обучение текстовой деятельности как способ изменения качества учебного процесса
материал для подготовки к егэ (гиа) по русскому языку (10 класс) на тему

приемы и технологии обучения развитию речи

Скачать:


Предварительный просмотр:

Доклад

Обучение текстовой деятельности

как способ изменения качества учебного процесса

        Под словосочетанием «обучение текстовой деятельности» будем понимать работу, направленную на создание письменного и устного текста, в частности, сочинения по русскому языку в формате ЕГЭ. Хочу поделиться некоторыми соображениями.

Жинкина «Психологические основы развития речи». Жинкин – это советский лингвист и психолог. Он занимался исследованиями психологических и психофизиологических механизмов порождения речевых высказываний, процессов восприятия, понимания и порождения текста как целостного психолингвистического явления.

        С одной стороны, может показаться, что прозвучат очевидные положения, но с другой стороны, знание происходящих процессов, на мой взгляд, помогает выстроить эффективную методику работы с текстом.

        Основные трудности: непонимание чужого текста и как следствие – выделение несуществующих проблем; неспособность увидеть позицию автора; непонимание того, что такое комментарий к тексту и, наконец, шаблонность и стереотипность мышления.

        Проблемная ситуация: как научить понимать чужой текст и создавать на основе чужого свой.

        Обратимся к статье Жинкина. Он утверждает, что

когда человек говорит или слушает речь, у него мимолетно всплывают те или другие, уже ранее сложившиеся наглядные образы и схемы. Эти образы сами по себе непередаваемы, поэтому их необходимо замещать словами. В этом и состоит, кратко говоря, процесс понимания. Так как наглядные образы субъективны, непередаваемы и нуждаются в переводе, то такие переводы могут быть различны у говорящего и слушающего. Вследствие этого может возникнуть в какой-то мере непонимание.

        Затруднения в понимании могут увеличиваться оттого, что слова меняют значения в контексте (идет). Эти новые значения приходится расшифровывать.

Таким образом, слова, встречаясь вместе в предложении, меняют свои значения, и нужно догадываться до смысла целого, подставляя эти новые, переводные значения. В этом и состоит процесс приема и понимания речи. Вот почему, когда учащийся буквально повторяет прочтенный ему текст, нельзя сказать, что он действительно понял прочитанное. Поняв же общий смысл, он всегда может передать его достаточно адекватно путем перевода на свои слова. В процессе обучения развитию речи необходимо формировать критику учащихся в части отбора и сочетания слов. Надо развивать наблюдательность за изменением значений. Критерием оценки должно быть соответствие замыслу высказывания. Учитель поступит неправильно, если отвергнет самый замысел пишущего или говорящего, но он должен побудить ученика к поиску слов, адекватных его замыслу. Взяв текст ученика, учитель может показать, как его по-разному следовало бы понять или почему в некоторых местах его вообще нельзя понять. Надо вести пишущего в атмосферу той взыскательности, которая обычно называется "муками слова". Таким способом вырабатывается механизм критики собственного текста и, так как замыслов и словесных отборов бесконечное число, то приобретается собственный, оригинальный стиль речи.

Хороший отбор слов возможен лишь при наличии достаточного запаса слов.

Очень важно научить слушать и пересказывать речь, делать заметки, вести дневники наблюдений, составлять план, конспекты, критические разборы и т. п. Надо у каждого учащегося, независимо от возможной в будущем профессии, развивать вкус к языку и взыскательность к речи.

Поскольку написание сочинения в формате ЕГЭ предполагает работу с чужим текстом, понимание чужого текста, то все эти сведения очень полезны.

Покажу примеры через практику.

В 11 классе, работая уже над готовыми сочинениями, я предлагаю детям такие задания:

1. Самим найти ошибки по тем критериям, где сняты баллы.

2. Отметить на полях критерий, попросить объяснить, за что снято.

3. Проверить чужой текст.

В 10 классе ведется подготовительная работа на СК по пониманию текста.

Есть целый арсенал приемов, работающих на разные составляющие сочинения.

Для понимания текста и формулировки проблемы:

-расшифровать предложение (Граник)

-дописывание разных частей (ключевые слова, мысли можно увидеть)

-бином фантазии

-составление текста по тематическим группам

-отбор нужной информации из множества

-исключить проблемы, которые не поднимаются в тексте

-по проблеме сформулировать возможную позицию автора и наоборот

Для написания комментария:

-составьте памятку на тему «Как писать комментарий»

Для формулировки позиции автора и своей:

-сформулировать вопросы к тексту

-какой вопрос из предложенных лишний

-предложите несколько вариантов, как корректно возразить автору

Для аргументации:

-составьте банк аргументов к проблеме

-уберите из предложенных аргументов тот, который не подходит

Для того, чтобы избежать штампованной речи:

-составить табу

-писать, учитывая табу

Все это позволяет эффективно работать над пониманием чужого и созданием собственного текста.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой активности учащихся в процессе внеурочной деятельности как способ лучшего усвоения учебного материала

В своей педагогической деятельности я использую разнообразные способы передачи знаний, нестандартные пути воздействия на личность. На своих уроках я охотно использую игры, тестирование, экскурси...

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на примере уроков русского языка

Перед многими практикующими педагогами встает вопрос повышения эффективности учебно-воспитательного процесса, а значит, существует реальная необходимость разработать некую модель обучения, выявить вли...

Проблемное обучение как способ повышения эффективности учебного процесса на уроках русского языка

Данная статья является обобщением применения технологии проблемного обучения на уроках русского языка, содержит конкретные примеры проблемных заданий, вопросов....

Самоанализ управленческой деятельности по теме: «Мониторинг как способ управления качеством учебно-воспитательного процесса»

Сегодня проблемы, связанные с деятельностью образовательных учреждений, резко углубились. В современных социальных условиях образовательные учреждения вынуждены одновременно ставить и решать три групп...

Внеурочная деятельность как способ повышения качества образования

На базе школы - интернат №13 проводился эксперимент. Экспериментальная группа дополнительно занималась в секции - аэробики. При разработке программы секции учитывались тема занятий на уроках физическо...

Экспериментальная работа по повышению качества обучения: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».

Тема: «Повышение качества обучения учащихся физике на основе внедрения в учебный процесс практико-ориентированных заданий».Актуальность работы. Цели. Гипотеза. Задачи....

ИЗменения в учебном процессе - 2023

обзор новых требований, которые необходимо учесть в работе школы в 2023 году...