Открытый урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему
Открытый урок - игра по русскому языку в 7 классе по теме "Предлог" , на котором обобщается и закрепляется изученный материал по данной теме.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_7b_predlog.docx | 20.47 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель Хантимирова Резида Адхамовна
Класс 7Б
Предмет русский язык
Тема Предлог
Дата 8.02.2017 г.
Форма урока обобщение и закрепление изученного по теме «Предлог»
Цели урока:
I. Обучающая:
1.Систематизировать знания учащихся о предлогах.
2. Закрепить навыки правописания производных предлогов
3.Формировать умение определять принадлежность предлогов к стилям речи.
II. Развивающая:
Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать.
III. Воспитательная:
Вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать любовь к родному языку.
Ход урока:
I. Вступление (учитель): На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие. Цель его - исследовать остров, имя которому Предлог, проверить умение ориентироваться на местности нашего лингвистического острова, который окружен водой, а компасом будут служить ваши знания.
Класс делится на три команды.
II. Слайд 1:
Эпиграф: Воде была дана волшебная власть стать соком жизни …Земле.
Леонардо да Винчи
Вопрос: Какое слово пропущено?
Ответ: На
Вопрос: Дайте определение предлогу.
Ответ: Предлог - служебная часть речи, которая указывает на зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других частей речи и связывает слова в словосочетаниях и предложениях.
III. Cлайд 2 (зачитать высказывания) :
- «Предлог …обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова» К.Аксаков, великий писатель, лингвист
- «Предлог – неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложений» С.И.Ожегов в «Словаре русского языка»
IV. Слайд 3 (зачитать историческую справку):
Предлогов в русском языке не так много: около 200. Они занимают 4 место после местоимений. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, приобрели много значений. Так, предлогу НА приходится нести 33 значения, С - 31. Производный предлог ВДОЛЬ имеет всего одно значение.
Задание 1. Каждая команда составляет, записывает словосочетания с предлогом НА и определяет значения. Кто больше?
V. Слайд 4 (ученик читает стихотворение наизусть):
Что за чудо?
Она бежит, бурлит, играет,
И даже по небу летает.
Не уследишь – может пролиться,
Высоко в небо испариться.
А как наскучит ей летать,
На землю падает опять.
Встречается везде по свету,
Скажите, что за чудо это?
Учитель: О каком чуде идет речь?
Ответ: О воде.
Учитель: Материалом закрепления на уроке по теме «Предлог» послужит ВОДА.
VI. Слайд 5.
Задание 2: Синтаксический разбор предложения. Каждая команда получает листочек с предложением. Надо сделать полный синтаксический разбор быстро, а самое главное – грамотно.
Вода – это стихийная жидкость, ниспадающая с неба дождем или снегом и образующаяся на земле родники, реки и моря. (В.И.Даль)
VII. Слайд 6.
Задание 3: Вспомнить правописание предлогов с другими словами.
Чем отличается предлог от приставки? Записать слова в два столбика. Кто быстрее?
Приставка предлог
Наводнение, от воды, подводник, по воде, перед водой, надводный, в воду, подводный, в воде.
Ответ: Предлоги пишутся раздельно.
VIII. Слайд 7.
Задание 4: Назовите способы словообразования. От слова ВОДА образовать однокоренные слова. Кто больше?
Ответ: Водный, водица, водопад, водолаз, водичка, наводнение, подводный, водяной, водопой, водопровод, водянка, водовоз, водоем, подводник.
IX. Слайд 8.
Задание 5: Употребление предлогов. Что такое фразеологизм? Определить значения фразеологизмов. Указать падежную форму слова ВОДА и выделить предлог.
Каждая команда получает по два фразеологизма.
1 команда: Буря в стакане воды – Р.П. 2
Вилами по воде писано – Д.П. 3
2 команда: Водой не разлить – Т.П. 5
Воду в решете носить – В.П. 4
3 команда: Как вода сквозь пальцы – И.П. 1
В тихой воде омуты глубоки – П.П. 6
Распределить фразеологизмы по падежам: слово ВОДА от Им.пад. до Пред.пад.
X. Слайд 9. Физминутка!
Утром бабочка проснулась,
Потянулась, улыбнулась.
Раз – росой умылась,
Два – изящно покружилась,
Три – нагнулась и присела.
На четыре – полетела.
У реки остановилась,
Над водою покружилась.
XI. Слайд 10.
Задание 6: Однажды в типографии неловкий наборщик нечаянно рассыпал слова. Составить пословицы. Определить значение предлогов
1 команда Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой – дополнит.
Пузыри на воде – к ненастью - место
2 команда: Как в воду глядишь, так и кажется - место
Против воды тяжело плыть. - причина
3 команда: В незнакомых водах нет безопасных бродов. - место
Не зная броду, не суйся в воду. - место
Вопрос: Назовите производный предлог.
Ответ: Против
XII. Слайд 11.
Задание 7 для капитанов команд:
- Прочитать данные абзацы и составить из них текст.
- Подобрать заголовок.
- Вставить пропущенные предлоги.
Берегите воду!
- Совсем чистой воды (в) природе нет. Ее можно получить только (в) лаборатории. Но она не вкусная, (в) ней нет солей, поэтому она не пригодна (для) питья.
- Вода – одна (из) главных богатств планеты. Трудно представить, что стало бы (с) нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
- А такая угроза существует. (От) загрязнения воды страдает все живое, загрязненная вода вредна (для) жизни человека. Поэтому вода – наше главное богатство.
XIII. Слайд 12.
Задание 8: В то время как капитаны команд работают с текстом, остальные участники отгадывают загадки. Кто быстрее и больше?
- Шел долговяз – в землю увяз. (Дождь)
- Клубится, а не дым, ложится, а не снег. (Туман)
- Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит. (Река)
- Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь. (Болото)
- Ни рук, ни ног, а гору разрушает. (Капля)
- Идет, идет, у берега песню споет и пропадет. (Волна)
- Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, оправа зеленая. (Озеро)
- Книзу летит капельками, а кверху невидимкою. (Вода)
Задание 7 (зачитывает капитан команды, который первый выполнил задание)
Берегите воду!
- Вода – одна из главных богатств планеты. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
- А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, загрязненная вода вредна для жизни человека. Поэтому вода – наше главное богатство.
- Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Но она не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не пригодна для питья.
Вопрос: К какому стилю относится данный текст?
Ответ: Художественный стиль
XIV. Слайд 13.
Задание 9: 22 марта Всемирный день воды. Составить рекламу, посвященную воде.
Использовать производные предлоги. Зачитать и назвать производные предлоги.
XV. Слайд 14.
Задание 10. Устная рефлексия
Нашей команде
Интересным показалось …
Полезным было …..
Нам легко (трудно) было…..
Мы поняли….
Мы справились с заданиями….
Мы выполнили…
XVI. Подведение итогов.
XVII. Задание на дом: упражнение 324, 325
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)
В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...
Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»
Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...
Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".
Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...
открытый урок русский язык 6 класс ФГОС
технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...
Открытый урок русского языка 8 класс
Односоставные предложения...
Открытый урок русского языка 8 класс. Развитие речи. II четверть.Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин».
Подготовка к сочинению «Мой город Пушкин»....
Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"
Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана с учетом требований адаптированной основной...