Создание здоровьесберегающего пространства урока
статья по русскому языку (5, 6, 7, 8, 9, 10, 11 класс) по теме

Чуринец Альбина Габдулловна

В статье анализируются основные ошибки в создании здоровьесберегающего пространства урока, даются рекомендации в создании здоровьесберегающего урока.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon churinets_a.g._sozdanie_zdorovesberegayushchego_uroka.doc36 КБ

Предварительный просмотр:

ОРГАНИЗАЦИЯ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО УРОКА

Альбина Габдулловна Чуринец

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

«Основная общеобразовательная школа №17» г. Анжеро-Судженск Кемеровская область.

Одной из актуальных проблем современного общества является проблема сохранения и укрепления здоровья.

В компетенции учителя находится оптимальная организация образовательного процесса с точки зрения здоровьесбережения. Как организовать здоровьесберегающее пространство урока?

Организационный момент – важная составляющая урока. Он позволяет выявить психофизическое состояние школьников, позволяет     психологически подготовить учащихся  к восприятию материала, мобилизовать их на урок. Основная задача педагога на данном этапе – создать благоприятную психологическую атмосферу на уроке.

Следующий важный компонент здорового урока – здоровая учебная мотивация. Для повышения мотивации существуют разные методы  и приемы.

Первый прием: ошибка – нормальное и нужное явление.

У многих детей возникает негативная реакция на свои ошибки, в дальнейшем это формирует поведение, направленное на избегание неудач. Необходимо научить ребенка рассматривать ошибку как необходимое явление образовательного процесса. С этой целью на уроках можно проводить проверочные работы с использованием схем, перфокарт, цифровых диктантов. При этом детям дается обязательная установка: «Сделал ошибку – покажи ее другим, чтобы предупредить всех о её возможности».    

Второй прием: формирование веры в успех. Одним из ключевых моментов в выработке мотивации учащегося является создание у него ситуации успеха. Ученик должен верить в себя, в свои возможности, чтобы преодолеть стрессовую ситуацию во время контрольных работ, проведения экзамена. На уроках объяснения нового материала необходимо признавать трудность темы, демонстрировать веру в учеников, при решении задач ограничивать во времени на их выполнение (ребенку легче думать, что не успел, чем не справился). Каждая успешная деятельность обязательно должна признаваться и поощряться. Почувствовать свою успешность помогут аплодисменты, звезды и наклейки (этот способ, например, применим для поощрения аккуратного ведения тетрадей).

Третий  прием: формирование условий для развития познавательного

интереса. Вместо требования к ученику «усвоить, запомнить, выполнить…», лучше так организовать работу, чтобы ученики  сами захотели сделать то, что намечено учителем. Для достижения этого фактора необходим, во-первых, положительный эмоциональный настрой. Во-вторых, учащимся предоставляется право выбора. В-третьих, необходимо дать возможность каждому совершить свое «открытие» на уроке. Для достижения этого при объяснении нового материала используются проблемные вопросы, сталкиваются противоположные точки зрения, используется метод «от противного», поощряются вопросы учащихся по теме урока, создаются условия для активизации познавательной деятельности.

Вопрос о статическом положении также является актуальным, так как в сидячем положении школьники находятся 80% дневного времени, длительное положение сидя формирует  статическое напряжение мышц спины и снижает двигательную активность, что влечет за собой ухудшение снабжения организма, мозга кислородом, замедляет процессы восстановления, снижает работоспособность. Восполнение двигательной активности на уроках может происходить за счет физкультурных минуток, игровых моментов урока, режима смены динамических поз.

Негативные последствия на здоровье учащегося оказывает интенсификация учебного процесса. В результате интенсификации учебного процесса происходит перегрузка учащегося, нарушение режима труда и отдыха. Решение проблемы интенсификации учебного процесса в рамках деятельности как учителя видится в рациональной организации уроков, во внедрении новых информационных технологий, в правильной организации домашней работы обучающихся. Необходимо строить урок в соответствии с динамикой внимания учащихся, учитывать время для каждого задания, чередовать виды работ, при признаках утомления проводить физкультминутки. Внедрение новых информационных технологий в учебный процесс позволяет не только оптимизировать этот процесс, но и помогает созданию здоровьесберегающей среды на уроке. Прежде всего это выражается в том, что задействованы несколько каналов восприятия информации, что значительно облегчает процесс усвоения материала.

Итак, для создания здоровьесберегающей среды в арсенале учителя есть много способов: соблюдение гигиенических требований к уроку, использование приемов психологической разрядки, приемов снятия мышечного напряжения, зрительного утомления, создания ситуации успеха для каждого ученика, индивидуализации и дифференциации обучения.

Литература

  1. Здоровьесберегающее сопровождение воспитательно-образовательного процесса: Методическое пособие. Часть 1. Здоровьесберегающая среда в образовательном учреждении / Под научной ред. Э. М. Казина, Н. А. Заруба; Ред.коллегия: О. А. Никифорова, А. И. Федоров, Т. А. Фральцова. – Кемерово: Изд-во КРИПКиПРО, 2003 г.
  2. Адаптация и здоровье: Учеб. Пособие / Отв. ред. Э. М. Казин. – Кемерово: Кузбассвузиздат, 2003.
  3. Смирнов Н. К. Здоровьесберегающие технологии и психология здоровья в школе. –М. : АРКТИ, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...

Создание здоровьесберегающего пространства школы

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения  к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации  подраст...

Педсовет "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения"

Педагогический совет по теме "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения". Данная разработка может быть полезна как администраторам школ, так и отдельн...

Создание здоровьесберегающего пространства

Методическая разработка представляет собой программу по созданию здоровьесберегающего пространства на основе личностно-ориентированного подхода...