Буквы 3/С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему

Пятерникова Надежда Алексеевна

Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Буквы 3/С на конце приставок" (по учебнику Баранова, Ладыженской)

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon z-s_v_pristavkah.doc49.5 КБ

Предварительный просмотр:

ХОД УРОКА

  1. ОРГМОМЕНТ. 1 мин
  2. ПРОВЕРКА Д/З  5 – 7 мин

- Итак, ребята, начнём наш урок с проверки домашнего задания. Скажите мне, пожалуйста, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке, что мы изучали? (Правописание гласных и согласных в приставках). Все ли приставки мы рассматривали? (Кроме приставок на –з, -с и приставок пре- и при-). Верно, мы с вами изучали правило написания всех приставок, кроме приставок на –з, -с, пре- и при-. Расскажите мне это правило.

-Ребята, а можно ли проверить написание этих приставок.

-Могут ли гласные в приставках оказаться в слабой позиции? В каком случае? Как проверить? НАПИСАТЬ ПРИМЕР -1ЧЕЛОВЕК К ДОСКЕ

-А согласные в приставках могут оказаться в слабой позиции? В каком случае? (п/д согл., кроме сонорн.) Как проверить? (согл.+гласн.) (согл.+сонорн.) НАПИСАТЬ ПРИМЕР -2ЧЕЛОВЕКА К ДОСКЕ

- А теперь давайте проверим домашнее упражнение (№418) Нужно было от данных бесприставочных глаголов образовать глаголы с приставками, указанными в скобках. При этом во всех словах приставку нужно было обозначить.

III. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Мотивация изучения новой темы. 7мин

СЛАЙД 1:

-Ребята, перед вами тетрадь Незнайки. Он очень торопился, когда писал слова, и некоторые буквы пропусил. Давайте вставим пропущенные буквы. Работаем устно.

О…ход, пре…ставить, по…шутить, на…пилить, о…бросить.

-В какой морфеме пропущены буквы? Совпадает ли написание и звучание пропущенных букв? Тогда давайте проверим написание, поставьте пропущенные звуки в сильную позицию.

СЛАЙД 2

-Перевернём страничку, посмотрим, что ещё написано у Незнайки.

Бе…шумный, Бе…жалостный , Во…делывать, Во…питать, И…печь, И…дать.

- Давайте в этих словах попробуем вставить пропущенные буквы.

-Ребята, а почему у нас возникли разногласия? Можем ли мы опираться на правило, изученное ранее? -Почему это правило не подходит? –Тогда сможем ли мы вставить пропущенные буквы? –А почему нет? –Значит сегодня на уроке мы должны познакомиться с правилом, которое помогло бы нам выполнить данное задание.

- Мы с вами уже познакомились с правописанием гласных и согласных в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-.

-Как вы думаете, что мы должны изучить сегодня?

Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Откройте ваши тетради, запишите число и тему. СЛАЙД 3.

-Ребята, тему урока мы с вами сформулировали, теперь давайте попытаемся определить цели урока. Чем мы будем заниматься, что должны сделать? СЛАЙД 4

  • Узнать способ действия при выборе з-с на конце приставок.
  • Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
  1. ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА.  5 мин

- Давайте попытаемся разобраться, отчего зависит выбор З или С на конце приставок. СЛАЙД 5

-Прочитайте слова. Назовите приставки.

-Как вы думаете, почему в словах 1-го столбика приставка оканчивается на З, а в словах 2-го столбика – на С? В какой морфеме нужно искать подсказку, чтобы  определить написание приставки на З-С? (В корне) В какой букве корня? (В 1) Попытайтесь найти закономерность.

- Молодцы. Теперь давайте проверим себя и прочитаем правило в учебнике. (п.83, с.174)

-Правильно мы с вами определили способ действия при выборе з-с на конце приставок?

-Давайте ещё раз проговорим правило.  Внимание на доску. Закончите предложение. СЛАЙД 6-7

V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ

№1 4 мин

- Теперь давайте вернёмся к упражнению, которое мы не смогли сделать в начале урока. Сейчас вы сможете выполнить задание? СЛАЙД 8

-Хорошо, тогда поработайте в парах. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически изученную орфограмму и устно докажите друг другу  условия выбора, т.е. объясните друг другу правописание согласных З-С в приставках.

2 ЧЕЛОВЕКА НА  ДОСКЕ

№2  5 мин СЛАЙД 9

Подбери пары антонимов. Найдите слова на изученное правило, обозначьте орфограмму.

ВЗАИМОПРОВЕРКА: - Поменяйтесь тетрадками, проверьте, правильно ли выполнено задание

Труд – безделье

Увядает – расцветает

Талантливый – бездарный

Закат – рассвет

Появляться – исчезать

Мощь – бессилие

№ 3  - 8 мин – СЛАЙД 11

  1. ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 мин

СЛАЙД 13

§ 83,  №424

ПАМЯТКА

СЛАЙД 9

А что же происходит, например,  в словах  сбить, сдача, сгореть?  Корни-то в этих словах тоже начинаются с буквы, обозначающей звонкий согласный?


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правописание букв З и С на конце приставок

Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются  карточки для индивидуальной работы,  тесты для проверки знаний по теме, тек...

Правописание букв З и С на конце приставок.

Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....

«Буквы з, с на конце приставок»

Урок русского языка...

Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй

Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...

Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"

Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС...

« Буквы З - С на конце приставок».

Урок-путешествие по теме "Буквы З и С на конце приставок"....

презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок

Цели урока:  Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....