Открытый урок по русскому языку в 5 классе
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок по русскому языку в 5 классе: "Три типа склонения имен существительных" | 47.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Средняя общеобразовательная школа с.Кок-Хаак Каа-Хемского района
Разработка урока
по русскому языку в 5 классе:
Три типа склонения
имен существительных
Учитель русского языка и литературы:
Тонмалаар Сайзаана Биче-ооловна
Кок – Хаак – 2012
Открытый урок по русскому языку в 5 классе
Тема урока: Три типа склонения имен существительных
Цели: 1. Углубление знаний о трех склонениях имен существительных и систематизация ранее изученного материала.
2. Развитие у учащихся логического мышления и наблюдательности.
3. Воспитание бережного отношения к родному языку.
Наглядность: пословица «Без любви к человеку нет любви к Родине», плакаты с зашифрованными именами существительными
Ход урока:
- Оргмомент.
- Вступительное слово учителя:
С именем существительным вы знакомы давно. Сегодня мы повторим то, что вы знаете о склонении имен существительных. Прежде, чем обратимся к теме урока, вспомним, что называется склонением? Сколько типов склонения у существительных?
Ответ: Склонение – это изменение слова по падежам. Существительные изменяются по трем типам склонения.
Учитель: А если существительное по падежам не изменяется, оно может иметь склонение? Как называются такие имена существительные? Приведите примеры.
Ответ: Нет, если существительное не изменяется по падежам, оно не может иметь склонение. Такие существительные называются несклоняемыми, например: кино, пальто, такси, жюри.
Учитель: Как определяется тип склонения существительных?
Ответ: Чтобы определить тип склонения существительного, надо поставить его в начальную форму. Это формы именительного падежа единственного числа. Потом посмотреть, какое окончание у слова в именительном падеже, а затем и в родительном падеже. Если существительное мужского или женского рода в начальной форме имеет окончание –а (-я), а в родительном падеже – окончание –ы (-и), то это существительное 1 склонения.
Ко 2 склонению относятся существительные мужского рода, которые в именительном падеже имеют нулевое окончание, а в родительном – окончание –а (-я). А также ко 2 склонению относятся существительные среднего рода, у них окончания в именительном падеже – о (-е), а в родительном – а (-я).
К 3 склонению относятся существительные женского рода, у них в именительном падеже нулевое окончание, а в родительном – окончание –и.
Учитель: Хорошо. А теперь прочитайте русскую пословицу: «Без любви к человеку нет любви к родине». Как вы понимаете ее смысл?
Ответ: Человек, который не любит людей, не любит своих родных, друзей, не любит и свою Родину, потому что Родина – это прежде всего твоя семья, друзья, односельчане, просто люди.
Учитель: Найдите в пословице имена существительные, определите их тип склонения.
Ответ: Любви, (к) человеку, (к) родине. Всего 3 существительных. Ставим слова в начальную форму: любовь, человек, родина.
Любовь – существительное женского рода, в именительном падеже – нулевое окончание, в родительном – и, 3 склонение. Человек - существительное мужского рода, в именительном падеже – нулевое окончание, в родительном – а, 2 склонение. Родина - существительное женского рода, в именительном падеже окончание -а, в родительном – ы, 1 склонение.
Учитель продолжает тему урока, объясняет, что классу надо поделиться на две команды, избрать себе капитана. Нужно придумать название команды, защитить это название. Задача: нужно отгадать загадку, и определить склонение имени существительного в слове-отгадке. За правильный ответ команда получает один балл. За правильную отгадку и неверно указанное склонение команда получает половину балла. В случае неправильного ответа капитана его соперник получает возможность заработать дополнительный балл, потому что загадка переходит к нему. Капитан команды – победительницы на короткое время становится учителем: он ставит оценки членам своей команды и указывает, за что они поставлены.
- Словарная работа (висит на доске)
Игра начинается. Капитан первой команды защищает название.
Капитан: 1 Моя команда – «Несклонята». Это значит: мы не склоняемся перед соперниками и намерены победить.
Выступает капитан второй команды:
Капитан 2: Мы решили назвать себя «Имейками». Это значит, что мы имеем немало знаний об имени существительном и надеемся победить, используя эти знания.
Учитель: Загадка для первой команды.
Душа – девица
Меняет лица:
То тепла, то холодна,
То заплакана она.
(«Несклонята» совещаются).
Капитан 1: Отгадка – погода. Имя существительное 1-го склонения (запись в тетрадях).
Учитель: Вниманию второй команды предлагается загадка:
Зелен с виду, кряжист дед,
Стойко прожил тыщу лет.
Капитан 2: (после совещания с членами команды). Дуб. Имя существительное 2-го склонения (запись в тетрадях).
Учитель: Загадка для «Несклонят».
Юная красавица –
Красная она.
Очень детям нравится,
Соку полна.
(Первая команда совещается).
Капитан 1: Морковь. Существительное 3-го склонения (запись в тетрадях).
Учитель: «Имейки», внимание.
Пока малютка скромный –
В шапке набекрень,
А вырастет огромный – в полполяны тень.
Капитан 2: (совещается с командой). Желудь. Существительное 2-го склонения.
Учитель подводит предварительный итог соревнования.
Физминутка. Гимнастика для глаз.
Быстро поморгать, закрыть глаза и посидеть спокойно, медленно считая до 5. Повторить 4—5 раз.
Крепко зажмурить глаза (считать до 3, открыть их и посмотреть вдаль (считать до 5)). Повторить 4—5 раз,
Вытянуть правую руку вперед. Следить глазами, не поворачивая головы, за медленными движениями указательного пальца вытянутой руки влево и вправо, вверх и вниз. Повторить 4—5 раз.
Посмотреть на указательный палец вытянутой руки на счет 1—4, потом перенести взор вдаль на счет 1—6. Повторить 4—5 раз
В среднем темпе проделать 3—4 круговых движения глазами в правую сторону, столько же в левую сторону. Расслабив глазные мышцы, посмотреть вдаль на счет 1—6. Повторить 1—2 раза.
Учитель: А теперь общий вопрос для двух команд. «Подскажи словечко!». Оно является отгадкой. Капитаны должны письменно подсказать слово и определить его склонение.
С поднебесья во весь дух
Шумно шлепнулся на луг,
Вымыл травы, и цветы,
И канавы, и кусты.
Днем согнем его найдешь?
Это быстрый летний…
(Капитаны должны подать письменный ответ: Дождь. Имя существительное 2-го склонения).
Учитель: Загадка для первой команды.
Она бела, тонка, стройна,
Ее прическа зелена.
Капитан 1: (после совещания с «Несклонятами»). Береза. Имя существительное 1-го склонения.
Учитель: Второй команде предлагаю загадку.
Оно
Похоже на окно.
Все, что видим мы кругом,
Мы легко отыщем в нем.
(«Имейки» совещаются).
Капитан 2: Зеркало. Имя существительное 2-го склонения.
Учитель. Задание остается тем же. Надо расшифровать слово, определить, к какому склонению оно относится. Вместо загадки предлагаю «Несклонятам» плакат.
щм+ьп+оо
(Команда совещается)
Капитан 1: Зашифровано имя существительное ПОМОЩЬ. Оно относится к 3-му склонению.
Учитель: Предлагаю плакат с зашифрованным словом (оно связано со спортом) для второй команды. Задание остается тем же.
ЬВ+АА+РР+Т
Капитан 2: (после совещания с «Имейками»). Вратарь. Имя существительное 2-го склонения.
Учитель: общий вопрос для двух команд. Разгадать загадку, письменно ответить, к какому склонению относится разгадка.
Головастый, маленький,
Шустрый и удаленький,
На радость человеку
Вместил в себе библиотеку.
(Капитаны должны ответить: Компьютер - имя существительное относится ко 2-му склонению).
- Выводы.
Учитель: Сегодня мы повторили тему «Три склонения имен существительных». Кто скажет, к 1 склонению какие существительные относятся? А ко 2-му? А к 3-му? Правильно.
А теперь обратите внимание на следующие слова-отгадки, которые вы записали в тетради: дождь (2 склонение), желудь (2 склонение), помощь (3 склонение). Внешне эти слова похожи: это неодушевленные существительные, у них основа оканчивается на мягкий согласный, поэтому на конце слова пишется Ь. Что помогло вам правильно определить тип склонения существительного?
Ответ: Тип склонения помог определить род существительного, потому что существительные 2 склонения – это слова мужского рода. А к 3 склонению относятся существительные женского рода.
Учитель: Еще раз обратимся к словам дождь, жёлудь, помощь. Каким правилом определяется написание Ь в этих словах? Обратите внимание на род существительных.
Ответ: Слова дождь, жёлудь – существительные мужского рода, их основа оканчивается на мягкий согласный, но не шипящий, поэтому пишется Ь. Если бы основа слова мужского рода оканчивалась на мягкий шипящий согласный, например, меч, плач, борщ, то в таких случаях Ь не пишется. А слове помощь после мягкого шипящего согласного Ь пишется, так как это существительное женского рода.
Учитель: Оценки команде – победительнице будет ставить капитан, он должен объяснить, почему они получили такую оценку.
Членам 2 команды оценки выставляет учитель, объясняет, почему они получили такие оценки.
5. Домашнее задание. Дома записать в тетради по 3 существительных на каждый тип склонения.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...