Приемы работы с одаренными детьми на уроках русского языка
статья по русскому языку (7, 8, 9 класс) на тему
В статье представлены приемы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.Занимательные сведения о русском языке из журнала "Русский язык в школе", проблемные задания о лингвистике как науке, задания по морфологии и синтаксису.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_raboty_s_odarennymi_detmi_na_urokah_russkogo_yazyka.docx | 28.48 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы работы с одаренными детьми на уроках русского языка
В настоящее время обществу нужны люди, умеющие мыслить нестандартно, творчески решать поставленные перед ними задачи, выдвигать идеи, создавать новое, поэтому национальная образовательная инициатива «Наша новая школа», приоритетный национальный проект «Образование» предусматривают государственную поддержку способной и талантливой молодежи.
Основа работы с одаренными детьми- личностно-ориентированный подход (дифференцированное, развивающее, проблемное обучение), т.е. обеспечение качественно иного уровня подготовки, соответствующего более высокому уровню развития личности.
Для работы с одаренными детьми на уроках используются технологии творческой мастерской, критического мышления, проектная деятельность, самостоятельная работа со справочной литературой, учебником, задания на опережение, работа в группе, комплексный анализ текста, лингвистический (языковой ) анализ текста, литературоведческий анализ текста.
Во внеурочной деятельности одаренные дети отражают свое видение предмета, проявляют свои художественные навыки ( участие в конкурсе «Русский медвежонок», музыкально-литературных гостиных, предметных неделях, олимпиадах по предмету, в конкурсах исследовательских работ).
Для подготовки одаренных детей используются олимпиадные задания прошлых лет, словари, журнальные публикации( журнал «Русская словесность», «Русский язык в школе»).
Уголок русского языка
Знаете ли вы, что …
...очень редкий суффикс -жды (он встречается в словах дважды, трижды, четырежды) когда-то был не суффиксом, а целым словом? До XIV века в письменных памятниках отмечалась только форма дъвашьды, которая получилась в результате сращения двух слов: дъва и шьды (сравни: шедший) — это означало приблизительно «два шага». Строго исторически мы должны были бы писать «двашды», но ш перед д озвончилось, в результате шд превратилось в жд. И теперь в словах дважды, трижды мы выделяем суффикс -жды.
...решето, решетка и решка — слова-родственники? Самое старое из них, общеславянское — решето; сравнение его со словом прореха показывает, что состояло оно из корня рех- -реш- (со значением «дыра, отверстие») и суффикса -ет (о).
От решето с помощью суффикса -к- образовалась решетка. И гораздо позже появилась решка — название той стороны монеты, которая противоположна изображению герба; раньше на ней часто помещали замысловатый вензель — он-то и напоминал решетку, которая превратилась в сокращенное решка.
...большая часть прилагательных в русском языке выражает качество или признак не прямо, а опосредованно, через отношение к предмету или действию? Например, среди «цветовых» прилагательных очень немного таких, корень которых обозначает только цвет: белый, черный, серый, желтый, синий. Уже зеленый - это «цвета травы, зелени» (древнерусское и диалектное зель означало «молодая озимь, зелень; зелье»). Интересно, что и в древнерусских миниатюрах использовались краски немногих основных цветов: белого, черного, серого, красного, желтого, зеленого, синего, голубого. Встречались еще розовый, фиолетовый, но названий для них в древнерусском языке еще в XVI веке не было. Слово фиолетовый, например, было заимствовано из польского языка в XVIII веке (а польское fioletowy возникло на основе немецкого слова violett «фиолетовый», которое в свою очередь восходит к французскому violette «фиалка»). Таким образом, большая часть цветовых прилагательных выражает понятие цвета через отношение к какому-либо предмету. Так было в древнерусском языке, ср.: жаркий («цвета жара», т. е. горящих углей), крапивный («зеленого отлива»), маковый (ср. «словно маков цвет»). Так же обстоит дело и в современном языке: кофейный, янтарный, морковный, кирпичный, шоколадный, болотный — вы легко сами продолжите этот ряд прилагательных, означающих оттенки цвета.
Подумай и ответь
1.Каких слов не хватает в этой словообразовательной цепочке: рвать--...-прерывистый?
2.Вы соскучились: по нему или по нём? по нам или по нас? по вам или по вас?
3.Какие краски понадобятся, чтобы нарисовать Сивку- бурку, вещего каурку?
4.Определи вид связи в словосочетании увидеть колибри. Может быть, тебе поможет такая подсказка: увидеть пестренькую колибри.
Знаете ли вы, что …
...в современном русском языке есть своеобразное «давнопрошедшее время»? На самом деле вы хорошо его знаете. Вспомните, например, «Евгения Онегина»; старая Анисья показывает Татьяне дом Онегина:
...«А вот камин;
Здесь барин сиживал один.
Здесь с ним обедывал зимою
Покойный Ленский, наш сосед».
Онегин не раз сидел у камина, не раз обедал с Ленским — и было все это уже давно. Вот для обозначения таких действий (многократных, происходивших давно и в неопределенное время) и употребляются формы «давнопрошедшего»: сиживал, гащивал, хаживал, певал и под. Литературное употребление этих форм, особенно характерных для народной речи, постепенно сокращается.
...от коротенького общеславянского корня ни- «низ, внизу» (похожие слова с такой основой есть и в других индоевропейских языках: древнеиндийском, немецком) с помощью разных суффиксов образовались два слова, схожие по значению: ни+зъ и ни+къ! Слово низ вам хорошо известно, оно живет в нашем языке до сих пор. А ник «низ, тыл, изнанка» сохранилось только в диалектах, а в литературном языке — как часть связанных общим происхождением слов: никнуть «опускаться, пригибаться»; ниц «касаясь лбом земли» (к здесь после смягчения заменилось ц — ср. древнерусское ниць); ничком «лицом вниз» (которое образовалось из формы творительного падежа: никъ — никомъ «лицом к земле»; ср. боком — бочком).
Подумай и ответь
- Подумав, вы, вероятно, объясните, как образовано слово проталина. А каково происхождение похожего «природного» слова — прогалина? Какой словарь поможет ответить на этот вопрос?
- Сколькими способами можно исправить ошибку в построении предложения «Я с товарищем пришли в школу вовремя»?
- В «Старой записной книжке» П. А. Вяземского, поэта и острослова, друга Пушкина, есть такая запись:
«Александр Павлович (Офросимов)... был большой чудак и очень забавен. Он в мать был честен и прямодушен. Речь свою пестрил он разными русскими прибаутками и загадками. Например, говорил он: «Я человек безчасный, человек безвинный, но не бездушный».— «А почему так?» — «Потому что часов не ношу, вина не пью, но духи употребляю».
Почему эта шутка показалась Вяземскому остроумной и достойной записи?
«Четвертое лишнее»
- Иволга, птица, синица, орел.
- Тысяча, сотня, десяток, пяток.
- Подруга, подробность, подработка, пощечина.
Неоценимую помощь в подготовке к олимпиадам оказывает Интернет, где публикуются задания предметных олимпиад.
Олимпиадные задания включают понятия из различных языковых ярусов, а также вопросы из истории языка.
Усвоение теоретических сведений осуществляется практически: проведение различных видов языкового разбора, анализ, группировка, сопоставление языковых фактов.
Например, задание о лингвистике как науке: отметьте знаком + в таблице принадлежность понятий (крайняя левая графа) к тем или иным категориям русского языка.
Понятия | Категории русского языка | ||||
Части слова | Части речи | Морфологические признаки | Типы предложений | Члены предложения | |
Имя прилагательное | |||||
Суффикс | |||||
Время глагола | |||||
Сложноподчиненное предл. | |||||
Окончание | |||||
Частицы | |||||
Определение | |||||
Бессоюзное предл. | |||||
Подлежащее | |||||
Наречие | |||||
Приставка | |||||
Распространенное предл. | |||||
Сказуемое | |||||
Имя существительное | |||||
Падеж | |||||
Категория числа | |||||
Дополнение | |||||
Деепричастие | |||||
Вид глагола | |||||
Приставка | |||||
Сложносочиненное предл. | |||||
Обстоятельство места |
Интересен с точки зрения развития мыслительных способностей учащихся прием внеконтекстных операций с понятиями(терминами), цель которого в том, чтобы ученики анализировали, сопоставляли, делали выводы, посмотрели по-новому на привычный материал.
Задание 1. Построить схему из терминов по принципу «выше — ниже — рядом — отдельно стоящие».
Список терминов для 8 класса: главные члены предложения, синтаксис, определенно-личные предложения, обращения, члены предложения, двусоставные предложения, простое предложение, приложение, простое глагольное сказуемое, определение, назывные предложения, побудительные предложения, обстоятельства причины, косвенное дополнение, несогласованное определение, безличные предложения, неполные предложения.
Список терминов для 9 класса: имя существительное, окончание, наука о языке, член предложения, приложение, вводные слова, подлежащее, прилагательное, корень, сложное предложение, синтаксис, сказуемое, морфология, состав слова, звуки речи, словообразование, приставка, фонетика, определение, бессоюзное предложение, глагол, суффикс, сложение слов, местоимение, дополнение, обращение, обстоятельство, частица, гласные звуки, приставочный способ словообразования, омонимы, диалектные слова, предлоги.
Ученики должны были построить формально-логическую модель иерархически соотнесенных терминов-понятий. Предварительно ученикам на конкретном материале объясняется, как строить схему. Недостающие термины можно вписать в соответствующее место или обозначить их наличие символом 0 (ноль).
Задание 2. Дать определения двух-трех понятий, по собственному выбору.
Задание 3. Дать краткое изложение одного-двух правил (указать термины, которые нужно знать при их использовании), по собственному выбору.
Эффективным средством формирования у учащихся способности к самостоятельному анализу языковых явлений считаются проблемные(поисковые, проблемно-занимательные, познавательные) задачи, содержанием которых служат языковые явления и скрытые в них учебные лингвистические проблемы. Их решение требует от учащихся осуществления осознанного выбора признаков языковых явлений, определяющего способ решения задачи. Такие задачи необходимо предлагать учащимся систематически.
Проблемные вопросы и ситуации актуализируют имеющиеся у учащихся знания, поднимают их на новый уровень абстракции. Поэтому хорошо, если проблемными будут и контрольные, обобщающие задания и вопросы, заключающие, завершающие изучение той или иной темы. Так, заключая изучение темы «Глагол», можно предложить обобщающие проблемные вопросы, предполагающие сопоставление и обобщение аналогичных и близких языковых явлений. Например:
1.На основании каких сходных признаков среди склоняемых имен существительных выделяются разносклоняемые, а среди глаголов — разноспрягаемые?
2.Формы какого наклонения глагола могут служить одновременно показателем различий форм совершенного и несовершенного видов? (Ответ: формы изъявительного наклонения настоящего и будущего времени.)
3.Чем отличается безличный глагол от личного в своих формах изменения (Нож хорошо режет и У меня в глазах режет)?
4.Какие суффиксы причастий могут одновременно служить и показателем их отнесенности к определенному грамматическому виду? (Ответ: суффиксы причастий настоящего времени.)
5.Какие признаки имеет причастие, если оно характеризуется наличием суффиксов -им-, -ем-? (Страдательное, настоящего времени, несовершенного вида.)
6.Какими формами глагола являются формы, оканчивающиеся на -ите, типа вылетите, вырубите и т. п.? Проиллюстрируйте свой ответ употреблением этих форм в предложении. (Ответ: данные глаголы в зависимости от контекста можно отнести и к форме повелительного и к форме изъявительного наклонения.)
7.У каких глаголов показатель переходности-непереходности есть в составе самих этих глаголов, а у каких переходность-непереходность можно определить только в тексте? (Ответ: возвратные глаголы всегда непереходные.)
Проблемные вопросы и ситуации могут быть использованы также при изучении синтаксиса словосочетания и предложения.
«Есть ли какие-либо различия между словосочетаниями бежевое платье и платье беж?» (Ответ: различие их в способах синтаксической связи слов — в первом случае это согласование, во втором — примыкание, хотя зависимые слова одинаково отвечают на вопрос какое?)
При изучении раздела «Сложноподчиненные предложения с несколькими придаточными» возможен вводящий проблемный вопрос:
«Чем предложения с последовательным подчинением придаточных напоминают подчинение слов в трехсловном словосочетании, где слова последовательно зависят друг от друга
(купить интересную книгу и Синцов долго не мог ни у кого узнать, когда же пойдет тот поезд, с которым ему предстояло отправляться (К. Симонов)?»
Учащиеся должны сообразить, что в словосочетании одно из слов (книгу), а в сложном предложении одно из простых предложений (когда же пойдет тот поезд) одновременно являются и главным (подчиняющим) и зависимым, что отличает такие построения от параллельного и однородного подчинения.
Как видно из существа приведенных выше проблемных вопросов и ситуаций, они в большинстве своем основаны на разрешении противоречий, заключенных в реальных языковых фактах, когда разные языковые явления материально одинаковы или когда одна и та же форма несет в себе одновременно несколько грамматических значений (синкретизм) ,т. е. нарушены однозначные соответствия между формой и содержанием.
Ответ на каждый из проблемных вопросов требует обращения к языковому материалу, выявлению в нем сходного и различного, умения сопоставлять явления, рассматривать их в непрерывной связи и взаимодействии, находить различное в общем и общее в совершенно различных на первый взгляд явлениях.
Использование проблемности в обучении позволяет поднимать учащихся до нового, более высокого уровня их познавательной деятельности.
Таким образом, стратегия учителя в работе с одаренными учащимися, учащимися с высокой познавательной активностью, в том, чтобы побуждать ученика к самоактивности в учении. Помочь в достижении этой цели могут и отдельные приемы, активизирующие мыслительную деятельность обучающихся , потому что все эти приемы направлены на развитие у учащихся самой потребности в творческой деятельности , в стремлении к самоактуализации через различные виды творчества.
Литература
- «Русский язык в школе».1995. №4
- «Русский язык в школе».1991. №4
- Гаврилова Г.В. Проблемные вопросы и ситуации при обучении грамматике.
- Бакулина, В.А. Обучение русскому языку средствами субъективизации. В.А. Бакулина // Русский язык в школе. - № 3. – 2003.
- Кухарёв, Н.В. На пути к профессиональному совершенству. [Текст] / Н.В. Кухарёв. – М.: Просвещение, 1990. – С. 152 – 158.3. Подласый, И.П. Продуктивная педагогика. Книга для учителя. [Текст] / И.П.Подласый. - М.: Народное образование, 2003. – С. 122 – 129.
- Полат, Е.С. Новые педагогические технологии. Пособие для учителей. [Текст] / Е.С.Полат. – М.:Просвещение,1997. – 256 с.
- Журавлев В.И., Воронов В.В. О способах реализации развивающих возможностей обучения.- Русский язык в школе.
- Коротаева Е.В. Уровни познавательной активности (Технология обучения всего класса).- Русский язык в школе.
- Парфенова Е.Л.Дифференцированное обучение как средство воспитания интереса к урокам русского языка.- Русский язык в школе.
- Криворотова Э.В. Познавательные задачи на уроках грамматики.- Русский язык в школе.
- Ушакова Н.М. Проблемные задачи при изучении темы «Сложное предложение».- Русский язык в школе.
- ПодКлюева Н.П., О.М. Чупашева. Олимпиада по русскому языку для учащихся средних учебных заведений.- Русский язык в школе.
- Подгаецкая И.М. Воспитание у учащихся интереса к изучению русского языка. М. : Просвещение, 1985.
- Панов Б.Т. Внеклассная работа по русскому языку.-М.: Прсвещение, 1980.
- Львова С.И. Русский язык. Лингвистические игры.- М.: Эксмо, 2008.
- Пирогова Л.И. Сборник словесных игр по русскому языку и литературе. М.: Школьная пресса, 2003.
- Михневич А.Е. Олимпиады по русскому языку.-Минск: Народная Асвета, 1984.
- Баранов М.Т. Воспитание интереса к урокам русского языка.-М: Просвещение, 1965.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы. Из опыта работы
В материале рассматриваются особенности работы с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы, а также во внеурочной деятельности. Приводятся примеры из опыта работы с одаренными детьми, от...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка (из опыта работы)
Статья об эффективности индивидуальной работы с учащимися, имеющими незаурядные способности, цель которой - творческое и интеллектуальное развитие ребе...
Работа с одаренными детьми на уроках русского языка и литературы( из опыта работы)
В данный материал я включила некоторые практичекие задания по работе с одаренными)или как сейчас говорят высокомотивированными детьми), как организовать интересные моменты на уроке и во внеурочн...
Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка
В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...
Приемы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
Краткие выводы моего опыта работы с одаренными детьми....
Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"
Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...
МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА
Ключевые слова: одаренные детиАннотация: В статье представлены методы и формы работы с одарёнными детьми...