Создание здоровьесберегающего пространства школы
статья по физкультуре на тему

Абушинова Наталья Григорьевна

Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения  к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации  подрастающего поколения должно стать образовательное учреждение, поскольку на данном этапе формируется как  индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon statya.doc56 КБ

Предварительный просмотр:

СОЗДАНИЕ ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩЕГО ПРОСТРАНСТВА ШКОЛЫ

 

  Здоровье – необходимое условие для гармоничного развития личности. Если недостаток образования можно восполнить, то подорванное здоровье восстановить значительно труднее, а нарушенное в детском возрасте – зачастую уже невозможно.

Нельзя не отметить, что здоровье – это не только отсутствие болезней и физических дефектов, это состояние полного физического, духовного и социального благополучия.

     Проблема сохранения и укрепления здоровья, а главное формирования особого отношения  к здоровью как к самостоятельной ценности имеет огромное значение. Важнейшим звеном социализации  подрастающего поколения должно стать образовательное учреждение, поскольку на данном этапе формируется как  индивидуальное здоровье, так и здоровье всего общества.

  В школе создана благоприятная образовательная среда, способствующая сохранению здоровья, воспитанию и развитию личности, проводится внедрение системы здоровьесберегающих технологий, методов и форм организации образовательного процесса, направленной на формирование здорового образа жизни, социализацию и адаптацию личности к изменяющимся условиям.

  В работе отдельного учителя здоровьесберегающие технологии представлены как системно организованное на едином методическом фундаменте сочетание принципов педагогики сотрудничества, «эффективных» педагогических техник, элементов педагогического мастерства, направленных на достижение оптимальной психологической адаптированности школьника к образовательному процессу, заботу о сохранении его здоровья и воспитание у него культуры здоровья.

     В школе разработана и реализуется комплексная  программа  «Здоровьесберегающий  подход к образовательному процессу в школе», на основе которой разработан план мероприятий по блокам.        

Основные

направления

Мероприятия

Условия

1.

Создание здоровье-сберегающей инфраструктуры школы

- оборудование помещений школы в соответствии с гигиеническими нормативами;

- оснащение кабинетов, физкультурного зала, спортплощадок необходимым оборудованием и инвентарем;

- наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

- наличие и необходимое оснащение школьной столовой;

- организация качественного питания;

- необходимый и квалифицированный состав специалистов обеспечивающий работу с учащимися.

- использование бюджетных средств, шефская помощь, спонсорская помощь.

2.

Организация учебного процесса

- соблюдение гигиенических норм и требований к организации и объему учебной и внеучебной нагрузки (домашние задания) учащихся на всех этапах обучения;

- использование методов и методик обучения, адекватных возрастам особенностям и возможностям учащихся;

- введение инноваций в учебный процесс под контролем специалистов;

- строгое соблюдение всех требований к использованию технических средств в обучении;

- рациональная и соответствующая требованиям организация уроков физической культуры и занятий активно-двигательного характера;

- индивидуализация обучения

- знание и соблюдение педагогами всех требований к организации образовательного процесса в школе.

3.

Диагностика мониторинг состояния здоровья учащихся и работников школы

- ежегодные углубленные медосмотры (осмотр  специалистами по показаниям здоровья, выявление отклонений);

- составление «Карточек здоровья» учащихся, начиная с 1 класса и наблюдением в течение всей учебы в школе;

- организация мониторинга физического здоровья учащихся 1-11 классов;

- анализ состояния здоровья, выявление тенденций;

- создание банка данных о здоровье 1-11 классов и работников школы;

- регулярный анализ и обсуждение на педсоветах данных о состоянии здоровья школьников, доступность сведений для каждого педагога;

- разработка авторских программ педагогами школы по здоровьесбережению.

- взаимодействие с медицинскими учреждениями района, привлечение педагогов и родителей к совместной работе

4.

Работа школьной медицинской службы

Лечебно-профилактическая работа

- планирование вакцинации и прививок для учащихся 1-11 классов и работников школы;

- распределение учащихся по медицинским группам;

- проведение занятий в спецмедгруппах;

- коррекционная работа для учащихся 1-11 классов с нарушением осанки, плоскостопия (ЛФК, массаж), зрения;

- просветительская работа (беседы для учащихся, экскурсии);

- лекции для родителей;

- контроль за санитарно-гигиеническим режимом  в школе;

 - организация различных видов терапии:

  • витаминизация уч-ся 1-4 классов
  • фитотерапия
  • аромотерапия уч-ся 1-4 классов

- закаливающие процедуры

-  наличие и необходимое оснащение медицинского кабинета;

-  оснащение для проведения оздоровительной и коррекционной работы.

5.

Образование в области здоровья

- для учащихся 1-4 классов обучение по курсу «Все цвета, кроме черного» (автор М.М.Безруких)

- для учащихся 9-11 классов обучение по курсу «Основы безопасности жизнедеятельности»

- уроки для родителей, включающих теоретическую и практическую части для работы со своими детьми по созданию здорового климата в семье.

- включение курса в учебный процесс в качестве регионального или школьного компонента;

- системность работы ОУ, направленный на формирование ценности здоровья и ЗОЖ;

- использование авторских программ по здоровью, утвержденных органами образования.

6.

Физкультурно- оздоровительные мероприятия

В летний период

- организация гимнастики до занятий в 1-11 классах;

- организация подвижной (динамической) перемены между 3 и 4 уроком в начальной школе;

- проведение физкультпауз на уроках в 1-6 классах, способствующих эмоциональной разгрузке и повышению двигательной активности;

- использование элементов валеологического образования в ходе уроков  общеобразовательного цикла в 1-11 классах:

- полноценная и эффективная работа с учащимися всех групп здоровья (на уроках физкультуры, спортивных секциях и т.п.);

- создание условий и организация работы спортивных секций по интересам учащихся 1-11 кл.;

- разнообразие форм проведения уроков физической культуры с целью личной заинтересованности учащихся в развитии и совершенствовании двигательных качеств и воспитании устойчивого интереса к систематическим занятиям физкультурой и спортом;

- увеличение охвата учащихся горячим питанием;

- организация лагерей дневного пребывания за счет финансируемых ведомств с выбором приоритетного направления – сохранение и укрепление здоровья школьников.

- системность и регулярное проведение спортивно-оздоровительных мероприятий;

-использование локальной гимнастики на различные части тела;

- достаточное оснащение спортивной базы школы.

7.

Просветительско-воспитательная работа

-проведение уроков здоровья для учащихся 1-10 классов с целью развития интереса к истории спорта, желания побеждать  в себе свои отрицательные привычки и эмоции;

- проведение дней здоровья, спортивных соревнований, праздников;

- лекции (лектории), беседы, консультации по проблемам сохранения  и  укрепления здоровья, профилактики вредных привычек;

- создание общественного совета по здоровью, включающего представителей администрации, учащихся старших классов, родителей, разрабатывающих и реализующих здоровьесберегающую деятельность.

- наличие системы и специалистов, способных квалифицированно и грамотно вести беседу с учащимися разных возрастов

8.

Психологическая и социальная службы

- создание  комплексной системы педагогической, психологической и социальной помощи и их  психологическое сопровождение;

- организация тренинговых занятий по психопрофилактике стрессогенных  состояний для учащихся и учителей;

- проведение анкетирований, тестирований учащихся школы;

- сбор необходимой информации:

  • социальный паспорт школы, класса
  • обследования семьи
  • карта обследования социально-дезадаптированных несовершеннолетних
  • паспорт семьи и т.д.;

- создание кабинета психологической разгрузки.

- проведение диагностической, профилактической,  коррекционной и консультативной работы

9.

Здоровье-сберегающие условия обучения детей

 - соблюдение

  • воздушно – теплового режима
  • светового режима
  • условий санитарного состояния помещений
  • требований к использованию учебной мебели
  • питьевого режима
  • эстетики школьного здания и двора

- соблюдение норм СанПиН и предписаний органов надзора, постоянный контроль за санитарно – гигиеническим состоянием условий обучения в школе

  Программа рассчитана на длительный срок реализации. Критериями оценки эффективности программы является следующая система  показателей: качественные изменения в обучении и воспитании учащихся, объективные медико-физиологические показатели здоровья школьников, снижение  уровня конфликтности и агрессивности детей, рост удовлетворения качеством образовательного процесса со стороны родителей и учащихся.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Опыт создания здоровьесберегающей среды школы в Выборгском районе (в рамках стратегии развития системы образования Санкт- Петербурга 2011–2020 гг. «Петербургская Школа 2020»)

В статье представлен опыт работы ГБОУ Центр психолого-медико-социального сопровождения Выборгского района Санкт-Петербурга по формированию здоровьесберегающей среды в образовательных учреждениях район...

Создание здоровьесберегающего пространства в средней школе

Школа является местом активной деятельности ре­бенка на протяжении 9-11 лет. Самые важные перио­ды интенсивного развития детского организма, когда происходит формирование здоровья на дальнейшую жизнь,...

Педсовет "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения"

Педагогический совет по теме "Создание здоровьесберегающего пространства в условиях общеобразовательного учреждения". Данная разработка может быть полезна как администраторам школ, так и отдельн...

Создание здоровьесберегающего пространства урока

В статье анализируются основные ошибки в создании здоровьесберегающего пространства урока, даются рекомендации в создании здоровьесберегающего урока....

Создание здоровьесберегающего пространства

Методическая разработка представляет собой программу по созданию здоровьесберегающего пространства на основе личностно-ориентированного подхода...