Дистанционный курс "Повторяем орфографию"
материал (8 класс) по теме
Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам дистанционный курс по орфографии. Он создан для тех, кто хочет повысить свою грамотность самостоятельно, вспомнить основные правила, закрепить орфографические навыки.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dist_kurs.docx | 18.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Здравствуйте, ребята. Я предлагаю вам дистанционный курс по орфографии. Он создан для тех, кто хочет повысить свою грамотность самостоятельно, вспомнить основные правила, закрепить орфографические навыки.
Блок 1
Всем известна эта непростая орфограмма «Буквы О – Ё под ударением после шипящих».
Для того чтобы окончательно «победить» эту сложную орфограмму, предлагаю универсальную таблицу, которая включает все части речи и все морфемы с данной орфограммой.
Итак, таблица О - Ё после шипящих под ударением
Существительное | Прилагательное | Наречие | Причастие и отглагольное прилагательное | Глагол | ||
Корень | В исконно русских словах пишется Ё К исконно русским словам, почти всегда можно подобрать проверочное слово. Жёлтый (желтеть), решётка (решето). Исключения: шов, шорох, чопорный, чокаться, обжора В словах иноязычного происхождения пишется буква О. Шок, шорты, шоу и т.д. | |||||
Суффикс | О Снежок Исключение суф. – ёр Стажёр, тренажёр | О холщовый | О свежо | Ё окруженный | Ё ёвыва размежёвывать | |
Окончание | О плащом | О большого | ------- | ---------- | Ё течёт |
Примечания
Не забывайте о словообразовательном принципе русской орфографии. В суффиксах существительных рамежёвка, раскорчёвка пишется буква ё, поскольку они образованы от глаголов размежевать и раскорчевать с характерным глагольным суффиксом – ева (- ёва).
По этому же принципу в суффиксах существительных тушёнка и сгущёнка пишется буква ё. (Тушёнка – тушеное мясо, сгущёнка – сгущённое молоко); ён (- ен) - суффикс причастия и отглагльного прилагательного.
Омонимичныё формы глагола и существительного разграничиваются в правописании: поджёг дом (глагол) – поджог дома (существительное).
А теперь закрепим полученные знания на примерах. Задания строятся по принципу от простого к сложному. Предвидя некоторые сложности в толковании отдельных устаревших или редко употребляемых слов, предлагаю заглянуть в наш толковый мини - словарик.
Упражнение 1.
Опираясь на таблицу (определите морфему и часть речи), объясните правописание о – ё после шипящих в следующих словах:
Черный, шерстка, чёлка, шоумен, шов, шорох, юбчонка, колпачок, крючок, кумачовый, (встретили) горячо, (сказано) хорошо, врачом, плечом, борщом, большого, бережёт, увлечёт, увлечённый, освещённый.
Упражнени 2.
Выпишите приводимые ниже примеры с о и ё (е)под ударением после шипящих, распределяя их по трём группам: а) написание в корне слова; б) в окончаниях и суффиксах существительных, прилагательных и наречий; в) в окончаниях глаголов и суффиксах причастий или отглагольных прилагательных. Выделите в каждом слове соответствующую морфему.
Шёпот, большому, каланчой, шёл, жёлтый, чёрный, корчёвка, шапчонка, чужого, кирпичом, ручонка, бочонок, клочок, стережёшь, увлечён, печёный, дешевый, барчонок, шорник, шёлковый, свежо, борщом, холщовый, скрипачом, бычок, бахчой, трущоба, сундучок, чащоба, печём, тушёнка, бережок, разрешён, напряженность, жёсткость, подожжён, китайчонок, кумачом, общо, трещотка, мужичонка, обжора, размежёвка, затушёвывать, грачом, юбчонка, лишён.
Упражнение 3.
Запишите примеры, вставляя пропущенные буквы, выделяя морфему и определяя части речи. Распределите слова по тем же трём группам, как в упражнении 2. Обращайте внимание на случаи, когда существительное включает суффиксы других частей речи (от которых оно образовано), типа: приглушЁННость образовано от причастия приглушЁННый, следовательно, группа «в». Отдельно выпишите слова, которые не входят ни в одну группу.
Ж…лудь, печ…нка, парч…й, мяч…м, суч…к, ж…рдочка, башмач…к, пш…нный, отреш…нность, ш…рстка, реш…тка, маж…рный, ш…рник, плащ…м, кумач…вый, чуж…му, трещ…тка, ч…каться, деш…вый, ж…рнов, ч…лка, размеж…вывать, ш…потом, волч…нок, туш…нка, мальч…нка, саранч…й, ярлыч…к, пч…лка, щ…лка, вооруж…н, ш…рох, ж…лоб, обж…ра, ч…порный, кош…лка, печ…шь, галч…нок, туш…нка, кирпич…м, совершил подж…г, подж…г сухие листья, боч…нок, дириж…р, щ…чка, собач…нка, крюч…к, ж…сткий, жуч…к, груш…вка, никч…мный, нипоч…м, зараж…нный, трущ…ба, каланч…й, запряж…м, отраж….н, стаж…р, саж…нка, ш…лковый, разреш…н, увлеч…нность, суш…ный, щ…тка, ретуш…р, грош…вый, крыж..вник, колпач…к, раздраж…нный, затуш…вывать, алычовый, челн, тысч…онка, пауч…к, палач…м, лавч…нка.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
дистанционный курс подготовки к ГИА(орфография)
Данный дистанционный курс предназначен для учащихся 8-9 классов при подготовке к государственной итоговой аттестации...
Дистанционный курс "Повторяем орфографию"
Этот курс разработан прежде всего для восьмиклассников, желающих самостоятельно повысить грамотность, но кроме того, материалы курса можно использовать на уроках при изучении или ...
Дистанционный курс «Подготовка к ЕГЭ. Орфография».
Целевая аудитория: обучающиеся 10-11 классовСодержание курса:1. А 13. ПРАВОПИСАНИЕ -Н- и -НН- В СУФФИКСАХ РАЗЛИЧНЫХ ЧАСТЕЙ РЕЧИ;2....
Урок русского языка в 6 классе (дистанционное обучение) Тема урока «Повторение изученного в 5 классе. Фонетика, орфоэпия. Орфография».
Задание выполняется в электронном виде и высылается учителю на электронную почту или выкладывается в электронный дневник....
Дистанционный курс по русскому языку Грамотным быть модно! (Орфография)
Дистанционный курс по русскому языку предназначен для учащихся 7, 8, 9 классов. Тематика курса соответствует основным содержательным разделам программы учебного предмета «Русский язы...
Дистанционный курс "Орфография" в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку.
Дистанционный курс содержит ссылки на теорию и практические задания по разделу "Орфография" в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку....
Рабочая программа дистанционного курса «Русское правописание: орфография и пунктуация» 10 класс
Основная цель данного курса состоит в повышении грамотности учащихся, в развитии культуры письменной речи. Программа уделяет особое внимание характеристике речевого общения в целом и особенн...