Урок- представление в 7 классе по теме «Морфология» «В гостях у Морфологии»
методическая разработка по русскому языку (7 класс) на тему

Платонова Елена Владимировна

Цели урока:

содержательная: повторить, обобщить, систематизировать изученное ранее в разделе «Морфология»; повторить ключевые термины темы, орфограммы;

совершенствовать умение различать части речи;

деятельностная:

-  формировать способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы (фиксирование собственных затруднений, контроль выхода из затруднений);

-  формировать регулятивные УУД : целеполагание, планирование, само-и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, групповая, само- и взаимопроверка, коллективная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация, индивидуальные оценочные карты.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_uroka_povtorenie-morfologiya_7_klass_.docx31.58 КБ

Предварительный просмотр:

Урок- представление в 7 классе по теме «Морфология»

«В гостях у Морфологии»

Цели урока:

содержательная:

повторить, обобщить, систематизировать изученное ранее в разделе «Морфология»;

повторить ключевые термины темы, орфограммы;

совершенствовать умение различать части речи;

деятельностная:

формировать способность к рефлексии коррекционно-контрольного типа и реализации коррекционной нормы

(фиксирование собственных затруднений, контроль выхода из затруднений);

Формировать регулятивные УУД : целеполагание, планирование, само-и взаимоконтроль, оценка, коррекция, волевая регуляция в ситуации затруднения.

Виды работы на уроке: индивидуальная, групповая, само- и взаимопроверка, коллективная.

Оборудование: мультимедийный проектор, компьютер, экран.

Материалы к уроку: презентация,  индивидуальные оценочные карты.

Этапы урока

Деятельность учителя

1.Организационный момент

Цель: создать условия для возникновения внутренней потребности включения в учебную деятельность

Приветствие, проверка готовности к уроку.

- Здравствуйте, дорогие ребята! Я рада видеть вас! Начинаем урок.

Все уроки, как люди, похожи и разны,

Если к ним приглядеться с различных сторон.

Есть уроки, как светлый и радостный праздник,

Есть другие - как страшный мучительный сон.

- Я очень хочу, чтобы сегодняшний урок стал для вас настоящим праздником! Конечно, на любой праздник надо идти с хорошим настроением. Ничто не заряжает позитивом лучше улыбки. Будьте среди лучших, они всегда улыбаются. Улыбнитесь и вы друг другу, подарите кусочек хорошего настроения. А оно нам сегодня пригодится.

На столах лежат комплекты карточек, которые вам сегодня понадобятся на уроке. Возьмите их. Запомните свой номер. На

вопросы будут отвечать определенные номера.

Сегодня вы будете работать в группах. Давайте изучим памятку «Как работать в группе». По цепочке памятку читают первые номера.

2. Мотивация к учебной деятельности.

Целеполагание

Цель : актуализировать требования к ученику со стороны учебной деятельности («хочу»); установить тематические рамки учебной деятельности ( «могу»)

У нас сегодня необычный урок: мы отправляемся в путешествие в страну… Как вы думаете, как называется эта страна? Схема-солнце-карта.

Давайте оформим тетради: записывает сегодняшнее число, классная работа, тема урока «Морфология».

Но путешествие требует тщательной подготовки. Мы, конечно, должны знать, куда едем, зачем и что возьмем с собой туда и оттуда. Итак, мы едем, чтобы повторить все известные сведения о частях речи.

4.Этап локализации индивидуальных затруднений

Цель: осознать место и причины собственных затруднений в выполнении изученных способов действия.

Ребята, прежде чем ехать в какую-то страну, нужно узнать немного о ее истории и культуре.

Об истории происхождения частей речи нам сегодня расскажут наши знатоки, участники городской Декады наук, Калинин Егор и Барсов Артем. (Презентация №1) Будьте внимательны! Кое-что из услышанного вам понадобится в пути.

Спасибо, знатоки! А теперь посетим театр. Сказка «Как части речи подружились».

Спасибо, артисты! Это было интересно и весело!

А теперь нам нужна карта, которая покажет путь в страну Морфология. Работаем в группах.

Задание 1. Изобразите на своей «карте» в виде опорного конспекта (кластера) открытие в морфологии, которое сделал Михаил Васильевич Ломоносов. Предъявите билеты, пожалуйста (карты вывешиваются на доску номер 2)

Сегодня мы поедем в город, где живут самостоятельные части речи. А вот к кому мы пойдем в гости вы сможете узнать, если отгадаете загадки.

З А Г А Д К И

Итак, команда ____ идет в гости к Глаголу, команда _____ к Имени Существительному, команда _________ к Имени Прилагательному, ну а команда __________ идет в гости в шумную семью Местоимений.

Но пока мы еще плохо ориентируемся в незнакомой стране. Да и говорят здесь часто на неизвестном языке.

Задание «Загадочное предложение»

Можно ли определить принадлежность к той или иной части речи непонятных по смыслу слов?

Докажите это на примере фразы ученого-лингвиста Льва Владимировича Щербы «Глокая куздра штеко будланула  бокра  и  кудрячит  бокренка».

(слайд)

Проверяем, на вопросы отвечают только четвертые номера.

Вывод учащихся: у каждой части речи есть свои отличительные признаки, называемые грамматическими.

А теперь оформите паспорта на ту часть речи, в гости к которой идете.  

Итоговый результат зачитывают пятые номера.

5. Этап самостоятельной работы с проверкой

Цель: создать условия для интериоризации

 (перехода извне внутрь) способов действий, проверки их усвоения, индивидуальной рефлексии достижения цели и создания ситуации успеха.

Путешественник должен быть очень внимателен. Тренировать внимательность нам поможет новый вид работы – «Зрительный диктант». Напоминаю, что сначала вы увидите все предложения (всего 6 предложений). Затем каждое будет демонстрироваться 5 секунд. Затем у вас есть 15 секунд, чтобы записать то, что вы запомнили.

Взаимопроверка. Подсчитываем ошибки. Результаты объявляют шестые номера.

6. Этап включения в систему знаний и повторения

Цель: организовать повторение и закрепление ранее изученного и подготовить учащихся к изучению следующих тем.

А теперь среди записанных предложений найдите то, в котором есть все части речи, о которых мы говорили сегодня. Выполните морфологический разбор своей части речи. Это будет ваш отзыв о путешествии.

Запись в Книге почетных гостей делают третьи номера.

7.  Рефлексия учебной деятельности на уроке

Пока ребята работают у доски, заполните ваши путевые дневники («Лист самооценки»). Дайте прочитать ваши заметки товарищу и позвольте ему сделать свои пометки.

Посмотрим, что написали наши путешественники в Книге почетных гостей. Все верно? Молодцы! Вам понравился урок? Понравился – хлопаем, не понравился – топаем.

8.Домашнее задание

Домашнее задание выбираете в зависимости от того, как вы оценили свою работу на уроке.

!

Дополни опорный конспект-билет сведениями, полученными на уроке.

!!

Напишите сочинение на лингвистическую тему «Что стало бы с нашей речью, если бы исчезли все части речи».

!!!

Сочините сказку «Улица имени части речи».

                                                                                                      


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"В гостях у пернатых друзей. (Обобщающий урок в 6 классе по теме "Имя числительное)"

В своей работе хотела показать, как можно провести познавательный урок о птицах и обобщить материал по теме "Имя числительное " в 6 классе....

Разработка билингвального урока в 4 классе по теме« Каникулы гостей из Германии в нашем посёлке»

Данная разработка позволяет провести урок 4 классе, объединив английскую и немецкую группу по теме "Каникулы"...

Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"

Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"...

Урок литературы в 10 классе по теме "Любовь - незваная гостья" ( по роману .И.С. Тургенева "Отцы и дети").

Урок в 10 классе по роману Тургенева "Отцы и дети". Занятие интегрированное....

Презентации к уроку в 9 классе по теме «Экскурсия для иностранных гостей»

Презентации для отработки грамматического материала Passive voice  в 9 классе в рамках урока по теме "Экскурсия для иностранных гостей"...

Разработка урока по немецкому языку по теме:"Лили в гостях у нас" (4 класс)

Разработка урока по немецкому языку по теме:"Лили в гостях у нас" (4 класс)...