Открытый урок русского языка в 7 классе по теме "Предлог"
учебно-методический материал по русскому языку (7 класс) на тему

Хантимирова Резида Адхамовна

Открытый урок - игра по русскому языку в 7 классе по теме "Предлог" , на котором обобщается и закрепляется изученный материал по данной теме. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл otkrytyy_urok_7b_predlog.docx20.47 КБ

Предварительный просмотр:

Учитель                     Хантимирова Резида Адхамовна

Класс                          7Б

Предмет                     русский язык

Тема                           Предлог

Дата                            8.02.2017 г.

Форма урока            обобщение и закрепление изученного по теме «Предлог»

Цели урока:

I. Обучающая:                                                                                  

1.Систематизировать знания  учащихся о предлогах.

2. Закрепить навыки правописания производных предлогов

3.Формировать умение определять принадлежность предлогов к стилям речи.

II. Развивающая:

Развивать внимание, память, логическое мышление, умение сравнивать, обобщать.

III. Воспитательная:

Вызвать интерес к урокам русского языка, воспитывать любовь к родному языку.

Ход урока:

I. Вступление (учитель):   На сегодняшнем уроке мы отправимся в путешествие. Цель его - исследовать остров, имя которому Предлог, проверить умение ориентироваться на местности нашего лингвистического  острова, который окружен водой, а компасом будут служить ваши знания.

Класс делится на три команды.

II. Слайд 1:

Эпиграф: Воде была дана волшебная власть стать соком жизни …Земле.

                                                                                                                  Леонардо да Винчи

Вопрос: Какое слово пропущено?

Ответ: На

Вопрос:  Дайте определение предлогу.

Ответ: Предлог - служебная часть речи, которая указывает на зависимость существительных, прилагательных и местоимений от других частей речи и связывает слова в словосочетаниях и предложениях.

III. Cлайд 2 (зачитать высказывания) :

  1. «Предлог …обнаруживая в себе силу глагола и управляя именами, стоит на рубеже двух миров слова» К.Аксаков, великий писатель, лингвист
  2. «Предлог – неизменяемая часть речи, слово, выражающее отношения между грамматически зависящими друг от друга словами внутри предложений» С.И.Ожегов в «Словаре русского языка»

IV. Слайд 3 (зачитать историческую справку):

Предлогов в русском  языке не так много: около 200. Они занимают 4 место после местоимений. Предлоги, которые сотрудничают с именами давно, приобрели много значений. Так, предлогу НА приходится нести 33 значения, С - 31. Производный предлог ВДОЛЬ имеет всего одно значение.

Задание 1. Каждая команда составляет, записывает словосочетания с предлогом НА и определяет значения. Кто больше?

V. Слайд 4 (ученик читает стихотворение наизусть):

                 Что за чудо?

Она бежит, бурлит, играет,

И даже по небу летает.

Не уследишь – может пролиться,

Высоко в небо испариться.

А как наскучит ей летать,

На землю падает опять.

Встречается везде по свету,

Скажите, что за чудо это?

Учитель: О каком чуде идет речь?

Ответ: О воде.

Учитель: Материалом закрепления на уроке по теме «Предлог» послужит ВОДА.

VI. Слайд 5.

Задание 2: Синтаксический разбор предложения. Каждая команда получает листочек с предложением. Надо сделать полный синтаксический разбор быстро, а самое главное – грамотно.

Вода – это стихийная жидкость, ниспадающая с неба дождем или снегом и образующаяся на земле родники, реки и моря.  (В.И.Даль)

VII. Слайд 6.

Задание 3: Вспомнить правописание предлогов с другими словами.

Чем отличается предлог от приставки? Записать слова в два столбика. Кто быстрее?

                     Приставка                                                                 предлог

Наводнение, от воды, подводник, по воде, перед водой, надводный, в воду, подводный, в воде.

Ответ:  Предлоги пишутся раздельно.

VIII. Слайд 7.

Задание 4: Назовите способы словообразования. От слова ВОДА образовать однокоренные слова. Кто больше?

Ответ: Водный, водица, водопад, водолаз, водичка, наводнение, подводный, водяной, водопой, водопровод, водянка, водовоз, водоем, подводник.

IX. Слайд 8.

Задание 5: Употребление предлогов. Что такое фразеологизм? Определить значения фразеологизмов. Указать падежную форму слова ВОДА и выделить предлог.

Каждая команда получает по два фразеологизма.

1 команда: Буря в стакане воды – Р.П. 2

                    Вилами по воде писано – Д.П. 3

2 команда: Водой не разлить – Т.П. 5

                    Воду в решете носить – В.П. 4

3 команда: Как вода сквозь пальцы – И.П.  1

                    В тихой воде омуты глубоки – П.П. 6

Распределить фразеологизмы по падежам: слово ВОДА от Им.пад. до Пред.пад.

X. Слайд 9.  Физминутка!

Утром бабочка проснулась,

Потянулась, улыбнулась.

Раз – росой умылась,

Два – изящно покружилась,

Три – нагнулась и присела.

На четыре – полетела.

У реки остановилась,

Над водою покружилась.

XI. Слайд 10.

Задание 6:  Однажды в типографии неловкий наборщик нечаянно рассыпал слова. Составить пословицы. Определить значение предлогов

1 команда  Лучше хлеб с водой, чем пирог с бедой – дополнит.

                    Пузыри на воде – к ненастью - место

2 команда: Как в воду глядишь, так и кажется - место

                   Против воды тяжело плыть. - причина

3 команда:  В незнакомых водах нет безопасных бродов. - место

                    Не зная броду, не суйся в воду.  - место

Вопрос:  Назовите производный предлог.

Ответ: Против

XII. Слайд 11.

Задание 7 для капитанов команд:

  1. Прочитать данные абзацы и составить из них текст.
  2. Подобрать заголовок.
  3. Вставить пропущенные предлоги.

Берегите воду!

  1. Совсем чистой воды (в) природе нет. Ее можно получить только (в) лаборатории. Но она не вкусная, (в) ней нет солей, поэтому она не пригодна (для) питья.
  1. Вода – одна (из) главных богатств планеты. Трудно представить, что    стало бы (с) нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
  2. А такая угроза существует. (От) загрязнения воды страдает все живое, загрязненная вода вредна (для) жизни человека. Поэтому вода – наше главное богатство.

XIII. Слайд 12.

Задание 8: В то время как капитаны команд работают с текстом, остальные участники отгадывают загадки. Кто быстрее и больше?

  1. Шел долговяз – в землю увяз.    (Дождь)
  2. Клубится, а не дым, ложится, а не снег.    (Туман)
  3. Течет, течет – не вытечет, бежит, бежит – не выбежит.  (Река)
  4. Не вода и не суша – на лодке не уплывешь и ногами не пройдешь.      (Болото)
  5. Ни рук, ни ног, а гору разрушает.    (Капля)
  6. Идет, идет, у берега песню споет и пропадет.     (Волна)
  7. Посреди поля лежит зеркало, стекло голубое, оправа зеленая.   (Озеро)
  8. Книзу летит капельками, а кверху невидимкою.   (Вода)

Задание 7 (зачитывает капитан команды, который первый выполнил задание)  

Берегите воду!

  1. Вода – одна из главных богатств планеты. Трудно представить, что стало бы с нашей планетой, если бы исчезла пресная вода.
  2. А такая угроза существует. От загрязнения воды страдает все живое, загрязненная вода вредна для жизни человека. Поэтому вода – наше главное богатство.
  3. Совсем чистой воды в природе нет. Ее можно получить только в лаборатории. Но она не вкусная, в ней нет солей, поэтому она не пригодна для питья.

Вопрос: К какому стилю относится данный текст?

Ответ: Художественный стиль

XIV. Слайд 13.

Задание 9:  22 марта Всемирный день воды. Составить рекламу, посвященную воде.

Использовать производные предлоги. Зачитать и назвать производные предлоги.

XV. Слайд 14.

Задание 10. Устная рефлексия

          Нашей команде

Интересным показалось …

Полезным было …..

Нам легко (трудно) было…..

Мы поняли….

Мы справились с заданиями….

Мы выполнили…

XVI. Подведение итогов.

XVII. Задание на дом: упражнение 324, 325


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект открытого урока русского языка в классе-комплекте (2 и 4 классы)

В сельских школах существуют классы-комплекты, уроки в которых очень специфичны. Можно, например, проводить русский язык в 1 классе и окружающий мир в 3 классе, причем одновременно. Я считаю, что учит...

Открытый урок русского языка, 5 класс «Будущее время глагола»

Тема: «Будущее время глагола»Тип урока. Урок обобщения, углубления и систематизации изученного.Цели: показать значение глаголов будущего времени, способы их образования, развивать навыки анализа текст...

Открытый урок русского языка 11 класс. Тема: "Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений".

Тема:Общие сведения о сложных предложениях. Моделирование сложных предложений.Цель:Обобщить и систематизировать знания о сложных предложениях;совершенствовать умения: устанавливать смысловые отношения...

открытый урок русский язык 6 класс ФГОС

технологическая карта урока русского языка по теме Корни с чередованием КАС, КОС...

Открытый урок русского языка 8 класс

Односоставные предложения...

Открытый урок русского языка. 5 класс. Тема "Правописание наречий"

Открытый урок русского языка с использованием возможностей интерактивной доски ActivBoard и ПО ActivInspire по теме "Правописание наречий" разработана  с учетом требований адаптированной основной...