Методическая статья "Повторять, не повторяясь"
статья по русскому языку (5 класс) на тему

Нефедова Светлана Геронтьевна

Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем и в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание, как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.

При этом повторять надо не повторяясь, изыскивая новые формы работы. Остановлюсь на некоторых приёмах обучения, которые в моей долгой учительской практике приводили к хорошим результатам.

Все эти приёмы могут быть использованы при повторении любых тем.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл povtoryat_ne_povtoryayas.docx14.53 КБ

Предварительный просмотр:

                Повторять, не повторяясь (из опыта работы)

Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем и в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание, как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.

При этом повторять надо не повторяясь, изыскивая новые формы работы. Остановлюсь на некоторых приёмах обучения, которые в моей долгой учительской практике приводили к хорошим результатам.

Все эти приёмы могут быть использованы при повторении любых тем.

1.Повторение правил деления слов на слоги, на переносимые части и по составу.

Для повторения важнее всего синтез, обобщение материала. Это дает возможность увидеть ту или иную грамматическую тему в новом аспекте. Вот,  например, умения делить слово на слоги, переносить слова и разбирать слова по составу. После небольшой беседы ученики могут выполнить такое задание: разделить слова на слоги 3 способами: на слоги, на переносимые части и по составу. Например: о- гонь- ки, огонь- ки, огонь- к- и.

2. Повторение правописания слов  с непроверяемыми гласными и согласными в корнях слов.

Данная тема трудна тем, что все эти  слова требуют запоминания. Процесс запоминания можно сделать более легким и интересным. Для этого надо давать задания, требующие не только работы памяти. Например:

  1. На все буквы алфавита (кроме Ь- Ъ )подобрать по одному слову с непроверяемой гласной (согласной). Для этого использовать слова, данные в учебнике «Пиши правильно» или в орфографическом словаре.
  2. Составить кроссворд из слов с непроверяемыми гласными и согласными. Учитель дает образец, ученикам надо лишь разгадать. Затем задание усложняется: слова даны, а значение их надо найти в толковом словаре и составить кроссворд.
  3. Составить анаграмму. Учитель дает слова, переставив буквы, ученики образуют новые слова. Например: салат- атлас и т.д.

Все эти приёмы требуют усиленной работы со словарями. В результате у детей развивается орфографическая зоркость и умение работать со  словарем.

3.Повторение слитного написания приставок и раздельного- предлогов. Дидактический материал должен быть интересным, при повторении это имеет особенное значение:  пусть ученики не только думают, пусть они и улыбаются.

4.Немного о правописании наречий. Есть ряд наречий, которые пишутся раздельно. Чтобы  запомнить правописание  таких наречий ученики превращали их в подобие стихов. Например:  Без удержу, без умолку,

                    Без устали, под стать,

                     С лихвой, на слом, в обнимку-

                     Учу, твержу опять.

5.Повторение словообразования, лексики и грамматики.

 1) Разобрать по составу прилагательное пылеводонепроницаемые (часы)

2) Шарада. Первая часть слова- лес, вторая- количественное числительное, третья- гласная буква, которая может быть соединительной гласной, предлогом или междометием. Все слово-  место знаменитого сражения. (Бородино)

3) Разобрать по членам предложения пословицу. Смелый  сильнее трусливого. Назвать части речи.

4) Мать спросила у дочери: «Чашки всё ещё грязные?»  Дочь ответила четырьмя личными местоимениями. Какими?  (Они вы-  мы- ты)

5) Назовите начальную форму слов самого, самого себя. Какие это части речи? Какого разряда?

6) Какой союз зашифрован в этих буквах?         ОД

                                                                                 КО

При повторении у  учителя есть возможность ненавязчиво, помня о чувстве меры,  помочь детям проявить свои творческие способности. Достаточно, исправляя ошибку в слове каменщик, сказать: «Как хочется мягкому знаку забраться в слова! Но мы ему это не позволим». На следующий день появились рисунки со всеми случаями  сочетаний ч и щ с согласными. Таким образом ребята повторили правило. Тогда я предложила всему классу написать сказку «Проказы ь знака» Работы получились разнообразными, писали их дети с интересом.

Таким образом, рисуя, сочиняя, играя и думая, ребята повторяют пройденное,  испытывая удовольствие, интерес к предмету «русский язык»

 

                                                 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Систематизируем и повторяем элементарную алгебру»

Элективный курс «Систематизируем и повторяем элементарную алгебру» рассчитан на 34 часа для учащихся 10 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся,...

ТАКИЕ ИСТИНЫ НЕ СТЫДНО ПОВТОРЯТЬ И 100 РАЗ..

15 ЗАКОНОВ ЖИЗНИ СВАМИ ВИВЕКАНАНДА vivekananda_svami.jpgСвами Вивекананда — индийский философ и общественный деятель. Вивекананда был главным учеником Рамакришны и основателем Ордена Рамакришны и Мис...

Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.

Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....

Дистанционный курс "Повторяем орфографию"

Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам дистанционный курс по орфографии.  Он создан для тех, кто хочет повысить свою грамотность самостоятельно, вспомнить основные правила, закрепить орфогра...

Методическая разработка. Буклет "Повторяем геометрию"

В буклете собран теоретический  материал  по геометрии. Предназначен материал для учащихся 9 кл. Материал может быть использован как справочный материал обучающимися к подготовке к экзаменам...

Методическая разработка внеурочного занятия по геометрии в 9 классе "Геометрический калейдоскоп". ( Повторяем и готовимся к ОГЭ)

Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Часто то, что на уроке казалось трудным, даже непостижимым, на внеклассном занятии,...

Методическая разработка классного часа на тему: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»

Цели:формирование у обучающихся представления о трагедии Холокоста;становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,...