Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения. 9 класс.
план-конспект урока по русскому языку (9 класс) по теме

Подобашина Марина Николаевна

 

 

Урок развития речи по написанию сжатого изложения в 9 классе при подготовке к ГИА. В ходе урока учащиеся учатся писать сжатое изложение на материале публицистического текста; формируют навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста, умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное; отрабатывать умение понимать основную мысль микротемы. Урок проведен  в рамках авторской технологии «Перспектива», автор  Прищепа Т.А. доцент Томского ГПУ, к.п.н.

 

Скачать:


Предварительный просмотр:

Автор: Подобашина Марина Николаевна,

Предмет:  русский язык

Образовательное учреждение:  МБОУ «Хоринская СОШ №2 им. Д.Ж. Жанаева»

Класс: 9 класс.

Тема: Урок развития речи. Подготовка к написанию сжатого изложения

Время реализации: 45 минут.

Основная цель урока – научить писать сжатое изложение на материале публицистического текста.

Образовательная:

  1. формировать навыки работы с различными приемами сжатия исходного текста;
  2. формировать умение выделять в тексте микротемы, определять в них главное;
  3. отрабатывать умение понимать и преобразовывать информацию.

Развивающая: 

  1. способствовать развитию быстроты реакции, мышления, внимания, речи и памяти;

Воспитательная:

  1. формирование коммуникативных умений, внимательного отношения к русскому языку.

Задачи урока:

  1. Повторить приемы сжатия текста.
  2. Научить применять приемы сжатия текста на практике.
  3. Способствовать воспитанию самостоятельности через возможность проявить свои знания в практической ситуации (упражнения с текстом, написание изложения).
  4. Способствовать развитию умения самостоятельно оценивать свои возможности.

Тип урока: урок закрепления знаний, выработки умений и навыков.

Вид урока: урок по развитию речи.

Методы и приемы обучения: кейс-метод. Урок проведен  в рамках авторской технологии «Перспектива», автор  ПрищепаТ.А. доцент Томского ГПУ, к.п.н.

Вид кейс-метода: обучающий

Тип кейса: аналитический

Оборудование:  план-конспект, раздаточный материал с исходным текстом для сжатого изложения, презентация.

Используемая аппаратура: компьютер, проектор, экран.

ХОД УРОКА

1.Организационый момент.

Цели и задачи.

Сегодня  у нас с вами очередной урок по развитию речи: подготовка к написанию сжатого изложения. Вы знаете, что это первая часть экзамена по русскому языку, следовательно, мы готовимся к ГИА. - Работать мы будем в группах.   (Все учащиеся заранее разбиваются на 4 группы). Группы получили материалы:

- приемы сжатия текста,

- памятки «Как писать сжатое изложение»

и «Как проверить написанный текст»  

- образец написания сжатого изложения

Каждая группа заранее получила  задание  - изучив предложенные материалы, произвести сжатие публицистического текста, используя известные приемы сжатия. Текст у всех групп одинаковый. Таким образом, в группах вырабатывается свой вариант выполнения задания, который они презентуют.

Каждая из групп поочередно работает в определенной ролевой позиции:

  1. Одна группа будет «оптимистами». Что вы будете делать?

- Отмечать в выступлении все положительное.

  1. Другая группа – «пессимисты». Что будет делать эта группа?

- Отмечать в выступлении все отрицательное.

  1. Третья группа – «эксперты». Какова задача этой группы?

- Оценивать работу групп новаторов, оптимистов и пессимистов.

(если группа экспертов смогла выделить дополнительные плюсы или минусы, то она имеет право снизить на балл за каждый дополнительный плюс или минус оценку группам оптимистов и пессимистов).

  1. Четвертая группа - «новаторы». Эта группа будет выступать по конкретному вопросу, который был предложен для обсуждения членам подгруппы заранее.  (критерии: четкость речи, использование материалов кейса для доказательства, подтверждения точки зрения).

        Каждый этап-раунд длится около 10 минут:

  1. 3-4 минуты – выступление «новаторов»;
  2. 2 минуты – работа в группах оптимистов, пессимистов, экспертов по выявлению позитивных и негативных моментов в представленной идее, обобщению и анализу полученной информации;
  3. 2 минуты – выступление оптимистов и пессимистов (по 1 минуте на каждую группу);
  4. 2 минуты – работа группы экспертов по определению эффективности работы каждой группы с точки зрения поставленных перед данной группой целей деятельности; работа каждой группы оценивается экспертами по 5–бальной шкале, оценка объявляется и обосновывается.
  5. 0.5 минуты - смена ролевых позиций для групп.

 В конце занятия подведем итоги.

Следует напомнить ребятам о 5-ти бальной оценочной шкале и  обратить внимание на таблицу, в которой есть  графа – штрафы. Группа будет получать штрафные очки, если во время выступления кто-то из участников подгруппы будет делать замечания вслух, обсуждать свои вопросы, другими словами вести себя некорректно по отношению к другим товарищам.

На доске таблица:

Группы

Новаторы

Оптимисты

Пессимисты

Штрафы

Итого

1 группа

2 группа

3 группа

4 группа

II. Защита группами своих тезисов.

  1. раунд: Выступление первой группы.

Тезисы выступления.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы).

Выступление закончено, каждая группа  работает в своей ролевой позиции, обсуждает положительные и отрицательные моменты выступления.

Оптимисты:          

Пессимисты:

Эксперты:

Новаторам ставим __ баллов. Оптимистам ставим __ баллов. Пессимистам – __ баллов.

Меняются ролевые позиции. (баллы выставляются в таблицу)

По этой же схеме выступают другие группы.

  1. раунд: Выступление второй группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 1 группы). раунд: Выступает третья группа.

(на экран проецируется отсканированное изложение 3 группы).

  1. раунд  Выступление четвёртой группы.

(на экран проецируется отсканированное изложение 4 группы).

III. Работа над образцом изложения:    - Варианты изложений, представленные группами, были хорошие. Есть, конечно, недостатки, которые мы будем устранять в дальнейшей работе. Предлагаю вам примерный образец изложения.

(на экране – образец изложения) Учитель анализирует образец.

В приведенной работе применяется один основной прием компрессии – упрощение:

В первом абзаце три предложения объединены в одно сложноподчиненное, придаточная часть которого является осложненным простым предложением.

Во второй и третьей микротемах использован прием слияния нескольких предложений в одно.

При компрессии данного текста применен один прием сжатия текста – упрощение, который правильно используется во всех трех микротемах.

IV. Подведение итогов:

Шкала оценок:

14-15 баллов =5

12-13 баллов=4

11-10 баллов=3

Рефлексия:

  1. Что вы вынесете из сегодняшнего занятия?
  2. Чувствуете ли вы,  что овладели приемами сжатия текста?
  3. Какой из приемов вам показался наиболее доступным?

Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались? 9 слайд

    Домашнее задание:

Сегодня, я думаю, вы поднялись еще на одну ступеньку в умении писать сжатое изложение и покажете свое мастерство при выполнении домашнего задания: написать сжатое изложение по тексту.


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Тема урока Подготовка к написанию сжатого изложения.9 класс. Подобашина Марина Николаевна, учитель русского языка и литературы, МБОУ «Хоринская СОШ №1 им. Д.Ж. Жанаева» 1

Слайд 2

Памятка «Как писать сжатое изложение» Выделите в тексте важные, необходимые мысли. Найдите среди них главную мысль. Разбейте текст на части, сгруппировав его вокруг существенных мыслей. Подумайте, что можно исключить в каждой части, от каких подробностей отказаться. Какие факты (примеры, случаи) можно объединить, обобщить в соседних частях текста? Обдумайте средства связи между частями. Переведите отобранную информацию на «свой» язык. Запишите получившийся вариант текста.

Слайд 3

Памятка «Как проверить написанное» 1.После написания текста на черновик, прочитай его как минимум 3 раза. 2.Первый раз читай с целью проверки содержания. Ответь на вопросы: • Передано ли основное содержание исходного текста? • Нет ли повтора мысли или пропуска важной информации? • Можно ли написанный текст назвать кратким изложением исходного? • Все ли микротемы исходного текста отражены в изложении? 3.Второй раз читай с целью корректировки текста. Третий раз читай с целью проверки орфографической пунктуационной грамотности. Используй словарь! 5.После переписывания текста на чистовик так же проверь чистовой вариант.

Слайд 4

Вариант изложения 1 группы

Слайд 5

Вариант изложения 2 группы

Слайд 6

Вариант изложения 3 группы

Слайд 7

Вариант изложения 4 группы

Слайд 8

Образец изложения Человек лишь тогда становится Человеком, когда он дарит людям силы и труд своей души, любовь, преображающую окружающих, делающую их красивее, духовно богаче, являющуюся для каждого нравственной сердцевиной, здоровой, чистой, сильной. Отдавая любовь людям, мы обретаем счастье и утверждаем свою принадлежность народу, само понятие которого живет потому, что каждый из нас отдает частицу себя для общего блага. Человек, испытав воспитывающее чувство любви, становится чище, честнее, искреннее, нравственнее. Если ты сумел открыть в себе способность любить, ты нашел подлинное счастье жизни. (79 слов)

Слайд 9

Рефлексия: Что вы вынесете из сегодняшнего занятия? Чувствуете ли вы, что овладели приемами сжатия текста? Какой из приемов вам показался наиболее доступным? Каким приёмом сжатия текста вы воспользовались?

Слайд 10

Домашнее задание: Написать сжатое изложение по тексту «Откуда берутся храбрецы и трусы?» 10


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект урока развития речи "Подготовка к написанию изложения по тексту "Победа" в 4 классе 2 вида.

Данный конспект интересен с точки зрения разнообразия методов и приёмов, используемых при подготовке к написанию изложений. После проведения данного урока слабослышащие дети показали очень хорошие рез...

Урок развития речи. Подготовка к написанию изложения

Интегрированный урок в 9 классе -  подготовка к  написанию изложения с элементами сочинения   по тексту рассказа  В.П.Астафьева «Музыка»...

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"

Методическая разработка урока развития речи "Подготовка к написанию сжатого изложения"...

Методическая разработка урока развития речи «Подготовка к написанию сжатого изложения в экзаменационной работе ГИА»

Урок развития речи входит в систему урокв по подготовке к государственной аттестации в новой форме. Методическая разработка урока расчитана на учащихся 9 классов, на 2 урока, включает: план урока, кон...