения
Второстепенные члены предложения
Односоставные предложения
Осложненное предложение. Однородные члены предложения
Обособленные члены предложения
Обращение
Вводные и вставные конструкции
Чужая речь
Повторение и систематизация изученного
Цель обучения :
-создать условия для коррекции знаний и повышения уровня обученности по раздела , изучаемым в 8 классе;
- закрепить круг знаний по фонетике, морфемике , словообразованию, морфологии, синтаксису, орфографии и пунктуации;
-сформировать умения применять эти знания на практике;
- выработать у обучающихся на этой основе прочные орфографические и пунктуационные умения и навыки;
- обогатить словарный запас и грамматический строй речи обучающихся;
-сформировать умения опознавать, анализировать, классифицировать языковые факты, оценивать их с точки зрения нормативности, соответствия сфере и ситуации общения, осуществлять информационный поиск, извлекать и преобразовывать необходимую информацию;
Задачи :
- ликвидация пробелов в знаниях обучающихся;
- обогащение словарного запаса и расширение круга используемых грамматических средств;
-применение полученных знаний и умений в собственной речевой практике.
--совершенствование умений и навыков письменной речи;
- развитие всех видов речевой деятельности: чтение, аудирование, говорение, письмо;
-формирование универсальных учебных действий: познавательных, регулятивных, коммуникативных;
-формирование прочных орфографических и пунктуационных умений и навыков.
ТРЕБОВАНИЯ К ЗНАНИЯМ, УМЕНИЯМ И НАВЫКАМ УЧАЩИХСЯ ПО РУССКОМУ ЯЗЫКУ ЗА КУРС 8 КЛАССА
Учащиеся должны знать определения основных изученных в 8 классе языковых явлений , речеведческих понятий, пунктуационных правил, обосновывать свои ответы, приводя нужные примеры.
К концу 8 класса учащиеся должны овладеть следующими умениями и навыками:
- производить синтаксический разбор словосочетаний, простых двусоставных и односоставных предложений, предложений с прямой речью;
- составлять простые двусоставные и односоставные предложения, осложненные однородными и обособленными членами, вводными словами (и предложениями), обращениями;
- пользоваться синтаксическими синонимами в соответствии с содержанием и стилем речи;
- соблюдать нормы литературного языка в пределах изученного материала.
По пунктуации
Находить в предложении смысловые отрезки, которые необходимо выделить знаками препинания и расставлять их в предложении в соответствии с изученными правилами.
Ставить знаки препинания в простых предложениях
- с однородными членами,
- при обособленных второстепенных уточняющих членах предложения,
- в предложениях с прямой и косвенной речью,
- при цитировании, обращении,
- при междометиях, вводных словах и предложениях.
Ставить тире в нужных случаях между подлежащим и сказуемым.
По орфографии
Находить в словах изученные орфограммы, обосновывать их выбор, правильно писать слова с изученными орфограммами, находить и исправлять орфографические ошибки.
Правильно писать изученные в 8 классе слова с непроверяемыми орфограммами.
По связной речи
Определять тип и стиль текста.
Подробно и выборочно излагать повествовательные тексты с элементами рассуждения.
Писать сочинения – описания по памяти и воображению, сочинения – рассуждения на морально-этическую тему, литературную тему, составление киносценария . психологического портрета.
Совершенствовать изложение и сочинение в соответствии с темой, основноймыслью и стилем, находить и исправлять различные языковые ошибки. Знакомиться с приемами сжатия текста.
Адекватно воспринимать и создавать тексты публицистического стиля на доступные темы.
Уметь просто и в то же время выразительно выступать перед слушателями по общественно важным проблемам.
Методы и формы работы: наблюдение над языком, эвристический метод, поисковый метод, создание проблемных ситуаций; индивидуальная, групповая, фронтальная.
УМК: Русский язык. Практика.8 класс: учебник для общеобразовательных учреждений / Ю.С. Пичугов,, А.Ю.Купалова, А.П.Еремееева, Г.К. Лидман-Орлова и др.; под редакцией Ю.С.Пичугова. – 13-е издание, стереотип. – М.: Дрофа, 2013.
Календарно-тематическое планирование
№ | Тема урока | Кол-во часов | Дата проведения | Примечание | |
план | факт | ||||
1 | Диагностическая работа «Повторение изученного в 5-7 классах». | 1 | |||
2 | Повторение грамматики. | 1 | |||
3 | Повторение орфографии и пунктуации. | 1 | |||
4 | Диагностическая работа по теме «Орфография и пунктуация». | 1 | |||
5 | Диагностическая работа «Словосочетание» | 1 | |||
6 | Виды и средства синтаксической связи. | 1 | |||
7 | Способы подчинительной связи. | 1 | |||
8 | Цельные словосочетания . | 1 | |||
9 | Диагностическая работа «Способы подчинительной связи в словосочетаниях». | 1 | |||
10 | Диагностическая работа «Главные члены предложения». | ||||
11 | Подлежащее. Способы его выражения . | 1 | |||
12 | Сказуемое. | 1 | |||
13 | Основные виды сказуемого. | 1 | |||
14 | Составное глагольное сказуемое. | 1 | |||
15 | Составное именное сказуемое. | 1 | |||
16 | Тире между подлежащим и сказуемым . | 1 | |||
17 | Диагностическая работа «Грамматическая основа предложения». | 1 | |||
18 | Диагностическая работа «Второстепенные члены предложения.» | 1 | |||
19 | Определение. | 1 | |||
20 | Приложение. | 1 | |||
21 | Согласованные и несогласованные определения. | 1 | |||
22 | Дополнение прямое и косвенное. | ||||
23 | Основные виды обстоятельств . | 1 | |||
24 | Диагностическая работа «Главные и второстепенные члены». | 1 | |||
25 | Диагностическая работа по теме «Орфография и пунктуация ». | 1 | |||
26 | Определённо – личные предложения . | 1 | |||
27 | Неопределённо-личные предложения. | 1 | |||
28 | Безличные предложения. | 1 | |||
29 | Назывные предложения. | 1 | |||
30 | Диагностическая работа «Односоставные предложения». | 1 | |||
31 | Диагностическая работа «Обособление определений и обстоятельств» | 1 | |||
32 | Обособление определений, выраженных причастиями и прилагательными. | 1 | |||
33 | Обособление приложений. | 1 | |||
34 | Обособление деепричастных оборотов . | 1 | |||
34 | Итоговая диагностическая работа. | 1 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)
Рабочая программа элективного курса по русскому языку "Русский язык в формате ЕГЭ" для учащихся 10 класса, рассчитанная на 68 часов (2 часа в неделю)...
Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе
Авторская программа дополнительного часа по русскому языку в 9 классе составлена на основе ФГОС, с учетом требований времени. Рассчитана на 34 часа, 1 раз в неделю.Актуальность рабочей программы заклю...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 6 класс...
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс
Рабочая программа дополнительных занятий «Знатоки русского языка» 7 класс...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
рабочая программа дополнительного часа по русскому языку
дополнительный час по русскому...
Рабочая программа дополнительного образования "Знатоки русского языка"
Программа создана для повторения основных правил орфографии и пунктуации в 8-9 классах...