Урок русского языка в 5 классе. Тема урока: "Имена существительные"
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Хоменкова Зоя Анатольевна

Конспект урока по русскому языку в 5 классе  на тему: "Имена существительные"

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon russk._yazyk.doc43 КБ

Предварительный просмотр:

Урок русского языка в 5 классе.

Тема урока. Имена существительные

 Цель урока. Обобщить знания учащихся.

Задачи:

-закрепить умение распознавать имена существительные, определять их грамматические признаки (род, число, склонение, падеж), подбирать проверочные слова для безударной гласной в корне;

-обогащать словарный запас учащихся; развивать речь, мышление, орфографическую зоркость.

-воспитывать любовь к русскому языку.

Ход урока.

  1. Организационный момент.

Сядет тот, кто назовёт имя существительное ж. р, м. р, ср.р.

Что ещё мы учились определять у имени существительного? (число, падеж, склонение)

2.Сообщение темы и целей урока.

  1. Словарная работа.

косм.с. р.кета, , р.с.тояние, г. ризонт ст.лица, город, с.лют, герой орд.н, ,

Запишем в тетрадь существительные м.р.

- Составим небольшой текст по теме «Путешествие в космос» с данными словами. (Слайды2,3.)

Ю.А.Гагарин совершил первый полёт в космос на ракете «Восток».Он летел на расстоянии более трёхсот километров от  Земли. На космическом горизонте космонавт увидел, как прекрасна наша планета Земля! Юрий Алексеевич пролетал моря и океаны, города и столицы всех стран. В честь его полёта в Москве на Красной площади был дан парад и прогремел салют. Ю.А.Гагарина наградили золотой  звездой героя и орденом Ленина.

 Отправимся в путешествие.. А на чём?

2.Актуализация знаний.

Чудо птица – алый хвост

Прилетела в стаю звёзд.

У. Первая станция – Млечный путь. (Слайд 4.)

-Подберите к слову космос однокоренные слова.

Космос, космический, космонавт, космодром.      (на доске)

-Что означает каждое слово?  Соедини слова с их значением.

…..- территория, на которой размещаются сооружения и оборудование для запуска корабля.

……- человек, который полетел в космос.

…… - безграничное пространство, простирающееся за пределами земной атмосферы.

…….- полёт, мир, корабль, спутник, дождь…. (громадный, имеющий космические масштабы)

Ю.А.Гагарин полетел в космос на космическом корабле с космодрома Байконур.

- Какой корень в этих словах? (космос.)

- Как называются эти слова? (Однокоренные.)

- Что означает выражение «смотри в корень» или «зри в корень»? (Это означает: выдели самое главное.)

- Как пишется корень в группе однокоренных слов? (Одинаково.)

- А как пишется безударная гласная в корне слова? (Так же, как под ударением.)

- В корне каких слов можно допустить ошибку? Почему?

3. Работа над закреплением полученных ранее знаний.

У. Отправляемся дальше в путь. Теперь мы знаем цель нашего путешествия – научиться грамотно писать. Вот перед нами станция Закрепляй - ка! (Слайд 7.)

Загадка

Освещает ночью путь,

Звёздам не даёт заснуть,

Пусть все спят, ей не до сна,

В небе не заснёт ….   (Луна)

Стихотворение Липатова «Луна»  (учебник стр. 123)

Выписываем существительные, определяем род.

Работа над многозначностью слова спутник.

Мы с вами пролетели огромное расстояние. Следующая станция нашем пути – Отдыхай-ка! (Слайд 11.)

Физкультминутка. (Слайд 12.)

В тёмном небе звёзды светят Космонавт летит в ракете. День летит и ночь летит И на землю вниз глядит. Видит сверху он поля, Горы, реки и моря. Видит он весь шар земной, Шар земной – наш дом родной.

4. Работа над правописанием безударных окончаний имён существительных.

Мы хорошо отдохнули и теперь продолжим путешествие.

Летим на станцию Знания. С. 59, № 93. Беседа о планете Земля.

 Прочитает  стихотворение Цветков Кирилл  Якова Акима.  «Планета-сад».

Есть одна планета –сад

В этом космосе холодном.

Только здесь леса шумят,

Птиц скликая перелётных,

Лишь на ней одной цветут

Ландыши в траве зелёной,

И стрекозы только тут

В речку смотрят удивлённо….

Береги свою планету –

Ведь другой, похожей, нету!

Работа на карточках. Задание: вставить безударные окончания существительных.

Весенний лес с утра до вечера наполнен шум…, вознёй, радость….

Гнёзда служат птицам постель.., защит…, дом….

Л.чи  с.лнца разбудили пч.лу и орла.

Работа в группах     станция «Закрепляй-ка»

5. В тексте найти существительные, поставить их в начальную форму. Определить склонение.

  1. Итог урока. (Слайд 16.)

У. Вот мы и добрались до конечного пункта нашего необычного путешествия. Подведём итог.

О какой части речи говорили на уроке? 

Что мы умеем определять у имён существительных?

Молодцы! Мне приятно было с вами работать.

Рефлексия.

Определение эмоционального состояния учащихся.

Какое чувство у вас вызвал урок?

Домашнее задание. (1-й уровень: записать 3 предложения на тему «Космос», используя однокоренные слова; 2-й уровень: к слову полет подобрать 5 однокоренных слов.)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 6 класс. "Гласные в суффиксах существительных –ЕК- и –ИК- ". Русский язык. 6 класс. Учебник для ОУ. В 2 ч./ М.Т. Баранов, Т.А.Ладыженская, Л.А.Тростенцова и др.; научный редактор Н.М.Шанский. – М.: «Просвещение», 2012.

Создать условия для формирования  и усвоения правописания суффиксов существительных -ик-, -ек, расширение понятийной базы за счёт включения в неё новых элементов – приёмов применения новой орфогр...

Открытый урок Русский язык 6 класс Тема: Слитное и раздельное написание «не» с существительными.

Урок посвящён очень серьёзной теме, так как учащиеся часто ошибаются в написании не с существительными. Чтобы ребятам было не сложно понять правило, на уроке применяются различные виды: презентация, м...

Конспект урока русского языка. 6 класс. Тема: «Суффикс существительных -чик- (-щик-) со значением «Профессия», или Джаз, джазист и суффикс -чик-»

Теоретический и практический материал урока  связан с профессиями как исчезнувшими, так и современными, востребованными сегодня на Ямале. Физкультминутка, как и  тема урока, связана с музыка...

Урок русского языка 6 класс Тема: «Имя существительное. Повторение изученного в 5 классе».

Тип урока: урок обобщения и систематизация знаний.Цель: повторить и систематизировать изученный материал; развитие коммуникативной компетенции; воспитание познавательного интереса.Задачи:- обобщить по...

Презентация к уроку русского языка, 5 класс (тема: "Буквы о-е после шипящих и ц в окончаниях существительных")

Материалы к уроку, представленные в данной презентации, подобраны на одну тему - "Весна"....

Методическая разработка : ТЕХНОЛОГИЧЕСКАЯ КАРТА УРОКА РУССКОГО ЯЗЫКА 5 КЛАСС Тема: «Повторение изученного по теме «Имя существительное»

Цель деятельности учителя — Обобщение и систематизация знаний и умений обучающихся по теме " Имя существительное" .Тип урока-урок систематизации и обобщения знаний и умений .Планируемы...