Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка
статья по русскому языку (5, 8 класс) на тему

Золотухина Елена Алексеевна

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное казенное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа №1»,

г. Юхнов Юхновского района Калужской области

Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка

    Главная цель компетентностного подхода в преподавании русского языка и литературы заключается  в формировании всесторонне развитой личности школьника, его теоретического мышления, языковой интуиции и способностей, овладение культурой речевого общения и поведения.

       В известном варианте государственного стандарта по русскому языку определены три задачи школьного курса русского языка: это формирование языковой, коммуникативной и лингвистической компетенции.

         

      Большое значение имеет целеполагание, потому работу в 5 классе необходимо начать с проведения специальных уроков, содержанием которых станет раскрытие понятий «язык» и «речь», богатства русского языка и  начать надо с беседы

 

      Беседа в 5 классе.

       «Представьте себе огромную кладовую, которая существует в памяти людей. В ней множество «полочек», где хранятся разные средства. Ими пользуются, когда говорят и пишут.

        На одной полке – части слов, на другой – слова. Можно взять несколько слов и из них, выражая какую-либо мысль, построить предложение. А потом слово, показавшееся недостаточно точным, заменить другим.  Для устной речи в этой «кладовой» - звуки.

 Эта огромная, сложно устроенная «кладовая» и есть язык.

       А что же такое речь?

        Речь – это использование людьми законов «кладовой» во время общения, т.е. речь – это язык в действии, язык в работе.»

       Учитель подчеркнёт мысль о том, что словарное богатство русского языка создаётся не только большим количеством слов, но и наличием слов, близких по значению, противоположных по значению, огромным количеством устойчивых сочетаний, пословиц и поговорок.

      Приведу несколько интересных, на мой взгляд, упражнений, используемых при закреплении и обобщении знаний, умений, навыков учащихся по теме «Лексика». Это упражнения с одним словом «друг».

  1. Определите, сколько значений у слова друг в приведённых предложениях.

1)  Любимых детских книг творец

И верный друг ребят,

Он жил, как должен жить боец.

И умер, как солдат.

2)  А сколько вам, дорогой друг, лет?

3)  В нашей школе есть кружок друзей русского языка.

  1. Выделите при толковании слова родовой и видовой признаки. Сделайте запись в таблице.

Друг – это…

  1. Подберите синонимы, антонимы, и слова, родственные слову друг.

        Запишите их в таблицу.

  1. Составьте словосочетания с синонимами слова друг.
  2. Вспомните какие-нибудь высказывания о дружбе.
  3. В каких предложения вы употребите слово друг, дружок? Почему?

Эффективность такой работы в том, что  детей складывается целостное представление о слове (его родо-видовых связях) и формируются навыки и умения употребления в речи.

  В формировании языковой компетенции особое значение приобретает организация работы учащихся со словарями. На уроке в виде соревнования ребятам может быть предложено:

  1. Найти слово, в котором… (5-7 букв, начинается с шипящей и т.п);
  2. Найти слово, которое соответствует схеме (с приставкой, с суффиксом -ник-);
  3. Используя орфографический словарик, сделать выборку из 10-15 слов и составить небольшой рассказ.

Особое, ведущее место в системе обучения русскому языку на современном этапе, в первую очередь по развитию языковой компетенции обучающихся, занимает работа с текстом, которая проводится уже с 5 класса: это художественно-стилистический, лексико-грамматический и другие виды анализа.

Текст — основная дидактическая единица. Поэтому один из ведущих принципов — насыщенность урока текстами, художественными, научно-популярными, учебными.

    Приведу пример с урока русского языка в 6 классе по повторению изученного в конце учебного года.

Предлагается фрагмент текста М.Шолохова. Задания  носят комплексный характер.

Сошёл последний снег на полях. Отгремели пенистые вешние ручьи, отыграли лога и речки. На заре третьего дня ветер утих, и пали над степью густые туманы, засеребрились влагой кусты прошлогоднего ковыля, потонули в непроглядной белёсой дымке курганы, буераки, станицы. Стала над широкой донской степью голубая весна.

1.     Как бы вы назвали текст? Докажите,  что в нём говорится о наступлении весны на Дону. Как вы понимаете значение слова лога, станицы?

2.     Сколько предложений в тексте? С какой целью употребляются сложноподчинённые предложения?

3.     На сколько частей можно разделить текст? Как они связаны между собой?

4.     Выделите глаголы, употреблённые в переносном смысле.

5.     Найдите эпитеты. Раскройте их значение.

        

 «Типы сказуемых». 8  класс

Задание

Обсудите в паре и сделайте выводы.

Информация, необходимая для решения данной задачи

Таблица с группами предложений, задания к каждой группе.

Материал учебника

Форма предъявления результатов КОЗ

Схемы сказуемых.

Вывод в грамматической тетради

Над Невою резво вьются флаги.

Мир опустел. Теперь куда же меня б ты вынес,  океан?

Я к вам приду на день рождения.

После школы Ольга будет поступать в Алтайский государственный университет.

Широкой полосой протянулся Млечный Путь.

Я буду поливать цветы, лодку мастерить себе.

На тёмном небе начали мигать звёзды.

Ольга хочет учиться в художественной школе.

Владимир продолжал сильно беспокоиться.

Любишь ты поспорить!

Отец не мог сказать ни слова.

Он постарался побыстрее миновать брод.

Девочка перестала плакать.

Я решила поступить в Алтайский государственный университет.

  • Подчеркните сказуемое.
  • Укажите, чем выражено сказуемое.
  • Укажите наклонение глагола, время, лицо, число.
  • Определите сказуемое.
  • Укажите, чем выражено сказуемое.
  • Укажите, какой глагол в составе сказуемого выражает лексическое значение, какой – грамматическое значение. Подпишите над глаголами

                                     грамматич.       лексич.

          (Пример: принялся тушить).

  • Чем данные сказуемые отличаются от сказуемых в предложениях в первой графе таблицы?

Сделайте выводы

1. Если сказуемое состоит из одного глагола-сказуемого в форме какого-либо наклонения, то оно называется…..

  • Учтите, что глагол, выраженный формой будущего сложного времени (будут петь), считается одним словом.

2. В чём выражается лексическое и грамматическое значения сказуемого?

  1. Если сказуемое состоит из ….., то оно называется….
  2. В чём выражается лексическое и грамматическое значения сказуемого? Какой из глаголов является вспомогательным?
  3. Нарисуйте схему данного сказуемого.

                =    =               +    

Распределите вспомогательные слова по группам:

  1. глаголы со значение начала, конца, продолжения действия…..
  2. модальные глаголы и краткие прилагательные со значением возможности, желательности, необходимости (в роли вспомогательного слова могут быть краткие прилагательные)….
  3. глаголы эмоционального отношения….

Приниматься, постараться, должен, мочь, пожелать, нравиться, готов, обязан, переставать, начинать, хотеть, рад, любить.

Компетентностно-ориентированные задания на уроках литературы

  5 класс

По ответной реплике восстановите предыдущую.

Следите за тем, чтобы мини-диалоги соответствовали требованиям русского речевого этикета.

1.-------….

- Конечно, спрашивай. Я тебя слушаю!

2.--------……

-К сожалению, наше справочное бюро таких справок не дает.

3.----------………

- С радостью помогу вам.

4.-------…..

- У меня нет оснований не верить вам.

5.---------………..

-А что же в этом странного?

6.-----------…..

- Мне жаль, но я не знаю.

7.----------…….

- Конечно, не трудно! Сейчас все тебе объясню.

Придумайте и запишите три мини-диалога.


КОЗ 6 класс

В стихотворениях Аполлона Николаевича Майкова (1821 – 1897 гг) «Осень» («Кроет уж лист золотой…») и «Пейзаж» найдите такие существительные, прилагательные, глаголы, которые помогают выразительно описать осень, ее звуки, краски, запахи.

Распределите слова на три группы в зависимости от принадлежности к определенной части речи. Дополните полученные группы другими «осенними словами».

C:\Documents and Settings\1\Рабочий стол\цветы\Мой диск (E)\187.JPG

Сочинение-миниатюра.

Используя подготовленные вами материалы, опишите, что вы видите на фотографии. Обратитесь также к словарику эпитетов (статьи осень, небо, лес, река)



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы

Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...

Реализация принципа проблемного изложения в компетентностно-ориентированной модели обучения на уроках русского языка.

Данная работа содержит материал для учителей-практиков. Она может заинтересовать словесников. кто задумывался над целесообразностью изложения учебного материала в школьных учебниках. Это разработка од...

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"

Представление педагогического опыта "Развитие личностной сферы учащихся посредством использования нестандартных занимательных заданий на уроках русского языка"...

Статья "Использование системы риторических заданий на уроках русского языка в 5 классе"

Статья "Использование системы риторических заданий на уроках русского языка в 5 классе"...

Использование дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка

Статья рассказывает об опыте использования дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка. Приведены примеры учебных задач  по фонетике, орфографии, этимологии, стилистике....