Урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения
план-конспект урока (11 класс)

Немеш Марина Валерьевна

Искусство и ремесло

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл urok_iskusstvo_i_remeslo.docx23.66 КБ

Предварительный просмотр:

Подготовка к написанию сочинения-рассуждения

Урок развития речи

Преподаватель  русского языка и литературы    Немеш М.В.


Урок литературы в 11 классе.

Подготовка к итоговому сочинению. Направление                       «Искусство и ремесло»

Тема урока: Подготовка к итоговому сочинению по литературе. Сочинение по направлению «Искусство и ремесло».

Форма проведения урока: урок – семинар

Тип урока: урок развития речи

Технология: групповая деятельность

Деятельностная цель: Формирование у учащихся деятельностных способностей к отбору и структурированию изученного материала по заданной теме и написанию сочинения.

Содержательная цель: Подготовка к итоговой аттестации по литературе, расширение понятийной базы учащихся за счёт включения в неё новых элементов.

Задачи урока:

предметные

 формировать умение разрабатывать подходы к написанию итогового сочинения по литературе;

 формировать умение строить высказывание по предложенным литературным блокам.

регулятивные;

 формировать умения ставить цель, планировать свою деятельность, прогнозировать результат, выполнять контроль, коррекцию, давать оценку своей работе коммуникативные

 развивать умение с достаточной точностью и полнотой выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации личностные

 формировать культуру речи;

 воспитывать умение нравственно-этической ориентации в потоке литературных произведений.

Оборудование: распечатанный дидактический материал, презентация

Ход урока

  1. Организационный (мотивационный) этап

Цель: включение учащихся в деятельность на личностно-значимом уровне

Подготовку к работе над сочинением начинаем со словарной работы

Искусство:

Толковый словарь С.И. Ожегова:

1. Творческое отражение, воспроизведение действительности в художественных образах.

2. Умение, мастерство, знание дела.

3. Самое дело, требующее такого умения, мастерства.

Философия. Энциклопедический словарь под ред. Ивина:

- форма творчества, способ духовной самореализации человека посредством чувственно-выразительных средств (звука, пластики тела, рисунка, слова, цвета, света, природного материала и т.д.).

Ремесло*

 1. работа, вид деятельности по изготовлению чего-либо. 2. перен., неодобросовестная работа без творческой инициативы, по шаблону.

* в определении направления речь идет о переносном значении данного слова.

Синонимы:

Творчество, творческая деятельность, умение, высокая квалификация, мастерство, служение, искусность, призвание.

Рутина, стандарт, шаблон.

Данное направление можно считать достаточно сложным, т.к.  оно требует умения мыслить и изъясняться философскими категориями, поэтому я   позволила себе их немного адаптировать Слайд

 Искусство:

 Творческое отражение действительности, создание чего-то нового,  когда «душа взрывается в момент вдохновения открытиями, озарениями и прозрениями»

Синонимы:

Творчество, творческая деятельность, умение, высокая квалификация, мастерство, служение, искусность, призвание.

Ремесло*

Недобросовестная работа без творческой инициативы, по шаблону ради получения материальных благ.

Ремесленник , даже достигший вершин мастерства, просто трудится, совершенствует свои техники, но не творит. Ремесло, даже высокое мастерство - это знания и умения, в нем нет духа, той невидимой наполненности, когда можно сказать, что это живое или одухотворенное. Для того чтобы обучиться ремеслу, не обязательно обладать выдающимися талантами. Искусство же появляется лишь благодаря людям в своей области исключительно одарённым.

И еще один важный момент: ремесло помогает получить средства на существование, искусство же не отпускает художника, оно и равняется существованию для творца.

Слайд

Материал для эпиграфа, вступления или заключения

Афоризмы и высказывания известных людей:

«Ничто великое, ничто мощное не может вылиться из-под продажного пера» (Жан-Жак Руссо).

«Первый закон в искусстве - свобода вдохновения и творчества»
(Ф. Достоевский).

«Искусство надо любить ради самого искусства, иначе лучше заняться любым другим ремеслом» (Гюстав Флобер).

«Чтобы заниматься искусством, нужно быть свободным от материальных забот» (Гюстав Флобер).

«В тот момент, когда художник думает о деньгах, он теряет чувство прекрасного» (Дени Дидро).

«Чтобы красоту создать, надо самому быть чистым душой» (М. Глинка).

«Легко свернуть на путь дешевого искусства. Достаточно творить пошло и неестественно» (Л. Толстой).

 «Творчество — высокий подвиг, а подвиг требует жертв» (В.И. Качалов).

Слайд

Темы сочинений:

  • Как отличить истинное произведение искусства от поддельного?
  • Способно ли искусство исцелять?
  • Как вы понимаете высказывание Льва Николаевича Толстого: «По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла»?
  • Согласны ли вы с высказыванием П. Казальса: «Мастерство еще не делает художником»?

Слайд

 Чтение рассказа А. Грина «Победитель»

Работа с аудиторией

  1)  Задание:  Подобрать цитаты из рассказа А.Грина  «Победитель»  к теме

  1. Как отличить истинное произведение искусства от поддельного?
  2. Способно ли искусство исцелять?

                     

2) Композиция сочинения  Слайд

3) Демонстрация раскрытия темы  Слайд

   Тема  

 Как вы понимаете высказывание Льва Николаевича Толстого: «По заказу можно делать только произведения искусства, пониженные до ремесла»?

Тезис

Подлинное произведение искусства не должно зависеть от стремления получить материальные блага

(почему?)

1 Аргумент  Подтезис + иллюстрация Слайд

Подтезис + иллюстрация

Если художником руководит лишь желание получить материальное вознаграждение, его произведения будут лишены жизни, одухотворённости. + «Победитель» А.Грина

Эпизоды для анализа

*Геннисон съел обед, продолжая толковать с Джен о том, что они сделают, получив деньги. … В течение десяти минут Джен побывала в лучших магазинах, накупила массу вещей, переехала из комнаты в квартиру, а Геннисон между супом и котлетой съездил в Европу, отдохнул от унижений и нищеты и задумал новые работы, после которых придут слава и обеспеченность.

*Тогда — медленно, с сумрачным одушевлением раненого, взирающего на свою рану одновременно взглядом врача и больного, он подошел к той «Женщине с книгой», которую сотворил сам, вручив ей все надежды на избавление… Она была относительно хороша, но существенно плоха рядом с Леданом. ) 

Деньги и заказное «искусство»  тлетворно повлияли на душу художника, для него не важны стали чувства, а поэтому из произведений ушла жизнь.

Заключение Слайд

В заключение хочется ещё раз подчеркнуть, что подлинное искусство должно быть свободным от всех соблазнов. Оно по самой природе своей не от мира сего, и когда искусство вовлекают в гущу жизни, особенно светской, оно принижается, искажается, становится «низким» ремеслом.

А.Грин «Победитель»

Победить самого себя -- высшее достижение настоящего художника.

О том, что искусство «выпрямляет души» повествует Александр Грин в рассказе «Победитель». Скульптор Геннисон, увидев работу своего соперника, ощутил «чувство падения и восторга». Преклоняясь перед талантом Ледана, он разбил свою скульптуру. Разбил потому, что работу соперника посчитал подлинным произведением искусства.

Задание №2 Составить заметки к сочинению по одной из тем, предложенных в задании № 1 Слайд

Подведение итогов .


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе»

Конспект урока русского языка «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 9 классе» ...

Урок развития речи. Подготовка к ОГЭ.Сочинение-рассуждение 15.3.

Урок был подготовлен и проведён  к областному  методическому дню для  гендерного класса девушек. Урок получил положительную  оценку областной комиссии. Прилагается презентация ...

Разработка серии уроков по теме "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в 11 классе"

Разработка уроков  "Подготовка к написанию сочинения-рассуждения на уроках русского языка в 11 классе " Автор: Кутнева Олеся Николаевна, учитель русского языка и литературы МАОУ &q...

Открытый урок по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку

Открытый урок  по теме «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения  в рамках подготовки к ОГЭ по русскому языку...

конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»

конспект урока на тему : «Подготовка к написанию сочинения-рассуждения»...

урок развития речи. Подготовка к написанию сочинения-рассуждения 13.3

Разработка урока, направленная на подготовку к сочинению-рассуждению ОГЭ, включающая в себя задания из тестовой части ОГэЭ по культуре речи....