Методическая статья "Повторять, не повторяясь"
статья по русскому языку (5 класс) на тему
Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем и в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание, как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.
При этом повторять надо не повторяясь, изыскивая новые формы работы. Остановлюсь на некоторых приёмах обучения, которые в моей долгой учительской практике приводили к хорошим результатам.
Все эти приёмы могут быть использованы при повторении любых тем.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
povtoryat_ne_povtoryayas.docx | 14.53 КБ |
Предварительный просмотр:
Повторять, не повторяясь (из опыта работы)
Повторение учебного материала – главная задача, которая встает перед учителем и в начале и в конце учебного года. Программа выполнена, а все ли в ней усвоено, на каких учеников надо обратить особое внимание, как построить всю последующую работу – вот осенние и весенние заботы учителя.
При этом повторять надо не повторяясь, изыскивая новые формы работы. Остановлюсь на некоторых приёмах обучения, которые в моей долгой учительской практике приводили к хорошим результатам.
Все эти приёмы могут быть использованы при повторении любых тем.
1.Повторение правил деления слов на слоги, на переносимые части и по составу.
Для повторения важнее всего синтез, обобщение материала. Это дает возможность увидеть ту или иную грамматическую тему в новом аспекте. Вот, например, умения делить слово на слоги, переносить слова и разбирать слова по составу. После небольшой беседы ученики могут выполнить такое задание: разделить слова на слоги 3 способами: на слоги, на переносимые части и по составу. Например: о- гонь- ки, огонь- ки, огонь- к- и.
2. Повторение правописания слов с непроверяемыми гласными и согласными в корнях слов.
Данная тема трудна тем, что все эти слова требуют запоминания. Процесс запоминания можно сделать более легким и интересным. Для этого надо давать задания, требующие не только работы памяти. Например:
- На все буквы алфавита (кроме Ь- Ъ )подобрать по одному слову с непроверяемой гласной (согласной). Для этого использовать слова, данные в учебнике «Пиши правильно» или в орфографическом словаре.
- Составить кроссворд из слов с непроверяемыми гласными и согласными. Учитель дает образец, ученикам надо лишь разгадать. Затем задание усложняется: слова даны, а значение их надо найти в толковом словаре и составить кроссворд.
- Составить анаграмму. Учитель дает слова, переставив буквы, ученики образуют новые слова. Например: салат- атлас и т.д.
Все эти приёмы требуют усиленной работы со словарями. В результате у детей развивается орфографическая зоркость и умение работать со словарем.
3.Повторение слитного написания приставок и раздельного- предлогов. Дидактический материал должен быть интересным, при повторении это имеет особенное значение: пусть ученики не только думают, пусть они и улыбаются.
4.Немного о правописании наречий. Есть ряд наречий, которые пишутся раздельно. Чтобы запомнить правописание таких наречий ученики превращали их в подобие стихов. Например: Без удержу, без умолку,
Без устали, под стать,
С лихвой, на слом, в обнимку-
Учу, твержу опять.
5.Повторение словообразования, лексики и грамматики.
1) Разобрать по составу прилагательное пылеводонепроницаемые (часы)
2) Шарада. Первая часть слова- лес, вторая- количественное числительное, третья- гласная буква, которая может быть соединительной гласной, предлогом или междометием. Все слово- место знаменитого сражения. (Бородино)
3) Разобрать по членам предложения пословицу. Смелый сильнее трусливого. Назвать части речи.
4) Мать спросила у дочери: «Чашки всё ещё грязные?» Дочь ответила четырьмя личными местоимениями. Какими? (Они вы- мы- ты)
5) Назовите начальную форму слов самого, самого себя. Какие это части речи? Какого разряда?
6) Какой союз зашифрован в этих буквах? ОД
КО
При повторении у учителя есть возможность ненавязчиво, помня о чувстве меры, помочь детям проявить свои творческие способности. Достаточно, исправляя ошибку в слове каменщик, сказать: «Как хочется мягкому знаку забраться в слова! Но мы ему это не позволим». На следующий день появились рисунки со всеми случаями сочетаний ч и щ с согласными. Таким образом ребята повторили правило. Тогда я предложила всему классу написать сказку «Проказы ь знака» Работы получились разнообразными, писали их дети с интересом.
Таким образом, рисуя, сочиняя, играя и думая, ребята повторяют пройденное, испытывая удовольствие, интерес к предмету «русский язык»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Систематизируем и повторяем элементарную алгебру»
Элективный курс «Систематизируем и повторяем элементарную алгебру» рассчитан на 34 часа для учащихся 10 класса. Данная программа курса сможет привлечь внимание учащихся,...
ТАКИЕ ИСТИНЫ НЕ СТЫДНО ПОВТОРЯТЬ И 100 РАЗ..
15 ЗАКОНОВ ЖИЗНИ СВАМИ ВИВЕКАНАНДА vivekananda_svami.jpgСвами Вивекананда — индийский философ и общественный деятель. Вивекананда был главным учеником Рамакришны и основателем Ордена Рамакришны и Мис...
Конспект урока русского языка в 9 классе по теме "Повторим орфографию" с использованием личностно ориентированного подхода в обучении.
Использование групповой работы учащихся при повторении орфографии в 9 классе. Деловая игра....
Дистанционный курс "Повторяем орфографию"
Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам дистанционный курс по орфографии. Он создан для тех, кто хочет повысить свою грамотность самостоятельно, вспомнить основные правила, закрепить орфогра...
Методическая разработка. Буклет "Повторяем геометрию"
В буклете собран теоретический материал по геометрии. Предназначен материал для учащихся 9 кл. Материал может быть использован как справочный материал обучающимися к подготовке к экзаменам...
Методическая разработка внеурочного занятия по геометрии в 9 классе "Геометрический калейдоскоп". ( Повторяем и готовимся к ОГЭ)
Одним из эффективных путей воспитания у школьников интереса к предмету является организация их игровой деятельности. Часто то, что на уроке казалось трудным, даже непостижимым, на внеклассном занятии,...
Методическая разработка классного часа на тему: «Холокост: помнить, чтобы не повторилось»
Цели:формирование у обучающихся представления о трагедии Холокоста;становление патриотизма как важнейшей духовно-нравственной и социальной ценности,...