Урок развития речи.Подготовка к написанию сочинения на морально-этическую тему
опыты и эксперименты по русскому языку (10 класс) на тему

Лысяк Валентина Владимировна

Урок разработан с использованием "сингапурской системы" обучения

Скачать:


Предварительный просмотр:

                         Урок развития речи.  Подготовка к написанию сочинения на морально - этическую тему   (10 класс)

Тема.  «Образование как пространство для развития способностей и талантов, или чему нужно учиться. Талант на благо Родины: красивые слова или реальность?»

                                          И если твой талант – крупица,

                                         Сделай с нею чудеса,

                                         И сам, как сказочная птица,

                                         Умчись высоко в небеса...

                                                                                                          К.Бальмонт

Цель  урока: развитие у обучающихся осознанного, ответственного отношения к учёбе как основному виду деятельности школьника; формирование положительной мотивации к самообразованию, содействие успешной адаптации и ориентации обучающихся в современном пространстве.                                                        

Задачи:   воспитание у обучающихся                                                                                                                                                             -  правильного отношения к учёбе, науке, литературе как источнику духовного развития личности, к  социализации, культурному созиданию;                                                                                                                                             - активной гражданской позиции инициативность, целеустремлённости, настойчивости;                                                          

- стимулировать процесс самопознания, самовоспитания;                                                                                 - способствовать формированию образа грамотного, успешного, конкурентноспособного человека;                                                                                                       - дать понятие о таланте как составном элементе труда;                                                             - способствовать формированию образа грамотного,успешного, конкурентноспособного человека.                                                                                                  Функции                                                                                                                                             Формирование навыков групповой работы: учить общаться с аудиторией, развивать самостоятельность, повышать работоспособность, чувство ответственности за проделанную работу, повышать творческий потенциал обучающихся.                                                                                                                          Методы                                                                                                                        

По источникам знаний: словесные, наглядные, практические.                                                          По степени взаимодействия: учитель – ученик; ученик – ученик; сотрудничество в паре; в группе.                                                                                     Относительно характера  познавательной деятельности: частично – поисковый. Тип урока: урок – исследование (с применением сингапурской технологии).      (Приложение 1)                                                                                    Оборудование: листы А4; фломастеры; презентации; плакат с темой урока; стикеры.

II этап. Постановка цели и задач урока. Мотивация учебной деятельности обучающихся.                                                                                                                                               – На листах размером А4  отметили дату, вид работы.                                                                      – Прочитайте эпиграф к уроку. Как вы понимаете это высказывание?                                       – Как будет звучать тема нашего  урока?                                                                                     – Давайте попробуем поставить цели сегодняшнего урока.                                                          –  Что можно воспитывать в себе,  работая в команде ?                      

  - У нас есть  структура  ПАРКОВКА,  куда вы можете поместить свои вопросы, на которые получите ответы в процессе работы.

1) Структура  АЙ АР ГАЙД  (до и после). Изучи  новую тему. В конце урока сделай выводы: раньше я думал так.., после обработки информации думаю так…                                                                                                                                       2) Структура  КОПИ КЛЭП. Сигнал учителя  к работе (поднятие руки).

3) Структура ФРЕЙЕР.  Что такое талант? Составить модель по теме «Талант». (Приложение 2). Работаем с соседом по плечу:

-  отвечает тот, у кого выше каблук.

4) Структура КОНТИНИУС  РАУНД РОБИН. Обсуждение в группах в течение 30 сек. каждый участник:

- какое определение слову талант дают словари? (Слайд 1)

- какие высказывания великих людей о таланте можете вспомнить? (Слайд 2)

- какие пословицы и поговорки о таланте знаете?   (Слайд 3)

- кто знает стихи о таланте? Какова их главная мысль?      (Слайд 4 )

- кто знает  «рецепт» таланта?

5) Структура РЕЛЛИ РОБИН – два участника поочерёдно обмениваются короткими ответами, отвечая на вопросы.        

6) Структура ТИМ ЧИР (физминутка – кричалки):                                                                          - Смелый талант скоро растёт, ленивый – не лезет,  не ползёт.                                                            – Трудолюбие талант растит.                                                                                                                          – Не родись дитя, красивым, а родись талантливым.                                                                           – Талантлив тот, кто учится.                                                                                                                          – Где талант, там и надежда.

7) Структура ТАЙМ ПЭА ШЭА – дать устные развёрнутые ответы на следующие задания:

-1группа - назвать таланты в мире живописи; таланты Донбасса. (Слайд 5)

-2 группа – назвать таланты в мире театра; таланты Донбасса. (Слайд 6)

-3 группа – назвать таланты в мире кино; таланты Донбасса. (Слайд 7)

- 4 группа – назвать таланты в мире литературы; таланты Донбасса. (Слайд 8)

- 5 группа – назвать таланты в мире медицины; таланты Донбасса. (Слайд 9)

- 6 группа – назвать таланты в мире спорта; таланты Донбасса. (Слайд 10)

6). Структура РАУНД РОБИН – работа на листочках. При помощи  словаря эпитетов, определите задатки таланта в своих товарищей. Дать ответы. (Слайд11 )

7).Структура МИКС ПЭА ШЭА  и ТАЙМ ПЭА ШЭА.

-Встаньте, задвиньте стульчики, двигайтесь под музыку. Когда музыка остановится, вы должны образовать пару с ближайшим к вам товарищем и дать пять (взяться в воздухе за руки), затем я задаю вопрос и даю 30 секунд на размышление: как вы планируете применить свой талант?        

- Поблагодарите своего партнёра. А теперь отвечают те, на ком больше светлой одежды. (Ответы записать, стикеры разместить на плакате под темой урока)

8).Структура  БИЛЕТИК НА ВЫХОД – опрос партнёров:

- обратим внимание на ПАРКОВКУ, какие вопросы возникли в течение работы?

- о чём шёл разговор на уроке?

- что такое талант?

- без чего талант не может развиваться? Чтение шутливого стихотворения о таланте. (Слайд12)

- кому призван служить талант?    

9) Домашнее задание: написать эссе «Мои  таланты – на службу Отечеству»

10) Оценка работы команд, отдельных обучающихся.

ПРИЛОЖЕНИЕ 1                                                                                                      Применение прогрессивных обучающих структур позволяет по – новому переосмыслить учебный прцесс и направить обучение в сторону групповых и парных форм работы. Приёмы сингапурской системы таковы: коллектив разбивается на пары или группы и изучает небольшую долю материала самостоятельно. Каждый ученик периодически примеряет на себя роль учителя, объясняя своими словами суть вопроса, и наоборот.А педагог осуществляет так называемый «включённый контроль»: слушая по очереди одного из представителей микро группы, оценивает их, корректирует, помогает и направляет.                                                                                                                      

ПРИЛОЖЕНИЕ 2.

Обязательные условия

Необязательные условия

Пример

                      Антипример

Слайд 1. Толкование слова талант                                                                                                      Словарь Ожегова: выдающиеся врождённые качества, особые природные способности.

Толковый словарь Даля: 1) талант – вес и монета у древних греков и римлян; природный дар, дарования человека и способность к чему; даровитый, с природными способностями.

Словарь Ушакова – (греч.talanton, букв. вес, весы). Дарование, одарённость, выдающиеся природные задатки.

Слайд 2. Высказывания великих людей о таланте                                                                           -Талант – это развитие природных наклонностей.                                                                                                                     О. Бальзак                                                                                                                           - Делать легко то, что для других трудно,- это талант; делать то, что для таланта невозможно, - это гений.              А.Амьель                                                                                                – Гении не падают с неба , они должны иметь возможность образоваться и развиться.                                    А.Бабель

Слайд 3.   Народ о таланте                                                                                                           - Каков мастер, такова и работа                                                                                                                      -Таланту везде почёт                                                                                                                      – С ремеслом да талантом и увечный хлеба добудет                                                                                                     –Дело мастера боится

Слайд 4. Стихи о таланте                                                                                                       Талант – как птица с робкими крылами                                                                                                                          Но поддержи, подкинь его слегка –                                                                                                       И вот он, взмыв, уже кружит над нами                                                                                                          А вслед за тем орлиными кругами                                                                                                        Уходит в синеву за облака.                                                                                                                   А вот бездарность, как с ней не возись                                                                                                    И сколько ни вздымай её повыше,                                                                                                                                                 Она вороной кувыркнётся вниз                                                                                                        И не взлетит ни разу выше крыши.                                                                                                       Однако так напористо орёт,                                                                                                                                                                    Что все таланты за пояс заткнёт                    Э.Асадов

Слайд 5.

Таланты живописи. Талант Донбасса – художник – земляк  А.И.Куинджи

Слайд 6.

Таланты театра.Талант Донбасса – А.Соловьяненко

Слайд 7.

 Таланты кино.Талант Донбасса – Л. Быков

Слайд 8.

Таланты литературы. Талант Донбасса – П. Байдебура                                                            Слайд 9. Таланты медицны. Талант Донбасса Л.Гусак

Слайд 10.

Таланты спорта. Талант Донбасса – С.Бубка

Слайд 11.                                                                                                                               Словарь эпитетов к слову талант : блестящий, блистательный, большой, вдохновенный, великолепный, видный, выдающийся, высокий, гениальный, гибкий, глубокий, громадный, грубый, дивный, дикий, чудесный...

Слайд 12.

«Рецепт» таланта

Рецепт таланта ищут дурни,                                                                                                                      Что видят в славе лишь награду.                                                                                                  Они за этим даже в урну                                                                                                                                                                                        Залезть безмерно будут рады.                                                                                                           Рецепт универсальный нужен!                                                                                                   Чтоб, не трудясь, без остановки                                                                                                              На завтрак, на обед, на ужин                                                                                                                   Шедевры выпекать в духовке!


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют нав...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине И.Шишкина Рожь

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения по картине в 5 классе. В помощь учителю- презентация с музыкой....

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 13.3

Разработка урока, направленная на подготовку к сочинению-рассуждению ОГЭ, включающая в себя задания из тестовой части ОГэЭ по культуре речи....