Презентация "Это загадочное причастие".
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (7 класс) по теме

Дополнительный интересный, познавательный материал для работы на уроке русского языка и литературы

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл презентация к уроку23.02 КБ
Файл prezentatsiya_zagadochnoe_prichastie.pptx559.16 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока:                 «Признаки глагола  у причастия»

ЗАДАЧИ УРОКА:

  1. Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку.
  2. Содействовать формированию познавательной активности

и самореализации учащихся.

ЦЕЛИ УРОКА:                                                                         

Образовательные:

  1. Дальнейшее формирование умений в определении морфологических

и грамматических признаков причастия.

  1. Формирование умений различать находить признаки глагола у причастия.
  2. Формирование умений опознавания причастий в предложении.

Развивающие:

  1. Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.
  2. Определение роли причастий в художественном тексте.
  3. Развитие навыков анализа художественного текста.

Воспитательные:

  1. Воспитание коммуникативных навыков учащихся в групповой работе.
  2. Воспитание чувства прекрасного.

ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:

  • Таблица-блок «ПРИЧАСТИЕ» (РУКОПИСНАЯ)
  • Мультимедийный проектор.
  • Учебники различных авторов. Энциклопедии. Словари.
  • Презентации учащихся.
  • Репродукции картин.

ЭПИГРАФЫ:         

Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.

М.В.Ломоносов

ХОД УРОКА.

1   ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 – Ребята! Сегодня вы присутствуете не совсем на обычном уроке. 

У нас много гостей. А гости – это всегда хорошее настроение.

Необычность урока объясняется ещё и самой темой.

Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу,  попробуйте подобрать слово в рифму. 

ЗАГАДКА:

Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки… глагола я,
А прилагательное встречу –
На те ж вопросы я … отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я …
ПРИЧАСТИЕ

  1. ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА 

  1. ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ

СИИ ГЛАГОЛЬНЫЕ ИМЕНА СЛУЖАТ СОКРАЩЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛОВА, ЗАКЛЮЧАЯ В СЕБЕ ИМЕНИ И ГЛАГОЛА СИЛУ.

М.В. ЛОМОНОСОВ

                                        

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 – ИТАК, ПРИЧАСТИЕ.

Вы познакомились с этой необычной, загадочной частью речи на предыдущем уроке и в качестве домашнего задания получили небольшое упражнение,  текст, в котором надо найти причастие, подчеркнуть их как члены предложения, указать признаки прилагательного у причастия и  указать значения некоторых слов

4.   ПРОВЕРКА  Д/З   (САМОПРОВЕРКА)                               

        

                        СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

 – По каким признакам вы определяли причастия?

 – Какова их синтаксическая роль?

 – Есть ли в тексте прилагательные? (жёлтой)                        

 – Кто автор этих поэтических строк?

-    Укажите значение слов  «Жнива»     Поле, на котором сжат хлеб или другие зерновые.

местн. Солома, оставшаяся на корню после жатвы; стерня ; «чета»-

чета, -ы, ж. (устар,).

1. Два предмета или два лица, пара (высок.).

Идти ч. за четой (пара за парой).

2. Муж и жена или двое влюбленных.

5.   ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

        

– ПОВТОРИМ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ.

Что такое причастие?(самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.)

Назовите морфемный признак причастия.
( суффиксы  ущ,  ющ,  ащ,  ящ,  вш,  ш., ем, им,  енн)


Укажите морфологические признаки причастия.

(сочетание в одном  слове свойств  прилагательного  и причастия)

6   РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ.

СЛОВО УЧИТЕЛЯ:

ДАНЫ ТРИ СЛОВА,  ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ЧАСТЬ РЕЧИ  ,  УКАЖИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.  

ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ВАМ РАЗДАЁТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ

МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА.

ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ

ЗНАЧЕНИЕ- ПРИЗНАК  ПРЕДМЕТА

ПРИЗНАКИ -  РОД,  ЧИСЛО ,  ПАДЕЖ

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ- ОПРЕДЕЛЕНИЕ

ГЛАГОЛ

ЗНАЧЕНИЕ- ДЕЙСТВИЕ

ПРИЗНАКИ- ВИД,  ВОЗВР- НЕВОЗВРАТНОЕ  СПРЯЖЕНИЕ; НЕПОСТ.  НАКЛ,  ВРЕМЯ, ЛИЦО

СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ- СКАЗУЕМОЕ

ЧТО МОЖЕМ ВЗЯТЬ ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ?  

  ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ –ЗАМЕНИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ(  КОТОРЫЙ  + ГЛАГОЛ)  (КОТОРЫЙ ЗЕЛЕНЕЕТ)  ОПРЕДЕЛИТЬ МОЖЕМ  ВИД,  ВРЕМЯ,  ВОЗВРАТНОСТЬ

7. ЧТЕНИЕ  УЧЕБНИКА.(  СТР.  168  ПАРАГРАФ 134)

ЧТО  НОВОГО  УЗНАЛИ  ИЗ  ПАРАГРАФА?

ПРИЧАСТИЯ  БЫВАЮТ  ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ  И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ

8.  РАБОТА  В  ТЕТРАДЯХ.

  ВЫПИСАТЬ  ПРИЧАСТИЯ,  УКАЗАТЬ  ПРИЗНАКИ  ГЛАГОЛА  В  НИХ.

СИНЕЮЩИЙ-  НАСТ. ВР.,  НЕСОВ  В.,  НЕВОЗВР.

ПОСИНЕВШИЙ-  ПРОШ.  ВР. , СОВ. В.,  НЕВОЗВР.

ВЫПИСАТЬ  СЛОВОСОЧЕТАНИЕ  ПРИЧАСТИЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ

 УКАЗАТЬ  ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО

ТЕМНЕЮЩИЙ  ЛЕС-  ЕД. Ч.,  М.Р., И.П.

  ВЫПИСАТЬ  ПРЕДЛОЖЕНИЕ  (  ПО  ВАРИАНТАМ)  ПЕРВЫЙ-  С  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ   ;  ВТОРОЙ -  С  ПРИЧАСТИЕМ.

9. ВЫСТУПЛЕНИЕ  С  ПРОЕКТОМ.

ДАВАЙТЕ  НЕМНОГО  ОТВЛЕЧЁМСЯ  ОТ  НАШЕЙ  РАБОТЫ  И  ОБРАТИМСЯ  К  ИССЛЕДОВАНИЮ,  УЗНАЕМ,  ЧТО  ИНТЕРЕСНОГО  МОЖНО  РАССКАЗАТЬ  ИЗ  ЖИЗНИ  ПРИЧАТИЙ

  Я  ДУМАЮ,  ТАТЬЯНА  ЗАИНТЕРЕСОВАЛА  ВАС,  ДОКАЗАЛА  , ЧТО  ПРИЧАСТИЯ,  ТРЕБУТ  НАШЕГО  ПРИСТАЛЬНОГО  ВНИМАНИЯ  И  ДАЛЬНЕЙШЕГО  ИЗУЧЕНИЯ

10.РАБОТА ПО ТЕКСТУ

РЕБЯТА,  ДАВАЙТЕ  ПОРАБОТАЕМ  НАД  ТЕКСТОМ

ВЫПИШИТЕ В  ДВЕ  КОЛОНКИ  ПРИЧАСТИЯ  И  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.

УКАЖИТЕ  ТЕМУ  ТЕКСТА

11.  ФИЗКУЛЬТУРНАЯ  МИНУТКА

 Я  НАЗЫВАЮ  ПРИЧАСТИЕ  СОВЕРШЕННОГО  ВИДА, НАКЛОНЯЕТЕСЬ  К  СТЕНЕ,  НЕСОВЕРШЕННОГО  К  ОКОШКУ.

ПОТЕМНЕВШИЙ, ВЫУЧЕННЫЙ,  ТОЛКАЮЩИЙ,  ЛЕТЯЩИЙ,   ПРОЧИТАННЫЙ,РАСПИЛЕННЫЙ.

12. СОЗДАНИЕ  СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА.

ИСПОЛЬЗУЯ  РЕПРОДУКЦИЮ  КАРТИНЫ  ШИШКИНА «РАННЯЯ ОСЕНЬ»  НАПИШИТЕ  НЕБОЛЬШОЙ  ТЕКСТ,  ПРИМЕНЯЯ  ПРИЧАСТИЯ.

13.  ВЫПОЛНИТЕ  ТЕСТ.  УКАЖИТЕ  НОМЕР  И  ПРАВИЛЬНЫЙ  ВАРИАНТ  ОТВЕТА (  НА  КАЖДЫЙ  ВОПРОС,  ОДИН  ВАРИАНТ  ОТВЕТА)

ВЗАИМОПРОВЕРКА.

14. РЕФЛЕКСИЯ.

 ОПИШИТЕ  СЕГОДНЯШНИЙ  УРОК,  ИСПОЛЬЗУЯ  ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

15. ДОМАШНЕЕ  ЗАДАНИЕ.  ОЗНАКОМИТЬСЯ  С  ТЕОРИЕЙ  СТР. 168  ПАРАГРАФ  134.  ПОДОБРАТЬ  ЭПИГРАФ  К  СВОЕМУ  ТЕКСТУ.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

презентация на тему : причастие Ученицы 7 класса А МбОУ Богородской гимназии Тюриной Татьяны Учитель : Клепанова Алла Николаевна

Слайд 2

ЗАГАДКА: МЫ ВОЙДЕМ В ЛЕСНУЮ ЧАЩУ- БРОДИТ ТАМ МЕДВЕДЬ РЫЧАЩИЙ, ТАМ ПРОТОПТАННЫЕ ТРОПКИ, ЕЖ ИСПУГАННЫЙ И РОБКИЙ, ТАМ ПОЮЩИЙ СОЛОВЕЙ И ПОЛЗУЩИЙ МУРАВЕЙ. В ЭТИХ СТРОЧКАХ , Я ЗАМЕЧУ, ЕСТЬ ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.

Слайд 3

О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ЭТОЙ ЗАГАДКЕ?

Слайд 4

Причастия живут с нами. Встречаются везде ,например, в произведениях литературы и искусства

Слайд 5

АЛЕКСАНДР БЛОК. 1902 ГОД. Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной - в улетающий день. Раздышались цветы - и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню - откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо

Слайд 6

ДО БЛИЖАЙШЕЙ ДЕРЕВНИ ОСТАВАЛОСЬ ЕЩЁ ВЁРСТ ДЕСЯТЬ,А БОЛЬШАЯ ТЁМНО-ЛИЛОВАЯ ТУЧА,ВЗЯВШАЯСЯ БОГ ЗНАЕТ ОТКУДА,БЕЗ МАЛЕЙШЕГО ВЕТРА,БЫСТРО ПРОДВИГАЛАСЬ К НАМ. (ПО Л. ТОЛСТОМУ)

Слайд 7

В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ АРХИТЕКТУРА-ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА. ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТТЕ НА ДАРЯЩЕГО СТОЛЬ ЖЕ ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ,КАК И НА САМ ДАР.

Слайд 8

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ В НАЗВАНИЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: 1.ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК(Н.С.ЛЕСКОВ) 2.БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ (А.ГРИН)

Слайд 9

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ: ГЛАЗ ВЫПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ,ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЙ

Слайд 10

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА «ДЕТИ,БЕГУЩИЕ ОТ ГРОЗЫ» К.Е.МАКОВСКИЙ

Слайд 11

ИЗУЧАЙТЕ ПРИЧАСТИЯ , БЕРЕГИТЕ КУЛЬТУРУ РОДНОГО ЯЗЫКА!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"

Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....

ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.

·        Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и при­частий в словосочетании и предложении...

Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.

Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...

"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его

Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...

Это загадочное причастие

Эта презентация поможет вам на уроках русского языка систематизировать знания о причастии и его грамматических признаках, сформированть умение различать причастие и прилагательное, развивать навы...

"Причастие, ты такое загадочное"

В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....

Презентация "Это загадочное причастие"

Презентация к уроку-следствию по теме "Причастие"...