Приложения.Знаки препинания при нем
план-конспект урока по русскому языку на тему
Предварительный просмотр:
Тема урока: «Приложения. Знаки препинания при нем»
Цели урока:
1) Познакомить учащихся со способами выражения приложений;
2)Правила постановки дефиса, научиться находить приложения предложении;
3)Воспитать любовь к языку.
Методические пособия: Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец «Русский язык. Поурочные разработки»,издательство «Просвещение»,2009
Оборудование: мультимедийный проектор, презентация о второстепенных членах предложения.
Ход урока: Слово учителя:
- Какова была тема прошлого урока? (определения согласованные и несогласованные)
- Какой второстепенный член предложения называют определением?()
- Какие определения называются согласованными?()
- Какие определения называются несогласованными?()
Пока класс отвечает на вопросы, у доски один ученик выполняет индивидуальное задание, образовывает, где возможно от согласованных определений – несогласованные:
Кофейная чашка – чашка для кофе;
Полосатая юбка – юбка в полоску;
Ключ от замка – невозможно образовать несогласованное определение;
Громкоголосый оратор – оратор с громким голосом;
Очковая змея –невозможно образовать несогласованное определение;
Медвежья услуга - невозможно образовать несогласованное определение;
Компьютерный диск – диск для компьютера;
Подведение итогов, слово учителя:
- Итак, ребята, давайте еще раз скажем, какой второстепенный член предложения называют определением? Приведите примеры согласованных и несогласованных определений.
- Ребята, запишите тему сегодняшнего урока: «Приложение». Как вы думаете, что такое приложение? (приложение – это разновидность определения);
- Приложение – это особый вид определения, представляет собой согласованное определение, выраженное именем существительным. Характеризуя предмет, приложение дает ему второе название. Например: В городе – крепости мы посмотрели выставку. Крепость – это приложение.
- Давайте откроем учебник и прочитаем, что такое приложение, чем оно моет быть выражено, какие знаки препинания ставятся при нем.
- Следует запомнить, что отличительной особенностью приложения является то, что приложение и определяемое слово употребляются в одном и том же падеже. Например: девицы- красавицы. Если приложение и определяемое слово выражены нарицательным существительным, то между ними ставится дефис: город – герой, дядя – шофер; дефис употребляется в приложении и после имени собственного: Иван – царевич, Москва – река. Дефис не ставится, если нарицательное существительное стоит перед именем собственным: Царевич Иван, река Москва.
Ученики записывают в тетради в виде схемы условия постановки дефиса при приложении:
Нариц. сущ. – нариц.сущ. – есть дефис;
Собств. сущ. – нариц. сущ. – есть дефис;
Нариц. сущ. + собств. сущ. – нет дефиса.
Слово учителя:
- Приложение может обозначать следующие признаки – качество предмета, возраст, профессию, национальность, собственные названия улиц, книг, газет, предприятий.Не являются определяемым словом и приложением: 1) сочетания синонимов: травушка – муравушка, род – племя; 2)сочетания антонимов: купля – продажа, экспорт – импорт; 3)сочетания слов по ассоциации: имя – отчество, калина – малина, хлеб – соль; 4) части сложных существительных: плащ – палатка, диван – кровать, платье – костюм.
- Давайте повторим, когда ставится дефис при приложении?
Один из учеников выходит к доске и рассказывает о постановке дефиса при приложении.
Закрепление. Необходимо прочитать предложения, выписать и них определяемые слова и приложения, объяснить, чем они выражены в каждом случае, объяснить употребление дефиса.
- Язык – стяг дружину вводит. 2) Под кустами ивы на берегах рек сидят обычно с удочками любители – рыболовы. 3) В годы войны строитель – бетонщик стал солдатом – сапером. 4) Женился он а женщине – враче. 5)Нужно было добежать до ближайшего телефона – автомата. 6) Вьется улица – змея. 7) Ильмень – озеро сразу же привлекло внимание туристов. 8)Над Москвой – рекой в черте города много мостов. 9) Экскурсанты побывали на реке Клязьме. 10) Мы выписываем газету «Аргументы и факты».
В конце урока ученики выполняют тест:
Вариант № 1
1) Какое утверждение является неверным? Согласованное определение может быть выражено
1) порядковым числительным
2)именем прилагательным
3) указательным местоимением
4)наречием
2) Найдите ошибку в употреблении приложения:
1)Стала рожь – матушка в колос метаться.
2)Няня рассказала сказку про братца – Иванушку и сестрицу – Аленушку.
3) В издательстве «Просвещение» появилось много новинок.
4)Вьется улица – змея.
3)Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать:
1)имя
2)образ действия
3)звание
4)прозвище
Вариант № 2
1) Какое утверждение является неверным? Несогласованное определение может быть выражено
1)неделимым словосочетанием
2)наречием
3)существительным
4)полным причастием
2)Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать:
1)имя
2)образ действия
3)звание
4)прозвище
3)Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).
1)Мы мальчики собирались иногда группами и шли в лес.
2)Страстный охотник глубоко чувствовал природу.
3) Мы были в музее А.С. Пушкина великого русского писателя.
4)Мне понравилась повесть Н.В. Гоголя «Вий».
Д/з :творческая работа(придумать предложения с приложениями, используя видовые понятия: журналы, газеты, марки машин, кондитерские изделия, фабрики, заводы, фирмы, магазины, торговые центры, остановки городского транспорта).
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.
При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....
Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"
Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...
Конспект урока русского языка в 5 классе.ТЕМА: «РОЛЬ ЗНАКОВ ПРЕПИНАНИЯ В ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ. ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ. ЗНАКИ ПРЕПИНАНИЯ В ПРЕДЛОЖЕНИЯХ С ОДНОРОДНЫМИ ЧЛЕНАМИ»
Конспект урока по ФГОС УМК Бунеев, "Школа 2100"...
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"
Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...
Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения
В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...
Знаки препинания, их функции. Одиночные и парные знаки препинания. Сочетание знаков препинания.
Маршрутный лист. Презентации к уроку....
Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс
Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс...