Использование дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка
методическая разработка по русскому языку
Статья рассказывает об опыте использования дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка. Приведены примеры учебных задач по фонетике, орфографии, этимологии, стилистике.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Использование дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка | 34 КБ |
Предварительный просмотр:
Использование дифференцированных проблемных заданий на уроках русского языка
Одним из активных методов формирования учебно-познавательной компетенции на уроке является создание проблемных ситуаций, суть которых сводится к организации самостоятельной учебной деятельности, развитию творческих способностей учащихся, к обучению их системе активных умственных действий. Учебную проблему применяю как тему урока, которая заинтригует ученика, положит начало его исследовательской деятельности или как вопрос, ответом на который будет новое знание.
На уроках русского языка использую дифференцированные проблемные задания.
Сложными считаются задания, в которых предлагается найти закономерность, представленную в языковом материале, но без указания на ее характер. Например: Определите особенности имен существительных, употребленных в словосочетаниях. Наряжать кукол, взять ферзя, выстроить полк солдат.
В задачах наименьшей степени трудности закономерность указана, надо лишь найти (подобрать) примеры, подтверждающие ее. Например: найдите лишнее слово. Собрание будет в декабре месяце. Путь кораблю преградил ледяной айсберг. Рождество я отмечал на даче коллеги по работе. Разместите объявление о свободных вакансиях. Очень замечательные пироги печет мама.
Во время выполнения заданий учащиеся обращаются к словарям: «Словарь русского языка» С.И.Ожегова, «Школьный словарь иностранных слов» В.В.Одинцова, «Школьный словарь синонимов русского языка», «Школьный словарь антонимов русского языка» М.Р. Львова, «Школьный фразеологический словарь русского языка» В.П. Жукова, «Школьный этимологический словарь. Происхождение слов. русского языка» Н.М.Шанского.
Использую различные формы организации учебной деятельности: индивидуальную, групповую, парную, коллективную.
Примеры заданий
Фонетика и графика
1.Запишите слова, начинающиеся с буквы й. Запишите слова, начинающиеся со звука [й']. С помощью каких букв обозначается этот звук в данных словах? Слов какой группы в русском языке больше?
2.Прочитайте слова. Определите, какие звуки может обозначать буква г.
Мягко, ногти, утюг, могла, снег, тогда, густой, легкий.
3.Затранскрибируйте слова. Объясните, почему невозможно различить на слух данные пары слов.
Бачок — бочок, браться — братца, частота - чистота, у колодца — уколоться, валы — волы.
Орфография и этимология
1.Что объединяет данные слова? Продолжите ряд своими примерами. Ант...биотики, ант...патия, ант...под.
2.Можно ли проверить безударные гласные в словах д...мократия, д...магог, существительным эпидемия? Уточните лексическое значение слов в словаре.
3.Объясните, что общего в словах пещера, печать и печаль.
4.Прочитайте слова, написанные учеником. Какое орфографическое правило он не знает? Корысталюбие, очивидец, лучизарность, великадушие.
Морфология
1.Род имен существительных обычно связан с их другими признаками. С какими признаками связан род слов: кашне, буржуа, леди, пианино, кино?
2. Объясните, чем различаются слова: анализ — разбор, орфография — правописание, контакт — общение, ассортимент — выбор, дефект — недостаток.
Пунктуация
1.Прочитайте предложения. Объясните, почему одинаковые слова и словосочетания в одном случае выделяются запятыми, а в другом нет.
Из-за сильных дождей возможно наводнение. В следующем году мы, возможно, поедем в Крым. Куда, по-вашему, ведет эта дорога? В этот раз сделаем все по-вашему. Теперь, я думаю, необходимо действовать. Я думаю о поступке сына день и ночь.
Стилистика
1.Исправьте ошибки в предложениях. Объясните, какое правило нарушено.
В этом году я прочитал несколько романов, художественных произведений, повестей и рассказов.
Я люблю игру на скрипке и петь.
Она молода, умная, красивая.
В своем сочинении я хочу рассказать об отважных людях и чему учат их подвиги.
2.Отредактируйте отрывок, устранив неясности, вызванные неправильным употреблением местоимений.
Охотник увидел барса, но он был не из трусливых. Он положил ружье, взял рюкзак и побежал за ним. «Поймаю живым», - решил Иван Павлович. Иван Павлович накинул на голову барса мешок и, когда увидел, что он не может его сбросить, он вмиг очутился на нем верхом.
При решении проблемы учащиеся анализируют языковой материал, сравнивают, обобщают, ищут нужную информацию, обращаются к словарям. Это не только способствует прочности знаний, приобретенных самостоятельно, но и развивает интерес к предмету.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка
Дифференцированное домашнее задание на уроках русского языка...
Актуальный педагогический опыт: «Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы с целью формирования коммуникативной компетенции обучающихся»
Материал содержит информацию об использовании проблемного обучения на уроках русского языка и литературы для формирования коммуникативной компетенции? комплекс педагогических условий, обеспечива...
Презентация. Использование технологии проблемного диалога на уроках русского языка
Данная презентация знакомит с указанной в названии технологией и содержит фрагмент урока, иллюстрирующий её....
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы как эффективный способ развития учащихся
На определённом этапе своей деятельности я задумалась над тем, что нужно сделать учителю, чтобы овладеть вниманием современных учащихся. А сделать это совсем не просто. Для этого учитель должен помочь...
"Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка и литературы"
В условиях внедрения ФГОС неизбежно встаёт вопрос выбора технологии обучения, которая позволила бы так организовать процесс обучения, чтобы учащиеся не только запоминали, заучивали материал, но ...
Презентация "Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах"
Использование технологии проблемного обучения на уроках русского языка в 5-6 классах по ФГОС....