Урок обобщения и систематизации по теме "Прогрессии"
методическая разработка (алгебра, 9 класс) по теме
Урок обобщения и систематизации по теме "Прогрессии" (учебник Ш.А. Алимова, Ю.А. Колягина и др. "Алгебра 9")
Урок посвящен повторению определенной последовательности (монотонности и ограниченности), характеристических свойств арифметической и геометрической прогрессий, систематизации формул арифметической и геометрической прогрессий. Применение формул при решении задач практической направленности и задач ГИА. На данном уроке учащиеся представляли задачи, которые подготовили и решили сами, исторические сведения о применении прогрессий в древности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Конспект урока | 361 КБ |
Презентация к уроку | 2.53 МБ |
Рабочая карточка для командиров групп | 47 КБ |
Предварительный просмотр:
Урок обобщения и систематизации по теме «Прогрессии»
Цели урока:
1) повторить все, что мы знаем о прогрессиях: определения, свойства, формулы, виды прогрессий;
2) проверить умеем ли мы решать задачи с помощью этих знаний;
3) получить представление об исторических фактах, свидетельствующих о знании и практическом применении прогрессий в древности и в наше время.
Ход урока
- Организационный момент.
Класс разбит на 2 команды. Раздаются рабочие карточки командирам групп.
- Проверка домашнего задания.
Домашнее задание проверяется в парах, а потом сверяют с решением учителя (раздаются листы с решениями на каждую команду)
Далее учитель объявляет тему урока (слайд 1 презентации).
Учитель. Сформулируйте цели урока.
- повторить все, что мы знаем о прогрессиях: определения, свойства, виды прогрессий, формулы;
- проверить умеем ли мы решать задачи с помощью этих знаний;
- получить представление об исторических фактах, свидетельствующих о знании и практическом применении прогрессий в древности и в наше время (слайд 2).
Историческая справка (слайд 3). Презентация (Болотина).
Сами по себе прогрессии известны так давно, что, конечно, нельзя говорить о том, кто их открыл. Ведь уже натуральный ряд есть арифметическая прогрессия с первым членом, равным 1, и разностью, тоже равной 1. О том, как давно была известна геометрическая прогрессия, свидетельствует знаменитое предание о создании шахмат. Рассказывают, что индийский принц Сирам рассмеялся, услышав, какую награду попросил у него изобретатель шахмат: за первую клетку шахматной доски – 1 зерно, за вторую – 2, за третью – 4, за четвертую 8 и так до 64 поля. Здесь явная геометрическая прогрессия с первым членом, равным 1, и знаменателем, равным 2.
Давайте посмотрим сколько зерен попросил изобретатель у принца Сирама.
Учитель. Какая первая тема, которую мы изучали в этом разделе?
Ожидаемый ответ ученика. Это последовательности.
Повторяем кратность на «2», «3», «5». - Формулы четных и нечетных чисел.
Учитель. Давайте рассмотрим последовательности (слайд 4).
Запишите n-й член каждой из последовательностей. (Ответ закрыт шторкой)
Последовательности | Верный ответ |
|
|
Учитель. Сравните ответы и оцените себя.
Какие свойства последовательностей вы знаете (слайд 5) ?
Учитель. Какая последовательность называется ограниченной?
Ответ. Последовательность называется ограниченной, если она ограничена и сверху и снизу.
Пример. 1; ; ; …; ; …
Сверху – 1(единицей), снизу 0. .
Учитель. Как задаются последовательности? (Назовите способы).
Ответ: 1) словестный (перечислением ее первых членов)
2) аналитический (формулой n-го члена)
3) рекурентный (указывается правило, позволяющее вычислить n-ый член, если известны предыдущие члены).
Работа в группах
Перестрелка по теории об арифметической и геометрической прогрессиях (определения и характеристические свойства).
Вопрос 1. Дайте определение арифметической прогрессии.
Ответ. Числовая последовательность а1, а2, а3,…, аn… называется арифметической прогрессией, если для всех натуральных n выполняется равенство an+1 = an + d, где d – некоторое число (называется разностью арифметической прогрессии)
Вопрос 2. Давайте определение геометрической прогрессии.
Ответ. Числовая последовательность b1, b2, b3, …, bn, … называется геометрической прогрессией, если для всех натуральных n выполняется равенство bn+1 = bn∙q, где bn ≠ 0 и q≠ 0.
Вопрос 3. Сформулируйте первое характеристическое свойство арифметической прогрессии.
Ответ. Каждый член арифметической прогрессии (кроме первого и последнего (в случае конечной арифметической прогрессии)) равен среднему арифметическому двух соседних с ним членов – предыдущего и последующего .
Вопрос 4. Сформулируйте первое характеристическое свойство геометрической прогрессии.
Ответ. Если все члены геометрической прогрессии положительны, то , т.е каждый член прогрессии, начиная со второго равен среднему геометрическому двух соседних с ним членов (этим объясняется название геометрической прогрессии).
Вопрос 5. Сформулируйте второе характеристическое свойство конечной геометрической прогрессии.
Ответ. Произведение первого и последнего членов конечной геометрической прогрессии равно произведению любых двух его членов, равноудаленных от концов данной геометрической прогрессией b1∙ bn = b2 ∙ bn-1 = … = bk ∙ bn-k+1
Вопрос 6. Сформулируйте второе характеристическое свойство конечной арифметической прогрессии.
Ответ. Сумма первого и последнего членов конечной арифметической прогрессии равна сумме двух ее членов равноудаленных от концов данной арифметической прогрессии, т.е а1+аn = а2+аn-1 = а3+аn-2 =…= аk+аn-k+1.
Учитель. (слайд 6) Какие из предложенных формул относятся к арифметической прогрессии, а какие к геометрической прогрессии.
bn+1 = bn ∙ q, bn ≠ 0 и q≠ 0; an+1 = an + d; , bn ≠ 0; d = an+1 - an ;
an = a1+(n-1) d; bn = b1∙qn-1 , bn ≠ 0 и q≠ 0; ; , bn > 0; , q≠ 1; ; , q≠ 1; ; Sn=b1∙n, q=1; а1+аn = а2+аn-1 = а3+аn-2 =…= аk+аn-k+1;
b1∙bn = b2∙bn-1 = b3∙bn-2 =…= bk∙bn-k+1
Ответ.
Арифметическая прогрессия | Геометрическая прогрессия |
|
|
Задачи (слайд 7)
Задача 1. Если для конечной геометрической прогрессии b1, b2, b3, b4, b5, b6, b7, b8, b9, b10 выполняется равенство b1· b10 = 72, то чему будет равна b2 · b9; b3 · b8?
Задача 2. Если для конечной арифметической прогрессии
а1, а2, а3, а4, а5, а6, а7, а8, а9, а10 выполняется равенство а1 + а10 = 41, то чему будет равна сумма а3 + а8 ?
Задача 3. Найдите сумму всех членов конечной арифметической прогрессии а1, а2, а3, а4, а5, а6, а7, зная, что а3 + а5 = 7.
Решение
Ответ: S7 = 24,5.
- Применение прогрессий в жизни.
Творческие задачи.
- Задача от будущего медика (слайд 8)
Курс воздушных ванн начинают с 15 минут в первый день и увеличивают время этой процедуры в каждый следующий день на 10 минут. Сколько дней следует принимать воздушные ванны в указанном режиме, чтобы достичь их максимальной продолжительности 1 ч. 45 мин.
Решение:
Дано: а1=15; d=10; an=105, 1 ч. 45 мин.=105 мин.
Найти: n.
an = a1+(n-1)∙d;
105 = 15+(n-1) ∙10;
105 = 15+10n – 10;
10n = 105 – 5;
10n = 100;
n = 100:10
n = 10.
Ответ. Необходимо 10 процедур.
- Задача от эколога (слайд 9)
В искусственный водоем внесли 10 кг. одноклеточных водорослей. Определите через сколько дней масса этих водорослей превысит 1 тонну, если количество водорослей в водоеме удваивается каждые 3 дня.
Дано: b1 =10, q=2; Sn=1000, 1т=1000 кг.
Найти: n.
Решение:
;
;
;
10(2n-1)≥1000;
2n-1≥100;
2n >101; 26=64, 27=128, значит
27>101;
n=7;
3∙7=21 (день).
Ответ. Через 21 день масса водорослей превысит 1тонну.
2 способ решения (слайд 10)
Каждый член геометрической прогрессии (последовательности), начиная со второго, равен предыдущему, умноженному на число 2. (знаменатель геометрической прогрессии)
- Задача ГИА . Тем. тесты 2013 г. Лысенко (слайд 11).
На первой неделе нового учебного года ученик решая 11 задач, а на каждой следующей неделе он решал на 3 задачи больше, чем на предыдущей. Сколько задач решит ученик на n-ой неделе учебного года?
Решение
Дано: а1=11, d=3.
Найти: an.
an = a1+(n-1) d;
an = 11+(n-1)3;
an = 11+3n-3;
an = 8+3n.
Ответ. an = 8+3n.
- Итоги урока (подводим итоги вместе с учениками, слайд 12-13).
- повторили все, что изучали о прогрессиях: определения, свойства, виды прогрессий, формулы;
- применяли знания о прогрессиях при решении задач практической направленности;
- получили представление об исторических фактах, свидетельствующих о знании и практическом применении прогрессий в древности.
- Оценки (самооценка, оценка группы и учителя).
- Домашнее задание.
Задача 1. Найдите связь между прогрессиями (слайд 14).
На связь между прогрессиями первым обратил внимание великий Архимед. В печати же эти мысли отчетливо прозвучали лишь в 1544 г., когда вышла книга немецкого математика Михаила Штифеля «Общая арифметика». Штифель составил такую таблицу.
-4 | -3 | -2 | -1 | 0 | 1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 |
1 | 2 | 4 | 8 | 16 | 32 | 64 | 128 | ||||
2-4 | 2-3 | 2-2 | 2-1 | 20 | 21 | 22 | 23 | 24 | 25 | 26 | 27 |
В верхней строчке написана арифметическая прогрессия с разностью 1. В нижней геометрической со знаменателем 2.
Пример 1. Надо умножить на 128. Обращаем внимание, что в таблице на написано -1, а над 128 написано 7. Сложим эти числа и получим 6, а под шестеркой читаем 64. Это и есть искомое произведение.
Задача 2. Составить тест по теме "Прогрессии" ( слайд 15).
Тест должен содержать 5 заданий на различные формулы.
Учащимся, которым это задание покажется сложным, решите задания части 1 "Закрытый сегмент" ГИА 3000 задач № 1306, № 1313, № 1292, № 1318.
Задача 3. Геометрическая задача (слайд 15).
Длина сторон прямоугольного треугольника три последовательных члена возрастающей арифметической прогрессии. Найдите разность этой прогрессии, если периметр треугольника равен 120.
Решение:
Т.к. прогрессия возрастающая, то d>0. По условию задачи больший катет обозначим через а, тогда меньший катет - а - d, а гипотенуза - а + d.
P = a + a - d + a + d.
Т.к. треугольник прямоугольный, то воспользуемся теоремой Пифагора: в прямоугольном треугольнике квадрат гипотенузы равен сумме квадратов катетов
(a - d)2 + a2 = (a + d)2.
Т.к. эти условия должны выполняться одновременно, то решим систему
160d=1600;
d =10.
Ответ. d =10.
Последовательности
ограниченные
монотонные
бесконечные
сверху
снизу
конечные
Прогрессии
Виды
геометрическая
арифметическая
Свойства
ограниченная
монотонная
сверху
снизу
конечные
бесконечные
а+d
а
a- d
Предварительный просмотр:
ПРИЛОЖЕНИЕ 11
РАБОЧАЯ КАРТОЧКА
№ п/п | Фамилия ученика | Устно «Перестрел-ка» | «Питание школьников» | «Здоровье школьников» | «Спорт и зарядка» | ТВОРЧЕСКАЯ РАБОТА | ИТОГ | |||||||||||||
Самооценка | Оценка группы | Номера заданий | Самооценка | Оценка группы | Номера заданий | Самооценка | Оценка группы | Номера заданий | Самооценка | Оценка группы | ||||||||||
1 | 2 | 3 | 4 | 5 | 6 | 7 | 8 | 9 | ||||||||||||
1 | ||||||||||||||||||||
2 | ||||||||||||||||||||
3 | ||||||||||||||||||||
4 | ||||||||||||||||||||
5 | ||||||||||||||||||||
6 | ||||||||||||||||||||
7 | ||||||||||||||||||||
8 | ||||||||||||||||||||
9 | ||||||||||||||||||||
10 |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование УУД на уроке русского языка. Урок – обобщение и систематизация знаний по теме: «Правописание безударной гласной в корнях с чередованием». Русский язык/ 6 класс.
В разработке урока представлены разные виды работы при повторении и закреплении изученного материала по теме "Корни с чередованием" в 6 классе. Игровые моменты, веселые рифмовки помогут учащимся и учи...
Математика 6 класс. Урок-путешествие «Полет в космос». Урок обобщения и систематизации по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами»
В данной статье представлено описание урока обобщения и систематизации знаний по теме «Действия с рациональными числами и свойства действий с рациональными числами». Урок посвящен повторению правил, о...
Презентация к уроку Тема урока" Обобщение и систематизация по теме"Строение атома,химическая связь"
Презентация включает в себя отработку материала по теме,проверку и подведение итогов....
Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). (урок+презентация)
Урок обобщения и систематизации знаний «Вычисление производных» для учащихся 1 курса по профессии «Повар, кондитер» (10 класс). Тип урока - применение знаний на практике. Урок ...
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...
ПЛАН - КОНСПЕКТ УРОКА (по ФГОС-2) Урок- практикум Класс: 7 В Тема:«Морфемика.Правило правописания морфем»Тип урока:обобщение и систематизация знаний
Данный урок заключительный в системе уроков по изучению темы «Разделы русской орфографии» в 7 классе. Цели урока были определены в соответствии с требованиями программы, содержанием изучен...
План-конспект урока: « Teenage Fashion in the UK”/ "Мода подростков в Британии". Тип урока: урок обобщения и систематизации по страноведению
Представление о результатах:1.Личностные результаты:- воспитывать культуру общения, эстетический вкус; 2.Метапредметные результаты:-развитие регулятивных УУД;(умение планировать свои действия в с...