Открытый урок в 6 классе на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе"
учебно-методический материал по русскому языку (6 класс) на тему
Открытый урок (с использованием сингапурского метода обучения) на тему "Обобщение и систематизация изученного о глаголе". В материале содержится план-конспект урока, презентация.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 31.46 КБ |
![]() | 2.65 МБ |
Предварительный просмотр:
Урок – практикум в 6 классе
(с использованием сингапурского метода обучения)
Назарова Наталья Владимировна, учитель русского языка и литературы МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №119»
Тема урока: Обобщение и систематизация изученного о глаголе»
Цель урока: Закрепление знаний по теме «Глагол».
Задачи:
- Повторить изученные сведения о глаголе как части речи.
- Закрепить теоретический материал на практике при выполнении различных заданий.
- Продолжить формирование навыков самостоятельной работы в группах.
Оборудование: карточки с заданиями по теме «Глагол», интерактивная доска.
6 станций:
- «Ба! Знакомые всё лица» (Повторение правила, что такое глагол, морфологические признаки, синтаксическая роль.)
- «Сказка – ложь…» (Переходность, возвратность.)
- «Метаморфозы» (Словообразование глаголов при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ива-, -ыва-.)
- «Ученая» (Наклонения глагола.)
- «Исключительный случай» (Глаголы – исключения, разноспрягаемые глаголы.)
Ход урока.
I. Организационный момент.
-Ребята, здравствуйте. Сегодня у нас с вами необычный урок. Во-первых, у нас гости, а во-вторых сегодня нас ждет «Новогоднее путешествие» по станциям. Давайте мы с вами улыбнёмся друг другу, поприветствуем и пожелаем доброго дня всем.
I I. Актуализация знаний.
Скоро новогодние праздники и зимние каникулы. Давайте подумаем, что каждый из нас любит делать зимой.
Запишите - Что вы любите делать зимой?
Какие части речи вы записали? - А о чем мы сегодня будем говорить? - Учащиеся формулируют тему урока.
Что без меня предметы?
Лишь названия.
А я приду –
Все в действие придет.
Летит ракета.
Люди строят здания.
Цветут сады.
И хлеб в полях растет
III. Практическая работа
Итак, предлагаю вам начать наше путешествие.
- Станция «Ба! Знакомые всё лица»
Предлагаю посмотреть на нашего старого знакомого с другой стороны, а именно - Модель Фрейер – «Глагол»
- Станция «Сказка – ложь…» (переходность \ непереходность глаголов.
Это сказочная станция. У вас на столах сказки. Герои сказки – теоретические понятия – пропали. Наша с вами задачи вернуть героев сказок на свои места. Ралли Тейбл. Работа с карточками – вставить пропущенные теоретические понятия.
Как родились переходные и непереходные глаголы
В некотором царстве, в некотором государстве жил король Глагол. Между младшими глаголами разгорелся спор. Одни хотели быть переходными, а другие_____________(1). Король Глагол задумался и решил устроить для них испытание. Глаголы, которые смогут сочетаться с ___________,__________,_________(2)_без предлога и смогут перейти через дремучий лес, будут называться __________. А кто не справится с моим заданием, будут считаться _______(3)_. Прошли испытания. Тех, кто смог перейти лес, король назвал _________(4)глаголами, а остальные стали называться _________(5). Вдруг раздался крик. Это кричал глагол Интересуюсь. Он спросил короля, к какому виду глаголов относится он. На что король ответил: ________(5). Возвратные глаголы всегда _________(6). Вот и сказке конец, а кто слушал молодец.
- Многие сказки заканчиваются словами «И был пир на весь мир», а значит, песнями, плясками. Давайте мы с вами тоже немного подвигаемся. (Микс-Пэа-Шэа).
Вопросы:
- Что такое переходность глагола?(Отвечает тот, у кого день рождения ближе к Новому году)
- Вечерело, догорало – непереходные? Почему? (Отвечает второй)
- Запел, взял – переходные? Почему? (отвечает тот, кто выше)
- Какие глаголы мы называем возвратными? (второй)
- Хотелось, училась – непереходные? Почему? (отвечает тот, у кого волосы светлее)
- Вспомните, с помощью чего образуются новые слова. (второй)
- Станция «Метаморфозы»
-Но наше путешествие продолжается. Прошу занять свои места. Следующая станция – «Метаморфозы». А что означает слово «метаморфозы»? Ученик делает небольшое сообщение «Метаморфозы в различных словарях».
Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов –ова-, -ева-, -ыва-, -ива-. (Think-Write-Round-Robin )
Марш, салют, модель, телеграф, премия, совет, адрес, цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.
Ответ: маршировать, салютовать, моделировать, телеграфировать, премировать, советовать, адресовать, цитировать, фотографировать, протестовать, маскировать, группировать, гарантировать, следовать, командовать.
Посмотрите, какая необычная станция. Как вы думаете, что это за место?
Ученик делает небольшое сообщение о научной станции «Восток»
Определите наклонение глаголов(Think-Write-Round-Robin ) (ученики обдумывают ответ, записывают и по очереди обсуждают свои ответы в команде).
- Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо, чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!»
- Если хочешь быть счастливым – будь им!
- Спой мне песню, как синица тихо за морем жила.
- Меньше бы говорил, да больше бы делал.
- Доброе дело само себя хвалит.
Ответ: крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн., делал бы – условн., хвалит – изъявит..
- Станция «Исключительный случай»
На станции – доска объявлений, она пустая. Предлагаю оставить след на этой последней станции. Напишите поздравления (Рафт),используя глаголы-исключения:
Разноспрягаемые глаголы: хотеть, бежать, есть, дать.
Глаголы – исключения:
Ко второму спряжению относятся все глаголы на –ить, кроме брить, стелить; семь глаголов на –еть: терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на –ать: держать, слышать, дышать, гнать.
- «Билеты на выход»: заполнить карточки (Морфологический разбор глагола):
- Бредешь по заречному лугу и видишь много цветов в высокой зеленой траве.
БРЕДЕШЬ - НАЧ. ФОРМА ______________
ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________
ВОЗВРАТНОСТЬ________________
СПРЯЖЕНИЕ__________________
НАКЛОНЕНИЕ________________
ВРЕМЯ________________
ЧИСЛО________________
ЛИЦО_________________
РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________
- От легкого ветерка качаются их нарядные головки в желтых колпачках и белых веночках, прячутся в густой траве.
КАЧАЮТСЯ- НАЧ.ФОРМА_______________________
ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________
ВОЗВРАТНОСТЬ________________
СПРЯЖЕНИЕ__________________
НАКЛОНЕНИЕ________________
ВРЕМЯ________________
ЧИСЛО________________
ЛИЦО_________________
РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________
- На резных листочках серебром лежат капельки росы.
ЛЕЖАТ- НАЧ. ФОРМА
ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________
ВОЗВРАТНОСТЬ________________
СПРЯЖЕНИЕ__________________
НАКЛОНЕНИЕ________________
ВРЕМЯ________________
ЧИСЛО________________
ЛИЦО_________________
РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________
- Сорвешь цветочную чашечку, осторожно поднесешь ко рту и выпьешь росинку, и она вкуснее всякого напитка покажется.
СОРВЕШЬ – НАЧ.ФОРМА ________________
ПЕРЕХОДНОСТЬ _______________
ВОЗВРАТНОСТЬ________________
СПРЯЖЕНИЕ__________________
НАКЛОНЕНИЕ________________
ВРЕМЯ________________
ЧИСЛО________________
ЛИЦО_________________
РОЛЬ В ПРЕДЛОЖЕНИИ____________________
Итог урока
И вот наше новогоднее путешествие подошло к концу. Я думаю, вы согласитесь со мной, что когда возвращаешься из путешествия, хочется поделиться впечатлениями. Предлагаю вам поделиться своим мнением с членами своей группы:
Продолжить предложения (Рэлли Робин):
Мне понравилось………………………
Лучше всего у меня получилось………………………………..
Основные трудности у меня были………………………………………..….
Сам себе желаю…………………..……
- Домашнее задание: Стр.133-159 – повторить правила, упр.376-письм.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Обобщение по теме «Глагол»
Новогоднее путешествие по станциям
Станция « Ба!Знакомые всё лица» Что такое «Глагол»?
Глагол Определение Характеристики Примеры Антипримеры
Станция «Сказка - ложь…» Как родились переходные и непереходные глаголы
Переходные Непереходные
«Интересуюсь»
Переходные глаголы Глагол + сущ. в винительном падеже без предлога Глагол + числительное в винительном падеже без предлога Глагол + местоимение в винительном падеже без предлога Возвратные глаголы (с суффиксом –СЯ(СЬ)) обычно непереходные
Станция «Метаморфозы» Образуйте от данных существительных глаголы при помощи суффиксов – ова -, - ева -, - ыва -, -ива-. Цитата, фотограф, протест, маска, группа, гарантия, след, команда.
цитир ова ть, фотографир ова ть, протест ова ть, маскир ова ть, группир ова ть, гарантир ова ть, след ова ть, команд ова ть.
Станция «Ученая»
Антарктическая научно-исследовательская станция « Восток »
Выпишите глаголы и определите наклонение Я крикнул солнцу: «Погоди! Послушай, златолобо , чем так, без дела заходить, ко мне на чай зашло бы!» Если хочешь быть счастливым – будь им! Спой мне песню, как синица тихо за морем жила. Меньше бы говорил, да больше бы делал.
крикнул – изъявит., погоди – повелит., послушай – повелит., зашло бы – условн ., хочешь – изъявит., будь – повелит., спой – повелит., жила – изъявит., говорил бы – условн ., делал бы – условн .
Билеты Выполните морфологический разбор глагола.
Домашнее задание: Стр.133-159 – повторить правила, упр.376-письм.
Станция «Исключительный случай» Глаголы – исключения Разноспрягаемые глаголы
Доска объявлений
Напишите поздравления с Новым годом, используя данные глаголы Разноспрягаемые глаголы : хотеть, бежать, есть, дать. Глаголы – исключения: Ко второму спряжению относятся все глаголы на – ить , кроме брить, стелить ; семь глаголов на – еть : терпеть, вертеть, обидеть, зависеть, ненавидеть, видеть, смотреть; четыре глагола на – ать : держать, слышать, дышать, гнать.
Продолжить предложения: Во время путешествия мне понравилось………………… Лучше всего у меня получилось……………………………… Основные трудности у меня были…………………………… Вам желаю…………………..……
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение и систематизация изученного о глаголе
Первый урок из трех, запланированных на повторение раздела "Глагол". Различные формы проверки степени усвоения материала позволяют составить объективную картину качества знаний учеников, а включение и...
![](/sites/default/files/pictures/2013/04/01/picture-187104-1364810208.jpg)
Конспект повторительно-обобщающего урока в 7 классе. Тема: «Обобщение и систематизация изученного по теме «Деепричастие»
Цель урока: учащиеся должны уметь- распознавать деепричастия по суффиксам на основе структурно-семантического и грамматического анализа слов;- безошибочно писать суффиксы в деепричас...
![](/sites/default/files/pictures/2014/09/11/picture-460262-1410452460.jpg)
Открытый урок по русскому языку По теме «Систематизация и обобщение изученного о глаголе» 6 класс
1. Посмотреть, как дети усвоили тему «Глагол», как умеют определятьморфологические признаки.2. В работе над предложением повторить знаки препинания приоднородных членах.3. Работать над орфографией: уч...
Урок русского языка в 9 классе. Тема: «Повторение и систематизация изученного материала».
Урок русского языка в 9 классе.Тема: «Повторение и систематизация изученного материала»....
![](/sites/default/files/pictures/2015/08/30/picture-659532-1440930844.jpg)
Открытый урок по русскому языку "Обобщение и систематизация изученного по теме "Морфемика"
ОБОБЩЕНИЕ И СИСТЕМАТИЗАЦИЯ ИЗУЧЕННОГО ПО ТЕМЕ «МОРФЕМИКА».Цель: совершенствовать умения и навыки обучающихся по теме «Морфемика», научить безошибочно писать слова с чередующейся гласной и согласной в ...
презентация к уроку русского языка 6 класс "Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"
Презентация к уроку русского языка 6 класс"Деепричастие. Обобщение и систематизация изученного"...
![](/sites/default/files/pictures/2013/10/28/picture-328341-1382970978.jpg)
Презентация и конспект открытого урока 5 класс русский язык Ться и тся в глаголах
Презентация и конспект открытого урока русский язык 5 класс ться и тся в глаголах...