Создание здоровьесберегающего пространства школы
статья по физкультуре на тему
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации подрастающего поколения должно стать образовательное учреждение, поскольку на данном этапе формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.doc | 56 КБ |
Предварительный просмотр:
СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ
Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. Если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.
Нельзя не отметить, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.
Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации подрастающего поколения должно стать образовательное учреждение, поскольку на данном этапе формируется как индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.
В школе создана благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности, проводится внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.
В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии представлены как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.
В школе разработана и реализуется комплексная программа «Здоровьесберегающий подход к образовательному процессу в школе», на основе которой разработан план мероприятий по блокам.
№ | Основные направления | Мероприятия | Условия |
1. | Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры школы | - оборудование помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами; - оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем; - наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; - наличие и необходимое оснащение школьной столовой; - организация качественного питания; - необходимый и квалифицированный состав специалистов обеспечивающий работу с учащимися. | - использование бюджетных средств, шефская помощь, спонсорская помощь. |
2. | Организация учебного процесса | - соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения; - использование методов и методик обучения, адекватных возрастам особенностям и возможностям учащихся; - введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов; - строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении; - рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера; - индивидуализация обучения | - знание и соблюдение педагогами всех требований к организации образовательного процесса в школе. |
3. | Диагностика мониторинг состояния здоровья учащихся и работников школы | - ежегодные углубленные медосмотры (осмотр специалистами по показаниям здоровья, выявление отклонений); - составление «Карточек здоровья» учащихся, начиная с 1 класса и наблюдением в течение всей учебы в школе; - организация мониторинга физического здоровья учащихся 1-11 классов; - анализ состояния здоровья, выявление тенденций; - создание банка данных о здоровье 1-11 классов и работников школы; - регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога; - разработка авторских программ педагогами школы по здоровьесбережению. | - взаимодействие с медицинскими учреждениями района, привлечение педагогов и родителей к совместной работе |
4. | Работа школьной медицинской службы Лечебно-профилактическая работа | - планирование вакцинации и прививок для учащихся 1-11 классов и работников школы; - распределение учащихся по медицинским группам; - проведение занятий в спецмедгруппах; - коррекционная работа для учащихся 1-11 классов с нарушением осанки, плоскостопия (ЛФК, массаж), зрения; - просветительская работа (беседы для учащихся, экскурсии); - лекции для родителей; - контроль за санитарно-гигиеническим режимом в школе; - организация различных видов терапии:
- закаливающие процедуры | - наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета; - оснащение для проведения оздоровительной и коррекционной работы. |
5. | Образование в области здоровья | - для учащихся 1-4 классов обучение по курсу «Все цвета, кроме черного» (автор М.М.Безруких) - для учащихся 9-11 классов обучение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности» - уроки для родителей, включающих теоретическую и практическую части для работы со своими детьми по созданию здорового климата в семье. | - включение курса в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента; - системность работы ОУ, направленный на формирование ценности здоровья и ЗОЖ; - использование авторских программ по здоровью, утвержденных органами образования. |
6. | Физкультурно- оздоровительные мероприятия В летний период | - организация гимнастики до занятий в 1-11 классах; - организация подвижной (динамической) перемены между 3 и 4 уроком в начальной школе; - проведение физкультпауз на уроках в 1-6 классах, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности; - использование элементов валеологического образования в ходе уроков общеобразовательного цикла в 1-11 классах: - полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, спортивных секциях и т.п.); - создание условий и организация работы спортивных секций по интересам учащихся 1-11 кл.; - разнообразие форм проведения уроков физической культуры с целью личной заинтересованности учащихся в развитии и совершенствовании двигательных качеств и воспитании устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом; - увеличение охвата учащихся горячим питанием; - организация лагерей дневного пребывания за счет финансируемых ведомств с выбором приоритетного направления – сохранение и укрепление здоровья школьников. | - системность и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий; -использование локальной гимнастики на различные части тела; - достаточное оснащение спортивной базы школы. |
7. | Просветительско-воспитательная работа | -проведение уроков здоровья для учащихся 1-10 классов с целью развития интереса к истории спорта, желания побеждать в себе свои отрицательные привычки и эмоции; - проведение дней здоровья, спортивных соревнований, праздников; - лекции (лектории), беседы, консультации по проблемам сохранения и укрепления здоровья, профилактики вредных привычек; - создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих здоровьесберегающую деятельность. | - наличие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися разных возрастов |
8. | Психологическая и социальная службы | - создание комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи и их психологическое сопровождение; - организация тренинговых занятий по психопрофилактике стрессогенных состояний для учащихся и учителей; - проведение анкетирований, тестирований учащихся школы; - сбор необходимой информации:
- создание кабинета психологической разгрузки. | - проведение диагностической, профилактической, коррекционной и консультативной работы |
9. | Здоровье-сберегающие условия обучения детей | - соблюдение
| - соблюдение норм СанПиН и предписаний органов надзора, постоянный контроль за санитарно – гигиеническим состоянием условий обучения в школе |
Программа рассчитана на длительный срок реализации. Критериями оценки эффективности программы является следующая система показателей: качественные изменения в обучении и воспитании учащихся, объективные медико-физиологические показатели здоровья школьников, снижение уровня конфликтности и агрессивности детей, рост удовлетворения качеством образовательного процесса со стороны родителей и учащихся.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)
В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...
Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе
Школа является местом активной деятельности ребенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные периоды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...
Создание здоровьесберегающего пространства на уроках географии
Выступление на РМО учителей географии...
Педсовет "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения"
Педагогический совет по теме "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения". Данная разработка может быть полезна как администраторам школ, так и отдельн...
Создание здоровьесберегающего пространства урока
В статье анализируются основные ошибки в создании здоровьесберегающего пространства урока, даются рекомендации в создании здоровьесберегающего урока....
Создание здоровьесберегающего пространства в школе
Выступление на педсовете...
Создание здоровьесберегающего пространства
Методическая разработка представляет собой программу по созданию здоровьесберегающего пространства на основе личностно-ориентированного подхода...