Презентация "Это загадочное причастие".
презентация урока для интерактивной доски по русскому языку (7 класс) по теме
Дополнительный интересный, познавательный материал для работы на уроке русского языка и литературы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
презентация к уроку | 23.02 КБ |
prezentatsiya_zagadochnoe_prichastie.pptx | 559.16 КБ |
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Признаки глагола у причастия»
ЗАДАЧИ УРОКА:
- Повысить теоретические компетенции учащихся по русскому языку.
- Содействовать формированию познавательной активности
и самореализации учащихся.
ЦЕЛИ УРОКА:
Образовательные:
- Дальнейшее формирование умений в определении морфологических
и грамматических признаков причастия.
- Формирование умений различать находить признаки глагола у причастия.
- Формирование умений опознавания причастий в предложении.
Развивающие:
- Обогащение словарного запаса за счёт использования причастий в речи.
- Определение роли причастий в художественном тексте.
- Развитие навыков анализа художественного текста.
Воспитательные:
- Воспитание коммуникативных навыков учащихся в групповой работе.
- Воспитание чувства прекрасного.
ОБОРУДОВАНИЕ УРОКА:
- Таблица-блок «ПРИЧАСТИЕ» (РУКОПИСНАЯ)
- Мультимедийный проектор.
- Учебники различных авторов. Энциклопедии. Словари.
- Презентации учащихся.
- Репродукции картин.
ЭПИГРАФЫ:
Сии глагольные имена служат сокращению человеческого слова, заключая в себе имени и глагола силу.
М.В.Ломоносов
ХОД УРОКА.
1 ОРГАНИЗАЦИОННЫЙ МОМЕНТ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
– Ребята! Сегодня вы присутствуете не совсем на обычном уроке.
У нас много гостей. А гости – это всегда хорошее настроение.
Необычность урока объясняется ещё и самой темой.
Чтобы настроиться на работу, давайте вместе отгадаем загадку. Там, где я буду делать паузу, попробуйте подобрать слово в рифму.
ЗАГАДКА:
Часть речи хоть для вас я новая,
Имею признаки… глагола я,
А прилагательное встречу –
На те ж вопросы я … отвечу.
Ко всем имею я участие,
А называюсь я … ПРИЧАСТИЕ
- ОБЪЯВЛЕНИЕ ТЕМЫ И ЦЕЛЕЙ УРОКА
- ОБРАЩЕНИЕ К ЭПИГРАФУ
СИИ ГЛАГОЛЬНЫЕ ИМЕНА СЛУЖАТ СОКРАЩЕНИЮ ЧЕЛОВЕЧЕСКОГО СЛОВА, ЗАКЛЮЧАЯ В СЕБЕ ИМЕНИ И ГЛАГОЛА СИЛУ.
М.В. ЛОМОНОСОВ
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
– ИТАК, ПРИЧАСТИЕ.
Вы познакомились с этой необычной, загадочной частью речи на предыдущем уроке и в качестве домашнего задания получили небольшое упражнение, текст, в котором надо найти причастие, подчеркнуть их как члены предложения, указать признаки прилагательного у причастия и указать значения некоторых слов
4. ПРОВЕРКА Д/З (САМОПРОВЕРКА)
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
– По каким признакам вы определяли причастия?
– Какова их синтаксическая роль?
– Есть ли в тексте прилагательные? (жёлтой)
– Кто автор этих поэтических строк?
- Укажите значение слов «Жнива» Поле, на котором сжат хлеб или другие зерновые.
местн. Солома, оставшаяся на корню после жатвы; стерня ; «чета»-
чета, -ы, ж. (устар,).
1. Два предмета или два лица, пара (высок.).
Идти ч. за четой (пара за парой).
2. Муж и жена или двое влюбленных.
5. ПОВТОРЕНИЕ ИЗУЧЕННОГО
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
– ПОВТОРИМ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И ГРАММАТИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ ПРИЧАСТИЯ.
Что такое причастие?(самостоятельная часть речи, которая обозначает признак предмета по действию.)
Назовите морфемный признак причастия.
( суффиксы ущ, ющ, ащ, ящ, вш, ш., ем, им, енн)
Укажите морфологические признаки причастия.
(сочетание в одном слове свойств прилагательного и причастия)
6 РАБОТА ПО ТАБЛИЦЕ.
СЛОВО УЧИТЕЛЯ:
ДАНЫ ТРИ СЛОВА, ОПРЕДЕЛИТЕ ИХ ЧАСТЬ РЕЧИ , УКАЖИТЕ МОРФОЛОГИЧЕСКИЕ И СИНТАКСИЧЕСКИЕ ПРИЗНАКИ.
ДЛЯ ОПРЕДЕЛЕНИЯ МОРФОЛОГИЧЕСКИХ ПРИЗНАКОВ ВАМ РАЗДАЁТСЯ ДОПОЛНИТЕЛЬНЫЙ МАТЕРИАЛ
МОРФОЛОГИЧЕСКИЙ РАБОР ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО И ГЛАГОЛА.
ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ
ЗНАЧЕНИЕ- ПРИЗНАК ПРЕДМЕТА
ПРИЗНАКИ - РОД, ЧИСЛО , ПАДЕЖ
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ- ОПРЕДЕЛЕНИЕ
ГЛАГОЛ
ЗНАЧЕНИЕ- ДЕЙСТВИЕ
ПРИЗНАКИ- ВИД, ВОЗВР- НЕВОЗВРАТНОЕ СПРЯЖЕНИЕ; НЕПОСТ. НАКЛ, ВРЕМЯ, ЛИЦО
СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ- СКАЗУЕМОЕ
ЧТО МОЖЕМ ВЗЯТЬ ДЛЯ ПРИЧАСТИЯ?
ЗЕЛЕНЕЮЩИЙ –ЗАМЕНИТЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЕМ( КОТОРЫЙ + ГЛАГОЛ) (КОТОРЫЙ ЗЕЛЕНЕЕТ) ОПРЕДЕЛИТЬ МОЖЕМ ВИД, ВРЕМЯ, ВОЗВРАТНОСТЬ
7. ЧТЕНИЕ УЧЕБНИКА.( СТР. 168 ПАРАГРАФ 134)
ЧТО НОВОГО УЗНАЛИ ИЗ ПАРАГРАФА?
ПРИЧАСТИЯ БЫВАЮТ ДЕЙСТВИТЕЛЬНЫЕ И СТРАДАТЕЛЬНЫЕ
8. РАБОТА В ТЕТРАДЯХ.
ВЫПИСАТЬ ПРИЧАСТИЯ, УКАЗАТЬ ПРИЗНАКИ ГЛАГОЛА В НИХ.
СИНЕЮЩИЙ- НАСТ. ВР., НЕСОВ В., НЕВОЗВР.
ПОСИНЕВШИЙ- ПРОШ. ВР. , СОВ. В., НЕВОЗВР.
ВЫПИСАТЬ СЛОВОСОЧЕТАНИЕ ПРИЧАСТИЕ И СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ
УКАЗАТЬ ПРИЗНАКИ ПРИЛАГАТЕЛЬНОГО
ТЕМНЕЮЩИЙ ЛЕС- ЕД. Ч., М.Р., И.П.
ВЫПИСАТЬ ПРЕДЛОЖЕНИЕ ( ПО ВАРИАНТАМ) ПЕРВЫЙ- С ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМ ; ВТОРОЙ - С ПРИЧАСТИЕМ.
9. ВЫСТУПЛЕНИЕ С ПРОЕКТОМ.
ДАВАЙТЕ НЕМНОГО ОТВЛЕЧЁМСЯ ОТ НАШЕЙ РАБОТЫ И ОБРАТИМСЯ К ИССЛЕДОВАНИЮ, УЗНАЕМ, ЧТО ИНТЕРЕСНОГО МОЖНО РАССКАЗАТЬ ИЗ ЖИЗНИ ПРИЧАТИЙ
Я ДУМАЮ, ТАТЬЯНА ЗАИНТЕРЕСОВАЛА ВАС, ДОКАЗАЛА , ЧТО ПРИЧАСТИЯ, ТРЕБУТ НАШЕГО ПРИСТАЛЬНОГО ВНИМАНИЯ И ДАЛЬНЕЙШЕГО ИЗУЧЕНИЯ
10.РАБОТА ПО ТЕКСТУ
РЕБЯТА, ДАВАЙТЕ ПОРАБОТАЕМ НАД ТЕКСТОМ
ВЫПИШИТЕ В ДВЕ КОЛОНКИ ПРИЧАСТИЯ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ.
УКАЖИТЕ ТЕМУ ТЕКСТА
11. ФИЗКУЛЬТУРНАЯ МИНУТКА
Я НАЗЫВАЮ ПРИЧАСТИЕ СОВЕРШЕННОГО ВИДА, НАКЛОНЯЕТЕСЬ К СТЕНЕ, НЕСОВЕРШЕННОГО К ОКОШКУ.
ПОТЕМНЕВШИЙ, ВЫУЧЕННЫЙ, ТОЛКАЮЩИЙ, ЛЕТЯЩИЙ, ПРОЧИТАННЫЙ,РАСПИЛЕННЫЙ.
12. СОЗДАНИЕ СОБСТВЕННОГО ТЕКСТА.
ИСПОЛЬЗУЯ РЕПРОДУКЦИЮ КАРТИНЫ ШИШКИНА «РАННЯЯ ОСЕНЬ» НАПИШИТЕ НЕБОЛЬШОЙ ТЕКСТ, ПРИМЕНЯЯ ПРИЧАСТИЯ.
13. ВЫПОЛНИТЕ ТЕСТ. УКАЖИТЕ НОМЕР И ПРАВИЛЬНЫЙ ВАРИАНТ ОТВЕТА ( НА КАЖДЫЙ ВОПРОС, ОДИН ВАРИАНТ ОТВЕТА)
ВЗАИМОПРОВЕРКА.
14. РЕФЛЕКСИЯ.
ОПИШИТЕ СЕГОДНЯШНИЙ УРОК, ИСПОЛЬЗУЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ
15. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ. ОЗНАКОМИТЬСЯ С ТЕОРИЕЙ СТР. 168 ПАРАГРАФ 134. ПОДОБРАТЬ ЭПИГРАФ К СВОЕМУ ТЕКСТУ.
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
ЗАГАДКА: МЫ ВОЙДЕМ В ЛЕСНУЮ ЧАЩУ- БРОДИТ ТАМ МЕДВЕДЬ РЫЧАЩИЙ, ТАМ ПРОТОПТАННЫЕ ТРОПКИ, ЕЖ ИСПУГАННЫЙ И РОБКИЙ, ТАМ ПОЮЩИЙ СОЛОВЕЙ И ПОЛЗУЩИЙ МУРАВЕЙ. В ЭТИХ СТРОЧКАХ , Я ЗАМЕЧУ, ЕСТЬ ОСОБАЯ ЧАСТЬ РЕЧИ.
О ЧЕМ ИДЕТ РЕЧЬ В ЭТОЙ ЗАГАДКЕ?
Причастия живут с нами. Встречаются везде ,например, в произведениях литературы и искусства
АЛЕКСАНДР БЛОК. 1902 ГОД. Запевающий сон, зацветающий цвет, Исчезающий день, погасающий свет. Открывая окно, увидал я сирень. Это было весной - в улетающий день. Раздышались цветы - и на темный карниз Передвинулись тени ликующих риз. Задыхалась тоска, занималась душа, Распахнул я окно, трепеща и дрожа. И не помню - откуда дохнула в лицо, Запевая, сгорая, взошла на крыльцо
ДО БЛИЖАЙШЕЙ ДЕРЕВНИ ОСТАВАЛОСЬ ЕЩЁ ВЁРСТ ДЕСЯТЬ,А БОЛЬШАЯ ТЁМНО-ЛИЛОВАЯ ТУЧА,ВЗЯВШАЯСЯ БОГ ЗНАЕТ ОТКУДА,БЕЗ МАЛЕЙШЕГО ВЕТРА,БЫСТРО ПРОДВИГАЛАСЬ К НАМ. (ПО Л. ТОЛСТОМУ)
В ВЫСКАЗЫВАНИЯХ ИЗВЕСТНЫХ ЛЮДЕЙ АРХИТЕКТУРА-ЗАСТЫВШАЯ МУЗЫКА. ИОГАНН ВОЛЬФГАНГ ГЁТТЕ НА ДАРЯЩЕГО СТОЛЬ ЖЕ ПРИЯТНО СМОТРЕТЬ,КАК И НА САМ ДАР.
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ В НАЗВАНИЯХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ: 1.ОЧАРОВАННЫЙ СТРАННИК(Н.С.ЛЕСКОВ) 2.БЕГУЩАЯ ПО ВОЛНАМ (А.ГРИН)
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ ВО ФРАЗЕОЛОГИЗМАХ: ГЛАЗ ВЫПИЮЩЕГО В ПУСТЫНЕ,ИЗ РЯДА ВОН ВЫХОДЯЩИЙ
ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ПРИЧАСТИЙ В ПРОИЗВЕДЕНИЯХ ИСКУССТВА «ДЕТИ,БЕГУЩИЕ ОТ ГРОЗЫ» К.Е.МАКОВСКИЙ
ИЗУЧАЙТЕ ПРИЧАСТИЯ , БЕРЕГИТЕ КУЛЬТУРУ РОДНОГО ЯЗЫКА!
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
" Страдательные причастия настоящего времени. Суффиксы страдательных причастий настоящего времени"
Образование причастий настоящего времени, формирование навыков написания суффиксов страдательных причастий настоящего времени....
ДЕЕПРИЧАСТИЕ И ПРИЧАСТИЕ В СЛОВОСОЧЕТАНИИ И ПРЕДЛОЖЕНИИ. СИНТАКСИЧЕСКАЯ РОЛЬ ДЕЕПРИЧАСТИЙ И ПРИЧАСТИЙ.
· Повторение и обобщение сведений о роли деепричастий и причастий в словосочетании и предложении...
Причастие.Понятие о причастии:общее грамматическое значение,морфологические и синтаксические признаки.
Урок изучения новой темы, реально отражающий учебный план и соответствующий программе по русскому языку под редакцией В.В.Бабайцевой, А. Ю. Купаловой, Е.И Никитиной, А.П. Еремеевой. Урок построен с уч...
"Бурное море причастий". Повторение и обобщение по теме "Причастие". Урок-экспедиция в 7-м классе Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речи Задачи: закрепление умения находить причастия в тексте; определять его
Цель: систематизация знаний о причастии, развитие грамматического строя речиЗадачи: закрепление умения находить причастия в тексте;определять его грамматические признаки;находить и правильно писать ор...
Это загадочное причастие
Эта презентация поможет вам на уроках русского языка систематизировать знания о причастии и его грамматических признаках, сформированть умение различать причастие и прилагательное, развивать навы...
"Причастие, ты такое загадочное"
В 7 классе тема «Причастие» - одна из самых сложных. Из урока в урок ведется систематическое и целенаправленное закрепление знаний: определений, пунктуационных и орфографических навыков....
Презентация "Это загадочное причастие"
Презентация к уроку-следствию по теме "Причастие"...