Урок-путешествие "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»",
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Разработка открытого урока-путешествия по теме "Обобщение и систематизация по теме "Глагол"" (к 100 летнему юбилею МБОУ "СОШ №1 им. М.А Бухтуева" г. Кызыла). Автор разработки: учитель русского языка и литературы Донгак Чойгана Викторовна
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Разработка открытого урока-путешествия по теме: Глагол | 37.79 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок-путешествие "Обобщение и систематизация по теме «Глагол»",
6-й класс
Тема:
Обобщение и систематизация материала по теме «Глагол».
Тип урока: Урок-путешествие
Цель: Обобщить, систематизировать и углубить полученные знания по теме «Глагол». Задачи урока:
- формировать умения употреблять глаголы в речи;
- продолжить развивать аналитико-синтетическую деятельность уч-ся;
- продолжать формировать культуру учебного труда;
- воспитывать чувство ответственности, товарищества, взаимовыручки.
Оборудование:
Компьютер, мультимедийный проектор, презентация к уроку;
Раздаточный материал:
Карточки (3 цветов; жёлтый, синий розовый), жетоны.
Ход урока
I. Орг.момент
- На наших гостей вы сейчас оглянитесь,
доброй улыбкою всем улыбнитесь!
Много сегодня работы у нас,
И всем я желаю успехов сейчас!
-Занимайте свои места. Проверьте полную готовность к уроку.
II. Актуализация опорных знаний.
- Работа с кроссвордом.
- Угадайте ключевое слово. Пользуясь примерами, определите, как изменяется загаданная в кроссворде часть речи.
По горизонтали:
1. Ходит-ходят; думаешь – думаете. (число)
2. Ходил – ходишь – будем ходить. (время)
3. Ходил – ходила – ходило. (род)
4. я хожу, ты ходишь, он ходит. (лицо)
- Значит, как вы уже догадались, тема сегодняшнего урока «Глагол».
III. Мотивация учебной деятельности.
-Мы все знаем об этой части речи? (Да.)
IV. Постановка целей и задач урока.
-Тогда цель урока какая?
- Откройте тетради, запишите число, классная работа, тему урока.
- У нас сегодня не обычный урок, а урок путешествие во времени.
V. Работа над темой урока.
1. Игра «Машина времени»
Мы отправимся в далёкое путешествие во времени. Нам предстоит пройти испытания. В этом вам помогут знания по теме глагол.
- Сегодня я вам предлагаю поиграть в игру «Машина времени». Для этого нам надо разделиться на три команды.
- В конце игры мы узнаем, какая команда самая дружная, сообразительная, выносливая, и кто в команде - самый, самый…
- Чтобы преодолеть каждое испытание, нужно выполнить задания, показать насколько вы знакомы с глаголом, ведь у нас урок-обобщение по теме «Глагол». За быстрое и правильное выполнение задания - жетон. Чья команда их наберет больше, та и победит.
- Ребята, предлагаю вытянуть жребий, чтобы выбрать имя команды.
1 команда – Министры (Шойгу)
2 команда – Герои (Бухтуев, Макаренко, Белевский)
3 команда - Школьники (Все)
А вы знаете, кто они такие? (словарная работа , ученики сами находят из словаря )
А) Школьник – ученик начальной или средней школы.
Б) Министр – член правительства, возглавляющий министерство.
В) Герой – 1. Выдающийся своей храбростью, доблестью, самоотверженностью человек, совершающий подвиги. (многозначное слово)
- Итак, вот маршрут путешествия. (слайд)
-На каждом пункте нам следует пройти испытание.
1 испытание: Найдите из текста глаголы. Выделите грамматические основы предложений.
Текст 1. Шел 1916 год. В Белоцарске открылась школа. … В классах с окнами, покрытыми слоем снега, стоят наспех сбитые и неокрашенные столы. Дымит железная печка, дымят на столах фитильки, продетые через ломтики сырого картофеля. Каждый суетится, чтобы осветить тетрадный лист и старательно вывести буквы и цифры, все, чему учил учитель.
Проверка слайд
- Поехали дальше.
Второе испытание Исправьте речевые ошибки, связанные с неправильным употреблением вида глагола.
Текст 2. Весной 1932 года состоялась закладка первого двухэтажного каменного здания в Кызыле. Это был дар Советского правительства детям Тувинской Народной Республики. Три года строилась школа. 17 сентября 1935 года школа раскрыла двери.
Проверка на слайде
Третье испытание:
- Пока мы с вами путешествовали во времени, добывали знания, машина времени сломалась. Необходимо починить. А поможет нам световая дорожка.
(у ребят на партах цветные карточки с напечатанными глаголами разных наклонений).
- Поднимите карточку, где записаны глаголы изъявительного наклонения (все поднимают желтые карточки), повелительного (зеленые карточки), условного (розовые).
- Ребята, как мы определяем наклонение глаголов? (ответы детей)
- Молодцы! Починили машину времени.
Текст 3. Вскоре мирная жизнь нашего народа была прервана: началась Великая Отечественная война. Не остались в стороне учителя, ученики и выпускники нашей школы. Многие из них за проявленные в боях мужество и героизм награждены орденами и медалями Советского Союза. Имена героев навеки вписаны в ряды Бессмертного полка школы №1.
- Вы, наверное, устали? (физминутка)
Если называю имена связанные с нашей школой прыгаете и хлопаете, а если нет, то только прыгаете.
- А теперь пора в путь.
Четвертое испытание:
Но как гласит пословица: Без труда,…(дети продолжают)
-Правильно. Я предлагаю вам потрудиться.
Для этого обратимся к тексту.
Текст 4. Дорогие друзья! Сердце наполняется теплотой, когда вспоминаю школьные годы. Наш выпуск 1998 года – был первым в новом здании первой школы. От этого у меня особая гордость. Помню, как сейчас, первое сентября 1988 года, когда наш уважаемый директор – Раиса Николаевна Хайманова принимала большой ключ от дверей школы. Он мне напоминал золотой ключ.
Работа с текстом
1. Морфологический разбор
2. Синтаксический разбор 1 предложения.
Пятое испытание:
Задание: Собери пословицу
1.Кто умеет веселиться, пригодится воды напиться.
2.Не плюй в колодец - который ничего не боится.
3.Не надо хвалиться, тому без дела не сидится.
4.Кто любит трудиться, коли не знаешь, как рожь родится.
5.Кто хочет от жизни толку добиться, того горе боится.
- .Нечего тому страшиться, тот должен много трудиться.
7.Не ошибается тот, тому без дела не сидится.
- Кто любит трудиться, который не надеется стать генералом.
- Плох тот солдат, кто ничего не делает.
-Какая орфограмма встретилась в пословицах ? (-тся и -ться в глаголах)
-Расскажите правило.
Текст 5. Хочу пожелать своей родной школе в ее 100-летний юбилей дальнейших успехов и всего самого доброго! Пусто школа продолжает процветать, гордиться своими талантливыми учениками и профессиональными, добросердечными учителями!
6 испытание:
- Отдохнём и поиграем. Игра «Крестики — нолики».
«Испытание 6» ( капитаны несут выигранные квадраты с заданиями своим командам)
«Спустя рукава» Что это за выражение? Подберите антоним.(засучив рукава) | Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых. (Старый друг - лучше новых двух.) | Назови глаголы – исключения 2 спряжения |
Найдите возвратные глаголы: Улыбаюсь, Беречься, Играют, Сражаться, лететь | Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный (ласкаться) | Спеть 1 куплет из гимна школы. ЗАКРЫТЫЙ КВАДРАТ -сколько глаголов какое правило? |
Назовите безличные глаголы: Вечереет, Играет, Поет, нездоровится | Определите способ образования глаголов: Переплыть, каменеть | Назовите инфинитив: Смеюсь, Смеяться, Смеются, Смеялись |
-проверка. Дети читают задание. Отвечают.
-ребята, мы с вами дружно работали на уроке. Поровну разделили все задания, но у нас осталось еще одно задание (песня). Посмотрим какое? (открываем на доске еще 1 карточку)
-Споем гимн школы
VI. Рефлексия
- Мы приближаемся к финишу. Из прошлого возвращаемся в настоящее. Повторили глагол и показали ваши знания по этой теме.
- Но перед финишем скажите, что нового о глаголе мы узнали в 6-м классе?
- Разноспрягаемые глаголы, перходность/неперходность глагола
- Наконец, узнаем команду, которая победила. (считаем жетоны).
- У каждого на столе листочки:
Напишите имя того, кто был самым, самым ...(ответы детей)
- А также на желтых листочках нарисуйте смайлики, подходящие вашему настроению. Покажите друг другу и гостям.
Но вот и всё, урок к концу подходит,
Мы славно поработали сейчас, .
Спасибо вам, ребята, за работу,
Не подвели меня и в этот раз,
С великим удовольствием, конечно,
Поставлю вам оценки я сейчас!
(Выставляю оценки.)
VII.Домашнее задание:
- Всем: Повторить все о глаголе, составить на листе формата А4 кластер «Морфологические признаки глагола»
- Желающим: Написать сочинение «История моей школы».
Приложение
Прервалась Поступили Остались Отправились Наградил Узнаю Работает передают | Прервалась Поступили Остались Отправились Наградил Узнаю Работает передают |
Прервалась Поступили Остались Отправились Наградил Узнаю Работает передают | Прервалась Поступили Остались Отправились Наградил Узнаю Работает передают |
Прервали бы Поступили бы Остались бы Отправились бы Наградил бы Знал бы Работал бы Передал бы | Прервали бы Поступили бы Остались бы Отправились бы Наградил бы Знал бы Работал бы Передал бы |
Прервали бы Поступили бы Остались бы Отправились бы Наградил бы Знал бы Работал бы Передал бы | Прервали бы Поступили бы Остались бы Отправились бы Наградил бы Знал бы Работал бы Передал бы |
Подумайте Поступите Оставьте Отправьтесь Награди Узнай Работай Передай | Подумайте Поступите Оставьте Отправьтесь Награди Узнай Работай Передай |
Подумайте Поступите Оставьте Отправьтесь Награди Узнай Работай Передай | Подумайте Поступите Оставьте Отправьтесь Награди Узнай Работай Передай |
«Спустя рукава» Что это за выражение? Подберите антоним. | Составь пословицу из слов: друг, двух, лучше, старый, новых. |
Назови глаголы – исключения 2 спряжения | Найдите возвратные глаголы: Улыбаюсь, Беречься, Играют, Сражаться, лететь |
Образуй от слова ласковый глагол неопределенной формы, возвратный | Определите способ образования глаголов: Переплыть, каменеть |
Назовите безличные глаголы: Вечереет, Играет, Поет, нездоровится | Назовите инфинитив: Смеюсь, Смеяться, Смеются, Смеялись |
Текст 1. Шел 1916 год. В Белоцарске открылась школа. … В классах с окнами, покрытыми слоем снега, стоят наспех сбитые и неокрашенные столы. Дымит железная печка, дымят на столах фитильки, продетые через ломтики сырого картофеля. Каждый суетится, чтобы осветить тетрадный лист и старательно вывести буквы и цифры, все, чему учил учитель.
Текст 2. Весной 1932 года состоялась закладка первого двухэтажного каменного здания в Кызыле. Это был дар Советского правительства детям Тувинской Народной Республики. Три года строилась школа. 17 сентября 1935 года школа раскрыла двери.
Текст 3. Вскоре мирная жизнь нашего народа была прервана: началась Великая Отечественная война. Не остались в стороне учителя, ученики и выпускники нашей школы. Многие из них за проявленные в боях мужество и героизм награждены орденами и медалями Советского Союза. Имена героев навеки вписаны в ряды Бессмертного полка школы №1.
Текст 4. Дорогие друзья! Сердце наполняется теплотой, когда вспоминаю школьные годы. Наш выпуск 1998 года – был первым в новом здании первой школы. От этого у меня особая гордость. Помню, как сейчас, первое сентября 1988 года, когда наш уважаемый директор – Раиса Николаевна Хайманова принимала большой ключ от дверей школы. Он мне напоминал золотой ключ.
Текст 5. Хочу пожелать своей родной школе в ее 100-летний юбилей дальнейших успехов и всего самого доброго! Пусто школа продолжает процветать, гордиться своими талантливыми учениками и профессиональными, добросердечными учителями!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация изученного о глаголе
Первый урок из трех, запланированных на повторение раздела "Глагол". Различные формы проверки степени усвоения материала позволяют составить объективную картину качества знаний учеников, а включение и...
Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»
В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...
Презентация к уроку Тема урока" Обобщение и систематизация по теме"Строение атома,химическая связь"
Презентация включает в себя отработку материала по теме,проверку и подведение итогов....
Открытый урок по русскому языку в 5 классе "Обобщение и систематизация по теме имя существительное"
Повторение темы имя существительное ...
Урок обобщения и систематизации по теме "Прогрессии"
Урок обобщения и систематизации по теме "Прогрессии" (учебник Ш.А. Алимова, Ю.А. Колягина и др. "Алгебра 9")Урок посвящен повторению определенной последовательности (монотонности и ограниченности), ха...
Открытый урок в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе"
Открытый урок (с использованием сингапурского метода обучения) на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе". В материале содержится план-конспект урока, презентация....
Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок
Обобщение и систематизация знаний о глаголе 6 класс модульный урок...