№ п/п
| Тема урока.
| Кол-во часов | Типы, виды уроков | Текущий и промежуточный контроль | УУД Деятельность учащихся | Домашнее задание | Дата |
РАЗДЕЛ 1. ЯЗЫК И ОБЩЕНИЕ (1+1р/р) |
1 | Язык и человек. Язык-важнейшее средство общения.
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Ответить на вопрос: когда и каким образом служит нам язык? Работа с высказываниями о русском языке. | Регулятивные: преобразование практической задачи в познавательную Познаватель-ные: давать определение понятиям. Коммуникативные: осуществлять взаимный контроль и оказывать в сотрудничестве необходимую взаимопомощь.
| Материал учебника на с. 3-8; упр. 11, упр. 12 (устно |
|
2 | Р./р №1Стили речи Развитие речи | 1 | Развитие речи | Пересказ текста (подробный, краткий, от 3 лица). Доказательство принадлежности текста к разговорному стилю | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику (раздел “Советы помощника”) Познавательные: работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении уч задачи | Материал учебника на с.9-10, упр. 15-16 (устно), написать сочинение миниатюру «Вот и осень наступила» в любом из стилей, соблюдая стилистические признаки из стилей, соблюдая стилистические признаки |
|
РАЗДЕЛ 2. ВСПОМИНАЕМ, ПОВТОРЯЕМ, ИЗУЧАЕМ (19 +4р/р) |
3 | Звуки буквы произношение и правописание.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений. | Классификация гласных и согласных звуков, согласных глухих и звонких, твёрдых и мягких. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве.. | Материал учебника на с.11-12, упр. 22 (выполнить все задания) |
|
4 | Орфография. Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Работа со словарём морфем. Умение подбирать проверочные слова, опознавать признаки орфограмм. | . Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. Познавательные: владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные задавать вопросы, адекватно использовать средства устного общения для решения коммуникативных задач.
Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. Познавательные: владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные: Задавать вопросы, адекватно использовать средства уст-ного общения для решения коммуникатив-ных задач. Регулятивные: принимать и сохранять учебную задачу, соответствующую этапу обучения, адекватно воспринимать оценки учителя, товарищей. Познавательные: владеть основами смыслового чтения текста, подводить языковой факт под понятия разного уровня обобщения. Коммуникативные: Задавать вопросы, адекватно использовать средства уст-ного общения для решения коммуникатив-ных задач.
| Материал учебника на с. 13-15, работа по карточкам |
|
5 | Правописание безударных проверяемых гласных в корне слова. Урок комплексного применения знаний и умений | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Практическое применение правила на письме | 1.Материал учебника на с. 15-16, упр. 33, 34 2.Подготовить развёрнутый ответ с примерами на правило правописания безударной гласной в корне слова, подготовить диктовку из 20 слов, работа по карточкам |
|
6 | Правописание проверяемых согласных в корне слова.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Умение проверки гласной, находящейся в слабой позиции, опознавание признаков орфограмм. | Материал учебника на с.18-19, упр. 42, 43, составить предложения со словами на с.19 |
|
7 | Правописание непроверяемых гласных в корне слова. Урок актуализации знаний и умений
| 1 | Урок актуализации знаний и умений
| Уметь определять парность звонких и глухих согласных, безошибочно писать слова, опознавая признаки орфограммы, работать со словарем | Материал учебника на с. 17-18 Подготовиться к словарному диктанту ( по материалу выполненных упражнений), составить распространённые предложения со словами из упражнения 36 |
|
8 | Правописание непроверяемых согласных в корне слова
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Умение безошибочно писать слова, опознавая признаки орфограммы. | Составить словарный диктант |
|
9 | И,у,а после шипящих. . | 1 | Урок актуализации знаний и умений. Лабораторная работа | Умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. | Составить предложения со словами на с.22; написать сочинение по упражнению 58 |
|
10 | Разделительные Ъ и Ь.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений Лабораторная работа | Умение опознавать орфограмму, безошибочно писать слова с ней. | Материал учебника на с.23-24; упр. 57 |
|
11 | Разделительные Ъ и Ь.
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Применение правил употребления Ъ и Ь. | Написать сочинение-рассуждение «Для чего нужны Ъ и Ь?» |
|
12 | Раздельное написание предлогов со словами.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Применение правила на письме, различие приставок и предлогов. | Составить связный рассказ о правописании предлогов с другими словами, составить предложения с предлогами из-за, из-под, по-над, упр. 61 |
|
13 | Проверочная работа№1
| 1 | Урок контроля знаний и умений. | Применение полученных знаний и умений на практике. |
|
|
14 | Р\р №2 Текст. Тема текста | 1 | Урок развития речи | Умение определять текст, его признаки, смысловую и грамматическую связь предложений в тексте. Подбор заголовка. | Регулятивные: оценивать результаты выполненного задания по учебнику (раздел “Советы помощника”) Познавательные: работать со словарями, находить в них нужную информацию о слове. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Повторить материал о частях речи, завершить работу над изложением в чистовом варианте |
|
15 | Части речи.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Опознавание изученных частей речи, различение самостоятельных и служебных частей речи. | Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу Познавательные: развитие умения классифицировать явления Коммуникативные: Построение фраз с использованием лингвистических терминов Составление таблицы
| Подготовиться к игре «Я пересказываю, ты слушаешь» по упр.70, упр.71 |
|
16 | Глагол. – Ться, - тся в глаголах.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Опознавание глагола в тексте, умение различать глаголы, сходные по значению, определение морфологических признаков глаголов, умение безошибочно писать глаголы на –тся, -ться. | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | Материал учебника на с.32-35, упр.76, 79 |
|
17 | Личные окончания глаголов.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений.
| Умение определять спряжение глаголов, выбирать гласную в личных окончаниях глаголов | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного. Познавательные: определять последовательность действий для решения предметной задачи, осуществлять простейшее планирование своей работы. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве. | Выучить глаголы-исключения, упр.86, составить предложения со словами на с.37 |
|
18 | Имя существительное. | 1 | . Урок актуализации знаний и умений.
| Опознавание имени существительного по основным признакам. | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека. Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия; уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи. Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения. | Материал учебника на с.37-40, Упр. 96, 97 |
|
19 | Имя прилагательное.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений.
| Опознавание прилагательных по его основным признакам.Ответить на вопрос: почему прилагательные часто употребляются в загадках? Работа с карточками индивидуального контроля. | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникатив-ные: поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. | Повторить местоимения (с.43), упр. 104, 107 |
|
20-21 | Р/р № 3-4 Сочинение по картине А.А. Пластова «Летом» | 2 | Урок развития речи | Умение создавать сочинение-описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдая логику при переходе от одной части к другой, используя языковые средства, выбирая нужное начало сочинения в зависимости от темы. | Регулятивные: выполнять учебные действия в громкоречевой и умственной форме. Познавательные: осуществлять синтез как составление целого из частей (составление текстов). Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию. |
|
|
22 | Местоимение. Урок актуализации знаний и умений | 1 | Урок актуализации знаний и умений.
| Опознавание местоимений в тексте; употребление с предлогами.. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | Подготовить подробный пересказ сказки «Белка и волк», упр.111 |
|
23 | Р/р №5 Понятие об основной мысли высказывания. Сочинение на тему «Летние радости» Урок развития речи. | 1 | Урок развития речи | Умение отличать основную.мысль высказывания от его темы, определять тему, основную мысль высказывания, составлять текст. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.Создание текста. | Ответить на контрольные вопросы и задания на с.46; написать сочинение-миниатюру «Летние радости» |
|
24 | К/р №1 Контрольный диктант с грамматическим заданием. | 1 | Урок контроля знаний и умений | Умение опознавать изученные части речи, определять их грамматическое значение, морфологические признаки, синтаксическую роль в предложении, безошибочно писать, соблюдать нормы | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение.
|
|
|
25 | Работа над ошибками. Синтаксис. | 1 | Урок коррекции знаний, умений и навыков | Коррекция умений и навыков по теме «Повторение» |
|
|
РАЗДЕЛ 3. СИНТАКСИС. ПУНКТУАЦИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (30+5р/р) |
26 | Синтаксис и пунктуация. Словосочетание. Строение словосочетаний
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Знание строения словосочетания, умение определять главное и зависимое слово, составлять схемы словосочетаний, конструировать словосочетания по заданной схеме Знание видов словосочетаний | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникатив-ные: договариваться, приходить к общему решению. | Материал учебника на с.57-65, упр. 136 |
|
27 | Разбор словосочетания.
| 1 | Урок усвоения новых знаний. | Разбор словосочетания по плану. | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникатив-ные: договариваться, приходить к общему решению. | Упр. 140 (письменно) |
|
28 | Предложение. Грамматическая основа предложения.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Определение предложения, умение находить грамматические основы, выделять их, конструировать предложения по заданным типам грамматических основ. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Коммуникатив-ные учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в | П.28; упр. 143 |
|
29-30 | Р./р № 6,7 Сжатое изложение по упр. 137 | 2 | Урок развития речи |
| Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникатив-ные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе. |
|
|
31 | Виды предложений по цели высказывания. Восклицательные предложения.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Умение отличать друг от друга предложения по цели высказывания, составлять предложения, используя различные ситуации общения | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникатив-ные: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы | П.29, 30; написать сочинение на одну из тем, предложенных в упр. 153 |
|
32 | Члены предложения. Главные члены предложения. Подлежащее.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Знание общих подходов к выделению и квалификации членов предложения, умение определять члены предложения. Умение находить подлежащее, определять способ его выражения, отличать подлежащее со сходными по форме дополнениями. | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нет.. | П.31,32; упр.161 |
|
33 | Сказуемое.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Умение находить основы в предложениях, определять способы выражения сказуемых. | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | Материал учебника на с.68, упр. 165 |
|
34 | Сказуемое.
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений
| Знание общих подходов к выделению и квалификации членов предложения, умение определять члены предложения. Умение находить сказуемое, определять способ его выражения. | П.62; упр.67 |
|
35 | Тире между подлежащим и сказуемым
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Знание условий постановки тире между подлежащим и сказуемым | Регулятивные: прогнозировать результат, делать выводы на основе наблюдений Познавательные: умение выполнять логические операции Коммуникативные: грамотно задавать вопросы
| П.34; упр.172 |
|
36 | Тире между подлежащим и сказуемым.
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений
| Применение пунктуационного правила на письме | П.34; 174
|
|
37 | Нераспространённые и распространённые предложения. Второстепенные члены предложения
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знание различий между распространёнными и нераспространёнными предложениями. | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы.
| П. 35; составить рассказ по плану (упр. 178); упр.179 |
|
38 | Дополнение.
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Знание способов выражения дополнения, умение находить дополнения в предложении. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов. | П.37; упр. 183 |
|
39 | Определение.
| 1 | Урок усвоения новых знаний Урок-исследование | Знание способов выражения определения, умение находить определения в предложении. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе. Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.
| П.38; упр.189 |
|
40 | Обстоятельство.
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Знание способов выражения обстоятельств, умение находить обстоятельства. | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействии
| П.39; упр.192, 198(индивидуально) |
|
41 | Проверочная работа по теме «Второстепенные члены предложения» | 1 | Урок контроля знаний и умений. | Применение полученных знаний и умений на практике. | Составить предложения с однородными членами или выписать из художественной литературы. |
|
42 | Однородные члены предложения.
| 1 | Комбинированный урок | Знание признаков однородных членов предложения, умение находить их, соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить в них знаки препинания | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы
| П.40; упр.200 |
|
43 | Однородные члены предложения.
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Умение соблюдать правильную интонацию при чтении предложений с однородными членами, ставить в них знаки препинания | Упр.201; подготовиться к диктанту |
|
44 | К/р №2 Контрольный диктант. | 1 | Урок контроля знаний и умений | Умение опознавать изученные члены предложения, определять их синтаксическую роль, безошибочно писать, соблюдать нормы пунктуации. |
|
|
45 | Анализ контрольного диктанта. Однородные члены предложения. | 1 | Урок коррекции знаний, умений и навыков | Коррекция умений и навыков по теме «Главные и второстепенные члены предложения» | Выписать из произведений художественной литературы предложения с обращениями |
|
46 | Обращение.
| 1 | Урока усвоения новых знаний
| Знание функции обращения, его грамматические признаки, особенности употребления, соблюдение пунктуации при оформлении обращения на письме | Регулятивные: организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе. Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | П.42; упр. 215 |
|
47 | Обращение.
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений с применением игровых технологий
| Умение применять пунктуационные правила в предложениях с обращениями, отличать обращения от подлежащего. | Регулятивные: организовывать своё рабочее место и работу; сопоставлять свою работу с образцом; оценивать её по критериям, выработанным в классе. Познавательные: отбирать из своего опыта ту информацию, которая может пригодиться для решения проблемы. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы.
| П.42; упр.217 |
|
48 | Р/р № 8 Письмо
| 1 | Урок развития речи | Знание особенностей письма. Умение связно составить монологическую письменную речь | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации, в том числе во внутреннем плане. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересов.
| Написать письмо своему другу, рассказав ему о чём-то интересном |
|
49 | Синтаксический разбор простого предложения
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Знание порядка разбора простого предложения и умение его разбирать | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи.
| П.44; упр. 227 (письменно) |
|
50 | Синтаксический разбор простого предложения
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Знание порядка разбора простого предложения и умение его разбирать | П.44; упр.228 |
|
51-52 | Р/р № 9-10 Основная мысль высказывания. Описание картины Ф.П.Решетникова «Опять двойка!» | 2 | Уроки развития речи | Умение создавать сочинение – описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка | уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
|
|
53 | Простые и сложные предложения Урок усвоения новых знаний | 1 | Строение простого и сложного предложения | Умение различать простые и сложные предложения | Регулятивные: оценивать правильность выполнения действия на уровне адекватной ретроспективной оценки соответствия результатов требованиям данной задачи и задачной области. Познавательные: выделять существенную информацию из сообщений разных видов. Коммуникативные: ориентироваться на позицию партнёра в общении и взаимодействииСловарная работа; исследовательская деятельность (сравнительный анализ). | П.46; упр.239, 240 (индивидуально) |
|
54 | Синтаксический разбор сложного предложения | 1 | Урок усвоения новых знаний | Умение разбирать сложное предложение | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте, его строении, свойствах и связях. Коммуникативные: строить понятные для партнёра высказывания, учитывающие, что партнёр знает и видит, а что нетРабота со схемами; конструирование предложений; выразительное чтение | П.47; работа с текстом |
|
55 | Прямая речь Знакомство с косвенной речью.
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений
| Знать место прямой речи по отношению к словам автора, различать варианты расстановки знаков препинания. | Регулятивные: самостоятельно адекватно оценивать правильность выполнения действия и вносить необходимые коррективы в исполнение как по ходу его реализации, так и в конце действия. Познавательные: ориентироваться на разнообразие способов решения лингвистических задач. Коммуникативные: договариваться и приходить к общему решению в совместной деятельности, в том числе в ситуации столкновения интересовТворческая работа. Составление предложений с прямой речью по заданным схемам; объяснительный диктант с взаимопроверкой. | П.48; упр.248 |
|
56 | Диалог
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Умение использовать диалог в разговорной речи, оформлять диалог и прямую речь | Работа с литературным материалом. (Выразительное чтение текстов художественных произведений с диалогом); работа над заданиями «Занимательной грамматики» | П.49 Составить диалог «Разговор по телефону», упр. 246 |
|
57 | Закрепление изученного по теме «Синтаксис и пунктуация» Урок обобщения и систематизации знаний. | 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Умение различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, находить грамматические основы, отличать простые предложения от сложных, совершенствовать текст, устраняя неоправданные повторы слов, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, пунктуационно оформлять свою речь. | Регулятивные: адекватно воспринимать предложения и оценку учителей, товарищей Познавательные: устанавливать причинно-следственные связи в изучаемом круге явлений Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничествеИндивидуальная и групповая работа; деловая игра; взаимопроверка | Контрольные вопросы и задания на с.119-120, упр.260 |
|
58 | Урок-зачёт по теме «Синтаксис и пунктуация».
| 1 | Урок контроля | Уметь различать и правильно интонировать предложения различные по цели высказывания и эмоциональной окраске, находить грамматические основы, отличать простые предложения от сложных, совершенствовать текст, устраняя неоправданные повторы слов, производить синтаксический и пунктуационный разбор предложений, пунктуационно оформлять свою речь, определять тему и ОМ текста | Тест с элементами анализа текста. | Подготовиться к контрольной работе |
|
59 | К/р №3 Контрольная работа по теме «Синтаксис и пунктуация»
| 1 | Урок контроля | Умение безошибочно писать, соблюдать нормы пунктуации. Знание правил орфографии и пунктуации. | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. |
|
|
60 | Анализ контрольной работы. Синтаксис и пунктуация.
| 1 | Урок коррекции знаний | Коррекция умений и навыков по теме «Синтаксис» | Регулятивные:осуществлять поиск необходимой информации Познавательные:оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Повторить «Глухие и звонкие согласные;твёрдые и мягкие согласные» |
|
РАЗДЕЛ 4. ФОНЕТИКА. ОРФОЭПИЯ. ГРАФИКА. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (12+3р/р) |
61 | Фонетика. Гласные и согласные звуки.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений. Деловая игра | Умение выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам, производить сравнительный анализ звукового и буквенного состава слова. | Регулятивные: руководствоваться правилом при создании речевого высказывания; Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану, по таблице; Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | П.50-52; упр. 274 |
|
62 | Изменение звуков в потоке речи. Твердые и мягкие согласные
| 1 | Урок актуализации знаний и умений. Деловая игра | Умение различать сильную и слабую позиции гласных и согласных, выделять в слове звуки речи, давать фонетическую характеристику звукам | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению | П.53-54; упр. 277 |
|
63 | Звонкие и глухие согласные. | 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знание различия между звонкими и глухими согласными, (особое внимание звуку й). | П.56; упр. 285, 286 (индивидуально) |
|
64 | Графика и алфавит.
| 1 | Комбинирован-ный урок | Умение правильно произносить буквы алфавита, располагать слова в алфавитном порядке, пользоваться алфавитом в практической деятельности (при работе со справочной литературой | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | П. 57-58; упр. 290(устно); 298 |
|
65 | Р/р №11Описание предмета.
| 1 | Урок развития речи. | Знание композиционных особенностей описания. Умение создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания | уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Написать сочинение по заданию упр. 302 |
|
66 | Обозначение мягкости согласных с помощью Ь
| 1 | Комбинирован-ный урок | Понимание смыслоразличительной роли мягкого знака; применение правильного употребления Ь. | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению | Запомнить произношение слов на с. 139; п.60; Упр.306, 307(индивидуально)
|
|
|
67 | Двойная роль Е,Ё,Ю,Я.
| 1 | Урок усвоения новых знаний. Исследователь-ская работа
| Знание звуковых значений букв е,ё, ю, я. Умение выполнять фонетический разбор слов с буквами е, ё, ю, я
| Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению | П.61; упр. 311 |
|
68 | Двойная роль Е, Е, Ю, Я
| 1 | Урок комплексного применения умений и навыков
| Умение применять полученные умения и навыки на практике | Упр. 312; 314 (индивидуально) |
|
69 | Орфоэпия
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Умение определять предмет изучения орфоэпии, пользоваться орфоэпическим словарём, соблюдать языковые нормы. | Регулятивные: в сотрудничестве с учителем, классом находить несколько вариантов решения учебной задачи. Познавательные: осуществлять выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | П.62; упр.317(устно); 318 |
|
|
70
| Фонетический разбор слова.
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Умение выполнять фонетический разбор. | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия, выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: Строить монолог.высказывания, участвовать в учебном диалоге, аргументировать свою точку зрения | П.63; работа с текстом (раздаточный материал)
|
|
71 | Повторение и систематизация знаний по теме « Фонетика».
| 1 | Урок обобщения и систематизации знаний. | Умение выполнять фонетический разбор | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; Познавательные: ориентироваться в учебнике с большой долей самостоятельности, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала. Коммуникативные находить общее решение при работе в паре и группе. | Ответить на контрольные вопросы; упр. 322 |
|
72 | К/р №4 Контрольный диктант «Фонетика»
| 1 | Урок контроля знаний. | Проверка умения применять орфографические и пунктуационные правила | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные формулировать собственное мнение. |
|
|
73 | Работа над ошибками. Фонетика.
| 1 | Урок коррекции знаний, умений и навыков | Коррекция умений и навыков по теме «Фонетика» | Индивидуальные задания по карточкам |
|
|
|
74-75 | Р/р № 12-13 Описание картины Ф.П. Толстого «Цветы, фрукты и птицы» | 2 | Урок развития речи | Умение создавать сочинение – описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка | уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации |
|
|
РАЗДЕЛ 5. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (7+3р/р) | РАЗДЕЛ 5. ЛЕКСИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (7+3) |
76 | Слово и его лексическое значение
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Лексическое и грамматическое значение слова, основные способы объяснения лексического значения слова.. | Регулятивные: планировать свои действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: строить сообщения в устной и письменной форме. Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций в сотрудничестве | П.64; Упр. 326, 328 |
|
77 | Однозначные и многозначные слова
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Знать понятия «однозначные» и «многозначные» слова, как строится с словаре статья, дающая информацию о многозначности слова, уметь выбирать значение многозначного слова, соответствующее речевой ситуации, употреблять слова с учётом их лексического значения. | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы
| П.64 Упр.342, 344, 343 (индивидуально)
|
|
78 | Прямое и переносное значение.
| 1 | Комбинированный урок
| Умение видеть слова, имеющее переносное значение, воспринимать их выразительную функцию в речи, находить метафоры и олицетворения, определять их роль в художественном тексте | П.66 Упр.352 (индивидуально), 348 |
|
79 | Омонимы
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Отличие омонимов от многозначных слов, умение находить их в толковом словаре. | Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | П.67 Упр. 355 |
|
80 | Синонимы.
| 1 | Комбинированный урок
| Определение синонимов, умение подбирать синонимы к данному слову, строить синонимический ряд, пользоваться словарём синонимов. | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений Коммуникативные: рефлексия своих действий
| П.68 Упр.362, 366 |
|
81 | Р./ р. №14 Сочинение по картине И.Э.Грабаря «Февральская лазурь» | 1 | Урок развития речи |
| Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Дописать сочинение |
|
82 | Антонимы.
| 1 | Комбинированный урок c использованием игровых технологий
| Знать стилистической роли антонимов, умение пользоваться словарём антонимов, подбирать антонимы к слову, находить их в тексте, употреблять в речи, использовать антонимы как средство выразительности речи для связи предложений в тексте. | Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу Познавательные: развитие умения классифицировать явления Коммуникативные: построение фраз с использованием лингвистических терминов | П.69 Упр. 370; ответить на контрольные вопросы |
|
83 | Повторение и систематизация знаний по теме « Лексика». .
| 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений c использованием игровых технологий
| Контроль усвоения раздела «Лексика» | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного; Познавательные: ориентироваться в учебнике с большой долей самостоятельности, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала. Коммуникативные: находить общее решение при работе в паре и группе | Упр.374 |
|
84-85 | Р/р № 15-16 Изложение « Первый снег» по упр.№367 | 2 | Урок развития речи | Умение составлять план текста, понимать, для какого стиля характерно употребление языковых средств | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного Познавательные: уметь с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала Коммуникативные: с полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с поставленной задачей
|
|
|
РАЗДЕЛ 6. МОРФЕМИКА. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (19+3р/р) |
86 | Понятие о морфеме. Изменение и образование слов.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Умение различать однокоренные слова и формы слова, подбирать однокоренные слова с учетом значения слов. | Регулятивные: следовать при выполнении заданий инструкциям учителя и алгоритмам, описывающим стандартные действия (памятки в справочнике учебника). Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | П.70,71 Упр.376, 377 |
|
87 | Окончание и основа. Комбинированный урок | 1 | Комбинирован-ный урок | Умение определять грамматическое значение окончаний в различных формах существительных, прилагательных, глаголах, различать слова с нулевым окончанием и без окончания. | Регулятивные: осмысленно выбирать способы и приёмы действий при решении языковых задач; Познавательные: использовать знаково-символические средства, в том числе схемы для решения языковых задач Коммуникативные: владеть диалоговой формой речи. | П.72 Упр.380 (индивидуально); 382 |
|
88 | Корень слова, однокоренные слова.
| 1 | Комбинирован-ный урок с использованием игровых технологий | Умение находить корень и выделять его, безошибочно писать орфограммы в корне | П.74 Упр.394, 396 (индивидуально) |
|
89 | Корень слова, однокоренные слова
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Умение применять полученные знания и умения на практике | Упр. 397 |
|
90 | Р/р № 17 Рассуждение
| 1 | Урок развития речи | Знание композиционных особенностей рассуждения. Умение создавать текст описания конкретного предмета, составлять план описания | Регулятивные: определять цель учебной деятельности и самостоятельно искать средства ее осуществления. Познавательные: ; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками.
| П.75 упр.402 |
|
91 | Суффикс как значимая часть слова
| 1 | Комбинированный урок | Умение выделять в словах суффикс, понимать словообразовательную и формообразующую роль суффикса, образовывать новые слова с помощью суффиксов | Регулятивные: осмысление способа образования новых слов с помощью суффиксов Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель; Коммуникативные: Построение фраз. | П.76 упр. 413 |
|
92 | Приставка
| 1 | Комбинирован-ный урок | Умение выделять приставки в слове, определять их значение, отличать приставку от предлога, безошибочно оформлять приставки на письме. | Регулятивные: обращаться к способу действия, оценивая свои возможности; осознавать уровень и качество выполнения. Познавательные: уметь с большой долей самостоятельности работать по плану. Коммуникативные: Быть готовым к обсуждению разных точек зрения и выработке общей (групповой) позиции. | П.77 Упр.417, 418 |
|
93 | Чередование звуков. Беглые гласные.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Умение выделять корни с чередующимися звуками, применять изученные правила, объяснять выбор написания | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания. Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений. Коммуникативные: рефлексия своих действий. | П.78,79 Упр.424, 430 (индивидуально) |
|
94 | Варианты морфем. Морфемный разбор слова. Урок усвоения новых знаний
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Разбор слова по составу. | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания. Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений. Коммуникативные: рефлексия своих действий.
| П.80,81 Упр. 432 (письменно) |
|
95 | Морфемный разбор слова. Проверочная работа. Урок контроля знаний и умений | 1 | Урок контроля знаний и умений | Разбор слов по составу | Провести морфемный разбор (индивидуальные задания)
|
|
96 | Правописание гласных и согласных в приставках.
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Умение находить орфограммы в приставках, правильно писать неизменяемые приставки. | - Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | П.82; упр. 433 |
|
97 | Буквы З и С на конце приставок
| 1 | Урок -исследование(лабораторная работа) | Умение различать на слух звонкие и глухие согласные звуки, правильно писать приставки на –З- и –С-, объяснять значения приставок | Регулятивные: прогнозировать результат и уровень освоения способов действия. Познавательные: осуществлять рефлексию способов и условий действия; выбирать наиболее эффективные способы решения в зависимости от конкретных условий. Коммуникативные: уметь задавать уточняющие вопросы. | П.83 упр.441, 444 (подготовиться к диктанту) |
|
98 | Буквы о - а в корнях -лаг –//-лож-
| 1 | Комбинирован-ный урок | Умение применять правило в письменной речи, находить орфограмму в морфеме | П.84 Упр. 449, 450 (индивидуально) |
|
99 | Буквы о - а в корнях -раст-\-рос-
| 1 | Комбинированный урок
| Умение применять правило в письменной речи. | П.85 Упр.455, 456 (подготовиться к диктанту) |
|
100 | Буквы ё - о после шипящих в корне
| 1 | Урок – исследование (лабораторная работа) | Знание способов выбора О - Ё в корнях слов после шипящих, умение находить орфограммы в морфеме. | П.86 упр.458 |
|
101 | Буквы ы- и после ц
| 1 | Комбинирован-ный урок | Знание условий выбора ы- ив корнях после ц, в суффиксах и окончаниях. | П.87 упр. 463; ответить на контрольные вопросы |
|
102 | Обобщение по разделу «Морфемика»
| 1 | Урок систематизации и обобщения умений и навыков | Знание морфемного состава слова, умение выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и корректировать план и способ действия в случае расхождения с эталоном. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Упр. 465 |
|
103 | Проверочная работа по теме «Морфемика»
| 1 | Урок контроля знаний и умений
| Словарный диктант; тест | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные формулировать собственное мнение | Упр. 467 |
|
104-105 | Р/р № 18-19 Описание «поэтических предметов». Описание картины П.П. Кончаловского «Сирень в корзине» | 2 | Урок развития речи | Умение определять натюрморт, собирать материал к сочинению, создавать текст-описание. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Подготовиться к контрольной работе |
|
106 | К/р №5 Контрольная работа. Комплексный анализ текста. | 1 | Урок контроля | Знание морфемного состава слова, умение выделять морфему на основе смыслового анализа слова, находить орфограммы в морфемах, применять изученные правила орфографии, определять тему, основную мысль текста, озаглавливать его | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
|
|
107 | Анализ контрольной работы.Морфемика. | 1 | Урок коррекции умений и навыков. | Коррекция умений и навыков по теме «Морфемика» | Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы
Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения
| Составить таблицу «Самостоятельные и служебные части речи» |
|
|
|
|
|
РАЗДЕЛ 7. МОРФОЛОГИЯ. ОРФОГРАФИЯ. КУЛЬТУРА РЕЧИ. (16+4р/р) |
108 | Самостоятельные и служебные части речи
| 1 | Комбинированный урок
| Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию
| Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного, сопоставлять свою оценку с оценкой другого человека.
Познавательные: самостоятельно формулировать предположение о том, как искать недостающий способ действия;уметь выделять из представленной информации ту, которая необходима для решения поставленной задачи.
Коммуникативные: строить монологические высказывания, участвовать в учебном диалоге. | Стр.44 Ответить на вопросы к тексту. |
|
|
109 | Имя существительное как часть речи. Морфологические признаки существительного, его роль в предложении, употребление в речи | 1 | Комбинированный урок | Умение участвовать в диалоге, аргументировано доказывать свою позицию | П.88;Упр.474 |
|
110 | Р/р №20 Строение текста-рассуждения и способы развития основной мысли (тезиса), цепь умозаключений, вытекающих одно из другого. Тезис, доказательства, вывод. Доказательства и объяснения в рассуждении | 1 | Урок развития речи | Умение определять тему, основную мысль своего сочинения, тип речи, стиль, отбирать материал. Уметь правильно выражать свои мысли в соответствии с литературными нормами | Регулятивные: определять цель учебной деятельности и самостоятельно искать средства ее осуществления. Познавательные: ; находить ответы на вопросы, используя свой жизненный опыт и информацию, полученную на уроке. Коммуникативные: слушать и понимать речь других; вступать в беседу; сотрудничество с учителем и одноклассниками. | Написать сочинение по материалу упр. 484 |
|
|
111
| Имена существительные одушевленные и неодушевленные. | 1 | Комбинированный урок | Распознавание имен существитель-ных одушевлённых и неодушевлённых | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | П.90 Упр.481 |
|
112 |
Имена существительные собственные и нарицательные.
| 1 | Комбинированный урок | Распознавание имен существительных собственных и нарицательных. | П.91 Упр.495 |
|
113-114 | Р/р №20, 21 Сжатое изложение | 2 | Урок развития речи | Составление связного монологического пересказа текста близко к исходному с изменением лица в письменной форме, составление тематическую цепочку | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе. |
|
|
|
115 | Род как постоянный признак существительного | 1 | Урок-исследование | Овладение сведениями о существительных общего рода и опознавание их в разном контекстном окружении. | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | П.92 Упр.505, 507 (индивидуально) |
|
|
116 | Число имён существительных. Существительные, имеющие форму только множественного числа | 1 | Урок изучения нового материала | Овладение сведениями о существительных, имеющих форму только множественного числа. | П.93 Упр.511 |
|
|
117 | Существительные, имеющие форму только единственного числа | 1 | Урок изучения нового материала | Овладение сведениями о существительных, имеющих форму только единственного числа. | П.94 Упр.516, 517 (индивидуально) |
|
|
118 | Типы склонений имён существительных | 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Определение склонений существительных. умение правильно выбирать нужное падежное окончание. | Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками. | П.95 Упр.519 |
|
|
119-120 | Система падежей в русском языке. Падежные окончания существительных | 2 | Урок комплексного применения знаний и умений. | Усвоение содержания изучаемой орфограммы и алгоритм её использования. Применение при письме данного орфографического правила. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
| П.96,97 Упр.525, 529 |
|
|
121-122 | Р/р №22, 23 Сочинение по картине Г. Нисского «Февраль. Подмосковье» | 2 | Урок развития речи | Умение собирать материал к сочинению, создавать текст-описание. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | |
|
|
123 | Правильное употребление имен существительных в речи. Орфоэпические и грамматические нормы | 1 | Урок изучения нового материала | Определение морфологических признаков множественного числа имён существительных. | планировать свои действия для реализации задач урока и заданий к упражнениям Познавательные: классифицировать, обобщать, систематизировать изученный материал по плану Коммуникативные: учитывать разные мнения и стремиться к координации различных позиций при работе в паре. | П.98 Упр. 555 |
|
|
124
| Буквы о-ё после шипящих в окончаниях существительных | 1 | Урок изучения нового
| Применение при письме данного орфографическо-го правила. | Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками | П.99 Упр.559; ответить на контрольные вопросы |
|
125 | Морфологический разбор существительного Урок усвоения новых знаний | 1 | Урок усвоения новых знаний | Овладение умением характеризовать имя существитель-ное по его морфологичес-ким признакам и синтаксической роли. | Регулятивные: прогнозирование результата и уровня усвоения, его характеристик Познавательные: самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели Коммуникативные: определение целей, функций участников, способов взаимодействия для учебного сотрудничества с учителем и сверстниками
| П.100 Упр. 561(дополнительно-морф. разбор 3 существительных) |
|
| Тренировочные упражнения | 126 | К/р №6 Контрольная работа по теме «Имя существительное»
| 1 | Контроль знаний и умений | Применение знаний и умений по морфологии, в частности имени существительного в практике правописания. | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные формулировать собственное мнение.
|
|
|
|
| 127 | Работа над ошибками. Имя существительное. Повторение. | 1 | Урок коррекции знаний и умений |
| Индивидуальная работа по карточкам. |
|
| 128 | Имя прилагательное как часть речи
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Умение опознавать прилагательные в тексте, определять морфологичес-кие признаки. | Регулятивные: волевая саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии; способность к выбору в ситуации мотивационного конфликта и к преодолению препятствий Познавательные: поиск и выделение необходимой информации Коммуникативные: поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликта, принятие решения и его реализация. | П.101; упр.569, 571
|
| 129 | Правописание гласных в падежных окончаниях прилагательных
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Согласование прилагательных с существительными в роде, числе и падеже, правильное написание окончания прилагательных. | Регулятивные: составление плана и последовательности действий Познавательные: умение структурировать знания Коммуникативные: умение с полнотой и ясностью выражать свои мысли в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами языка. | П. 102 Упр.583,584 |
| Перфокарты | 130 | Буквы о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Знание условий выбора о-ё после шипящих в окончаниях прилагательных. Умение применять правило при написании, делать вывод о написании о-ё в окончаниях имен прилагательных | Индивидуальная работа по карточкам |
| Презентация к уроку | 131-132 | Р/р №.24-25 Описание животного (по материалу упр. 587)
| 2 | Уроки развития речи | Умение писать изложение, пользуясь памяткой, уместно употреблять прилагательные, включать в повествование описание, определять стиль исходного текста и сохранять его при пересказывании. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. |
|
| Текст изложения | 133 | Прилагательные полные и краткие. Краткие прилагательные с основой на шипящую.
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Знание грамматических особенностей кратких и полных прилагательных, их синтаксической роли. | Регулятивные: формирование умения ставить учебную задачу Познавательные: развитие умения классифицировать явления Коммуникативные: Построение фраз с использованием лингвистических терминов | Работа по индивидуальным карточкам |
| Индивидуальные карточки с заданиями | 134 | Р/р № 26 Описание картины А.Н. Комарова « Наводнение» | 1 | Урок развития речи | Умение создавать сочинение – описание по картине, используя средства связи между частями, соблюдать логику при переходе от одной части к другой, использовать языковые средства, выбирать нужное начало сочинения в зависимости от темы, писать в соответствии с нормами русского языка | уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Написать сочинение |
| Репродукция картины на слайде, в учебнике | 135 | Морфологический разбор имени прилагательного Обобщение и систематизация изученного по теме «Имя прилагательное»
| 1 | Урок усвоения нового материала | Порядок морфологического разбора прилагательного.Знание морфологических признаков прилагательных, умение опознавать прилагательные в тексте, безошибочно писать, находя орфограммы, соблюдать орфографические, лексические, грамматические нормы при употреблении прилагательных
| Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений Коммуникативные: рефлексия своих действий.
| П.105 Упр. 599; подготовиться к контрольной работе |
| Тренировочные упражнения | 136 | К/р №7 Контрольная работа по теме «Имя прилагательное» | 1 | Урок контроля | Контроль применения орфографических и пунктуационных правил. | Регулятивные;адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные:вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные:формулировать собственное мнение. |
|
|
| 137 | Работа над ошибками. Имя прилагательное. | 1 | Урок-коррекция | Коррекция умений и навыков по теме «Имя прилагательное» | - Регулятивные: осуществлять поиск необходимой информации
Познавательные: оценивать правильность выполнения действий и вносить необходимые коррективы Коммуникативные: учитывать и уважать разные мнения | Индивидуаль-ная работа по карточкам |
|
| 138 | Глагол как часть речи
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Умение опознавать глаголы в тексте, определять морфологические признаки | Регулятивные: выбирать действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации. Познавательные: использовать общие приёмы решения лингвистических задач, анализировать информацию, строить рассуждения в форме связи простых суждений об объекте. Коммуникативные: учитывать разные мнения и интересы и обосновывать собственную позицию. | П.106 Упр.609
|
| Раздаточный материал | 139 | Р/р № 27 Рассказ | 1 | Урок развития речи | Умение составлять рассказ по картинкам, используя глагол как средство выразительности | уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера Коммуникативные: постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации | Написать полученный рассказ |
| Упражнение учебника | 140 | Не с глаголами
| 1 | Комбинированный урок | Знать правило написания НЕ с глаголами. Уметь применять данное правило при написании, соблюдать орфоэпические нормы | Регулятивные: формулировать и удерживать учебную задачу, применять установленные правила в планировании способа решения. Познавательные: самостоятельно выделять и формулировать познавательную цель. Коммуникативные: адекватно использовать речь: правильно составлять предложения, логично выстраивать текст ответа | Творческая работа (составить предложения на тему «Настоящий друг», используя глаголы с НЕ ) |
|
| 141 | Неопределенная форма глагола.
| 1 | Урок актуализации знаний и умений | Определение понятия неопределенной формы глагола; правильное письмо глаголов в неопределенной форме. Знание условий выбора написания –тся; -ться в глаголах. | Регулятивные: проявлять познавательную инициативу в учебном сотрудничестве. Познавательные: самостоятельно учитывать выделенные учителем ориентиры действия в новом учебном материале. Коммуникативные: понимать относительность мнений и подходов к решению проблемы. | П.109 Упр. 624 |
| Карточки для индивидуальной работы | 142 | Р/р №28 Устное изложение | 1 | Урок развития речи | Умение выделять главную мысль текста; озаглавливать текст; строить речевые высказывания | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. |
|
| Упражнение из учебника. | 143 | Виды глагола. Видовые пары
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Владение способом действия по распознаванию вида глагола, умение отличать глаголы совершенного и несовершенного вида. | Регулятивные: выделение и осознание учащимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения Познавательные: понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации. Коммуникативные: умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации.
| П.111 Упр.641, 642(индивидуаль-но) |
| Тренировочные упражнения; иллюстративный материал | 144 | Буквы е-и в корнях с чередованием
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Знание видов чередований, условий выбора е-и в корнях. Умение применять данное правило, употреблять глаголы с чередующимися гласными в речи | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | П.112 Упр. 648 |
| Работа с алгорит- мом. | 145 | Р/р № 29 Редактирование текста
| 1 | Урок развития речи | Умение выделять главную мысль текста, строить речевые высказывания, редактировать текст | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Записать текст упр. №651 в исправленном виде |
| Упражнение из учебника | 146 | Время глагола Прошедшее время глагола
| 1 | Комбинированный урок
| Умение определять вид и время глагола, распознавать глаголы прошедшего времени, согласовывать глагол-сказуемое в прошедшем времени с подлежащим, выраженным существительным среднего рода и собирательным существительным. | Регулятивные: создавать алгоритмы деятельности при решении проблем различного характера. Познавательные: понимать заданный вопрос, в соответствии с ним строить устный ответ. Коммуникативные: договариваться, приходить к общему решению. | П.114, 115 Упр. 654, 656 (устно) |
| Таблица «Как образуются глаголы прошед- шего времени» | 147 | Настоящее время глагола
| 1 | Комбинированный урок | Определение грамматического значения глаголов настоящего времени, соблюдение орфоэпических норм. | П.116 Упр. 660 |
| Тренировочные упражнения | 148 | Будущее время глагола
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Способы образования форм будущего времени. Умение образовывать простую и сложную форму будущего времени, употреблять их в речи | П.117 Упр.662(письменно) |
| Тренировочные упражнения | 149 | Спряжение глаголов
| 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом | Регулятивные: в диалоге с учителем вырабатывать критерии оценки и определять степень успешности своей работы/ Познавательные: -формулировать правило на основе выделения существенных признаков; выполнять задания с использованием материальных объектов, схем; Коммуникативные: оформлять свои мысли в устной и письменной форме с учётом речевой ситуации. | П.118 Индивидуальная работа по карточкам |
| Таблица «Спряже- ние глагола» | 150 | Определение спряжения глагола с безударным личным окончание | 1 | Урок усвоения новых знаний | Знать способы определения спряжения глагола по ударным личным окончаниям и неопределенной форме. Уметь определять спряжение глагола, пользуясь алгоритмом
| П.119 Упр.679 |
| Презентация к уроку |
|
|
|
|
|
|
| Упр. 562 Тест №4, вариант 2 на с.88-89 |
151
| Правописание безударных личных окончаний глаголов
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Умение применять правило правописания личных безударных окончаний глрголов. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение.
| Упр. 686 |
|
152 | Р/р №30 Составление описаний и диалогов с использованием глаголов настоящего времени (по упр. 685)
| 1 | Урок развития речи | Составление устных рассказов по рисунку, составление диалога по рисунку, работа в парах. | Регулятивные: определение последовательности промежуточных целей с учётом конечного результата; составление плана и последовательности действий Познавательные: умение осознанно строить речевое высказывание в устной и письменной форме Коммуникативные: инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации. | Записать составленный диалог. |
|
153 | Морфологический разбор глагола
| 1 | Урок комплексного применения знаний и умений | Умение определять порядок морфологических признаков глагола. | Регулятивные: уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: уметь делать выводы на основе наблюдений Коммуникативные: рефлексия своих действий. | П.120 Упр. 687 |
|
154-155 | Р/р №31-32 Сжатое изложение.
| 2 | Уроки развития речи. | Умение «сжимать» текст | Регулятивные: выделять учебную задачу на основе соотнесения известного, освоенного и неизвестного Познавательные: уметь с большей долей самостоятельности работать с моделями, соотносить результаты с реальностью в рамках изученного материала Коммуникативные: с полнотой и точностью выражать свои мысли |
|
|
156 | Мягкий знак после шипящих в глаголах во 2 лице единственного числа
| 1 | Урок усвоения новых знаний
| Умение применять правило правописания мягкого знака после шипящих в глаголах во 2-ом лице ед. ч.. | Регулятивные: выполнять учебное задание в соответствии с целью. Познавательные: определять значимость речи в общении и обосновывать своё суждение Коммуникативные: формулировать понятные для партнёра высказывания; согласовывать позиции и находить общее решение. | П.121 Упр. 691 |
|
157 | Р/р №33 Употребление времён в устных и письменных рассказах.
| 1 | Урок развития речи | Составление рассказов по рисункам, объяснение языковых явлений. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Упр. 696 (рассказы на выбор) |
|
158 | Обобщение по теме «Глагол»
| 1 | Урок систематизации обобщения знаний и умений. Урок с использованием игровых технологий | Опознавание глаголов, нахождение орфограммы в них, применение изученных орфографических правил на письме | Регулятивные: вносить необходимые дополнения и корректировать план и способ действия в случае расхождения с эталоном. Познавательные: постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера. Коммуникативные: сотрудничать с одноклассниками при выполнении учебной задачи | Упр. 700 |
|
159 | Р/р №34 Сочинение-рассказ по рисунку Урок развития речи. | 1 | Урок развития речи. | Умение строить устное и письменное высказывание, конструировать текст-повествование по рисунку. | Регулятивные: вносить необходимые коррективы в действие после его завершения на основе его оценки и учёта характера сделанных ошибок, использовать предложения и оценки для создания нового, более совершенного результата Познавательные: осуществлять анализ объектов с выделением существенных и несущественных признаков Коммуникативные: строить монологическое высказывание, владеть диалогической формой речи. | Упр. 697 |
|
160 | К/р №8 Контрольная работа по теме «Глагол» | 1 | Контроль знаний и умений | Знание морфологических признаков глагола, основных правил орфографии и пунктуации. | Регулятивные;адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные:вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. |
|
|
РАЗДЕЛ 8. ПОВТОРЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО В 5 КЛАССЕ (10ч) |
161 | Разделы науки о языке. . | 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений. | Знание основных понятий лингвистики. Умение определять изученные части речи, обосновывать правильность выбора орфограмм при написании этих частей речи, использовать существительные, прилагательные, глаголы в речи | уметь ориентироваться на образец и правило выполнения задания Познавательные: самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера
Коммуникативные постановка вопросов — инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации
| П.123 Упр.709,711 (по вариантам) |
|
162 | Орфограммы в приставках и корнях слов
| 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Знание условий, от которых зависит выбор орфограмм в приставке и корне. Умение различать орфограммы и употреблять слова с данными орфограммами в речи, применять изученные правила на письме | П.124 Упр.719 |
|
163 | Орфограммы в приставках и корнях слов
| 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений
| Умение различать орфограммы и употреблять слова с данными орфограммами в речи, применять изученные правила на письме | Индивидуаль-ная работа по карточкам |
|
164 | Орфограммы в окончаниях слов
| 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Опознавание частей речи, нахождение изученных орфограмм в окончаниях | П.125 Упр.724 |
|
165 | Употребление букв ъ и ь
| 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Умение употреблять знаки завершения, разделения, выделения в простом осложненном и сложном предложении, видеть структуру предложений, употреблять изученные синтаксические конструкции в речи | П.126 Упр. 726 |
|
166 | Знаки препинания в простом и сложном предложении
| 1 | Урок систематизации и обобщения знаний и умений | Уметь определять тему, основную мысль текста, его стиль, озаглавливать текст, различать звук и букву, находить орфограммы в морфемах, опознавать части речи, указывать их грамматические признаки, определять синтаксическую роль в предложении, соблюдать в практике письма орфографические и пунктуационные нормы | Регулятивные: определять последовательность промежуточных целей и соответствующих им действий с учетом конечного результата. Познавательные: предвидеть возможности получения конкретного результата при решении задачи. Коммуникативные: формулировать собственное мнение и позицию | П.127 Упр.730 |
|
167 | К/р №9 Итоговый тест
| 1 | Урок контроля знаний и умений | Применение полученных знаний | Регулятивные; адекватно оценивать свои достижения, осознавать возникающие трудности и стараться искать способы их преодоления. Познавательные: вносить необходимые дополнения и изменения в план и способ действия. Коммуникативные: формулировать собственное мнение. | Подготовиться к контрольному диктанту |
|
168 | К/р №10 Итоговый контрольный диктант
| 1 | Урок контроля знаний и умений | Усвоение орфографических синтаксических навыков, формирование навыков самоанализа. |
|
|
169 | Анализ ошибок, подведение итогов.
| 1 | Урок коррекции | Коррекция умений и навыков по теме «Итоговое повторение» |
|
|
|
|
|
|
170 | Итоговый урок. | 1 | Урок контроля знаний и умений | Применение полученных знаний |
|
|
|
|
|
|