Урок в 5 классе по теме "Табличная форма представления информации"
план-конспект урока по информатике и икт (5 класс) по теме
Конспект и презентация открытого урока по теме "Табличная форма представления информации"
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
otkrytyy_urok_po_informatike_5_klass.zip | 1.56 МБ |
Предварительный просмотр:
МОУ Архангельская СОШ
Урок для районного семинара заместителей директоров по УР
Табличная форма
представления информации
5 класс
Разработала:
Учитель информатики и математики
Межевова Марина Владимировна
2012 г.
Конспект урока №15
Дата: 19.12.2012
Класс: 5
Тема: Табличная форма представления информации.
Цель: научиться применять таблицы при представлении однотипных данных.
Задачи:
- Образовательные:
Обучающиеся:
- знакомятся с частями таблицы;
- учатся применять таблицы к различным видам однотипной информации;
- учатся заполнять данными таблицы в среде текстового процессора Open Office.org Writer.
- Развивающие:
- развитие у обучающихся аналитического мышления;
- развитие самостоятельности;
- развитие информационной культуры у обучающихся.
- Воспитательные:
- воспитание дисциплинированности и уважения друг к другу.
Оборудование:
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: учебник для 5 класса;
- Босова Л.Л. Информатика и ИКТ: рабочая тетрадь для 5 класса;
- Презентация «Табличная форма представления информации»
- Раздаточный материал.
Тип урока: комбинированный
Ход урока
- Орг.момент
- Приветствие.
- В течение нескольких уроков мы с вами знакомились с различными видами представления информации. Назовите их.
Слайд 1
- Назовите примеры применения графической формы представления информации (плакаты, фотография, рисунки, знаки)
- В каком случае используется числовая форма представления информации. Приведите примеры (для счета предметов, для указания массы, длины, температуры и т.д.)
- Приведите примеры применения текстовой информации (с помощью текстовой формы представления информации написаны наши учебники, различная литература, журналы, газеты, объявления и т.д.)
- А сегодня на уроке мы познакомимся с новой формой представления информации, для создания которой нужны все выше перечисленные формы.
Слайд 2
- Итак, тема нашего урока «Табличная форма представления информации»
Цель урока: научиться представлять однотипную информацию в виде таблицы.
Задачи урока:
- Познакомиться с частями таблицы;
- Научиться применять таблицы к различным видам однотипной информации;
- Научиться заполнять данными таблицы в среде текстового процессора Open Office.org Writer
- Проверка домашнего задания. Актуализация знаний
- Для изучения новой темы нам обязательно потребуются знания предыдущего урока. Давайте вспомним:
1) Что понимается под кодированием информации? (Под кодированием понимается запись информации с использованием определенного кода)
2) Какие основные способы кодирования информации вы знаете? (Существуют следующие способы кодирования информации графический (с помощью рисунков и значков), числовой (с помощью чисел), символьный (с помощью символов того же алфавита, что и исходный текст))
3) Почему выбирают тот или иной способ кодирования информации? Приведите примеры. (Выбор способа кодирования информации зависит от цели, ради которой оно осуществляется)
- Подробнее остановимся на теме «Текст как форма представления информации».
1) Расскажите о текстовой форме представления информации. (Текст – это любое словесное высказывание, напечатанное, написанное или существующее в устной форме. Информация, представленная в форме письменного текста, называется текстовой информацией)
2) С какой целью вы создаете тексты? Приведите примеры.
3) Скажите, какие принципиальные изменения в создание текста внес компьютер? (Появление компьютеров коренным образом изменило технологию письма. С помощью специальных компьютерных программ можно набрать любой текст, при необходимости внести в него изменения, записать текст в память компьютера для длительного хранения, отпечатать на принтере какое угодно количество копий текста без его повторного ввода или отправить текст с помощью электронной почты на другие компьютеры)
- Давайте обсудим результат выполнения задания №35 в рабочей тетради на стр.38.
Слайд 3
Исходное слово | Цепочка превращений | Результат |
ШАР | пар – пир – тир – тор – бор – боб – зоб – зуб | КУБ |
МУХА | муза – луза – лоза – коза – кора – кара – каре – кафе – кафр – каюр – каюк – крюк – урюк – урок – срок – сток – стон | СЛОН |
- Объяснение нового материала
Слайд 4
- Открываем учебник на странице 37. Внимательно прочтите текст «Оценки за год».
Слайд 5
- А теперь закройте учебники и ответьте на вопросы:
1) Об оценках скольких учеников говорится в этом тексте?
2) По каким предметам приведены годовые оценки учеников?
3) Сколько учеников имеют только отличные оценки?
4) Кто из учеников имеет «4» и «5» по математике?»
- Чтобы правильно ответить на поставленные вопросы, вам придется перечитать этот не самый интересный текст несколько раз.
- А теперь давайте рассмотрим таблицу, в которой представлена эта же самая информация и ответим на эти же вопросы.
Фамилия | Предмет | |||
Русский язык | Литература | Математика | Природоведение | |
Алексеева | 5 | 5 | 5 | 5 |
Галкин | 4 | 4 | 3 | 5 |
Дроздов | 4 | 4 | 5 | 5 |
Мухин | 3 | 3 | 3 | 4 |
Прозорова | 5 | 5 | 5 | 5 |
Радугина | 4 | 5 | 4 | 4 |
-Когда вы потратили меньше времени, чтобы ответить на вопросы?
- Конечно, если же эту информацию представить в виде таблицы, то информация будет представлена в более наглядной форме и поиск нужной информации займет секунды.
- Сегодня на уроке мы научимся создавать таблицы, познакомимся с основными частями таблицы и алгоритмом составления таблицы.
Слайд 6
- Как правило, любая таблица состоит из следующих частей: головки, боковика и прографки. (Учитель показывает на слайде все составляющие таблицы)
- Таблица является простой и удобной формой представления однотипных данных.
- Где вы уже сталкивались с таблицами? (Обучающиеся приводят примеры различного применения таблиц)
- Для того чтобы на основании информации, представленной в текстовой форме, составить таблицу, необходимо воспользоваться следующим алгоритмом:
Слайд 7
- Внимательно прочтите текст.
- Выделите в тексте объекты и их значения. (При выделении в тексте объектов, значений и их свойств договоримся подчеркивать различными цветами). Определите количество столбцов и строк.
- Начертите таблицу с определенным количеством граф.
- Впишите название строк и столбцов.
- Заполните графы данными.
- Закрепление
Слайд 8
Задание 1 (выполняем вместе)
- У каждого ученика на парте текст «Задание 1»
- Внимательно прочитайте текст.
Часть площади Европы, занятая лесами, составляет 32%. Часть площади Северной Америки, занятая пашнями и плантациями, составляет 12%. Часть площади Азии, занятая пастбищами, составляет 21%. Часть площади Северной Америки, занятая пастбищами, составляет 16%. Часть площади Австралии и Океании, занятая пашнями и плантациями, составляет 5%. Часть площади Северной Америки, занятая лесами, составляет 30%. Часть площади Австралии и Океании, занятая пастбищами, составляет 54%. Часть площади Южной Америки, занятая лесами, составляет 53%. Часть площади Европы, занятая пастбищами, составляет 18%. Часть площади Австралии и Океании, занятая лесами, составляет 18%. Часть площади Южной Америки, занятая пашнями и плантациями, составляет 7%. Часть площади Африки, занятая пастбищами, составляет 26%.
- О чем говорится в тексте? (В тексте говорится о различном распределении земельных ресурсов в процентах на континентах)
- Для того чтобы составить таблицу нам нужно определиться с количеством строк и столбцов, а для этого мы должны выделить все объекты и их значения.
1. Европа, Северная Америка, Южная Америка, Австралия и Океания, Азия, Африка – континенты.
2. Леса, пашни и плантации, пастбища – земельные ресурсы.
- Посчитаем количество нужных столбцов: 1. для названия континентов; 2, 3 и 4 для названия земельных ресурсов. Итого в таблице должно быть 4 столбца.
- Подсчитаем количество строк: 1. Головка таблицы. 2. Название земельных ресурсов. 3-8. Названия континентов. Итого в таблице 8 строк.
Слайд 9
- Создаем таблицу, состоящую из 4 столбцов и 8 строк. Задаем название столбцов и строк и начинаем заполнять данными.
Готовая таблица:
Земельные ресурсы | |||
Континент | Леса | Пашни и плантации | Пастбища |
Европа | 32% | - | 18% |
Северная Америка | 30% | 12% | 16% |
Южная Америка | 53% | 7% | - |
Австралия и Океания | 18% | 5% | - |
Азия | - | - | 21% |
Африка | - | - | 26% |
Слайд 10
- Теперь вам предстоит заполнить таблицу данными самостоятельно.
Задание 2
- Открываем рабочую тетрадь на стр.38 № 36.
Задание: Преобразуйте текстовую информацию в табличную. Дайте название графам и заполните таблицу.
- Самостоятельно прочитайте текст.
- Как назовем первую графу таблицы? («Название алмаза»)
- Какое название будут иметь вторая и третья графы? («Масса» и «В каком году был найден»)
- Самостоятельно заполните таблицу. (Проверка осуществляется коллективно с презентацией, Слайд 11)
Готовая таблица:
Название алмаза | Масса | В каком году был найден |
Куллинан | 3106 карат | 1905 |
Эксцельсиор | 995 карат | 1893 |
Звезда Сьерра-Леоне | 970 карат | 1972 |
Кохинор | 800 карат | XIV век |
Великий Могол | 787 карат | XVII век |
Алмаз Победы | 770 карат | 1945 |
- Физкультминутка
- Ребята, выполняя задание ваши глаза устали. Давайте выполним небольшое упражнение, чтобы отдохнуть и подготовить себя для работы на компьютере.
Слайд 12
Игра «Весёлые фигуры» - сначала выполнить упражнение с учителем, затем самостоятельно и в быстром темпе.
- Практическая работа на компьютере
На каждом компьютере расположен файл «Практика_Таблицы». Обучающиеся выполняют задание на компьютере в парах. Пары сформированы т.о., что один ученик может оказать помощь другому.
Задание: ниже приведена таблица, в которой вы должны догадаться о каких отличительных признаках животных идет речь. Ваша задача заполнить боковик таблицы и заполнить все графы (для каждого животного свои отличительные черты). Заполнение этой таблицы потребует от вас знания по природоведению.
Отличительные признаки | ||||
волк | ||||
рыжий | ||||
маленький | ||||
нет | есть | есть | есть |
- Кто выполнил всю работу правильно?
-Кто большую часть работы выполнил правильно?
-А кто не справился?
Вывод: основная сложность выполнения задания заключалась в знание природоведения. Изучая этот интересный предмет вы ещё очень много узнаете.
Проверка: Слайд 13
- Рефлексия
Слайд 14
Задание: дорисуй фигуры в пустые клетки таблицы.
(задание на развитие внимания и логического мышления)
- Подведение итогов урока
- Что нового вы узнали на уроке?
- Вспомним алгоритм создания таблицы.
Слайд 15
- Сделаем вывод. Теперь мы знаем, что:
- C помощью таблиц удобно фиксировать наличие или отсутствие связей между различными объектами.
- Переход от текстовой формы представления информации к табличной часто помогает решать достаточно трудные задачи.
- Таблица простая и удобная форма представления однотипных данных.
- ОЦЕНКИ ЗА УРОК!!!
- Домашнее задание
Слайд 16
п. 1.10 (знать названия частей таблицы и алгоритм создания таблицы);
РТ: с. 39 №38 (провести мини-исследование на тему «Моя библиотека»)
ЦЕЛЬ: совершенствование умения представлять однотипные данные в виде таблицы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Интегрированный урок английский язык и ИКТ "Формы представления информации"
Интегрированный урок английский язык и ИКТ "Формы представления информации" для 5 класса. Интегрированный урок содержит конспект урока и презентацию....
Проект урока и презентация «Форматирование-изменение формы представления информации».
Проект урока«Форматирование-изменение формы представления информации». автор: Барахтин Анатолий Михайлович,учитель информатики высшей категории МБОУ «Сеченовская средняя общеобразовательная...
Презентация к уроку информатики в 5 классе по теме "Система – это хаос или порядок? Систематизация и поиск информации как изменение формы представления информации"
Презентация является приложением к методической разработке урока....
Интерактивная лента к уроку информатики по теме "Наглядные формы представления информации"
Презентация в виде "интерактивной ленты". Урок информатики в 5 классе по теме: "Наглядные формы представления информации"...
Конспект урока на тему: «Представление информации. Дискретная форма представления информации»
Конспект урока на тему:«Представление информации. Дискретная форма представления информации»...
Урок информатики в 5 классе «Текст как форма представления информации»
Урок информатики по теме "Текст как форма представления информации" для 5 класса. УМК Босовой Л. Л....
Методическая разработка урока информатики на тему «Наглядные формы представления информации», ориентированного на формирование навыка самооценки на внеурочных занятиях в 5 классе.
В данной методической разработке урока информатики на тему "Наглядные формы представления информации" рассмотрены пути создания ситуаций для формирования адекватной самооценки школьников....