Обобщение и систематизация знаний по теме "Местоимение"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс) на тему
Обобщение единичных знаний в систему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Урок систематизации и обобщения знаний | 19.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Открытый урок русского языка в 6 классе.
Тема № 8 «Местоимение»
Урок №24(145)
Дата проведения:10.03.2010 г .
Тема урока «Обобщение и систематизация знаний по теме « Местоимение ».
Цель урока: усвоение знаний в системе. Обобщение единичных знаний в систему.
.
Задачи
Обучающие :
- проконтролировать степень усвоения следующих основных знаний , умений и навыков , изученных и сформированных на предыдущих уроках : разряды местоимений, роль местоимений в тексте;
- закрепить овладение способом определения написания отрицательных и неопределенных местоимений;
- закрепить навыки самостоятельного написания творческой работы на заданную тему.
Воспитательные
- содействовать формированию коммуникативной компетенции;
- продолжить формирование нравственного облика учащихся через воспитание добросовестного отношения к работе на уроке;
Развивающие
- формировать у учащихся умение обобщать изученный материал;
- создавать ситуации для развития познавательного интереса учащихся;
Образовательные
- отработка технологической и коммуникативной компетентности при работе в группе;
- формирование информационной компетентности при работе с источниками информации.
Тип урока: систематизация и обобщение изученного
Вид урока: индивидуально-групповая работа
Оборудование:
- Интерактивная доска, презентация Microsoft Power Point, задания, подготовленные в программе Note Book.
- Дифференцированные инструкции для выполнения групповой работы, таблица «Слитное , раздельное , дефисное написание местоимений»; «НЕ и НИ в местоимениях»
- Кроссворд
- Грамматические сказки о местоимениях.
Этапы урока
- Организационный .
- Актуализация знаний. Вооружение учащихся необходимым материалом.
- Обобщение единичных знаний в систему.
- Подведение итогов. Обобщение единичных знаний учителем.
- Информация о домашнем задании.
- Рефлексия.
- Организационный (2 мин.)
Цель: раскрытие общей цели урока и плана его проведения.
- Приветствие, фиксация отсутствующих,
- сообщение целей урока и организация деятельности по их
достижению,
.
II. Актуализация знаний. (7 мин.)
Цель: обеспечение мотивации школьников на принятие целей урока,
актуализация субъектного опыта учащихся.
-Читается стихотворение Б.Заходера «Песенка Винни-Пуха»
На днях, не знаю сам зачем,
Зашел я в незнакомый дом,
Мне захотелось Кое с Кем
Потолковать о том о сем.
Я рассказал им что, когда
И почему и отчего,
Сказал ,откуда и куда,
И как, и где , и для чего;
Что было раньше, что потом,
И кто кого , и что к чему,
И что подумали о том,
И если нет, то почему?
Когда мне не хватало слов,
Я добавлял то «ах», то «ох».
И «так сказать», и «просто смех»!
Когда ж закончил я рассказ,
То Кое-Кто спросил : «И все?»
Ты говорил тут целый час,
А рассказал ни то ни се!
Беседа по вопросам :
- В чем ошибка Винни-Пуха
- А вам знакомы эти слова?
- Что же забыл Винни-Пух?
- Что вы знаете о местоимении как о части речи? На какие разряды они делятся?
- Проецирование слайда «Страна местоимений»(На доске даны вперемешку разряды местоимений и сами местоимения)
1Составление таблицы «Разряды местоимений» (Используется прием «работа по цепочке» на интерактивной доске).
2.Практическое задание :в предложениях, записанных на доске, заменить выделенные слова местоимениями и определить их разряд. Объяснить пропущенные орфограммы.
1)Отдельные отрывки из поэмы я выучил наизусть. 2)Целый вечер мы украшали елку. 3)Пч…лы перелетали то на один цветок, то на другой. 3)По краю ск…мейки полз неизвес(?)ный жуч…к. 5)Теперь уже любой ученик наш…го класса решит такую задачу.
Вывод : учащиеся владеют знаниями о разрядах местоимений, умеют их классифицировать , производить замену различныхых частей речи синонимичными местоимениями.
III. Обобщение единичных знаний в систему. (10 мин.)
Цель: систематизировать и обобщить знания учащихся на репродуктивном уровне ( инструкция С) , на прикладном уровне (инструкция В), на творческом уровне ( Инструкция А)
1)Класс ( человек) делится на группы:
1 группа выполняет работу по инструкции С (наименее подготовленные учащиеся) – человек.
2группа выполняет работу по инструкции В ( учащиеся, способные действовать самостоятельно ) – человек
3 группа выполняет работу по инструкции А ( «продвинутые» учащиеся )
- человек
КАРТОЧКИ ДИФФЕРЕНЦИРОВАННЫХ ИНСТРУКЦИЙ К ГРУППОВОЙ РАБОТЕ (приложение №1)
Учащиеся распределяют задания в группе, , получают при необходимости консультации учителя, обмениваются информацией (взаимообучение).
2)Контроль за выполнением задания (6 минут)
Каждая группа представляет отчет о проделанной работе(приложение №2)
3)Комментированное письмо(5 минут)
(сначала работа с обобщающими таблицами «Дефисное,слитное , раздельное написание местоимений», «НЕ и НИ в местоимениях» )
Однажды кое-кто взял что-то в каком-то месте. Его-то и искали за кражу чего-то какие-то двое. Искали слева, искали справа по каким-то следам. И узнали они, что ни в каком месте никто ни у кого ничего не брал.
IVПодведение итогов урока. Обобщение единичных знаний учителем(5 мин.)
Цель: определение качества и уровня усвоения учащимися цели урока.
Работа с кроссвордом(приложение №3)
- Информация о домашнем задании (3 мин.)
Цель:Обеспечить понимание учащимися цели, содержания и способов выполнения домашнего задания.
1 группа – подобрать и записать пословицы, где есть местоимения.Определить разряд.
2 группа – придумать и записать предложения, где местоимения выполняли бы разную синтаксическую роль. Местоимения подчеркнуть как члены предложения.
3 группа – Используя местоимения разных разрядов, написать сочинение-миниатюру на тему «Рассказ старого учебника»
- Рефлексия (2 мин.)
Цель: Инициировать и интенсифицировать рефлексию учащихся по поводу своего психо-эмоционального состояния, мотивации своей деятельности и взаимодействия с учителем и одноклассниками.
Приложение №1
Карточки дифференцированных инструкций к групповой работе.
Инструкция С : выписать из текста местоимения , определить их разряд. Придумать и записать с ними предложения, выделяя их графически как члены предложения.
Что за кочки возле дома?
Кем истоптан огород?
Эти кочки нам знакомы –
Это норки роет крот. (А.Оленич-Гнененко)
Весь мир , с листвой, с весенним громом,
С нелегким каждым днем своим,
Неповторимый и огромный,
Для радости открылся им. (С.Щипачев)
Инструкция В : используя словарные слова и местоимения разных разрядов, записать текст. Озаглавить его.Выделить пропущенные орфограммы в словарных словах.
Ко…екция, и…юстрация, т…пография, б…ография, пр…изв…дение, тв…рение,
соч…нение,с…здание.
Инструкция А : написать грамматическую сказку о местоимении.(Дома учащиеся заранее подготовили рисунки, изображающие местоимения)
Приложение №2
(грамматические сказки)
Приложение №3
(Кроссворд)
Задание :Отгадайте по горизонтали слова, и в выделенной строке вы прочитаете название части речи.
1.Принадлежащий мне
2.Возвратное местоимение в Р.п.
3.Определительное местоимение, синоним местоимения каждый, любой.
4Вопросительное местоимение : какой по порядку?
5.Указательное местоимение , антоним местоимения этот.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок обобщения и систематизации знаний при подготовке к ЕГЭ по теме "Метод площадей"
Программа для общеобразовательных школ по геометрии не акцентирует внимание на методах решения задач. А знание методов решения геометрических задач позволяет решать, казалось бы, сложные математическ...
Обобщение и систематизация знаний об основных понятиях органической химии
Урок обобщения первоначальных понятий органической химии. Проводится после повторения материала об органических соединениях, изученного в девятом классе, и изучения основных типов химических реак...
Урок обобщения и систематизации знаний."Учет свойств цвета при окраске помещений".
Подбор цвета краски при окрашивании различных помещений....
Урок обобщения и систематизации знаний в 6 классе "Отношения и пропорции"
Этот урок можно провести в конце изучения темы "Отношения и пропорции", перед проведением контрольной работы, с целью отработать навыки учащихся в решении задач на прямую и обратную пропорциональность...
Урок физики в 10 классе «Электрический ток в различных средах» Тип урока: повторение, обобщение и систематизация знаний Дидактическая цель: создать условия для активного структурирования систематизации и обобщения знаний и умений по теме «Электриче
Урок физики в 10 классе«Электрический ток в различных средах»...
Тема: Урок – повторение «Действия над обыкновенными дробями» Цель: -обобщение и систематизация знаний по теме: «Обыкновенная дробь. Действия над обыкновенными дробями». Задачи: Обучающие: обобщение и систематизация знаний; развитие познавательных способн
Урок – повторение по теме: «Действия над обыкновенными дробями», 5 класс....
Урок обобщения и систематизации знаний по алгебре в 10 классе. Тема " Обобщение по теме "Логарифмы""
Разработка урока обобщения и систематизации знаний по алгебре 10 класс по теме "Логарифмы". Есть конспект урока и презентация. На уроке используется дифференцированный подход к учащимся, работа по гру...