В стране Букв и Звуков, или Фонетика, Графика, Орфоэпия
план-конспект урока по русскому языку (7 класс) на тему
Урок повторения и обобщения знаний по русскому языку в 7 классе, построенный по технологии РКМЧП
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok.docx | 88.19 КБ |
Предварительный просмотр:
В стране Букв и Звуков, или…(дописать после ответов учеников)
Фонетика, Графика, Орфоэпия
Язык наш… создан для искусного чтения,
заключая все оттенки звуков и самые смелые переходы от возвышенного до простого
в одной и той же речи.
Н.Гоголь
Цели урока:
обучающие: повторить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка
развивающие: развивать коммуникативные умения учащихся, логическое мышление, познавательный интерес, творческую активность учащихся;
воспитательные: повышать интерес к предмету; развивать умение работать в группе.
Формирование
Предметных результатов:
Закрепление навыков характеристики звуков, повторение основных процессов, происходящих в слове; формирование умения применять полученные знания на практике;
Метапредметных:
- Познавательных: логические действия, работа с информацией
- Регулятивных: планирование, контроль, коррекция, оценка
- Коммуникативных: быстро и правильно ориентироваться в условиях общения, уметь спланировать свою речь, правильно выбрать содержание, найти адекватные средства выражения мысли и обеспечить обратную связь
Личностных результатов : Нравственно-этическое оценивание, рефлексия
Тип урока: урок обобщения и систематизации изученного в конце учебного года
Оборудование: карточки для групповой работы, презентация для фронтальной работы
Педагогическая технология: РКМЧП
Формы работы с учащимися: групповые, индивидуальные, фронтальные
Ход урока
1.Орг.момент. Здравствуйте, ребята. Настроимся на урок, улыбнемся друг другу, подарим хорошее настроение, чтобы было вместе весело и увлекательно идти по дороге знаний на этом уроке.
2. Вызов.
Готовясь к уроку, я нашла старую карту. Вот она. Карта страны Букв и звуков. Давайте вспомним, какими специальными лингвистическими терминами, которыми мы с вами пользуемся на уроках русского языка, можно назвать эту страну.
Поздравляю, вы определили тему нашего урока, запишем её.
Я предлагаю вам путешествие по этой стране. Как вы думаете, с какой целью? Прочитайте эпиграф к уроку, он должен вам помочь для определения целей нашего урока.
Что именно, путешествуя, мы будем повторять, вы ответите, разгадав небольшой кроссворд.
- Раздел науки о языке, изучающий звуки речи –фонетика
- Раздел науки о языке, изучающий нормы произношения - орфоэпия
- Раздел науки о языке, изучающий способы обозначения звуков языка на письме – графика
Вывод: цель урока – повторить и систематизировать знания о звуковой системе русского языка, закрепить навык характеристики звуков, повторить основные процессы, происходящие в слове; формировать умения применять полученные знания на практике;
- Стадия осмысления. Воспроизведение знаний на новом уровне.
Первый пункт нашего путешествия Посёлок Фонема. Кто здесь живёт? – Звуки-. Какие же 2 группы звуков есть в нашей речи ?
Предлагаю вспомнить их, заглянув в ваши памятки, а также проверить знания друг у друга, задав вопросы одноклассникам
1,2,3 группа должны задать по 1-2 вопроса о звуках другой группе.
4 группа составить общую схему-памятку «Звуки русского языка»
- группа –вопрос о гласных
- – о согласных звонких и глухих
- о согласных мягких и твердых
Практическое задание. В первой группе найдите слово, в котором только два согласных звука: глухой и звонкий.
Во второй группе найдите слово, в котором один мягкий согласный, остальные согласные твердые.
В третьей группе найдите слово, в котором один глухой согласный, остальные согласные звонкие.
Какое предложение у вас получилось?
- дом, вёз, дай, лом, вели, мост, бил (Вёз)
- широта, дорога, корабль, переезд, четыре, лимончик, человек, паровоз (Корабль)
- кассеты, карамель, листы, дровишки, зверей, туристов (Туристов)
Двойной лес
Почему он так называется, кто здесь живёт? Буквы е,ё,ю,я.
Практическое задание.
Найдите слова, в которых рядом стоят два гласных звука:
театр, какао, каемка, сиять, союз, струя, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук
(Театр, какао, шпион, дуэт, оазис, пианино, каучук) – ответ на слайде!
Приближаемся к городу «Алфавит». Сюда можно войти, лишь ответив на вопросы:
-Что такое алфавит и почему он имеет такое название?
(Список всех букв, расположенных в принятом порядке. Слово «алфавит» пришло к нам из греческого языка. В греческом языке первая буква называлась «альфа», а вторая «вита», из этих двух названий получилось слово «алфавит». Оказывается, буква «А» – это претерпевший множество изменений рисунок перевернутой головы быка. У древних греков «А» называлась «алеф», то есть бык. И «вит» здесь тоже неспроста, это изменившаяся со временем буква «бет» (дом). Так что слово «алфавит» произошло от «альфа» – бык и «бет» – дом. )
- Каким другим словом можно назвать алфавит и почему?
(Слово «азбука» появилось из названий двух первых русских букв. Буква «А» называлась тогда «Аз», а буква «Б» – «буки». Из этих названий – «аз» и «буки» – и получилось русское слово «азбука»)
- Кто создал славянскую азбуку?(Кирилл и Мефодий)
- Сколько букв в русском алфавите?(33)
- Какие две буквы не обозначают звуков?(ъ,ь)
- Почему и краткое? (Индивидуальное задание)
Выступление учащегося
Гора Орфоэпия, пик Ударение
Практическое задание.
Исправьте ошибки в ударении слов (ударные буквы выделены) и в их произношении, если это необходимо:
наро[чн]о, красивее, библиоте[чн]ый, свёкла, экспр[р]есс, , они правы, бу[т´э]рброд, звонит, сви[тэ]р, средства, муз[зэ]й, щавель, деви[шн]ик, понявший, сове[сл´]ивый.
Проверка задания группами или вслух по очереди
наро[шн]о, красивее, библиоте[чн]ый, свёкла, эксп[р']есс, они правы бу[тэ]рброд, звонит, сви[тэ]р, средства, муз[з´э]й, щавель, деви[шн]ик, понявший, сове[сл´]ивый.
Весёлый привал
Ответьте на вопросы
Долина Графика
Перед вами фонетическая (звуковая) запись строчек стихотворения С.Маршака, запишите их буквами, соблюдая правила русского языка
1 группа[пус'т' каждый' д'эн' икаждый' ч'ас]
2 группа [вам новай'э дабуд'ит'].
- Группа [пус'т' добрым буд'ит ум увас],
- Группа [ас'эрцэ умным буд'ит].
Пусть каждый день и каждый час Вам новое добудет.
Пусть добрым будет ум у вас,
А сердце добрым будет
- Почему произношение и написание различаются? (слабая и сильная позиция гласных и согласных)
- Что нужно знать, чтобы правильно записать слово?
Фонетический разбор
- Какой это разбор?
Разминка
Учащийся, выполняя звуковой разбор словоформы на цыпочки, охарактеризовал звуки так:
[эн] - согласный, глухой, твердый;
[а] – гласный;
[ц] – гласный, звонкий, твердый;
[ы] – гласный;
[пэ] – согласный, глухой, мягкий;
[о] – гласный;
[ч’] – согласный, мягкий, глухой;
[к] – согласный, глухой, твердый;
[и] – гласный.
Правильно ли учащийся разобрал слово? Докажите.
Разберите фонетически слова:
1-2 группа – союз
3-4 - сиять
Фронтальная проверка разбора
- Рефлексия
Какое утверждение верно? Почему?
звук = буква
звук ≠ буква
- Закончите фразу: Сегодня на уроке я…
- Д/з:
- Вопросы на с. 193(у.)
- Повторить по памятке тему «Текст. Стили речи»
- Индивидуальное задание: написать мини-сочинение «Я вижу за окном…»
- Привал оценка
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Урок-КВН "Фонетика. Графика. Орфоэпия".
Аннотация Почему именно игровая форма урока? Почему особенно актуальна данная форма проведения урока в 5- классах?Еще выдающийся учёный-психолог Л.С. Вы...
Урок русского языка в 5 кл : "Повторение и обобщение раздела "Фонетика. Графика. Орфоэпия"
Данная разработка урока предназначена для повторения раздела "Фонетика. Графика. Орфография". Этот урок в сильных классах расссчитан на 1 час, в слабых - на 2 часа....
Презентация "Повторение изученного в разделе"Фонетика. Графика. Орфоэпия." "
Эта презентация к уроку обобщения и систематизации знаний по теме"Фонетика. Графика. Орфоэпия"....
Повторение изученного по теме: «Фонетика. Графика. Орфоэпия. Орфография».
Цель урока: обобщить знания учащихся 10 класса по теме: «Фонетика, графика, орфоэпия, орфография»; работать над формированием орфографических действий, связанных с правописанием гласных и согласных в ...
Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"
Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...
Дәрес-план консректы "Фонетика.Графика.Орфоэпия"
Бу дәрес-план конспекты үтелгән темаларны кабатлау өчен уңайлы дип саныйм...
Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор
Тема урока: Основные понятия фонетики, графики, орфоэпии. Звуки и буквы. Фонетический разбор.Тип урока- Повторительно-обобщающий...