Статья "Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС"
статья по русскому языку по теме
Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения фГОС
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_1_.docx | 32.89 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
«Основная общеобразовательная школа» пгт. Троицко-Печорск Республика Коми
Статья
«Организация контрольно-оценочной деятельности в условиях введения ФГОС»
(из опыта работы)
Автор: Куртесова Ольга Петровна,
учитель русского языка и литературы
Август , 2016
Главный результат современного образования - это не отдельные знания, умения и навыки, а способность и готовность человека к эффективной и продуктивной деятельности в различных социально-значимых ситуациях. Целью учебного процесса в соответствие с требованиями нового стандарта становится не просто вооружить ученика фиксированным набором знаний, а сформировать у него умение и желание учиться всю жизнь, работать в команде, способность к самоизменению и саморазвитию на основе рефлексивной самоорганизации.
Функция учителя заключается не в обучении, а в сопровождении учебного процесса: подготовка дидактического материала для работы, организация различных форм сотрудничества, активное участие в обсуждении результатов деятельности учащихся через наводящие вопросы, создание условий для самоконтроля и самооценки. Результаты занятий допускают неокончательное решение главной проблемы, что побуждает детей к поиску возможностей других решений, к развитию ситуации на новом уровне. Соответственно меняется и критерий ценности учителя – он ценится не за то, что больше знает, а за то, что умеет организовать процесс саморазвития обучающегося и самого себя.
Введение федерального государственного стандарта ООО требует переосмысления педагогической деятельности вообще и оценочной практики в частности. Система оценивания занимает особое место в новых ФГОС. Входя в состав универсальных учебных действий, оценка и контрольно-оценочная деятельность в целом выступает как самостоятельный элемент содержания образования, который необходимо формировать и развивать.
Какие требования предъявляются к современному уроку:
- хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
- учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
- урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
- учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
- вывод делают сами учащиеся;
- минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
- времясбережение и здоровьесбережение;
- в центре внимания урока - дети;
- учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
- умение демонстрировать методическое искусство учителя;
- планирование обратной связи;
- урок должен быть добрым.
- Самостоятельная работа с проверкой + контроль и самооценка
Большое внимание уделяется контролю учебной деятельности учащихся.
Виды контроля
Текущий | Промежуточный | Итоговый | |||
входной | оперативный | рубежный | зачет (без оценки) | дз (оценка) | экзамен |
вступительное тестирование: ■ устное ■ письменное ■ смешанное | учебное занятие: ■ опрос ■ сам. раб. ■ контр. раб. ■ тест ■ аудирование ■ высказывание по теме ■ реферат, доклад ■ презентация и т. д. | контроль темы раздела: ■ сам. раб. ■ контр. раб. ■ тест ■ доклад, реферат, эссе и т. п. ■ презентация ■ проект и т. д. | ■ теоретический (лексико-грамматические тесты) ■ практический (рефераты, доклады, аудирование, высказывание по теме, проекты) ■ комплексный (теор.+ практ.) | ■ контр. раб. ■ тест ■ устная форма работы (выступление студентов, презентация и т. д.) ■ ИКТ | ■ устный ■ письменный ■ смешанный (комплексный) |
В своей работе использую различные методические материалы. Например:
КОНТРОЛЬНО-ИЗМЕРИТЕЛЬНЫЕ МАТЕРИАЛЫ. РУССКИЙ ЯЗЫК. 5 класс
к учебникам
- Т. А. Ладыженской, М. Т. Баранова, Л. А. Тростенцовой и др.;
- • В. В. Бабайцевой и др.;
- • М. М. Разумовской и др.
Издание допущено к использованию в образовательном процессе на основании приказа Министерства образования и науки РФ от 14.12.2009 № 729 (в ред. от 13.01.2011).
Издание помогает учителю вести систематический комплексный контроль учебной деятельности учащихся, так как содержит
- Тематические тесты (содержат 6–7 вопросов и заданий. Все вопросы и задания разделены на три уровня сложности (А, В, С).
- Словарные диктанты (по темам)
- Контрольные диктанты (с грамматическим заданием)
При игровой и личностно – ориентированной развивающей технологии контрольно-оценочную деятельность осуществляю на любом этапе урока. Использую различные виды контроля.
Этап актуализации знаний.
- «Лингвистическая разминка» - устный опрос. Ученикам предлагается Лист контроля, на котором написаны десять вопросов по изученным темам. Эти Листы раздаются в начале урока, ребята выбирают сами вопрос, озвучивают его и дают полный ответ. Если ответ принят одноклассниками и учителем, то номер вопроса вычеркивается учеником. Таким образом, ученик дает ответ на все 10 вопросов (как в урочное, так и внеурочное время)
- «Ученик – учитель». После записи слов или словосочетаний организуется взаимопроверка, ребята меняются тетрадями, проверяют (при этом действует прием «Могу спросить»), ставят оценку и свою подпись.
- «Творческое начало» (представить, изобразить, нарисовать понятие, часть речи, член предложения и т. п.)
- «Отгадай - ка» ( по главным словам в словосочетании формулировать тему урока; отгадка загадки может являться темой урока…)
- «Учитель» (устный опрос проводит ученик, который, опираясь на записанные на доске словосочетания, формулирует вопрос и сам спрашивает одноклассников; оценивает тоже сам ученик)
- «Четвёртый лишний»
- «Притчи»
- «Эпиграф урока»
- «Стихотворение»
Этап открытия новых знаний.
- «Работа Консультанта». Объяснение новой темы готовит ученик, так называемый Консультант. Он самостоятельно изучает тему, составляет презентацию и выступает перед одноклассниками в качестве учителя. Ученики и учитель вправе задать вопросы Консультанту по излагаемой им теме.
- «Мы вместе». Отбор материала по теме. Ученикам предлагается определенный объем учебного материала. Ребятам в паре необходимо произвести отбор материала, который понадобится при изучении новой темы.
Этап первичного закрепления.
- «Верю» - «не верю». Ученикам предлагаются предложения-утверждения по новой теме под номерами. Если утверждение правильно - ученик ставит номер предложения в графу «Верю», если ошибочно - в графу «Не верю» (до 6-8 предложений). Затем ученик соединяет цифры – получается определенная фигура, если задание выполнено верно.
- «Устная контрольная работа»
Обучающимся раздается 5 – 6 вариантов карточек, содержащих вопросы по пройденной теме. В течение 6 –8 минут обучающиеся обдумывают устные ответы на вопросы. Затем вызывается один из обучающихся, а его дополняют те, у кого карточки того же варианта. Этот способ позволяет повторить довольно быстро какую-то небольшую тему и оценить ее усвоение большим количеством обучающихся.
- «Слепая таблица» (восполнение информации в таблице )
- «Тест»
- «Комплексный анализ мини-текста»
- «Словарный диктант»
- «Цепочка» (выполнение одного задания каждым учеником по очереди)
- «Лист опроса» (при объяснении материала учитель задает вопросы, на которые отвечает каждый ученик письменно, вопросы могут быть предложены как для закрепления излагаемого материала, так и высказывания своего мнения)
- «Дифференцированная проверочная работа»
- «Инновационный диктант» (Каждый обучающийся перегибает пополам четверть тетрадного листа. На верхней и нижней частях листов пишется фамилия и номер варианта. Ответы записываются на двух половинах. После окончания диктанта обучающиеся сдают одну часть листа преподавателю. Сразу начинается проверка. Педагог просит одного из обучающихся назвать ответ и записывает его на доску (независимо от того, верен ли он). Остальные сигнализируют зеленым или красным сигналом, верен ли ответ).
Рефлексия.
- Заполнение учеником Листа самооценки по видам деятельности: устная работа, письменная работа, объем выполненных заданий, итог урока.
- «Мое мнение» ребята высказывают своё мнение об уроке (что понравилось, в чем испытали трудности, каковы пожелания себе, учителю и одноклассникам и т.д.)
- «Закончи предложение»
- «Укажи цвет твоего настроения»
- «Телеграмма»
В ходе учебной деятельности при самоконтроле, взаимоконтроле, контроле формируются следующие УУД: предметные (знать учебный материал по теме урока), метапредметные (познавательные: высказать и обосновать свою точку зрения; коммуникативные: устанавливать рабочие отношения, эффективно сотрудничать; регулятивные: формировать навыки самоконтроля и взаимоконтроля); личностные (понимать русский язык как один из основных национально-культурных ценностей русского народа)
В учебной деятельности педагог может использовать следующие Цифровые образовательные ресурсы:
- http://repetitor.1c.ru/ - Серия учебных компьютерных программ '1С: Репетитор' по русскому языку, Контрольно-диагностические системы серии 'Репетитор. Тесты по пунктуации, орфографии и др.
- http://www.gramota.ru/- Все о русском языке на страницах справочно-информационного портала. Словари онлайн. Ответы на вопросы в справочном бюро. Официальные документы, связанные с языковой политикой. Статьи, освещающие актуальные проблемы русистики и лингвистики.
- Электронные пособия по русскому языку для школьников http://learning-russian.gramota.ru
- http://www.gramma.ru - Пишем и говорим правильно: нормы современного русского языка. Помощь школьникам и абитуриентам. Деловые бумаги - правила оформления. Консультации по русскому языку и литературе, ответы на вопросы.
- http://www.school.edu.ru/ -Российский образовательный портал
- http://www.1september.ru/ru/ - газета «Первое сентября»
- http://all.edu.ru/ - Все образование Интернета
- Культура письменной речи http://www.gramma.ru
Использованная литература:
Открытые массовые дистанционные курсы для обучения педагогических работников общего образования «Развитие различных форм государственно-общественного управления образованием в условиях изменения правовых основ регулирования отношений в сфере образования»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программа по внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
Приняла заочное участие в научно - практической конференции в ИПКРО РА , статья будет публиковаться....
Интеграция урочной и внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС
В соответствии с федеральным государственным образовательным стандартом начального общего образования (ФГОС НОО) основная программа реализуется образовательным учреждением, в том числе, и через внеуро...
Организация познавательной деятельности в условиях введения ФГОС (математика 5-6 классы)
Сегодня остро встал вопрос о развитии самостоятельности и творческой активности учащихся на основе дифференциального обучения и индивидуального подхода, подготовки и проведения различных видов в...
Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС
Актуальность темы исследования определяется тем, что в условиях введения ФГОС важной задачей методической работы образовательного учреждения становится обеспечение реализации новых приоритетов о...
Организация работы педагогов по самообразованию, самоанализу и самооценке результатов деятельности в условиях введения ФГОС
Методическая работа является важнейшим средством, связывающим в единое целое всю систему работы школы. Роль методической работы в школе значительно возрастает в современных условиях в связи с необходи...
презентация Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС
Презентация "Внеурочная деятельность в условиях введения ФГОС"отражает основные цели,задачи,технологии формы и методы внеурочной деятельности....
"Формирование устойчивого интереса к творческой деятельности через развивающие игры (во внеурочной деятельности в условиях введения ФГОС) "
Как с помощью игрового материала заинтересовать изучать математику....