Приложения.Знаки препинания при нем
план-конспект урока по русскому языку на тему

Полякова Алёна Юрьевна

10 класс

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл prilozheniya.znaki_prepinaniya_pri_nem.docx17.72 КБ

Предварительный просмотр:

Тема урока: «Приложения. Знаки препинания при нем»

Цели урока:

1) Познакомить учащихся со способами выражения приложений;

2)Правила постановки дефиса, научиться находить приложения предложении;

3)Воспитать любовь к языку.

Методические пособия: Л.А. Тростенцова, А.И. Запорожец «Русский язык. Поурочные разработки»,издательство «Просвещение»,2009

Оборудование: мультимедийный проектор, презентация о второстепенных членах предложения.

Ход урока: Слово учителя:

- Какова была тема прошлого урока? (определения согласованные и несогласованные)

- Какой второстепенный член предложения называют определением?()

- Какие определения называются согласованными?()

- Какие определения называются несогласованными?()

Пока класс отвечает на вопросы, у доски один ученик выполняет индивидуальное задание, образовывает, где возможно от согласованных определений – несогласованные:

Кофейная чашка – чашка для кофе;

Полосатая юбка – юбка в полоску;

Ключ от замка – невозможно образовать несогласованное определение;

Громкоголосый оратор – оратор с громким голосом;

Очковая змея –невозможно образовать несогласованное определение;

Медвежья услуга - невозможно образовать несогласованное определение;

Компьютерный диск – диск для компьютера;

Подведение итогов, слово учителя:

- Итак, ребята, давайте еще раз скажем, какой второстепенный член предложения называют определением? Приведите примеры согласованных и несогласованных определений.

- Ребята, запишите тему сегодняшнего урока: «Приложение». Как вы думаете, что такое приложение? (приложение – это разновидность определения);

- Приложение – это особый вид определения, представляет собой согласованное определение, выраженное именем существительным. Характеризуя предмет, приложение дает ему второе название. Например: В городе – крепости мы посмотрели выставку. Крепость – это приложение.

- Давайте откроем учебник и прочитаем, что такое приложение, чем оно моет быть выражено, какие знаки препинания ставятся при нем.

- Следует запомнить, что отличительной особенностью приложения является то, что приложение и определяемое слово употребляются в одном и том же падеже. Например: девицы- красавицы. Если приложение и определяемое слово выражены нарицательным существительным, то между ними ставится дефис: город – герой, дядя – шофер; дефис употребляется в приложении и после имени собственного: Иван – царевич, Москва – река. Дефис не ставится, если нарицательное существительное стоит перед именем собственным: Царевич Иван, река Москва.

Ученики записывают в тетради в виде схемы условия постановки дефиса при приложении:

Нариц.  сущ. – нариц.сущ. – есть дефис;

Собств. сущ. – нариц. сущ. – есть дефис;

Нариц. сущ. + собств. сущ. – нет дефиса.

Слово учителя:

- Приложение может обозначать следующие признаки – качество предмета, возраст, профессию, национальность, собственные названия улиц, книг, газет, предприятий.Не являются определяемым словом и приложением: 1) сочетания синонимов: травушка – муравушка, род – племя; 2)сочетания антонимов: купля – продажа, экспорт – импорт; 3)сочетания слов по ассоциации: имя – отчество, калина – малина, хлеб – соль; 4) части сложных существительных: плащ – палатка, диван – кровать, платье – костюм.

- Давайте повторим, когда ставится дефис при приложении?

Один из учеников выходит к доске и рассказывает о постановке дефиса при приложении.

Закрепление. Необходимо прочитать предложения, выписать и них определяемые слова и приложения, объяснить, чем они выражены в каждом случае, объяснить употребление дефиса.

  1. Язык – стяг дружину вводит. 2) Под кустами ивы на берегах рек сидят обычно с удочками любители – рыболовы. 3) В годы войны строитель – бетонщик стал солдатом – сапером. 4) Женился он а женщине – враче. 5)Нужно было добежать до ближайшего телефона – автомата. 6) Вьется улица – змея. 7) Ильмень – озеро сразу же привлекло внимание туристов. 8)Над Москвой – рекой в черте города много мостов. 9) Экскурсанты побывали на реке Клязьме. 10) Мы выписываем газету «Аргументы и факты».

В конце урока ученики выполняют тест:

   Вариант № 1

1) Какое утверждение является неверным? Согласованное определение может быть выражено

1) порядковым числительным

2)именем прилагательным

3) указательным местоимением

4)наречием

2) Найдите ошибку в употреблении приложения:

1)Стала рожь – матушка в колос метаться.

2)Няня рассказала сказку про братца – Иванушку и сестрицу – Аленушку.

3) В издательстве «Просвещение» появилось много  новинок.

4)Вьется улица – змея.

3)Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать:

1)имя

2)образ действия

3)звание

4)прозвище

 Вариант № 2

1) Какое утверждение является неверным? Несогласованное определение может быть выражено

1)неделимым словосочетанием

2)наречием

3)существительным

4)полным причастием

2)Уточните и отметьте, что приложения не могут обозначать:

1)имя

2)образ действия

3)звание

4)прозвище

3)Укажите предложение, в котором нет приложения (знаки препинания не расставлены).

1)Мы мальчики собирались иногда группами и шли в лес.

2)Страстный охотник глубоко чувствовал природу.

3) Мы были в музее А.С. Пушкина великого русского писателя.

4)Мне понравилась повесть Н.В. Гоголя «Вий».

Д/з :творческая работа(придумать предложения с приложениями, используя видовые понятия: журналы, газеты, марки машин, кондитерские изделия, фабрики, заводы, фирмы, магазины, торговые центры, остановки городского транспорта).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Знаки препинания. Второе знакомство.(Функции знаков препинания).5 класс.

При изучении темы "Пунктуация" пятиклассники знакомятся с функциями знаков препинания. Это первый шаг в подготовке к написанию сочинения ГИА. Надеюсь, что материал поможет в изучении данной темы....

Урок русского языка в 8 классе на тему: «Выделительные знаки препинания при вводных единицах языка: вводных словах и предложениях, обращении и междометиях. Одиночные и парные знаки препинания"

Урок построен по технологии критического мышления. Форма урока - работа с информационным текстом. Тип урока повторительно – обобщающий...

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём"

Технологическая карта урока русского языка в 8 классе по теме "Приложение. Знаки препинания при нём."...

Постановка знаков препинания.Знаки препинания при обособленных членах предложения

В презентации представлен материал по подготовке учащихся 11-х классов к успешному выполнению ряда заданий ЕГЭ по русскому языку.Деятельность учащихся под руководством педагога направлена на повторени...

Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс

Технологическая карта урока по теме "Приложение. Знаки препинания при нем (закрепление)". 8 класс...