Буквы 3/С на конце приставок
план-конспект урока по русскому языку (5 класс) на тему
Конспект урока русского языка в 8 классе по теме "Буквы 3/С на конце приставок" (по учебнику Баранова, Ладыженской)
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
z-s_v_pristavkah.doc | 49.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ХОД УРОКА
- ОРГМОМЕНТ. 1 мин
- ПРОВЕРКА Д/З 5 – 7 мин
- Итак, ребята, начнём наш урок с проверки домашнего задания. Скажите мне, пожалуйста, с какой темой мы познакомились на прошлом уроке, что мы изучали? (Правописание гласных и согласных в приставках). Все ли приставки мы рассматривали? (Кроме приставок на –з, -с и приставок пре- и при-). Верно, мы с вами изучали правило написания всех приставок, кроме приставок на –з, -с, пре- и при-. Расскажите мне это правило.
-Ребята, а можно ли проверить написание этих приставок.
-Могут ли гласные в приставках оказаться в слабой позиции? В каком случае? Как проверить? НАПИСАТЬ ПРИМЕР -1ЧЕЛОВЕК К ДОСКЕ
-А согласные в приставках могут оказаться в слабой позиции? В каком случае? (п/д согл., кроме сонорн.) Как проверить? (согл.+гласн.) (согл.+сонорн.) НАПИСАТЬ ПРИМЕР -2ЧЕЛОВЕКА К ДОСКЕ
- А теперь давайте проверим домашнее упражнение (№418) Нужно было от данных бесприставочных глаголов образовать глаголы с приставками, указанными в скобках. При этом во всех словах приставку нужно было обозначить.
III. ПРОБЛЕМНАЯ СИТУАЦИЯ. Мотивация изучения новой темы. 7мин
СЛАЙД 1:
-Ребята, перед вами тетрадь Незнайки. Он очень торопился, когда писал слова, и некоторые буквы пропусил. Давайте вставим пропущенные буквы. Работаем устно.
О…ход, пре…ставить, по…шутить, на…пилить, о…бросить.
-В какой морфеме пропущены буквы? Совпадает ли написание и звучание пропущенных букв? Тогда давайте проверим написание, поставьте пропущенные звуки в сильную позицию.
СЛАЙД 2
-Перевернём страничку, посмотрим, что ещё написано у Незнайки.
Бе…шумный, Бе…жалостный , Во…делывать, Во…питать, И…печь, И…дать.
- Давайте в этих словах попробуем вставить пропущенные буквы.
-Ребята, а почему у нас возникли разногласия? Можем ли мы опираться на правило, изученное ранее? -Почему это правило не подходит? –Тогда сможем ли мы вставить пропущенные буквы? –А почему нет? –Значит сегодня на уроке мы должны познакомиться с правилом, которое помогло бы нам выполнить данное задание.
- Мы с вами уже познакомились с правописанием гласных и согласных в приставках, кроме приставок на –з (-с) и приставок пре- и при-.
-Как вы думаете, что мы должны изучить сегодня?
Это и будет темой нашего сегодняшнего урока. Откройте ваши тетради, запишите число и тему. СЛАЙД 3.
-Ребята, тему урока мы с вами сформулировали, теперь давайте попытаемся определить цели урока. Чем мы будем заниматься, что должны сделать? СЛАЙД 4
- Узнать способ действия при выборе з-с на конце приставок.
- Развивать умение самостоятельно находить в словах изученную орфограмму, обозначать её графически, объяснять правописание.
- ИЗУЧЕНИЕ НОВОГО МАТЕРИАЛА. 5 мин
- Давайте попытаемся разобраться, отчего зависит выбор З или С на конце приставок. СЛАЙД 5
-Прочитайте слова. Назовите приставки.
-Как вы думаете, почему в словах 1-го столбика приставка оканчивается на З, а в словах 2-го столбика – на С? В какой морфеме нужно искать подсказку, чтобы определить написание приставки на З-С? (В корне) В какой букве корня? (В 1) Попытайтесь найти закономерность.
- Молодцы. Теперь давайте проверим себя и прочитаем правило в учебнике. (п.83, с.174)
-Правильно мы с вами определили способ действия при выборе з-с на конце приставок?
-Давайте ещё раз проговорим правило. Внимание на доску. Закончите предложение. СЛАЙД 6-7
V. ЗАКРЕПЛЕНИЕ
№1 4 мин
- Теперь давайте вернёмся к упражнению, которое мы не смогли сделать в начале урока. Сейчас вы сможете выполнить задание? СЛАЙД 8
-Хорошо, тогда поработайте в парах. Запишите слова, вставляя пропущенные буквы, обозначьте графически изученную орфограмму и устно докажите друг другу условия выбора, т.е. объясните друг другу правописание согласных З-С в приставках.
2 ЧЕЛОВЕКА НА ДОСКЕ
№2 5 мин СЛАЙД 9
Подбери пары антонимов. Найдите слова на изученное правило, обозначьте орфограмму.
ВЗАИМОПРОВЕРКА: - Поменяйтесь тетрадками, проверьте, правильно ли выполнено задание
Труд – безделье
Увядает – расцветает
Талантливый – бездарный
Закат – рассвет
Появляться – исчезать
Мощь – бессилие
№ 3 - 8 мин – СЛАЙД 11
- ДОМАШНЕЕ ЗАДАНИЕ 2 мин
СЛАЙД 13
§ 83, №424
ПАМЯТКА
СЛАЙД 9
А что же происходит, например, в словах сбить, сдача, сгореть? Корни-то в этих словах тоже начинаются с буквы, обозначающей звонкий согласный?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правописание букв З и С на конце приставок
Урок закрепления и совершенствования знаний по теме «Буквы З и С на конце приставок». На уроке используются карточки для индивидуальной работы, тесты для проверки знаний по теме, тек...
Правописание букв З и С на конце приставок.
Урок русского языка в 5 классе по теме "Правописание букв З и С на конце приставок" с приложениями....
«Буквы з, с на конце приставок»
Урок русского языка...
Урок русского языка "Буквы з-, с- на конце приставок". 5 классй
Урок русского языка на названную тему комплексный, включающий в себя проверку знаний, степень усвоенности во время урока, развивающие элементы. На уроке присутствуют элементы информационных технологий...
Урок русского языка "Буквы з-с на конце приставок"
Конспект урока русского языка в 5 классе по ФГОС...
« Буквы З - С на конце приставок».
Урок-путешествие по теме "Буквы З и С на конце приставок"....
презентация к уроку Буквы З и С на конце приставок
Цели урока: Знать условия выбора буквы в приставках на З-С; уметь пользоваться правилом, определяющим выбор буквы;воспитывать интерес, любовь к родному слову, к его истории....