Приемы работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка
статья

Дуганова Евгения Владимировна

Краткие выводы моего опыта работы с одаренными детьми.

Скачать:


Предварительный просмотр:

Приемы работы  одаренными детьми на уроках иностранного языка

     Как практикующий в старших классах учитель я часто задаюсь вопросом: «Как же в обычной общеобразовательной школе в рамках только школьной программы работать с детьми, которые имеют повышенные запросы к изучению моего предмета?». Вопрос актуальный в наши дни, когда много внимания уделяется развитию одаренных детей.  Попробуем аргументировано рассмотреть эту проблему.

     Во-первых, начну с того, что развивать таланты надо начинать надо начинать как можно раньше – с момента начала изучения предмета. В своей работе я практикую технологию «Языкового портфеля». Как я это делаю? Начиная с начальных классов и продолжая дальше, в системе я веду планомерную работу по накоплению лексического запаса учащихся, т.е. в виде домашних заданий мои ученики получают задания типа «Выучить все слова из рамочек, сноски после текстов» или из упражнений по говорению, где даются фразы для  использования в речи («Use»). Учащиеся заучивают лексику как устно, так и письменно с обратным переводом. В таких упражнениях слова, фразы, и даже целые предложения повторяются при переходе из класса в класс, добавляя при этом новые слова в словосочетаниях и предложениях. Таким образом, лексический запас мы накапливаем и расширяем по типу «Снежного кома». К классу 6-7-8 у детей уже довольно приличный запас слов, клише, который позволяет писать личные письма и даже небольшие эссе на различные темы. Например, в 6 классах мы пишем эссе «Что могут люди сделать, чтобы спасти животных, находящихся под угрозой вымирания?» или «Семейные воскресные обеды – это …». В 7 классах  -  «Почему я изучаю английский язык?» или «Лучший путь изучить иностранный язык – это…». В 8 классе -  «Что люди могут переиспользовать, уменьшить, переработать?» или «Как спасти окружающую среду?».     Учащиеся на достаточно неплохом уровне могут рассуждать на такие темы, используя заученные слова и клише. Как правило, в количестве слов я не ограничиваю.

     Считаю, что невозможно выучить язык, не зная основы, т.е. лексики.  Через месяц-два такой работы, как показывает моя практика, запоминание и заучивание лексики для большинства не составляет труда и не занимает много времени дома (за счет повторяемости). Я всегда повторяю своим ученикам: «Повторение – мать учения». Таким образом, за счет своего словарного запаса, мои ученики уже к окончанию основной школы неплохо справляются с письменными заданиями письмо, эссе.    Надо добавить, что знание лексики поможет ученикам легко справиться и заданиями ЕГЭ и ОГЭ типа «Чтение». Они без труда поймут текст и справятся с заданиями, типа: True. False. Not Stated., вставят нужные фразы в пропущенные места в текстах и др. Если говорить о лексике, то очень эффективное упражнение, которое мы проделываем почти на каждом уроке – это слова-синонимы, т.е. при изучении нового слова, клише мы всегда придумываем синонимы: Как это можно сказать другими словами? или антонимы. Это расширяет словарный запас и закрепляет изученные слова.

     Во-вторых, на своих уроках я уделяю много времени грамматике, которую очень люблю. Практически на каждом уроке, начиная с 5-го класса, пишу на доске любое предложение в разных грамматических временах, и ученики задают к нему всевозможные вопросы. Таким образом, когда мы подходим к ОГЭ и ЕГЭ, им не составляет трудность составить вопросы как в задании «Личное письмо», так и в задании по «Устной части». Также часто практикую такое задание: пишу на доске предложение с одним из глаголов в разных временах, например: Я рисую сейчас. Я буду рисовать. Я нарисовал. Я рисовал. Я рисую часто. Я рисую уже час, и т.д. (в зависимости от класса). Ученики эти предложения переводят на английский язык, называя при этом время и слова-спутники. Мы все это обыгрываем в виде игры. Скептики, могут сказать, что у нас на это времени нет на уроках, надо изучать по программе. Но поверьте, что если это делать в системе, то всё это займет у вас не более 5 минут (поначалу может чуть больше), а польза будет огромная: дети непосредственно и без особых усилий выучат формы глаголов (представляете, сколько глаголов можно таким образом заучить?), будут узнавать сопутствующие слова, преобразовывать в различные грамматические времена. А это ведь огромная проблема для нашего русского сознания – видовременная таблица грамматических времен (у нас-то их только 3). Эти упражнения помогают подготовить учащихся к таким заданиям ОГЭ  и ЕГЭ как «Грамматика и лексика» в письменной части.

     Если же говорить о разделе «Говорение», то даже в среднем звене, я часто практикую такое упражнение. Задаю любой проблемный вопрос, например: Почему английский язык считается языком международного общения? (7 класс) и пытаюсь добиться того, чтобы каждый учащийся на своем уровне ответил на него, используя слова с личностной окраской (Я думаю,  согласен, предполагаю, по-моему мнению и др.). При этом эти личные слова не могут повторяться.

     Я могу еще много рассуждать на тему «Как работать с одаренными детьми на уроках?» Но, по-моему мнению, самое важное – это мотивация учеников. А вот здесь учитель сам должен быть яркой и всесторонне развитой личностью,  безумно любить свой предмет и своих учеников, принимать их такими какими они есть, почаще говорить своим ученикам о роли языка в современном мире, приводить разные примеры, строить обучение в каждой группе не одному плану, а учитывая особенности группы и каждого в отдельности, почаще хвалить пусть даже за самую небольшую победу, не жалеть хороших отметок, но и не забывать поругать, когда это необходимо. К каждому ребенку можно найти свой ключик и замотивировать. Просто учитель должен, прежде всего, сам этого захотеть. И тогда и учитель будет получать удовлетворение от своего труда, и ученики будут с удовольствием учить его предмет и радовать своими успехами на экзаменах, олимпиадах, и успешно сдавать все ОГЭ и ЕГЭ. Не подумайте, что это красивые слова, или у меня только «отборные» дети. Хватает всяких. Но я верю в них, и они мне платят той же монетой.

Мои ученики из года в год сдают ОГЭ только на «хорошо» и «отлично». В 2019 году моя ученица набрала самый высший балл на ЕГЭ по английскому языку в районе – 89. И это при том, что они  не пользуются услугами репетиторов.

В муниципальном этапе Всероссийской олимпиады школьников по английскому языку последние 3 года больше половины победителей и призеров в нашем районе – это мои ученики.

Мы успешно участвуем в областных конкурсах, занимая призовые места.

И все это благодаря системе работы на уроках иностранного языка.

     Резюмируя все вышесказанное, хочу пожелать всем удачи в вашем труде, верить в своих учеников и работать для них.

     

     

     


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Особенности работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка....

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"

Выступление на педагогическом совете. Тема "Организация работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка"ГБОУ ГО №1085...

Приемы работы с одаренными детьми на уроках русского языка

В статье представлены приемы работы с одаренными детьми на уроках и во внеурочное время.Занимательные сведения о русском языке из журнала "Русский язык в школе", проблемные задания о лингвис...

Методы, формы и приемы работы с одаренными детьми на уроках английского языка

В современном российском обществе возрастает потребность в людях нестандартно мыслящих, творческих, активных, способных нестандартно решать поставленные задачи и формулировать новые, перспективные цел...

Статья "Формы, методы и приемы работы с одаренными детьми на уроке английского языка в современной школе"

Статья посвящена вопросам организации работы на уроке английского языка с одаренными детьми. Автор раскрывает цели, задачи и принципы работы с данной категорией детей в условиях современной школы. Осо...

МЕТОДЫ, ФОРМЫ И ПРИЕМЫ РАБОТЫ С ОДАРЕННЫМИ ДЕТЬМИ НА УРОКАХ АНГЛИЙСКОГО ЯЗЫКА

Ключевые слова: одаренные детиАннотация: В статье представлены          методы и формы работы с одарёнными детьми...

Билингвальный урок как средство обучения второму иностранному языку. Система работы с одаренными детьми на уроках иностранного языка

Модернизация школьного образования в нашей стране обусловлена целым рядом объективных обстоятельств. В условиях, когда человек должен уметь сосуществовать в поликультурном пространстве, язык является,...