Рабочая программа элективного курса "Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку"
элективный курс по русскому языку (9 класс)

Иванникова Татьяна Борисовна

Данный курс содержит материал, сгруппированный по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ОГЭ по русскому языку.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon 9b_elektiv_kompleksnyy_analiz_teksta.doc69 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа ст.Евсино»

Искитимского района

Рассмотрено                                                                                                                                                                                                 Согласовано

МО гуманитарного цикла                                                                                                                                                           Зам.директора по УВР

Протокол № ___от ______________                                                                                                                                __________/Шакирова Г.К.

Руководитель МО гуманитарного цикла                                                                                                                        «____» __________________

___________/Калачева Л.Н.

РАБОЧАЯ ПРОГРАММА

элективного курса «Комплексный анализ текста.  Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

9 «Б» класс

     Автор программы:  

Иванникова Т.Б.,

учитель русского языка и литературы

высшей квалификационной категории

Евсино 2024-2025 гг

Элективный курс для 9  «Б» класса «Комплексный анализ текста. Подготовка к ОГЭ по русскому языку»

Пояснительная записка

   Рабочая программа данного курса является авторской. Данный курс содержит уроки, сгруппированные по темам в соответствии с кодификатором и спецификацией ГИА (ОГЭ) по русскому языку Направленность курса «Подготовка к ОГЭ» способствует становлению у детей учебной самостоятельности и навыков грамотного письма, развивает интерес к изучению русского языка и помогает подготовиться к ГИА (ОГЭ). 

Тема курса выбрана с учетом лингвистических интересов обучающихся и состоит из следующих разделов: «Готовимся к написанию сжатого изложения» , «Готовимся к написанию сочинения» , «Готовимся к выполнению тестового задания» . Внутри  каждого раздела предусмотрены итоговые работы (изложение, сочинения, тестирование) с их последующим анализом.

Данный курс рассчитан на учащихся 9 классов. Программа рассчитана на 17 часов (1 час в неделю во втором полугодии).

Цели курса:

  1. Подготовить учащихся к ОГЭ по русскому языку.
  2. Обобщить и углубить знания по разделам «Орфография», «Синтаксис и пунктуация», «Лексика и фразеология», «Текст. Культура речи».

 Задачи курса:

  1. Развивать умения анализировать особенности орфографии предложенных текстов, решать тестовые задания ОГЭ.
  2. Совершенствовать орфографические и пунктуационные навыки через расширение знаний об особенностях русской орфографии и пунктуации.
  3. Совершенствовать навыки анализа структуры предложения.
  4. Создать условия для самостоятельной работы по подготовке к ОГЭ.

Планируемые результаты

Личностные: готовность и способность обучающихся к саморазвитию и личностному самоопределению

Метапредметные: самостоятельность в планировании и осуществлении учебной деятельности и организации учебного сотрудничества с педагогами и сверстниками.

 Предметные:

  • Объяснять языковое явление.
  • Уметь применять знания по орфографии, пунктуации, синтаксису, лексике, фразеологии при тестировании.
  • Анализировать текст, то есть интерпретировать чужой и создавать собственный текст (изложение и сочинение -рассуждение).
  • Опознавать средства выразительности русской речи и их функции в тексте.
  • Самостоятельно распределять время на выполнение заданий.
  • Четко писать печатные буквы в соответствии с образцом, указанным в бланке.
  • Правильно отмечать в бланке вариант ответа.

Разделы программы

Введение. Рекомендации по подготовке к ОГЭ 2025.

Раздел 1. Написание сжатого изложения по прослушанному тексту.

Раздел 2. Сочинение-рассуждение 13.3 (на основе нравственного понятия)

Раздел 3. Тестовая часть экзаменационной работы. Задания с выбором ответа и кратким ответом

            Учебно-методическое обеспечение программы курса

  1. Материалы сайта ФИПИ www.fipi.ru 
  2. ОГЭ. Русский язык. Отличный результат. Учебная книга/В.Н. Александров, О.И. Александрова; под ред. И.П. Цыбулько.-Москва: Издательство «Национальное образование», 2024.
  3. ОГЭ. Русский язык. Типовые экзаменационные варианты: 36 вариантов; под ред. Р.А. Дощинского и И.П. Цыбулько.-Москва, 2024.

Тема урока

Кол-во часов

Элементы содержания

Требования к знаниям и умениям учащихся

Виды контроля

 

 Дата

1.

Структура экзаменационной работы в формате ГИА.

1

Структура экзаменационной работы в формате ГИА. Число и вид заданий. Знакомство с демонстрационным вариантом 202. Особенности заполнения бланков экзаменационной работы.

Знать: структуру экзаменационной работы в формате ГИА.

2

Требования к написанию сжатого изложения

Основные приемы компрессии текста

1

Критерии оценивания  сжатого изложения. Восприятие текста. Основное содержание текста

Приемы и принципы сжатия текста: исключение, замена, обобщение.

Знать: критерии оценивания  сжатого изложения, последовательность выполнения работы

 

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: сжимать исходный текст

Работа с текстом

 

 

3

Сжатое изложение

1

Сжатое изложение

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Сжатое изложение

 

4

Анализ  изложения

1

Работа над ошибками

Знать: приемы и принципы сжатия текста

Уметь: писать сжатое изложение

Работа над ошибками

 

5

Техника написания сочинения-рассуждения: связь значения слова с основной мыслью текста

2

Информационная обработка текста. Алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 13.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 13.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа с текстом

 

6

Сочинение-рассуждение. Задание 13.3

1

Сочинение-рассуждение. Задание 15.3

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 13.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Сочинение-рассуждение. Задание 13.3

 

7

Анализ сочинения

1

Работа над ошибками

Знать: алгоритм написания сочинения-рассуждения по заданию 13.3

Уметь: писать сочинение-рассуждение, связывая значения слова с основной мыслью данного текста

Работа над ошибками

 

8-9

Синтаксический анализ предложения (тест, задания 2 и 3)

2

Синтаксический анализ предложения

Уметь определять грамматическую основу предложения

Выполнение тестовых заданий (№2 и №3)

 

10-11

Пунктуационный анализ предложения (тест, задания 4 и 5)

2

Пунктуационный анализ предложения

Уметь проводить пунктуационный анализ предложения (знать теоретические основы синтаксиса и уметь применять их на практике  - находить грамматическую основу предложения, определять синтаксическую роль слова в предложении, логико-грамматические связи между частями предложения)

Выполнение тестовых заданий (№4 и №5)

 

12-13

Орфографический анализ (тест, задания 6 и 7)

2

Орфографический анализ

Владение всем корпусом изучаемых в школе орфографических правил русского языка, которые регулируют единообразие передачи слов и грамматических форм речи на письме.

Выполнение тестовых заданий (№ 6 и №7)

 

14

 Грамматические (морфологические) нормы (тест, задание 8)

1

Грамматические (морфологические) нормы

Проверка владением грамматическими(морфологическими) нормами русского языка

Выполнение тестовых заданий (№ 8)

 

15

Словосочетание (тест, задание 9)

1

Словосочетание (типы связи слов в словосочетании –управление, согласование, примыкание, грамматические нормы, регулирующие связь главного и зависимого слова в словосочетании)

Проверка знания типов связи слов в словосочетании

Выполнение тестовых заданий (№9)

 

16

Информационно-смысловой анализ текста (тест, задание 10)

1

Информационно-смысловой анализ текста

Проверка глубины и точности понимания прочитанного текста

Выполнение тестовых заданий (№ 10)

 

17

Выразительные языковые средства (тест, задание 11)

Лексический анализ (тест, задание 12)

1

Выразительные  языковые средства.

Лексический анализ

Умение опознавать в тексте выразительные средства лексики и фразеологии.

Владение словарным запасом русского языка, знание разных пластов лексики, умение свободно обращаться с лексическим материалом.

Выполнение тестовых заданий (№11 и №12)

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Программа элективного курса «Практикум по подготовке к ЕГЭ по русскому языку»

Данная программа может быть использована при подготовке учащихся к ЕГЭ по русскому языку в 11 классе...

Комплексный анализ текста(подготовка к гиа по русскому языку).

Методическая разроботка урока по русскому языку по теме "Комплексный анализ текста"....

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса

Рабочая программа элективного курса «Тайны текста» по русскому языку для 5 класса...

Рабочая программа элективного курса «Готовимся к устной части ОГЭ по русскому языку» 9 класс

Государственная итоговая аттестация в IX классе является важнейшим этапом в подготовке обучающихся к единому государственному экзамену в XI классе. Курс по выбору «Готовимся к устной части ОГЭ п...

Рабочая программа курса по выбору для подготовки к ОГЭ по русскому языку

Программа подготовки к  государственной итоговой аттестации по русскому языку  рассчитана на обучающихся девятых классов, получивших базовые умения владения орфографией и пунктуацией в преде...

«Комплексный анализ текста». Подготовка к ОГЭ по русскому языку.

ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ: обучение работе с текстом: умение вычленять главную мысль, определять стиль и тип речи текста; обобщение и расширение сведений об особенностях текстов, относящихся к публицистическому...

Комплексный анализ текста (подготовка к ОГЭ по русскому языку)

Материал представляет собой конспект урока, презентацию и раздаточный материал, используемый для урока повторения в начале 9 классаи и включающий в себя элементы работы по подготовки к ОГЭ....