Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме "ОБСТОЯТЕЛЬСТВО"
план-конспект урока по русскому языку (8 класс) на тему
Сформировать на уроке у учащихся представление о видах обстоятельств по значению, научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению. На уроке оформлена доска фотографиями достопримечательностей города Кызыла - буддийский храм Цеченлинг, Национальный музей "Алдан-Маадыр", "Центр Азии" и стела "Я люблю Кызыл"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_russkomu_yazyku_v_8_klasse_po_teme.docx | 30.65 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок по русскому языку в 8 классе по теме: «Обстоятельство»
Разработка учителя МБОУ СОШ №3 им. Т.Б. Кечил-оола г Кызыла РТ
Ким-оол Чечек Семеновны
Цели:
1. сформировать у учащихся представление о видах обстоятельств по значению; научить выделять обстоятельства в предложениях и определять их вид по значению;
2. развивать самостоятельность мышления учащихся, а также их творческие способности;
3. воспитание бережного и внимательного отношения к родному краю, чувства патриотизма;
4. выразительное чтение стихотворений о Кызыле, находить и определять виды обстоятельств в стихотворениях.
Тип урока: усвоение новых знаний
Формы и методы: самостоятельная исследовательская работа в парах, работа с учебником, индивидуальная работа, частично-поисковый метод, анализ языкового материала, выступление-представление по теме урока, творческая работа.
Оборудование: оформленная доска, фотографии достопримечательностей города Кызыла (буддийский храм Цеченлинг, стела «Я люблю Кызыл», Национальный музей «Алдан-Маадыр» и «Центр Азии»), ноутбук, фрагмент музыкальной записи о Кызыле, перфокарты, ответы для самопроверки, карточки со стихотворениями.
Ход урока:
I. Организационный момент.
Доброе утро, ребята! Как говорится в пословице «Деревья смотри в плодах, а людей смотри в делах», давайте, ребята, покажем себя в делах!
«Всем городам любовь дарю,
но город свой сильней люблю»
Сергей Пюрбю.
- Ребята, мы не случайно сегодня мы говорим о Кызыле, ведь недавно отмечали юбилей города Кызыла.
- В каком году был основан город Кызыл? (1914г)
- Назовите его первоначальное название (Белоцарск)
- Сколько раз менялось название г. Кызыла? (4)
- В какие годы как он назывался? (до 1918 г – Белоцарск, до 1920 года – Урянхайск, до 1926 года – Красный, с 1926 года - Кызыл) Хем-Белдири - так тоже называли.
Город Кызыл – столица Республики Тыва. Считается географическим центром Азии.
- Кто прочитает выразительно стихотворение на доске?
Горит немеркнущим огнем
Кызыл – тувинская столица
Он весь в движеньи ночью, днем,
И сто дорог вокруг лучится!
«Центр Азии» - и есть, и был, –
Так в мире значится Кызыл!
Автор этих прекрасных строк народный поэт Тувы Степан Агбанович Сарыг-оол.
Ребята, определите тему этого стихотворения. (О Кызыле)
II. Словарная работа.
Чтобы лучше понять текст, проведем лексическую минутку.
Немеркнущим огнем – (негаснущим огнем)
Горит немеркнущим огнем – какое изобразительно-выразительное средство? (метафора)
Сто дорог вокруг лучится – (дороги расходятся в разные стороны, как лучи солнца)
Сто дорог вокруг лучится -? (метафора)
III. Повторение.
Сейчас повторим орфограмму «Н и НН в прилагательных и причастиях», выполним работу с перфокартами. А в это время один ученик выполняет на доске синтаксический разбор предложения (эпиграфа)
1. государственный герб | 1 истинный патриот | 1 экскурсия организована |
2. почвенный покров | 2 старинное здание | 2 улицы освещены |
3. торжественное открытие | 3 построено давно | 3 деревянный дом |
4. традиционный праздник | 4 каменное крыльцо | 4 художественный фильм |
5. сочинения написаны | 5 осенний праздник | 5 статьи напечатаны |
6. фигуры изображены | 6 травы посеяны | 6 бетонное покрытие |
7. песчаный берег | 7 фигурки разрезаны | 7 обнесено решеткой |
Взаимопроверка работ с перфокартами:
1 | Н | |
2 | Н | |
3 | Н | |
4 | ||
5 Н | Н | |
6 Н | Н | |
7 Н | Н | Н |
Взаимопроверка, оцениваем работу одноклассника, ставим оценки. Молодцы!
Продолжаем говорить о любимом городе Кызыле.
Как ни красива площадь Арата с ее фонтаном, дающим прохладу, и буддийским молитвенным барабаном, но каждый приезжающий в Кызыл считает необходимым посетить в первую очередь главную достопримечательность Тувы – обелиск «Центр Азии»
- Что такое обелиск? Кто знает ЛЗ слова?
(Обелиск – памятник, сооружение в виде граненого, сужающегося кверху столба)
Учитель раздает всем напечатанный текст стихотворения Александра Прокофьева «О Центре Азии».
Кто прочитает выразительно?
Синее синего сатина
Лазурь, что разлилась вокруг.
Так вот, где Азии средина,
Она в Туве, в Кызыле, друг!
Она в Кызыле меж домами,
Где рядом чахлые кусты.
Она вот здесь!
Она в кармане
У этой синей высоты!
Центр Азии!
Сильнее грома,
Сильней набата бьют слова,
А он приткнулся возле дома.
И всё ж гордится им Тува!
Всей Азии гордиться впору.
И в этот центр издалека
Глядятся горы – не свысока
Не свысока!
Учитель дает задание всему классу: найти обстоятельства и выделить их.
- Какие обстоятельства вы знаете? Какие их виды?
- На какие вопросы отвечает обстоятельства времени? Места? Образа действия?
- Только ли значение образа действия, места имеют обстоятельства? существуют ли другие виды обстоятельств по значению?
Цели и задачи урока
Итак, цель сегодняшнего урока, выяснить, какие виды обстоятельств существуют в языке. (Записываем тему урока.) В результате проделанной работы к концу урока у вас должно сложиться чёткое представление о том, какие бывают виды обстоятельств по значению и как определить вид обстоятельства.
VI. Изучение нового материала
- Что такое обстоятельство?
- Что общего у обстоятельства и определения? (обозначает признак)
- В чем разница между обстоятельством и определением? (определение обозначает признак предмета, а обстоятельство – признак действия или признак другого признака)
- В русском языке есть много видов обстоятельств.
Страница 85, параграф 19. Обстоятельство.
Сначала рассмотрим те виды обстоятельств, которые мы знаем.
- Образа действия. 2. Времени. 3. Места.
Учитель: Рассмотрим, изучим таблицу методом комментированного чтения.
Дальше рассмотрим новые виды обстоятельств: меры и степени, условия, причины, уступки.
Чтение правил. С 85-86.
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ.
Мы изучили интересную тему «Обстоятельство». Узнали все виды обстоятельств. Прочитали теорию. Осталось только проверить, насколько теоретические ваши знания подкреплены практическими знаниями и умениями.
Письменно делаем Упражнение – 189. С 87. (Методом комментированного письма)
Вывод:
- С какими видами обстоятельств вы встретились в упражнении?
- Легко ли было определить?
- Какой вид обстоятельств вам было сложно определить?
Продолжая наш урок, рассмотрим красивый символ. Прежде скажите, что такое символ? Кто знает? На с 84 в Упр. 185 есть определение символа. Кто прочитает?
Символ – (греч. «знак, примета»), обозначает «предмет, служащий условным наименованием какого-либо понятия, идеи». Голубь – символ мира. Якорь – символ надежды.
Мы рассмотрим сейчас этот символ. Это какой символ? (Символ любви)
- Как вы прочитаете эту стелу? (Я люблю Кызыл)
- Что такое стела? (Вертикальный памятный знак (плита, столб), обычно с надписью, рельефным изображением.
- Ребята, знаете ли вы, кто является автором этой стелы? Авторы проекта – студенты ТывГУ Чигжит Радомир и Али Кужугет. Они разработали проект в 2012 году. Проект одобрили в Мэрии, но им сказали, что нет денег на этот проект. Тогда студенты нашли выход: собрали деньги (каждый по 500 рублей), купили футболки, чехлы и другие аксессуары. Заказали их с надписями «Я Кызыл» и начали активно продавать. На вырученные деньги заказали стелу к столетнему юбилею любимого Кызыла, тем самым воплотили свою мечту. Подарили столице Тувы стелу с признанием любви.
Учитель: Ребята, давайте поработаем с фотографией, на котором изображена стела «Я люблю Кызыл». Составляем предложения, в которых были бы обстоятельства.
- Где находится стела? (в центре города, на «Арбате») (места)
- Когда установили стелу? (в сентябре 2014г) (времени)
- Почему замечательный арт-объект установили именно на «Арбате»?
- Несмотря на что была установлена стела?
- Почему студенты разработали этот проект?
- Зачем покупали футболки, чехлы и аксессуары?
- В каких городах, селах есть такие стелы?
Молодежное общественное движение «АРАТ» (Активно Развивающаяся Ассоциация тувинцев) сделало подарок любимому Кызылу стелу «Я люблю Кызыл»
Ребята, мы с вами тоже любим Кызыл, правда? Каждый из нас может сказать:
«Всем городам любовь дарю, но город свой сильней люблю»
Сейчас послушаем стихотворение о любимом городе. Расскажет Д. Дидим-оол.
ГОРОД МОЙ. Вячеслав Козлов
Под куполом неба, там, где я не был,
Много больших городов.
Чистых и грязных, похожих и разных
Из лабиринтов домов.
Но мне милее, но мне роднее
Мой городок небольшой,
Там, где родился, там, где учился,
Где свое счастье нашел.
Мой город на слиянии двух рек,
Я с тобой подружился навек.
Пусть летят в неизвестность года,
Будут жить на земле города.
А осенью поздней, падают звезды
На крыши уснувших домов.
Улиц громады тихой прохладой
Город окутал для снов.
На Енисее месяц рассеял
Брызги серебряных волн,
Город, я знаю, сейчас отдыхает,
За день намаялся он.
Заключительным этапом нашего урока будет работа с текстом стихотворения Е. Тановой «Песня о родном городе»
ЗАДАНИЕ: найти в стихотворении все виды обстоятельств, определить их вид по значению, указать, чем они выражены. В ходе исследования заполнить таблицу.
Во время выполнения работы, вы, ребята, прослушайте музыкальную запись «Песни о родном городе» Е. Тановой и В. Танова.
Много песен о городах –
Сердцу милых любимых местах,
И мой город, родной Кызыл,
Лучшей песни достоин ты.
Пусть звучат и мои слова
Нежной гордостью за тебя.
ПРИПЕВ: Разноцветье Саян окружает тебя,
Улуг-Хем – Енисей умывает тебя
Мой любимый Кызыл!
Песня моя – Кызыл!
Ты прекрасен всегда!
Как люблю я тебя!
Здесь и детство мое прошло,
Здесь я встретил любовь и тепло.
Город солнца, ты - Божий дар,
Ты – планета влюбленных пар.
Ты учил меня честно жить,
Свою землю всегда любить.
Здесь учеба и честный труд
Радость творчества в жизнь несут.
Чудный город родных людей,
Город встречи моих друзей!
Так ликуй же, родной Кызыл,
Ты прекрасен и полон сил.
| Сколько? | Меры и степени |
| Как? | Образа действия |
| Когда? | Времени |
| Как? | Образа действия |
| Где? | Места |
| Как? | Образа действия |
| Куда? | Места |
- Понравилась песня? Мелодия песни?
- Какая она?
- Какие виды обстоятельств вы наши в тексте стихотворения?
Какие обстоятельства повторяются не раз? (всегда – 2 раза, здесь - 3)
Эту красивую песню красиво исполнили артисты к столетию города Кызыла.
VI. Итоги урока.
Подведем итоги урока. Работаем с таблицей
- какой член предложения мы называем обстоятельством?
- какими частями речи может быть выражено обстоятельство?
- с какими видами обстоятельств мы с вами сегодня познакомились?
- на какие вопросы они отвечают?
ЗНАЛИ | УЗНАЛИ |
1.Что такое обстоятельство | 1.Обст. меры и степени (сколько? Насколько?) |
2. Вопросы | 2. Обст. условия (при каком условии? Как часто? В какой степени?) |
3. Выражены нареч, сущ.в разных падежах | 3. Обст. причины (почему? Отчего?) |
4. Выражены д/о | 4.Обст. цели (зачем? Для чего?) |
5.выражены фразеологическими оборотами | 5. Обст. уступки (несмотря на что? Вопреки чему?) |
6.обст. обычно зависит от сказуемого | 6. Обст. цели м/б выражены неопр.ф.глагола. Приходят (зачем?) учиться |
7.Обст-ва образа действия | 7. Обст. обр. действия м/б выражены сравнит. оборотами с союзами как, словно, будто, как будто |
| |
|
Молодцы, ребята!
- Что вам понравилось на уроке?
- Какое задание показалось интересным на уроке?
- Какое задание показалось достаточно простым?
VII. Творческая работа. Составление синквейнов о городе Кызыле.
Кызыл
Красивый, родной
Строится, растет, преображается
Кызыл – любимый город
Столица
Урок заканчиваем словами замечательного поэта Сергея Пюрбю:
«Всем городам любовь дарю,
но город свой сильней люблю»
VIII. Оценки за урок.
Домашнее задание.
На выбор задания: 1.Написать сочинение «Я люблю Кызыл»
2. Сделать упражнение № 143
3. Выписать из произведений И.С Тургенева предложения с разными видами обстоятельств
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Характеристика человека как вид текста. Урок развития речи.Разработка открытого урока по русскому языку.8 класс
Конспект урока развития речи составлен по учебнику Л.А.Тростеновой,Т.А.Ладыженской "Русский язык" 8 класс, М. "Просвещение",2011. Урок проводится после изучения главных и второстепенных членов предлож...
Открытый урок по русскому языку 9 класс сложное предложение и его виды
открытый урок по русскому языку...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Открытый урок по русскому языку в 5 классе в коррекционной школе 8 вида. Тип урока формирование знаний и умений. Урок с призентацией....
Конспект открытого урока по русскому языку. 11 класс профильное обучение. «Ономастика и лингвокраеведение Летника»
Применение метода проектов на уроках русского языка....
Открытый урок по русскому языку 6 класс
Открытый урок по русскому языку 6 класс...
Открытый урок по русскому языку 5 класс
Тема урока: Простые и сложные предложения 9закрепление) 5 класс.Данный материал поможет отработать навыки определения видов предложения, умения ставить знаки препинания,а также работать над развитием ...