Доклад по теме: «Использование компетентно – ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ»
статья (7 класс)
Материал предназначен для педагогов, работающих с учащимися с ОВЗ.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_mo.docx | 22.29 КБ |
Предварительный просмотр:
ГБОУ школа – интернат № 4
г.о. Самара
Доклад
на заседании методического объединения
гуманитарного цикла по теме: «Использование компетентно – ориентированных заданий на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ»
Подготовила педагог: Л. А. Алексевнина
Самара, 2022 год.
«В обществе, которое основано на культуре достоинства,
уважаются права всех, базовой ценностью его является
ценность личности человека... В культуре достоинства дети,
старики и люди с отклонениями в развитии священны»
(А.Г. Асмолов).
Проблемы образования детей с ОВЗ сегодня являются одним из самых актуальных. Это связано, в первую очередь, с тем, что число детей с ограниченными возможностями здоровья и детей-инвалидов неуклонно растет.
Школа - главный этап социализации для детей с ограниченными возможностями. Здесь они получают навыки, необходимые для полноценной жизни в обществе.
Школьники с ОВЗ - это особая и чрезвычайно неоднородная группа детей. В нее входят дети с разными нарушениями развития: слуха, зрения, речи, опорно-двигательного аппарата, с выраженными расстройствами эмоционально-волевой сферы, интеллекта.
В ст.79,п.4 говорится, что обучение детей с ОВЗ может быть организовано как совместно с другими обучающимися, так и в отдельных классах, группах.
Чтобы обучать детей с ОВЗ и детей-инвалидов, школа создает специальные условия обучения; утверждает необходимое штатное расписание; разрабатывается адаптированная образовательная программа.
Для работы у нас в образовате6льной организации ведущим является принцип объединения коррекционных, обучающих, воспитательных и развивающих задач.
У большинства обучающихся с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Поэтому поиск и использование активных форм, методов и приёмов обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе учителя.
Русский язык и литература – сложные предметы. Поэтому уделяю особое внимание использованию компетентно – ориентированных заданий на уроках. Когда я начала общаться с такими детьми, мне стало понятно, что нужен индивидуальный подход к каждому, что детям с ОВЗ трудно привыкнуть, приспособиться к правилам и условиям общества.
Основная задача изучения детьми с ОВЗ предмета русский язык — открыть школьникам язык как предмет изучения, вызвать интерес и стремление к постижению его удивительного словарного и интонационного богатства, показать возможности слова передавать тончайшие оттенки мысли и чувства.
С чего же начать работу? Конечно же, с составления календарно-тематического планирования, при этом для учащегося с ОВЗ ставим следующие задачи:
общеобразовательная – формирование грамматических понятий, орфографических умений и навыков, выработка умений использовать синтаксические структуры в связной речи, грамотного письма на основе изучения элементарного курса грамматики.
Особое значение уделяем коррекционно-развивающим задачам – развитию речи (фонетической, лексической, морфологической, синтаксической).
Воспитательная – воспитание интереса к языку через содержание материала, основанного на связи с окружающей действительностью.
Помимо задач по обучению необходимо решить следующие задачи:
- повысить самооценку ребёнка;
- расширить представления обучающегося о мире в целом;
- усилить положительное отношение к учебной деятельности.
При работе с детьми с ОВЗ необходима разноуровневая дифференциация обучения. Она широко применяется на разных этапах учебного процесса: изучение нового материала; дифференцированная домашняя работа; учет знаний на уроке; текущая проверка усвоения пройденного материала; самостоятельные и контрольные работы; организация работы над ошибками; уроки закрепления.
Необходимо учитывать при этом индивидуальные возможности учащихся. Упражнения необходимо составлять таким образом, чтобы умственные действия, совершаемые учеником, соответствовали характеру материала, и чтобы выполнение заданий способствовало формированию различных познавательных действий, особенно мыслительных.
Как лучше преподнести новый материал? Учащихся с ограниченными возможностями здоровья следует постепенно подводить к основным теоретическим определениям, понятиям. Прежде чем перейти к объяснению нового материала, надо напомнить учащимся основные знания, на которых базируется новый учебный материал. Поэтому теоретический материал стараюсь давать в ознакомительном плане и опираюсь на наглядные представления учащихся. Излагать учебный материал следует небольшими частями с выделением главных составляющих. Деление учебного материала на части способствует выявлению наиболее трудных для восприятия учащимися тем.
Что же относится к компетентно – ориентированным заданиям?
Это
-создание кроссвордов по теме урока;
-создание кластера по определенной теме, проблеме;
- создание концептуальных схем, таблиц;
- разработка тестовых заданий по алгоритму;
- разработка ситуативных задач;
- написание эссе, сочинений, рефератов;
- создание компьютерных презентаций по теме, проблеме;
- подготовка докладов, выступлений;
- выполнение мини – проектов, проведение исследований и т.д.
Положительную роль в развитии внимания, мышления, памяти, развитии речи играет словарно-орфографическая работа, которую я часто провожу на уроке. Это помогает сконцентрировать внимание учащихся. При этом обязательно пишем на доске слова для зрительного восприятия. На доске написано слово, производится подбор однокоренных слов, составляется предложение с этим словом: если изучается сложное предложение, то сложное составляется, если диалог, то несколько реплик.
Стимулы повышения интереса к предмету детей разнообразны:
- занимательность (дети данной категории чрезвычайно чутко реагируют на необычное, интригующее, дающее выход эмоциям);
- заинтересованность учащихся в конечном результате учебной деятельности;
- похвала со стороны учителя, положительная оценка деятельности, стараниям для таких учащихся очень важна.
Для формирования познавательной активности учащихся с ОВЗ рекомендую использовать занимательный материал, который является основой компетентно – ориентированных заданий. Он прекрасно воздействует на развитие ребенка в учебном процессе. Использование занимательного материала на уроках помогает разнообразить учебный процесс, развивает познавательную активность, наблюдательность детей, внимание, память, мышление, снимает утомление у детей, придаёт позитивное настроение.
Одним из эффективных средств развития интереса к учебному предмету наряду с другими методами и приемами, используемыми мною на уроках, является дидактическая игра. Например, «Найди окончание» (найди потерянные окончания пословиц), «Убери лишнее слово “Кто больше придумает слов?” - это самые любимые игры обучающихся. Можно в 5-6 кл использовать шарады, загадки-шутки.
Еще К. Д.Ушинский советовал включать элементы занимательности, игровые моменты в серьезный учебный труд учащихся для того, чтобы процесс познания был более продуктивным. Игра помогает формированию фонематического восприятия слова, обогащает ребенка новыми сведениями, активирует мыслительную деятельность, внимание, а главное - стимулирует речь, обогащает словарный запас ребёнка. В итоге у детей возрастает интерес к предмету, а дидактические игры способствуют формированию орфографической зоркости и грамотности школьника.
Письменная речь представляет собой сложный процесс для данной категории детей (особенно с ЗПР), так как представляет собой сложные процессы, состоящие из многочисленных операций. Письмо предполагает:
- осуществление точного и последовательного фонематического анализа слова, соотнесения звуков с соответствующими фонемами. Постоянная работа, например, в классе по списыванию текста с пропущенными буквами, а затем поиск по образцу своих ошибок учит ребенка вниманию.
Система упражнений, заданий для детей с ОВЗ должна быть подобрана с постепенным увеличением сложности. Поэтапное усложнение соответствует особенностям мыслительной деятельности учащихся с ограниченными возможностями здоровья.
При выполнении заданий и упражнений учащиеся могут пользоваться различными таблицами, схемами, карточками, инструкциями, так как в силу особенностей психического развития сразу запомнить правило или теоретические знания они не способны. Использование вспомогательных средств обучения оказывают благоприятное воздействие на запоминание.
На уроке дети с ОВЗ постоянно нуждаются в помощи учителя. Выделяются три вида помощи: стимулирующая, направляющая, обучающая. Какую выбрать – решать вам.
У учащихся с ограниченными возможностями здоровья наиболее развито наглядно-образное мышление, поэтому и эффективны уроки с применением наглядности: схемы, опорные таблицы, памятки. На следующем уроке учащиеся с ОВЗ выполняют задания на повторение на доске. Когда ребенок успешно справляется с заданием, это придает ему уверенности. Важно, чтобы школьники через выполнение доступных по темпу и характеру, личностно ориентированных заданий поверили в свои возможности, испытали чувство успеха, которое должно стать сильнейшим мотивом, вызывающим желание учиться.
Важным считаю формирование умения работать с учебником, справочной литературой, приучаю обращаться к словарным статьям учебника, затем к словарям.
Как овладеть вниманием детей с ОВЗ на уроках литературы? Современный урок литературы невозможно и для детей с ОВЗ, и для остальных уч-ся представить без сопоставления художественных произведений с другими видами искусства. Этот органический синтез помогает учителю будить воображение учеников, стимулировать их творческую активность. Конкретно–наглядная основа урока делает его ярким, зрелищным и запоминающимся по теме. Ученики за урок могут не только познакомиться с портретами, фотографиями, иллюстрациями, но и просмотреть отрывки из фильмов, прослушать аудиозаписи, музыкальные отрывки. Подготовка к такому уроку становится творческим процессом. А зрелищность, яркость, новизна компьютерных элементов урока в сочетании с другими методическими приемами делают урок необычным, увлекательным и запоминающимся.
Итак,
- Используя разнообразные методы, средства и организационные формы работы, следует использовать компетентно – ориентированные задания (применение занимательных средств, наглядности, чередование умственной и практической деятельности, использование специальных коррекционных методик), которые максимально активизируют познавательную деятельность, развивают логическое мышление, формируют навыки учебной работы, запоминание учебного материала, концентрации внимания.
Список литературы:
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
компетентностно-ориентированные задания к урокам русского языка и литературы
Данные задания помогают стимулировать познавательную деятельность учащихся, способствуют их социализации и проявлению творческой инициативы. Применение подобных заданий сделает урок неординарным:когда...
Методическая разработка на тему:" Использование информационно-коммуникативных технолгий на уроках русского языка и литературы"
Аннотация Настоящая разработка имеет коррекционно-развивающую, нравственно-эстетическую и социально-педагогическую направленность. В настоящее время, когда перед школой стоит задача воспитания творче...
Презентация по теме "Использование метода групповой работы на уроках русского языка и литературы"
Плюсы и минусы групповой работы:плюсы- повышается учебная и познавательная мотивация- снижается уровень тревожности учащихся- в группе выше обучаемость, эффективность усвоения и актуализации знаний.- ...
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка
Использование компетентностно-ориентированных заданий на уроках русского языка...
Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"
Доклад на тему "Использование современных технологий обучения на уроках русского языка и литературы для детей с ОВЗ"...
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения
Использование практико-ориентированных задач на уроках русского языка и литературы как один из видов проблемного обучения...