Дидактический материал для подготовки к ОГЭ по русскому языку 9 класс
тренажёр по русскому языку (9 класс) на тему
В материале представлены практические задания по темам: " Лексическое значение слова", "Изобразительно- выразительные средства", "Корни с чередованием", Замена слова нейтральным синонимом", "Правописание приставок", " Н и НН в разных частях речи", " Замена словосочетаний", "Грамматическая основа предложения", "Однородные члены предложения", " Обособленные члены предложения", " Вводные слова. Обращения. Уточняющие члены"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
material_dlya_giaoge_russkiy_9_klass.docx | 38.31 КБ |
Предварительный просмотр:
Укажите, в каком значении употребляется в тексте выделенное слово?
1.Как важно не опростоволоситься перед ним!
1) опорочить себя 2) совершить промах 3) выдать себя за другого человека 4) не понравиться
2. Пасеку в сто ульев держишь- копейку отдать жмешься.
1) не отпускать от себя 2) класть куда-либо 3) служить опорой чему-нибудь 4) вести дело
3. Вечером мы бродим с Люсей по набережной.
1) с трудом идем 2) путешествуем 3) мелено ходим 4) блуждаем
4. Эта ассоциация промелькнула, по-видимому, у всех нас, и мы смеемся.
1) наблюдение за чем-либо 2) связь в воображении нескольких объектов 3) добровольное объединение людей 4) союз нескольких предприятий.
5. Может, я потому так долго и читал книгу о довоенной жизни, что это было воспоминание о постоянстве?
1) верность, 2) твердость 3) неизменность 4)неподвижность
6. Ни одна смерть на передовой не ошеломляла так, как эта…
1) сильно удивлять 2) потрясать 3) внезапно озадачивать 4) ослеплять
7. И тем значительнее виделось ему его дело там…
1) замечательнее 2) интереснее 3) важнее 4) выразительнее
8. Впереди синело чистое небо, и первые звезды дрожали над черными кронами тополей.
1) лучшие 2) ранние 3) главные 4) основные
9. Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все , конечно, догадались о его завороженности.
1) очарованность 2) колдовство 3) любовь 4) неподвижность
10. Люся высоко чтила этого мастера.
1) относилась с уважением 2) относилась с пониманием 3) относилась как к начальнику
4)относилась с подобострастием.
. Изобразительно-выразительное средства (тропы)
1.Определите тропы:
1) Сквозь волнистые туманы пробирается луна. 2) Спит земля в сиянии голубом. 3) То как зверь она ( буря ) завоет, то заплачет, как дитя. 4) Лед неокрепший на речке студеной, словно как тающий сахар лежит. 5) Пустых небес прозрачное стекло. 6) Багровый костер заката. 7) В сто тысяч солнц закат пылал. 8) Ваш шпиц не более наперстка. 9) Мело, мело по всей земле, во все пределы. 10)Последний луч зари на башнях умирает. 11) Время летит птицей. 12) Ниже тоненькой былиночки надо голову клонить. 13) Рассвет рукой прохлады сшибает яблоки зари. 14)Котелок сердится и бормочет на огне. 15) И никто с начала мира не видал такого пира. 16) И солнце греется на льдине. 17) И воск слезами с ночника на платье капал. 18) Так вокруг него непоправимо тихо, что слышно, как растет трава. 19) И очи синие, бездонные цветут на дальнем берегу. 20) И вы подобно так падете, как с древ увядший лист падет. 21) Красною кистью рябина зажглась. 22)Посадили деревья в саду. Тихо, тихо, чтобы их ободрить шепчет осенний дождь. 23) Свет луны, таинственный и длинный, плачут вербы, шепчут тополя. 24) Гвоздин, хозяин превосходный, хозяин нищих мужиков. 25) Земля дымилась, словно щей горшок.
2. В каком предложении средством выразительности является:
- инверсия 1) Потому что навстречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто? 2) Выяснилось, что он уже подобрал в подъезде бездомного котенка, принес его к себе и теперь воспитывает. 3) «Коржиков- это новенький в нашем классе»,- объяснила Таня. 4) Вечером, когда Танюшка уже уснула, я вышел прогулять нашего пса.
- метафора 1) В густом тонкоствольном осиннике я увидел серый в два обхвата пень. 2)А на кончиках лапок все-таки поблескивали росинки смолы, виднелись пупырышки завязей будущих лапок. 3) Я запустил пальцы под мокрую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: «Вот оно в чем дело!» 4) Еще несколько лет она будет в деревянной рубашке пня расти из самого сердца того, кто был ее родителем.
-фразеологизм 1) А чего радоваться-то? 2) «Ты чего такой скучный идешь?»-спросил он Сашку. 3) Все это суета сует. 4) Ты об этом и не думай.
- метафора 1) Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком. 2) Было что-то удивительно милое в этой мелодии и в том, кто ее играл, -в быстрых тонких пальцах, в дрожании волос, в задумчивых бровях. 3) По крайней мере, печальная и светлая музыка взяла в плен сразу же, и сама девочка- тоже. 4) Будь у него свои деньги- хоть сто рублей!- он тут же выложил бы их в футляр, к ногам девочки.
3. Какое средство выразительности передает душевное состояние героя:
« Я оглянулся: у Левушкина был такой удрученный вид, точно он хлебнул горячего чаю, сильно обжегся и не знал, то ли выплюнуть этот чай, то ли проглотить»
- Метафора 2) гипербола 3)однородные члены предложения 4) сравнение
Корни с чередованием.
Из предложений выпишите слово(а) с чередующийся безударной гласной в корне.
1.Но это еще далеко не главное. Выяснилось, что вовсе даже не стоит пугаться, если из лесу выбегут дикие динозавры и все соберутся на школьном дворе . Потому что на встречу динозаврам сразу же храбро выйдет кто? - Коржиков, должно быть…- робко предположил я .- Он разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит порядок.
2. Школа, о которой мальчик давно мечтал, была от них в ближайшем поселке, куда на лошади надо было добираться по горам два часа. Никто из домашних ни разу не упоминал до сих пор о школе.
3. Нет, ты не так услышал, не так подумал, и не надо полагать, что я пытаюсь взвалить на тебя все это. Не сообщай им , я сам все скажу, но только не сейчас. Когда отец забудет про сердце… тогда. А те пока отвлеки их немного чем-нибудь, подготовь. Этим ты мне поможешь.
4. Один из них, приземистый, протянул Саньке деньги. –Легко отдаешь,- сказал Санька.- А если я отберу эти деньги, а вас выгоню?!
5. Эта елочка ловко устроилась на пеньке. Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня. Мелкие корешки сосали влагу из мха, и потому он был такой линялый, а корешок центровой ввинчивался в пень, добывая пропитание. Ёлочка еще долго будет сверлить пень корешком, пока доберется до земли.
6. Ландау написал вывод и положил мел. Лукин улыбнулся и , наклонив голову, что-то сказал.
7. И странно ему все это, и чудно- словно и войны нет никакой! Словно не бушует, не обливается кровью всего в двухстах верстах отсюда горящий, задымленный, в грохоте и в тяготе фронт…
8. Я обернулся и при лунном свете различил фигуры двух ребят: один был в школьной форме, только фуражка на нем необычная; другой, поменьше, оделся в громадный, видимо, отцовский ватник. – Мы наклейки собираем,- пояснил старший. Я отдал им коробку. Мальчишки разглядывали этикетку, на которой вокруг улыбающегося земного шара мчался спутник.
9. Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными, как у мальчишки, волосами. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
10. Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла ее, бережно достала бесценные листочки. Дети долго разглядывали документы, шептались, а потом мальчик нерешительно сказал.
Замените слово стилистически нейтральным синонимом.
1.Бахвалиться и уж тем более врать не хотелось.
2. Зачем ему было тащиться сюда, в такую даль , по горам?
3. – Стыдно, брат, просто стыдно: никогда, кажется, не дрейфил, а сейчас не знаю, как тебе объяснить.
4. Однажды я сказал звонившим людям, что разбил градусник.
5. Однако завязи были так малы и сами елочки были такими хворыми, что им уже и не справиться было с трудной борьбой за жизнь и продолжать рост.
6. А у попутчика, Жорой его звали, все красота: к ручью вышли- красота, поляну какую приметил- красота, лес вдали засинел- тоже красота!
7. И кажутся они Сашке разодетыми, будто из мира совсем другого , для него почти забытого, а теперь каким-то чудом вернувшегося.
8.- Послушайте, - окликнул я пацанов .- А разве бывают с космической ракетой, я таких не видел.
9. Люди слушали внимательно, и в скрипичном футляре лежало уже немало мятых бумажек.
10. Рыжий, да еще и подлиза.
11. Он писал, и вдохновение рождалось в работе, стоило только сесть за рояль.
12.Эти величественные леса были неотделимы от его размышлений, от музыки, рождавшейся в тайниках сознания.
13.Должно быть, у каждого человека, случается свое счастливое время открытий.
14. Они говорят с нами через века, завораживают своей непреходящей красотой, зовут в мир высших ценностей.
15.На срезе пня мягкою шапкою лежал линялый мох, и здесь же ютились хиленькие всходы елочек.
16. Лодочник говорил и просто, и трогательно, и слова его гармонировали с тихой ласковостью северных далей.
17.А лес слегка шумел, но все тише и тише.
18. В этой церкви, в тишине вечера, в певучих голосах деревенских женщин, продававших на пристани молоко в глиняных горшках, Левитану почудилось столько покоя, что он тут же решил остаться в Плесе.
19.А то придет тайком молодая соседка и будет певуче жаловаться на свою долю.
Из предложений выпишите слово (а), в котором правописание приставки:
-определяется глухостью-звонкостью согласного, обозначаемого следующей после приставки буквой. 1. – Коржиков, должно быть,- робко предложил я.- Он разгонит всех динозавров хворостиной и восстановит порядок. –Вовсе нет! - рассмеялась моя дочь.- То есть выйдет, конечно, Коржиков. Только он никаких динозавров палкой гонять не будет, он приручит их лаской. 2.- Есть у нас такая,- вздохнул обладатель фуражки , Санька.- Нам бы с космической ракетой… Я развел руками: коробки с ракетой у меня не было. 3.Она была тоненькая, курносая, с короткими и растрепанными, как у мальчишки волосами. Она покачивалась на загорелых ногах, как на стебельках, задумчиво смотрела мимо людей и водила смычком.
-определяется правилом: « Если после приставки следует звонкий согласный или гласная, то на конце приставки пишется буква, обозначающая звонкий согласный звук». 4.- Машина- магазин приехала! Мальчик почувствовал себя польщенным оттого, что именно он, а не кто-нибудь другой принес им эту новость, закричав на всю улицу. Сначала женщины хватали все подряд, потом стали выбирать, потов возвращать отобранное, наконец, отошли от машины. 5.Больше всего в письме Ивана, который только что прибыл из командировки, мне понравились слова «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы. Я , взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали!
- определяется правилом: « Если после приставки следует глухой согласный , то на конце приставки пишется буква, обозначающая глухой согласный звук». 6.Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами, сослуживцами и друзьями.
7.Сам Сашка особой радости не ощущал, потому как давила грудь разлучная тоска. Да и дорога эта среди пожарищ, разорения на веселье не располагала.
- определяется ее значением: 8.И это ощущение чуда не покидала его, пока шел к трамвайному кругу, обгоняемый спешащими на работу людьми. Людьми самыми обыкновенными, только не для прибывшего с фронта Сашки.
-определяется ее значением неполноты действия: 9. Я сел возле пенька и заметил, что одна из елочек заметно отличается от остальных. Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: « Вот оно в чем дело!»
- определяется ее значением высокой степени действия: 10.- Тайна это или не тайна,- сказал я,- но на занятия физического кружка можешь не приходить. Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в математическом и спортивном кружках, то на физику у тебя времени будет в обрез.
Из предложений выпишите слово, в котором правописание суффикса определяется правилом:
-НН пишется в суффиксах причастий и отглагольных прилагательных, образованных от глаголов совершенного вида: 1) Выяснилось вот что. Когда ни один человек в школе не смог ответить, как кричит кенгуру, только отважный Коржиков не растерялся, и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. Но это еще далеко не главное.
-НН пишется в суффиксах полных страдательных причастий прошедшего времени: 2)В его взгляде, в выражении измученного, с плотно сжатыми, посиневшими губами лица чувствовалось какое-то внутреннее напряжение и , казалось, недоверие и неприязнь.
3)Лезть в самую гущу встревоженный Сашка поостерегся- как бы руку раненую не замаяли. Когда же двери отворили, завертело его, закружило и вынесло к площадке, а там и в дверь вагонную воткнулся и даже место себе прихватил.
-написание суффикса прилагательного является исключением: 4) «Откройте верхний ящик комода. Достаньте деревянную шкатулку и передайте ее мне.» Когда ей положили на руки шкатулку, она открыла ее, бережно достала бесценные листочки.
-в наречиях пишется столько Н, сколько в прилагательных, от которых они образованы: 5)Больше всего мне хотелось, чтоб мама узнала, как о папе волнуются совершенно посторонние люди, потому что ни мама, ни бабушка не ожидали, что будет столько звонков.
- НН пишется в прилагательном с основой на Н, образованном с помощью суффикса Н: 6) «Дяденька, у вас коробка пустая?»- раздался позади мальчишеский голос. Я обернулся и при лунном свете различил фигуры двух ребят: один был в школьной форме, только фуражка на нем необычная, другой- поменьше, в отцовском ватнике.
-если в прилагательном, образованном от глагола несовершенного вида, есть зависимое слово, то оно переходит в причастие и пишется НН: 7)И она посмотрела бы- на неловкого, стриженного арестантским ежиком, в мятой, узлом на пузе завязанной рубашке… Он и так уже стоит здесь, наверно, полчаса, поэтому все, конечно , догадались о его завороженности.
-в кратких страдательных причастиях прошедшего времени пишется Н: 8) В свои неполные двадцать семь лет он казался многое повидавшим человеком, всегда гладкое выбритое лицо было прорезано глубокими морщинами, а глаза, спокойные, холодные, светло-голубые, смотрели так, как смотрят на мир глаза человека, прожившего долгую жизнь.
Замените в словосочетании способ подчинительной связи:
- примыкание на управление:
1) – Коржиков, должно быть…- робко предположил я. 2)- Нет безнадежных положений!- уверенно говорил он мне раньше. 3) На другой день утро не выдалось- пасмурное небо в серых облаках, но Жора воздух ноздрями потянул радостно, расплылся в улыбке. 4) Вернувшись с работы, мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами.
-управление на примыкание: 5)Продавец спрашивал просто так, от нечего делать, но мальчишка ответил с серьезностью и уважительно: «Ничего, дядя, денег нет». 6)Послушай-ка, у вас тут по улице радуга не проходила?- с настороженностью спросил он парнишку. 7) Однажды вечером бабушка с горестью сетовала на то, что внука всегда обижают.
-управление на согласование: 8)А вот бульдозеры наворотили кучу земли: ровняют площадку. 9)Он раздавал им свои игрушки из бумаги, и все улыбались, и все его благодарили. 10)Оказалось, что это звенят лепестки розы, ударившись о пол из кирпича.
- согласование на управление: 11) Потому как были они в гражданском- кто в пиджаках, кто в куртках, то в плащах -и в руках у них не оружие, а у кого кожаные портфели, у кого свертки, и у каждого почти утренняя газета из кармана торчит. 12)Я обернулся и при лунном свете различил фигуры двух ребят. 13)У ног девочки, в пыльных подорожниках, лежал скрипичный футляр, в откинутой крышке его белел бумажный лист.
- из предложений выпишите словосочетание, построенное на основе :
-согласования: 14) Княжин, спросил я, почему ты бросил кружок? Не успеваешь? Он растерянно поднял на меня глаза. Это были глаза другого человека. 15) Знающие люди рассказывают, что на озере- ни много ни мало- 1650 островов! 16) Построена она в честь победы над шведами в Северной войне.
-управления: 17)Чайковский никогда не ждал вдохновения. 18)Тот, кто не растет, умирает!-таков закон жизни. 19)Однажды художник долго плыл на пароходе.
- примыкания: 20) Эта елочка ловко устроилась на пеньке. 21)Лодочник говорил трогательно, и слова его гармонировали с тихой ласковостью северных далей. 22) Она чернела в ночном небе, и первая звезда, переливаясь, горела над ней.
КОРНИ С ЧЕРЕДОВАНИЕМ , ПРАВОПИСАНИЕ ПРИСТАВОК.
1.Вставьте пропущенные буквы:
-зам..реть от восторга, зам..рать от восхищения, изл..гать мысли вслух, написать изл..жение, к..саться темы, прик..снуться к прошлому, скл..ниться над ручьем, несг..раемый шкаф, обувь пром..кает, обм..кнуть кисть в краску, держать р..внение в рядах, подр..внять кусты сирени, зар..сти травой, пор..сло мхом, совершить ск..чок.
2. Укажите неправильное написание слов, исправьте ошибки:
- блестать красотой, блистеть на солнце, замереть от счастья, соберательный образ, избирательная кампания, предлогать помощь, заравнять канаву, вырастить цветы, далекая зорница, проскачить мимо.
3. Выпишите слово, в котором есть корень с чередованием:
1) Снежные вершины гор уже озарились золотисто-розовыми лучами восходящего солнца. 2) Степные места бывают чудно хороши весною своею роскошною, свежею растительностью. 3) Судить о причине этого взрыва можно только предположительно. 4) После купания рекомендуется растереться полотенцем: обтирание укрепляет и закаляет тело. 5) Дым всегда висел над Донбассом тучей, застилая солнце.
4.Вставьте пропущенную букву:
- бе..численные споры, ра..паковать вещи, ..держать слово, прои..шедший случай, ра..сердиться на сына, бе.. вкусная обстановка, и..течь кровью, шалить и..подтишка, ..гинуть навсегда, ра..пробовать сладости, бе..корыстный поступок, бе..жизненное тело, бе..церемонное поведение, ни..шая порода.
5. Укажите неправильное написание слов, исправьте ошибки:
-Беззаботный, безкрайний, безсистемный, бесхарактерный, вспорхнуть, издать, разчертить, безобидный, безстрашный, безшумный, воссоединение, измучить, иссушить, изцарапать, низпадать, ниспослать.
6. Вставьте пропущенную букву:
- Пр..городный поезд, пр..бывать к месту работы, пр..клоняться перед красотой, пр..ступить закон, пр..езд в город, пр..зирать труса, пр..глушенные голоса, пр..забавный случай, пр..увеличивать опасность, пр..творить дверь, пр..падать к плечу.
7. Укажите неправильное написание слов, исправьте ошибки.
-приостановленное движение, непреступная твердыня, прегладить вихры, приобщаться к культуре, придать друга, приступить закон, приземлиться вовремя, преморский край, привосходный спектакль, превозмочь боль, приодолевать трудности, припротивный разговор, приумножить богатства.
ГРАММАТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выпишите грамматическую основу предложения:
1)В глубокой древности эту гряду холмов так и не мог одолеть ледник, надвинувшийся из Скандинавии 2) Ну, чего купить хочешь, большой хозяин? 3) Разве я мог теперь упросить Ивана, уговорить? 4) Телефон у нас стал звонить каждые две минуты. 5) Этим елочкам предстояло умереть, едва-едва народившись. 6) Чуть поодаль от него у ели синел подснежник. 7) Вскоре и Сашкин поезд на посадку подали. 8) Видите среднюю звезду в ручке ковша. 9) Наверно, нынешняя скрипка у девочки была чужая. 10) Какой приказ отдаст он своему воину.
Укажите количество грамматических основ в предложении:
1)Когда ни один человек в школе не смог ответить, как кричит кенгуру, только отважный Коржиков не растерялся, и теперь вся школа умеет кричать, будто стадо перепуганных кенгуру. 2) - Не взыщи, дорогой, денег нет, вот продадим осенью мед…- начал сосед.
3) Когда мы вошли в квартиру, он бросил свое пальто на диван, потом бросил туда мою куртку и мою ушанку, начал ходить из угла в угол.
4) Она не заявляла об этом прямо, но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали, как назло, главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук.
5) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли, там, в глубине, еще долго будут преть корни родительницы-ели, отдавая молодому деревцу последние соки, сберегая для него капельки влаги, упавшие с травинок и листьев земляники, согревая его в стужу остатным теплым дыханием прошедшей жизни.
6) Сашка посмотрел на попутчика: вид у того странный. Глаза чудные, и улыбка с лица не сходит. 7) Копаешь, а от окопа пашней пахнет.
8) Мальчишки разглядывали этикетку, на которой вокруг улыбающегося земного шара мчался спутник.
9)Я увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой.
10)А ведь меня теперь в летчики не возьмут, я узнавал- близоруких не берут, и космические корабли мне не водить.
ОДНОРОДНЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выпиши номера предложений, в которых есть однородные члены.
1) -(3) Пап, -спросила вдруг Таня как бы между прочим.-(4) Ты смог бы слепить снежок и добросить его до нашего окна? (5) Мы живем на шестом этаже. (6) Я задумался. (7) Наверное, добросил бы, но кто его знает.
2) (25) Мальчик положил конфеты в карман и собрался было бежать за машиной, чтобы проводить автолавку в дорогу. (26) И тут как раз появился дед. (27) Старик только на подходе заметил автолавку: он ездил на пасеку, откуда не было видно дома.
3) (9) Страшное дело ,Ленька… (10) В командировке, на строительстве я встретил другую девушку…(11) Пошло звучит, а иначе и не скажешь: встретил. (12) Пытался о ней забыть- ничего не получалось! (13) Ты понимаешь? (14) Я понял и растерялся.
4) (1) Бабушка считала моего папу неудачником. (2) Она не заявляла об этом прямо, но время от времени ставила нас в известность о том, что все папины товарищи по институту стали главными врачами, профессорами или, в крайнем случае, кандидатами медицинских наук. (3) Мы понимали, что папа был «отстающим»…
5) (14) Я запустил пальцы под волглую шапку мха, приподнял ее и улыбнулся: (15) «Вот оно в чем дело!» (16) Эта елочка ловко устроилась на пеньке. (17) Она веером развернула липкие ниточки корешков, а главный корешок белым шильцем впился в середину пня.
6) (10) Кость перебитая. (11) Месяца два, а то и три отваляюсь верняком. (12) Думаешь, мне есть неохота? (13) Думаешь, не устал я? (14) Но все это мелочи жизни. (15) Главное, солнце вижу, небо, поля эти, деревушки. (16) Это же понять надо.
7) (12) Постоял он на перроне, огляделся- неужто Москва, столица Родины! (13) Думал ли он, гадал там, под ржевскими теми деревнями, перед полем тем ржавым, по которому и бегал, и ползал, на котором помирал не раз, думал ли, гадал, что живым останется, что Москву увидит? (14) Прямо диво случилось, и не верится Сашке, наяву ли?
8) (27) Это ты откуда знаешь? (28) Так, читал… (29) Слушай, в небе сколько больших, ярких звезд. (30) Почему же вы собрались на такую тусклую и маленькую? (31) Ребята переглянулись, словно советуясь.
9) (1) Он увидел маленькую скрипачку в последний день августа, когда шагал на рынок за картошкой. (2) Сперва он услышал музыку. (3) У забора заброшенной стройки полукольцом стояли ребята и взрослые, человек пятнадцать.(4) А на фоне рваных афиш играла на скрипке девочка.(5) Одного с ним возраста.
10) (32) Ты преувеличиваешь свои возможности: если ты будешь работать в зоологическом, математическом и спортивном кружках, то на физику времени у тебя будет в обрез. (33) Княжин очень расстроился и даже побледнел, но преодолел себя. (34)- Я должен все знать, я должен быть незаменимым,- сказал он. (35) -Я буду пилотом космического корабля. (36) Я никому этого не говорил, но вы меня заставили.
ОБОСОБЛЕННЫЕ ЧЛЕНЫ ПРЕДЛОЖЕНИЯ
Выпиши номера предложений, в которых есть: -Обособленное определение
1) (16) Долго сидел я , слизывая крупные слезы, катившиеся на губы. (17) Не было сил подняться и уйти. (18) Скрипки не было слышно, и свет в Васиной избушке не горел. (19) Я осторожно подошел поближе, заглянул в окно.
2) (1) Больше всего в письме Ивана, который только что прибыл из командировки, мне понравились слова «мужской разговор», и я поехал к нему прямо из школы. (2) Я, взволнованный и радостный, гордился, что первым увижу в день приезда жениха моей сестры, которого все в нашей семье так ждали! (3) Увижу раньше сестры Людмилы! (4) Раньше отца и мамы!
3) (14)- Видали, какой? (15) Я ему мешаю. (16) Тоже мне, голова! (17) Пошевельнуться нельзя. (18) Рыжий, да еще и подлиза. (19) - Я и сам знаю, что рыжий,- спокойно ответил Княжин.(20)- А ты дурак, раз дразнишься, и не надувай губы. (21)Через неделю я увидел списки ребят, записавшихся в разные кружки.
-Обособленное обстоятельство
4) (19) В другие дни я говорил всем, кто интересовался папиным самочувствием: (20) «Позвоните вечером- как раз его жена будет дома». (21) Вернувшись с работы. Мама усаживалась в коридоре возле столика с телефоном и беспрерывно разговаривала с папиными пациентами, сослуживцами и друзьями, которых я днем просил перезвонить.
5) (20) А у попутчика все красота: к ручью вышли- красота, поляну какую-то приметил-красота. Лес вдали засинел- тоже красота! (21) Но, узнав, что он из города и что землю родную только по воскресеньям видел, да не по каждым, вроде стал понимать его Сашка.
6) (9) Поезд уже замедлял ход перед Останкино, и Сашка слез с полки, угостил рабочего табачком напоследок и , наскоро попрощавшись, двинулся к выходу. (10)- Счастливого тебе пути, солдат. (11) И главное- живым остаться,- услышал он вслед.
7) (19) Я без колебания ответил, что в ковше Медведицы семь звезд, и по торжествующим лицам мальчишек понял, что совершил какую-то ошибку.(20) –Смотрите,- сказал Санька, показывая в небо.- (21) Видите среднюю звезду в ручке ковша?
Обособленное приложение 8)(14) Но летать он продолжал с тем же холодным азартом. (15) Самолет, на котором летал Яровой, почти ежедневно возвращался с пробоинами. (16) Даже командир полка, опытный летчик, недоумевал, почему Яровой такой отчаянный.
9) (49) Да! (50) Это была ее родина, ее горы, песни рожков, шум моря! (51) Так значит, тот седой человек, что помог ей донести до дому корзину, был Эдвард Григ, истинный волшебник и великий музыкант! (52) Так вот какой подарок он обещал сделать ей через десять лет!
ВВОДНЫЕ СЛОВА, ОБРАЩЕНИЯ, УТОЧНЯЮЩИЕ ОБОСОБЛЕННЫЕ ОБСТОЯТЕЛЬСТВА
Выпишите цифру(ы), обозначающую(ие) запятую (ие) при:
Обращении
1) Знаешь,(1) папа(2), на кого он похож,(3) этот Коржиков?- спросила дочь и сама же немедленно ответила.- На тебя,(4) когда ты был маленьким! Я тебя как раз таким и представляю.
2)За ним-то,(1) наверное, (2) и свернул Жора с дороги,(3) и словно услышал Сашка его голос: «Смотрите, (4) ребята,(5) какой цветок! Красота!»
3) Когда цигарку завертывал, (1)с нижней полки пожилой один,(2) рабочий с виду,(3) попросил у Сашки: « Махорочкой не богат,(4) солдат?». « Угощу»,(5)- ответил он охотно.
Вводном слове
4) Мальчик застеснялся: конфет у старика не видели, (1) наверное,(2) больше года. « Бери,(3) брат,(4) не задерживай,(5) мне ехать пора».
5) Стыдно,(1) брат,(2) просто стыдно: никогда,(3) кажется,(4) не дрейфил,(5) а сейчас не знаю, (6) как тебе объяснить.
6) Звонили,(1) наверное,(2) раз сто! Некоторые чуть не плакали. «Сколько?- удивилась мама.- Значит,(3) они переживают?» «Как здорово,(4) что папа заболел!»- подумал я.
7) Может быть, (1) она больше и ярче в сто раз, (2) чем Полярная звезда. Она, (3) может, (4) просто очень далеко.
8) И она посмотрела бы- на неловкого, (1) стриженного арестантским ежиком,(2) в мятой,(3) узлом завязанной рубашке. Он и так уже стоит здесь,(4) наверное,(5) полчаса,(6) поэтому все, (7) конечно,(8) догадались о его завороженности.
Уточняющем обстоятельстве
9) «Княжин, (1) подойди к доске и реши задачу по новой формуле». Он быстро решил задачу и четко, (2) без запинки, (3) все объяснил. После звонка, (4) когда я выходил из класса, (5) то услыхал разгоряченный голос Левушкина: « Видали, (6) какой?»
10) И когда от пня останется лишь одна труха и сотрутся следы его с земли , (1) там , (2), в глубине, (3) еще долго будут преть корни родительницы-ели,(4) отдавая молодому деревцу последние соки,(5) сберегая для него капельки влаги,(6) упавшие с травинок и листьев земляники , (7) согревая его в стужу остатным теплом прошедшей жизни.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку на уроках литературы
Представленный материал может использоваться на уроках литературы при проведении творческих работ. Творческие работы организуются по готовым текстам, представляющим собой отрывки из критических статей...
дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку по теме: Не и ни, н и нн.
Тренировочные задания по темам :"Не и ни", "Н и нн" -помогут при подготовке к ЕГЭ. Предложения взяты из книги "Письмовник" современного прозаика , лауреата премии "Большая книга" Михаила Шишкина...
Дидактический материал для подготовки к ГИА по русскому языку
Тренировочные тесты части А и В(с ответами)...
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи
Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Н-НН в разных частях речи...
Средства выразительности. Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ по русскому языку.
Языковые средства выразительности.Дидактический материал для подготовки к ЕГЭ и ОГЭ по русскому языку...
Дидактический материал при подготовке к ОГЭ по русскому языку
Тесты по орфографии и пунктуации...
Выступление на МО учителей русского языка и литературы по теме «Критерии отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ по русскому языку (совершенствование пунктуационной компетенции)»
Данный материал будет интересен для учителей, работающих в выпускных классах, т.к. содержит материал для отбора дидактического материала для подготовки к ОГЭ...