Урок русского языка в 6 классе по теме "Официально-деловой стиль"
план-конспект урока по русскому языку (6 класс)

Башарова Галина Михайловна

Данный урок знакомит учащихся с официально-деловым стилем, его особенностями.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon otkrytyy_urok_6_kl.doc62 КБ

Предварительный просмотр:

Технологическая карта урока

ФИО      Башарова Галина Михайловна    Должность   учитель русского языка и литературы

Предмет     русский язык   Класс   6  Тема урока   Официально-деловой стиль  

Кол-во часов  1      Место открытый урок        Уровень школьный

Дата проведения  09.12.2019 г.

Базовые учебники: 1) Русский язык. 6 класс. Автор:  М.Т. Баранов, Т.А. Ладыженская, Л.А. Тростенцова, Москва, "Просвещение" , 2012 г.                  

         Цели урока:  познакомить учащихся с официально-деловым стилем, его особенностями

Планируемые ОР, формируемые УУД:

Ученик по окончании изучения темы:

            ЛР-1:обосновывает необходимость и значимость для себя понимания официально-делового стиля;

ЛР-2:активно и заинтересованно выполняет все задания на уроке;

РУД-1:формулирует учебную задачу урока;

РУД-2:контролирует и оценивает свою деятельность на уроке;

РУД-3: адекватно оценивает свои учебные достижения;

РУД-4:осуществляет целеполагание предстоящей деятельности на уроке;

ПУД-1:видит и определяет признаки официально-делового стиля;

ПУД-3:осуществляет работу на выявление особенностей официально-делового стиля;

ПР-3: описывает жанры официально-делового стиля;

ПР-4:осуществляет анализ текстов официально-делового стиля.

Образовательная технология: технология критического мышления через чтение и письмо

Деятельность учителя

Деятельность ученика

ПОР

I.Организационный момент

Приветствие. Отметка присутствующих. Проверка готовности к уроку. Психологический настрой на урок.

Стоя. Дежурный

II.Постановка учебной задачи

Мотивация к учебной деятельности. Введение в тему

-актуализация имеющихся знаний;

-пробуждение интереса к полученной информации.

Выразительное чтение притчи учеником с соблюдением  орфоэпических норм .

Однажды султан решил подвергнуть испытанию своих визирей. “О, мои подданные!” - обратился он к ним, - у меня есть для вас трудная задача. Я хотел бы знать, кто решит её. Повёл он их в сад, в углу была ржавая дверь с огромным замком. “Тот, кто откроет дверь, станет первым визирем”. Одни придворные только качали головами, другие стали замок разглядывать, третьи начали неуверенно толкать дверь, но они были убеждены, что не смогут открыть её. Один за другим отходили. Но один визирь внимательно осмотрел и навалился плечом на дверь. Он толкнул её и - о, чудо! - она стала поддаваться, появилась сначала узкая щель, а потом дверь стала двигаться все быстрее и раскрылась.

Тогда падишах сказал: “Ты станешь первым визирем, потому что полагаешься не только на то, что видишь и слышишь, но и веришь в свои силы”.

- Как вы понимаете основную мысль текста?

- Как она нам поможет на уроке?

- А сейчас представьте себе, что вы визири этого падишаха -  откройте загадочную дверь. У вас есть ключ – это ребус. Разгадайте его, и узнайте, о чём мы сегодня будем говорить на уроке. Какое слово зашифровано в ребусе? (Стиль)

Формулировка цели урока

- Я вам напомню, что такое стиль речи.

Стиль – разновидность языка, которая обслуживает какую-либо сторону жизни. -  С какими стилями речи вы уже знакомы?

- Почему официально-деловой стиль в нашем списке стоит последним?

-  Сегодня предметом нашего внимания и будет официально-деловой стиль Откройте тетради, запишите дату, класс. работа, тему урока.

- Официально-деловой стиль – это язык различных документов. Представьте себе, что вам нужно составить заявление о приёме в спортивную секцию. Что вам нужно знать, чтобы правильно это сделать?

- В этом и будет состоять цель сегодняшнего урока. Какая?

Заполнение таблицы “Знаю-хочу знать – узнал» (первые 2 колонки)

III. Открытие новых знаний

Отвечают на вопросы учителя

Разгадывают ребус

Отвечают на вопросы учителя

Работают в тетради

Ставят задачи урока -

познакомиться с официально-деловым стилем, его особенностями

ПУД-1

РУД-3

РУД-1

РУД-4

Систематизация знаний. Составление таблицы.

Актуализация знаний по теме урока. Развитие умения работать в парах.

Познакомиться с официально-деловым стилем вам поможет таблица.

Перед вами лежит сетка таблицы “Официально-деловой стиль” с незаполненными столбцами. А также опорные карточки с определённым содержанием

- Ваша задача заключается в том, чтобы определить, к какому из озаглавленных столбцов таблицы относится каждая опорная карточка, и соотнести её с таблицей. Выполнив правильно задание, вы сможете узнать об оф-дел стиле много нужного и интересного.

- А теперь мы все вместе проверим, что у вас получилось.

Работы в парах.

Консультации друг с другом.

Составление таблицы.

ЛР-2

ПУД-1

ПР-4

Практическая работа с языковым материалом

Развитие умения систематизировать материал

Развитие логического мышления

Развитие связной речи

- Давайте обратим внимание на последний столбец таблицы. Вы, наверное, заметили, что для официально-делового стиля характерно использование  устойчивых стандартных оборотов речи, которые употребляются в таких сферах, как законодательная, исполнительная, сфере делопроизводства. (Перед вами предложения. 

Прочитайте их и назовите устойчивые обороты речи, которые употребляются в этих сферах.

Документ вступает в законную силу.

Оформлен кредит в установленном порядке.

Банк предоставляет гарантию.

Приговор обжалованию не подлежит.

- Запишите эти фразы к себе в тетрадь.

- Употребление таких стандартных словосочетаний – одна из особенностей официально-делового стиля.

Проверяют выполненную работу по образцу

Отвечают на вопросы учителя

ЛР-2

ПР-4

ПУД-1

ПУД-3

РУД-2

РУД-3

Физкультминутка

Поднимает руки класс – это раз,

Повернулась голова – это два,

Руки вниз, вперед смотри – это три,

Руки в стороны пошире развернули на четыре,

С силой их к плечам прижать – это пять,

Всем ребятам тихо сесть – это шесть.

IV.Применение новых знаний

Перед выполнением следующего задания я предлагаю вам посмотреть отрывок из известного мультфильма. В нем говорится об одном из жанров оф-делового стиля - заметке в газету. Вот что может случиться, если человек не знает ещё об одной особенности этого стиля.

Заметка.

Пропал мальчик. Зовут дядя Фёдор. Рост метр 20.

Если кто увидит, пусть нам сообщит.

- Выдержан ли деловой стиль в этом документе-заметке?  Какие исправления вы бы внесли?

-Запишите исправленный вариант данного объявления. (Потерялся мальчик – Фёдор Иванов. Приметы: голубые глаза, рост 1 метр 20 см.  За достоверную информацию – вознаграждение.)

- При выполнении этого задания мы сделали заметку точнее и короче. Точность и краткость – ещё одна особенность официально-делового стиля.

- Представьте себе ещё одну ситуацию, вы  идёте по улице и видите объявление следующего содержания:

Молодой кракодил пятидесяти лет хочет зависти себе друзей.

Спредложениями обращаца по адресу: Большая Пирожная улица, дом 15, корпус Ы.

Звонить три с половиной раза.

- Что затрудняет чтение этого объявления?

- Посчитайте, сколько орфографических ошибок в этом объявлении. 

- Чтобы не попасть в такую ситуацию как крокодил Гена, предлагаю вам поработать над орфограммами в следующих словах:

за..вление, об..явление,серт..фикат, пр..каз,ра..писка

инструкц..я                          

 - Запишите слова, вставьте пропущенные буквы.

-Объясните? Все ли слова понятны?

Заявление - официальное обращение гражданина

Объявление – это деловой текст, в котором кратко сообщается, что, где, когда произошло или будет происходить

Сертификат - документ, удостоверяющий тот или иной фак

Приказ - официальное распоряжение

Расписка – это документ, который подтверждает факт получения каких-либо материальных ценностей

Инструкция – это указания, свод правил, устанавливающий порядок и способ осуществления, выполнения чего-нибудь.

- Почему именно эти слова я выбрала для задания? (Это жанры оф-делового стиля)

- Составьте и запишите предложение с любым из этих слов. Оно должно быть простым и распространённым.

Просмотр фрагмента мультфильма. 

Обсуждение ответов на поставленное задание.

Составление текста и запись в тетрадь.

Учащиеся делают вывод об особенностях официально-делового стиля.

Работают над орфограммами и лексическим значением слов

ЛР-2

ПУД-1

ПУД-3

РУД-2

РУД-3

ПР-3

Рефлексия.  V.Подведение итогов урока

Закрепление полученных знаний

-Вот и подошёл к концу наш разговор об официально – деловом стиле речи. Это лишь малая часть того, что скрывает за собой это важный господин. За короткое время мы с вами выполнили большой объём работы, а именно какой

- Назовите основную цель официально-делового стиля?

- Какова сфера применения данного стиля?

- В чём особенности официально-делового стиля?

- О каких жанрах оф-делового стиля мы сегодня говорили?

В конце урока я предлагаю вам выполнить инструкцию  

Инструкция.

Чтобы оценит свою работу, вам следует:

1) Подойди к доске и взять на выбор один из смайликов.

2) Если урок понравился, и вы узнали для себя что- то новое и интересное, то смайлик будет с улыбкой.

3) Если урок не понравился, то карточка с грустным лицом

Заполнение таблицы “Знаю-хочу знать – узнал» (последнюю колонку)

Все молодцы, я думаю, что вы достигли той цели, которую ставил перед собой в начале урока.

И мне хотелось бы вам пожелать, чтобы каждый из вас нашел в жизни свой ключик, с помощью которого вы открывали бы любые двери.

Ответы на вопросы учителя. Подводят итоги

Определяют свое эмоциональное состояние на уроке

РУД-1

РУД-2

ЛР-1

Домашнее задание

Если вы оценили себя в 4 балла:  Составить памятку-инструкцию для младших школьников «Как правильно переходить улицу»

Если вы оценили себя 3-1 балл: Написать статья в нашу школьную газету о правилах дорожного движения.

Заместитель директора по УВР ___________________ / О.Н.Семкина. /

        Директор МБУ «Лицей №57»   ____________________/ Л.А.Козырева        


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок русского языка 9 класс. Публицистический стиль речи

Урок по программе Разумовской 9 класс.Работа с текстом при подготовке к ГИА. Публицистический стиль речи. Проблемно-диалогический урок....

Интегрированный урок русского языка и биологии (11 класc) Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке".

Интегрированный урок  русского языка и биологии (11 класc)  Научный стиль речи."Мера человеческого в человеке"....

Урок русского языка, 11 класс Тема: Официально – деловой стиль речи

Показать необходимость владения официально-деловым стилем  речи, сформировать умение оформлять деловые бумаги....

Презентация Урок русского языка «Что изучает стилистика. Понятие о стиле и речевой ситуации"

Определение речевой ситуации трёх текстов.Стиль (от лат. stilus) – способ выражения мысли, который определяется речевой ситуацией.Стилистика – наука о стилях речи....

Урок русского языка 5 класс. Прилагательное как часть речи. УМК: Русский язык 5 класс. Ладыженская Т.А.

Деятельностная: формирование у учащихся умений реализации новых способов действия, связанных с поиском и выделением информации, а также с прогнозированием результатов своей деятельности; формирование ...

Технологическая карта урока русского языка 5 класс. Тема: "Стили речи"

Цель: начать знакомство с понятием "стили речи", формировать умение различать стили речиТип урока: урок объяснения нового материала...

Разработка урока русского языка 5 класс по развитию речи. Обучение написанию текста различных стилей.

Речь - это творческая деятельность: она включает в себя умение наблюдать. мыслить, фантазировать, умение слушать и слышать.Поэтому мной разработан урок группового взаимодействия по обучению написания ...