Создание здоровьесберегающего пространства на уроках географии
материал на тему
Выступление на РМО учителей географии
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_rmo_estestvennykh_distsiplin.docx | 17.88 КБ |
Предварительный просмотр:
Выступление на РМО естественных дисциплин
учителя географии МОУ Лесогорская СОШ
Торуновой М.А.
Тема выступления: «Создание здоровьесберегающего пространства
на уроках географии»
Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. Растёт число юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.
Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья учащихся через развитие отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на устранение перегрузки и сохранение здоровья школьников.
Для наиболее эффективного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в нашей школе была разработана программа «Школа здорового поколения». Поэтому передо мной, как и всеми учителями нашей школы, встала задача реализации программы в своей педагогической деятельности.
Работая учителем географии на протяжении 4 лет, я стала замечать, что некоторые факторы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Это и организация процесса образования, это и психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися), это методы и формы обучения, санитарно-гигиенические условия, двигательный режим детей.
Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:
- учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления;
– учет возрастных и физиологических особенностей учащихся на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность);
– наличие эмоциональных разрядок на уроках;
– включение в учебный процесс новых методик и технологий для активизации двигательного режима;
– использование физкультурных пауз на уроках;
- использование релаксационных упражнений;
- дозировка домашнего задания.
Считается, что эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:
5-25 минута – 80 %
25-35 минута – 60-40 %
35-40 минута – 10 %
Используя эти сведения, стараюсь контролировать уровень работоспособности и степень утомления учащихся на каждом этапе урока.
В систему работы входят сочетание традиционных и инновационных образовательных технологий, которые помогают реализовать личностно-ориентированный подход в обучении, обеспечивают индивидуализацию и дифференциацию обучения с учетом способностей детей, их уровня обученности, интересов и склонностей, формируют устойчивые познавательные интересы.
Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологию личностно-ориентированного обучения, учитывающую особенности каждого ученика и направленную на возможно более полное раскрытие его потенциала.
Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.
Сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Создаю и использую свои уроки с ИКТ. В своей работе использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point, SMART Notebook, Movie Maker. Длительность непрерывного применения интерактивной доски на уроках составляет 20 минут в соответствии с СанПиН.
Немаловажную роль в процессе обучения играют ресурсные возможности учебного кабинета. В кабинете созданы хорошие условия. Он оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Классная доска освещена люминесцентными лампами. Кабинет окрашен в лиловый цвет слабой насыщенности. Стены гладкие, допускающие их влажную уборку. Кабинет оснащен комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям. Я считаю, что обучение проходит более успешно, если используются наглядные и технические средства. В кабинете есть компьютер, интерактивный комплекс, слайд-проектор. Из учебного оборудования - модели, таблицы, раздаточный материал, карты, диски с учебными фильмами, диски «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».
В течение урока стараюсь вводить режим смены динамических поз, т.е. чередование работы сидя-стоя. Стоя выполняем устные задания. Чаще стараюсь вызывать детей к доске. Так как количество учащихся в классе небольшое, то вызванными за урок оказываются многие учащиеся. На протяжении урока перемещаюсь по классу. Таким образом, учащиеся, следя за мной, совершают повороты головы и туловища.
Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебного процесса приводит к необходимости использования физкультминуток.
Одним из важнейших аспектов урока является психологический комфорт школьников. Таким образом, с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Во время общения с детьми на перемене узнаю об их эмоциональном и физическом состоянии. Это позволяет скорректировать начало урока: успокоить или «разбудить». С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности.
Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...
Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся
Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...
Создание здоровьесберегающего пространства школы
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации подраст...
Педсовет "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения"
Педагогический совет по теме "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения". Данная разработка может быть полезна как администраторам школ, так и отдельн...
Создание здоровьесберегающего пространства урока
В статье анализируются основные ошибки в создании здоровьесберегающего пространства урока, даются рекомендации в создании здоровьесберегающего урока....
Создание здоровьесберегающего пространства в школе
Выступление на педсовете...
Создание здоровьесберегающего пространства
Методическая разработка представляет собой программу по созданию здоровьесберегающего пространства на основе личностно-ориентированного подхода...