Создание здоровьесберегающего пространства на уроках географии
материал на тему

Торунова Мария Александровна

Выступление на РМО учителей географии

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vystuplenie_na_rmo_estestvennykh_distsiplin.docx17.88 КБ

Предварительный просмотр:

Выступление на РМО естественных дисциплин

учителя географии МОУ Лесогорская СОШ

Торуновой М.А.

Тема выступления: «Создание здоровьесберегающего пространства

на уроках географии»

        Проблема здоровья детей сейчас беспокоит всех. В последнее время возросло внимание и к здоровью школьников. Продолжает возрастать учебная нагрузка, уменьшается двигательная активность детей, приводя к нарушению осанки, гиподинамии, все свободное время дети уделяют просмотру видиофильмов и игре на компьютере. Растёт число юных курильщиков, массового потребления пива не приходится говорить. Многие годы человек проводит в стенах образовательных учреждений, и поэтому ценностное отношение к здоровью не может формироваться без участия педагогов.  

Поэтому одной из приоритетных задач нового этапа реформы системы образования становится сбережение здоровья учащихся через развитие отношения к здоровью как к жизненной ценности; формирование потребности в здоровом образе жизни; выбор образовательных технологий, адекватных возрасту, направленных на устранение перегрузки и сохранение здоровья школьников.

Для наиболее эффективного решения проблемы сохранения и укрепления здоровья подрастающего поколения в нашей школе была разработана программа «Школа здорового поколения». Поэтому передо мной, как и всеми учителями нашей школы, встала задача реализации программы в своей педагогической деятельности.

Работая учителем географии на протяжении 4 лет, я стала замечать,  что некоторые факторы оказывают существенное влияние на состояние здоровья учащихся. Это и организация процесса образования, это и психологический фон занятий (стиль общения педагога с учащимися), это методы и формы обучения, санитарно-гигиенические условия, двигательный режим детей.  

Обязательное применение на занятиях здоровьесберегающих технологий обучения предполагает:

- учёт продуктивности урока, период снижения продуктивности с признаками утомления;

–  учет возрастных и физиологических особенностей учащихся на занятиях (количество видов деятельности на уроках, их продуктивность); 

–  наличие эмоциональных разрядок на уроках;

–  включение в учебный процесс  новых методик и технологий для активизации двигательного режима; 

–  использование физкультурных пауз на уроках;

- использование  релаксационных  упражнений; 

дозировка домашнего задания.

Считается, что эффективность усвоения знаний учащихся в течение урока такова:

5-25 минута – 80 %

25-35 минута – 60-40 %

35-40 минута – 10 %

Используя эти сведения, стараюсь контролировать уровень работоспособности и степень утомления учащихся на каждом этапе урока. 

В  систему  работы  входят  сочетание  традиционных  и  инновационных  образовательных  технологий,  которые помогают  реализовать  личностно-ориентированный  подход  в обучении, обеспечивают  индивидуализацию  и  дифференциацию  обучения  с  учетом способностей  детей,  их  уровня  обученности,    интересов  и  склонностей, формируют  устойчивые  познавательные  интересы.

Среди здоровьесберегающих технологий можно особо выделить технологию личностно-ориентированного обучения, учитывающую особенности каждого ученика и направленную на возможно более полное раскрытие его потенциала.

Личностно-ориентированное обучение предполагает использование разнообразных форм и методов организации учебной деятельности. При этом перед учителем встают новые задачи: создание атмосферы заинтересованности каждого ученика в работе класса; стимулирование учащихся к высказываниям и использованию различных способов выполнения заданий без боязни ошибиться; создание педагогических ситуаций общения на уроке, позволяющих каждому ученику проявлять инициативу, самостоятельность, избирательность в способах работы; создание обстановки для естественного самовыражения ученика.

Сегодня очень актуально использование ИКТ в учебном процессе. Это способствует активизации познавательной деятельности учащихся, стимулирует и развивает психические процессы, развитие мышления, восприятия, памяти. Использование ИКТ на уроках географии позволяет учащимся в яркой, интересной форме рассматривать понятия и определения, видеть географические объекты в видеороликах и на фотографиях, закреплять материал в интересной форме, что способствует чёткому восприятию материала по той или иной теме. Сейчас существует большое количество мультимедийных учебников по разным предметам и классам. Поэтому использование на уроках их демонстрационных средств (слайды, атласы, рисунки в учебнике, картины, анимации, видеозаписи) способствуют формированию у детей образных представлений, а на их основе – понятий. Создаю и использую свои уроки с ИКТ. В своей работе  использую демонстрационные программы, к которым кроме картин, видеофрагментов, фотографий можно отнести и интерактивные атласы, уроки-презентации, разработанные при помощи Power Point, SMART Notebook, Movie Maker. Длительность непрерывного применения интерактивной доски на уроках составляет 20 минут в соответствии с СанПиН.

Немаловажную роль в процессе обучения играют ресурсные возможности учебного кабинета. В кабинете созданы хорошие условия. Он оформлен в соответствии с санитарно-гигиеническими требованиями. Классная доска освещена люминесцентными лампами. Кабинет окрашен в лиловый цвет слабой насыщенности. Стены гладкие, допускающие их влажную уборку. Кабинет оснащен комплектом специализированной мебели, отвечающей требованиям. Я считаю, что обучение проходит более успешно, если используются наглядные и технические средства. В кабинете есть компьютер, интерактивный комплекс, слайд-проектор. Из учебного оборудования - модели, таблицы, раздаточный материал, карты, диски с учебными фильмами, диски «Виртуальная школа Кирилла и Мефодия».

В течение урока стараюсь вводить режим смены динамических поз, т.е. чередование работы сидя-стоя. Стоя выполняем устные задания. Чаще стараюсь вызывать детей к доске. Так как количество учащихся в классе небольшое, то вызванными за урок оказываются многие учащиеся. На протяжении  урока перемещаюсь по классу. Таким образом, учащиеся, следя за мной, совершают повороты головы и туловища. 

Осуществление идеи организации здоровьесберегающего учебного процесса приводит к необходимости использования физкультминуток.

Одним из важнейших аспектов урока является психологический комфорт школьников. Таким образом, с одной стороны решается задача предупреждения утомления учащихся, с другой – появляется дополнительный стимул для раскрытия творческих возможностей каждого ребенка. Во время общения с детьми на перемене узнаю об их эмоциональном и физическом состоянии. Это позволяет скорректировать начало урока: успокоить или «разбудить». С первых минут урока стараюсь создать обстановку доброжелательности. 

Забота о здоровье учеников неотделима от заботы учителя о своем собственном здоровье. Педагог должен подавать пример своим образом жизни и своим здоровьем.

    


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...

Применение здоровьесберегающих технологии на уроках географии - фактор создания комфортных условий обучающихся

Сегодня перед школой стоит важнейшая задача - создание условий для сохранения и укрепления здоровья учащихся. Поскольку основной «ячейкой» образовательного процесса считается урок, то и его влия...

Создание здоровьесберегающего пространства школы

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения  к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации  подраст...

Педсовет "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения"

Педагогический совет по теме "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения". Данная разработка может быть полезна как администраторам школ, так и отдельн...

Создание здоровьесберегающего пространства урока

В статье анализируются основные ошибки в создании здоровьесберегающего пространства урока, даются рекомендации в создании здоровьесберегающего урока....

Создание здоровьесберегающего пространства

Методическая разработка представляет собой программу по созданию здоровьесберегающего пространства на основе личностно-ориентированного подхода...