«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»
методическая разработка (11 класс) на тему
Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе, и считаю необходимым обобщить собственный опыт работы по этому вопросу. И одно хочу сказать,что за время проведения ЕГЭ, педагогической общественностью отмечено положительное влияние ЕГЭ по русскому языку на процесс преподавания предмета.
На ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
liter._kraeved_8-9_klassy.doc | 135.5 КБ |
liter._kraeved_8-9_klassy.doc | 135.5 КБ |
doklad_na_rmo_sistema_podgotovki_k_ege.doc | 84.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС Ответственный за УВР Заведующий Озерским филиалом
Протокол №1 от 28.08.2015 МБОУ Верхнеспасской СОШ
Руководитель МО_________ Л.Л. Балабаева __________В.В.Потлова ____________ Е.В. Кирьянова
« 29» августа 2015г Протокол № 249 от 29.08.2015г
Рабочая программа
Наименование учебного предмета литературное краеведение
Класс 8-9
Уровень общего образования Основное общее
Учитель Потлова Валентина Викторовна (учитель русского языка и литературы ,1 категории)
Срок реализации программы, учебный год 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: Всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе Программы курса регионального компонента базисного учебного плана. «Литературное краеведение» / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнев, Т.Ф. Попова. Тамбов: ТОПИКРО, 2006.
Учебники Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 7--9 классов/ Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина и др. –Тамбов: Юлис, 2006.
Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. Тамбов: Юлис, 2006.
Рабочую программу составила ______________________ (В.В.Потлова)
Пояснительная записка.
Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Само понятие «тамбовская литература» довольно широко. Здесь следует говорить о таких писателях, как Е.А. Баратынский, Верта, родившихся на тамбовщине. Нельзя обойти и такие фигуры, как
Г.Р. Державин, Платонов, чьи малые Родины лежат в дали от тамбовского края, однако в биографии которых Тамбов играет важную роль, и уже довольно много написано о связях с Тамбовом М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, хотя они никогда не жили в наших краях.
Однако и их творчество добавляет своеобразный штрих к литературному портрету тамбовщины.
Основная цель курса – обеспечить вхождение ученика в поликультурную среду региона на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чье творчество неразрывно связано с нашим краем.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
- обогатить и расширить знания учащихся о литературе родного края;
- сформировать представление о литературе родного края, как об одном из важнейших компонентов поликультурной среды региона;
- сформировать у учащихся представление об основных периодах становления родного края;
- развивать навыки исследовательской работы с литературоведческим материалом;
- воспитывать любовь к родному краю, родной культуре.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Программой курса регионального компонента базисного учебного плана. «Литературное краеведение» / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнев,
Т.Ф. Попова. Тамбов: ТОПИКРО, 2006. программа предназначена для работы по учебникам: Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. Тамбов: Юлис, 2006.
Программа «Литературное краеведение» для 8-9 классов рассчитана на 34 уч. часа: 8класс – 0,5 часа в год;
9 класс – 0,5часа в год
Форма организации учебного процесса – классно-урочная.
Виды и формы контроля:
- фронтальный опрос;
- контроль за письменными и устными работами учащихся;
По итогам изучения литературного краеведения проводится зачетный урок в форме творческих работ, собеседования по изученному материалу, презентаций или с использованием иных проверочных методик.
Требования к уровню подготовки учащихся :
* знать и понимать биографию писателей, так или иначе связанных с Тамбовским краем;
* историю создания и связь произведений с жизнью родного края;
* характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отраженные в изученных произведениях;
* уметь анализировать и оценивать произведение как явление искусства, как художественное целое;
* выявлять его жанровые особенности и отношение автора к изображаемому;
* давать личную оценку;
* составлять устный и письменный развернутые аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
* пересказывать узловые сцены и эпизоды произведения;
* писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
* подготовить доклад, сообщение об авторе и его произведении;
* выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе заученные наизусть;
* делать обзор новейших публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
* работать со справочной и критической литературой;
* осуществлять литературно-краеведческую поисковую деятельность.
Содержание программы 8 класс.
- Родной край – источник творчества -1ч
Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение..Из истории литературного краеведения.
Понятие о «крае» в литературном краеведении. «Край» как образ или герой литературного произведения.
- Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 вв.- 2ч
Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси.
Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.
3. Поэт и государственный деятель - Державин Гаврила Романович-2ч
Вклад Державина в развитие Тамбовского края.
Поэзия Тамбовского периода творчества.
4. Пушкин Александр Сергеевич -1ч
Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Предки и потомки поэта.
Стихотворение «Моя родословная». Тамбовские адресаты лирики Пушкина.
5. Баратынский Евгений Абрамович -2ч
Связь Баратынского с Тамбовским краем. Лирика поэта. Стихотворения, написанные в Маре.
6. Лермонтов Михаил Юрьевич -2ч
Поэма «Тамбовская казначейша». Из истории создания.
История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.
7. Терпигорев Сергей Николаевич -1ч
Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края. «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика». Связь с традициями русской литературы. Автобиографическая основа.
8. Жемчужников Алексей Михайлович -1ч
Тамбовский период в жизни поэта. Сатира Жемчужникова.
Стихи из сборника «Песни старости», «Прощальные песни».
9. Замятин Евгений Иванович -1ч
Тамбовские мотивы в творчестве Замятина. Жизнь русской провинции, ее топография, картины природы, этнография, на страницах художественной повести «Уездное» ( или «Русь»).
10. Цветаева Марина Ивановна - 1ч
Личные и творческие связи с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным.
Поездка Цветаевой на Тамбовщину. Повесть «Вольный проезд».
11. Серафимович Александр Серафимович-1ч
Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Сюжет и герои рассказа.
Содержание программы 9 класс.
1. С.Н. Сергеев- Ценский – 2ч
«Властелин словесных тайн, проницательный духовенец и живописец пейзажа».
Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза. Жанровое разнообразие творчества.
Тамбовская тема в «Кочетовской плотине», «Лесной топи».
2. Платонов Андрей Платонович - 1ч
Связь с Тамбовским краем. «Сто дней Платонова в Тамбове». Письма жене. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов».
3. Вирта Николай Евгеньевич - 1ч
Тамбовские страницы жизни и творчества писателя. Роман «Одиночество»- одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае.
4. Солженицын Александр Исаевич.-1ч
Рассказ «Случай на станции Кочетовка». Что легло в основу рассказа. Жанр и композиция произведения.
5. Тема Великой Отечественной Войны в творчестве тамбовских авторов - 3ч
Тема ВОВ в творчестве Афанасьева, Котова, Шульчева, Пескова и др.
6. Литература второй половины 20-начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае -8ч
Активизация литературной жизни в области после создания Тамбовского отделения Союза писателей РСФСР.
Проза. -4ч
Акулинин А.М. Автобиографическая повесть « Щурка- поводырь»,
Аршанский В.С. Что связывало Аршанского с Тамбовским краем.
Герасин В.И.
Обзор произведений.
Елегечев И.З.Роман «Мингазея».
Кравченко В.В.
Обзор произведений.
Кудрин В.А.
Панов Б.К.- тамбовский писатель и журналист.
Селиверстов В.И.
Стрыгин А.В. Шилин А.Е.(обзор)
Поэзия. -4ч
Богданов В.А. Сборники «Перезвон», «Светунец», «Возвращение».
Герасимов П.С. «Иду с Тамбовщины», «Будет солнечный день» и др.
Дорожкина В.Т. (обзор).
Кучин И.С.
Макаров А. М.
Макаров А.В.
(обзор произведений)
Милосердов С.С.
Начас Е.Я.
Румянцева М.А.
(обзор произведений)
Приложение к рабочей программе
курса «Литературное краеведение»
для 8-9 классов
Календарно-тематический план 8 класс
№ урока п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Кол-во ча сов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требова ния к уровню подготов ки (резуль тат) | Вид контро ля, измери тели | Информационное сопро вож дение | |
По п л а н у | ф а к т | ||||||||||
Введение. | 2ч | ||||||||||
1 | Родной край – источник творчества. | 1 | Урок изучения нового | Урок-беседа | Литературное краеведение как составная часть литературове дения, учебная дисциплина и общественное движение..Из истории литературного краеведения. Понятие о «крае» в литературном краеведении. «Край» как образ или герой литературного произведения. | Знать понятие о «крае» в литератур ном краеведе нии. Содержа ние лекции.
| Вопросы учителя | Учеб ник; | |||
2 | Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков. | 1 | Урок изучения нового | Лекция | Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона. | Современ ное состояние литератур ного краеведе ния Тамбовско го региона. | Вопросы учителя, творчес кая работа | Учеб ник: табли цы | |||
3-4 | Поэт и государственный деятель Г.Р. Державин | 2 | Урок закрепления и обобщения | Лекция – беседа; Практи кум | Вклад Державина в развитие Тамбовского края. Поэзия Тамбовского периода творчества | Знать биографию писателя; познакомиться с поэзией Державина; выполнить творческую работу на тему «Вклад Державина в развитие моего любимого города Тамбова». | Сообщения учащихся; вопросы учебника; выполне ние творческой работы | Учеб ник; портрет писате ля; презен тация | |||
5 | А.С. Пушкин. | 1 | Урок закрепления и обобщения | Практи кум | Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная». | Знать биографию писателя; Родословное древо; адресат лирики | Сообщения учащихся; вопросы учителя; выполне ние практичес кой творческой работы | Учеб ник; табли цы; текст произведений | |||
6-7 | Е.А. Баратынский. | 2 | Урок изучения нового | Урок – исследо вание | Связь Баратынского с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре. | Знать биографию писателя; Понятия: «медитативная лирика», «элегия», «художественная деталь» | Беседа; чтение произведе- ния наизусть | Учеб ник; портрет писате ля; сборник произведений | |||
8-9 | М.Ю. Лермонтов. | 2 | Урок закрепления и обобщения | Поэма Лермонтова «Тамбовская казначейша». Из истории создания. | Знать биографию писателя; сюжет и композиция произведе ния; понятия: сатира, юмор, ирония, комизм | Сообщения учащихся; выразительное чтение; анализ произведе ния | Презентация ; текст поэмы | ||||
10 | С.Н.Терпигорев | 1 | Урок изучения нового | Обзор произведений Терпигорева, связанных с жизнью Тамбовского края. | Знать биографию писателя; Понятия: очерк, публицисти ка, | Сообщения учащихся, вопросы учителя; | Учебн ик; портрет писате ля сборник произведений | ||||
11 | А.М. Жемчужников. | 1 | Урок изучения нового | Стихи из сборника «Песни старости», «Прощальные песни». | Знать биографию писателя; Сатира; Козьма Прутков | Беседа; выразитель ное чтение произведе- ния наизусть | Сборники стихов; учебник | ||||
12-13 | Е.И. Замятин. | 2 | Урок изучения нового | Литера турная гостиная | Связь Замятина с Тамбовским краем. Художественные повести «Уездное» ( или «Русь»). | Знать биографию писателя; Понятия «мотив», «лирическая повесть» | беседа по вопросам учителя; пересказ отрывков из повести. | Презен тация | |||
14-15 | М.И. Цветаева. | 2 | Урок изучения нового | Лекция с элементами практи ки | Поездка Цветаевой на Тамбовщину. Повесть «Вольный проезд». | Знать биографию писателя; Понятия: «модернизм»художественное своеобразие произведе ния. | Выразительное чтение; ответы на вопросы учебника; подготовка проекта | Портрет писате ля; сборни ки произведений; | |||
16 | А.С. Серафимович | 1 | Урок изучения нового | Урок – исследо вание | Рассказ Серафимовича «Тамбовский мужичок в Москве». Сюжет и герои рассказа. | Знать биографию писателя; Основа сюжета произведе ния | Ответы на вопросы; содержание произведения; сжатый пересказ | Учеб ник; хресто матия; сборник расска зов | |||
17 | Урок – зачет. | 1 | Урок контроля знаний | Тестирование | Тесты |
Календарно тематический план 9 класс
№ урока п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Кол-во ча сов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требова ния к уровню подготов ки (резуль тат) | Вид контро ля, измери тели | Информационное сопро вож дение | ||
По п л а н у | ф а к т | |||||||||||
Сергей Николаевич Сергеев - Ценский | 2ч | |||||||||||
1 | С.Н. Сергеев – Ценский. Поэма «Печаль полей» | 1 | Урок изучения нового | Урок – практи кум | «Властелин словесных тайн, проницательный духовенец и живописец пейзажа. Поэма «Печаль полей» | Знать: биографию писателя; Понятия: поэма, повесть, лейтмотив; | Вопросы учителя; сообщения учащихся | презентация | ||||
2 | Поэзия С.Н. Сергеева – Ценского. | 1 | Заочное путешествие | Мотивы лирики поэта; «Дневник поэта»; Музей С.Н. Сергеева – Ценского | Доклады; выразительное чтение наизусть | Учеб ник; сборник стихов; портрет писате ля | ||||||
Андрей Платонович Платонов | 1ч | |||||||||||
3 | А.П.Платонов. Повесть «Город Градов» | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | «Градов – оскуделый город, и люди живут там настолько бестолково…» Связь с Тамбовским краем. «Сто дней Платонова в Тамбове». Письма жене. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов». | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния | Самостоятельная работа; краткий пересказ; составле ние характеристики главных героев | Учеб ник; хресто матия; текст повести | ||||
4 | Вирта Н. Е. Роман «Одиночество». | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Портрет эпохи в романе «Одиночество» | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния | Аналитическая беседа; Выразительное чтение; ответы на вопросы учителя | Роман «Одиночество»; учебник | ||||
5 | Солженицын А.И. Рассказ «Случай на станции Кочетовка». | 1 | Урок изучения нового | Исследование | Что легло в основу рассказа Солженицына «Случай на станции Кочетовка». | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; история написания рассказа | Сообщения учащихся; вопросы учителя | Хрестоматия; портрет писате ля | ||||
Тема ВОВ в творчестве тамбовских писателей. | 3ч | |||||||||||
6 | Поэты погибшие на фронте. | 1 | Урок изучения нового | Урок - концерт | Тема ВОВ в творчестве писателей. Афанасьева, Котова, Шульчева, Пескова и др. | Участие в концерте; выразительное чтение наизусть | Презен тация; сборни ки произведений; | |||||
7 | Стихи поэтов, вернувшихся с войны. Стихи о войне послевоенного поколения. | 1 | Урок изучения нового | Урок - концерт | С.И.Голованов; П.А.Дорошин; И.С.Кучин; А.В.Стрыгин . М.Румянцева; А.Макаров; В.Дорожкина | Участие в концерте; выразительное чтение наизусть | Музыкальное сопровождение; | |||||
8 | «Битвы дорого обходятся победителям» | 1 | Урок изучения нового | Урок - концерт | По страницам военной прозы тамбовских писателей. | Участие в концерте; выразительное чтение наизусть | Сборники произведений; иллюстрации | |||||
Литература второй половины 20-начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае. | 8ч | |||||||||||
Проза современных тамбовских писателей. | 5ч | |||||||||||
9 |
Акулинин А.М. Аршанский В.С. | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Автобиографиче ская повесть Акулинина « Щурка-поводырь»; Что связывало Аршанского с Тамбовским краем. | Понятия: «притча»; автобиографическая повесть | Биография писателя; Содержа ние произведе ния; ответы на вопросы учителя | |||||
10 | Герасин В.И. Обзор произведений. Елегечев И.З. Роман «Оккупация» | 1 | Урок изучения нового | Путешествие по страни цам прозы | Ранние рассказы В. Герасина; Художественная условность в романе. | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния ; понятия: «деревенская проза»; прототип героя; историчес кий роман | Выступления учащихся; анализ произведе ний | Хрестоматия | ||||
11 | Кравченко В.В. Кудрин В.А. Обзор произведений. | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Проблематика повести «Лицедеи»; Тематика рассказов В.Кудрина «Учитель», «Уроки преддипломной практики». | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния ; понятия: проблема тика произведе ния; | Краткий пересказ произведе ний; ответы на вопросы | Хрестоматия | ||||
12 | Селиверстов В.И. Стрыгин А.В. Шилин А.Е. (обзор) | 1 | Урок изучения нового | Путешествие по страни цам прозы | Нравственная проблематика ранних рассказов Стрыгина. | Понятие: «нравствен ность» | Выступление учащихся; анализ произведе ний | Сбор ник расска зов | ||||
Поэзия современных тамбовских авторов. | 3ч | |||||||||||
13 | Богданов В.А. Сборники «Перезвон», «Светунец», «Возвращение». Дорожкина В.Т. (обзор) | 1 | Урок изучения нового | Литера турная гостиная | Природа Тамбовского края в поэзии Богданова; «Своеобразная симфония любви» в стихотворениях В.Т. Дорожкиной | Понятия: «тихая лирика»; «сонет» | Анализ стихотворений; выразительное чтение наизусть | Портре ты писате лей; сборни ки произведений; учебник – хресто матия | ||||
14 | Кучин И.С. Макаров А. М. Макаров А.В. (обзор произведений) | 1 | Комбинированный | Практи кум | Основные темы поэзии Кучина; Характерные черты поэзии А.Макарова; | «венок сонетов» | Заполнение сравнительной таблицы | Портре ты писате лей; сборни ки произведений; учебник – хресто матия | ||||
15 | Милосердов С.С. Начас Е.Я. Румянцева М.А. (обзор произведений) | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Основные темы и мотивы поэзии С.Милосердова; Исповедь в поэзии М.Румянцевой | Тема и мотив произведе ния; биография писателя | Анализ произведе ний; вопросы учителя; | Портре ты писате лей; сборни ки произведений; учебник – хресто матия | ||||
16 | Урок-зачет | 1 | Урок контроля знаний | Письменная работа |
Литература.
- Дорожкина В.Т., Полякова Л.В. Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков. Справочник. Тамбов, 2006
* Краткая литературная энциклопедия. М.: 1962-1978. Т. 1-9
- Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. Тамбов: Юлис, 2006
- Полякова, Л.В. Дорожкина. В.Т Литературное краеведение: Пособие для учителя / Под научной ред. Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л.В. Поляковой.- Тамбов: ТОИПКРО, 2007. в 2-х ч.
- Русские писатели (1800-1917). Биографический словарь. М., 1992-1994. Т.1-3.
- Русские писатели. 20 век. Библиографический словарь: В 2 ч. М., 1998
- Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение
Верхнеспасская средняя общеобразовательная школа
РАССМОТРЕНО СОГЛАСОВАНО УТВЕРЖДАЮ
на заседании МС Ответственный за УВР Заведующий Озерским филиалом
Протокол №1 от 28.08.2015 МБОУ Верхнеспасской СОШ
Руководитель МО_________ Л.Л. Балабаева __________В.В.Потлова ____________ Е.В. Кирьянова
« 29» августа 2015г Протокол № 249 от 29.08.2015г
Рабочая программа
Наименование учебного предмета литературное краеведение
Класс 8-9
Уровень общего образования Основное общее
Учитель Потлова Валентина Викторовна (учитель русского языка и литературы ,1 категории)
Срок реализации программы, учебный год 2015-2016 учебный год
Количество часов по учебному плану: Всего 34 часа в год; в неделю 1 час
Планирование составлено на основе Программы курса регионального компонента базисного учебного плана. «Литературное краеведение» / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнев, Т.Ф. Попова. Тамбов: ТОПИКРО, 2006.
Учебники Литературное краеведение. Учебное пособие для учащихся 7--9 классов/ Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина и др. –Тамбов: Юлис, 2006.
Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. Тамбов: Юлис, 2006.
Рабочую программу составила ______________________ (В.В.Потлова)
Пояснительная записка.
Изучение литературы Тамбовского края чрезвычайно интересно и плодотворно. Само понятие «тамбовская литература» довольно широко. Здесь следует говорить о таких писателях, как Е.А. Баратынский, Верта, родившихся на тамбовщине. Нельзя обойти и такие фигуры, как
Г.Р. Державин, Платонов, чьи малые Родины лежат в дали от тамбовского края, однако в биографии которых Тамбов играет важную роль, и уже довольно много написано о связях с Тамбовом М.Ю. Лермонтова, Л.Н.Толстого, хотя они никогда не жили в наших краях.
Однако и их творчество добавляет своеобразный штрих к литературному портрету тамбовщины.
Основная цель курса – обеспечить вхождение ученика в поликультурную среду региона на основе изучения произведений прозаиков и поэтов, чье творчество неразрывно связано с нашим краем.
Цель курса определяет характер конкретных задач:
- обогатить и расширить знания учащихся о литературе родного края;
- сформировать представление о литературе родного края, как об одном из важнейших компонентов поликультурной среды региона;
- сформировать у учащихся представление об основных периодах становления родного края;
- развивать навыки исследовательской работы с литературоведческим материалом;
- воспитывать любовь к родному краю, родной культуре.
Данная рабочая программа разработана в соответствии с Программой курса регионального компонента базисного учебного плана. «Литературное краеведение» / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина, А.В. Лежнев,
Т.Ф. Попова. Тамбов: ТОПИКРО, 2006. программа предназначена для работы по учебникам: Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. Тамбов: Юлис, 2006.
Программа «Литературное краеведение» для 8-9 классов рассчитана на 34 уч. часа: 8класс – 0,5 часа в год;
9 класс – 0,5часа в год
Форма организации учебного процесса – классно-урочная.
Виды и формы контроля:
- фронтальный опрос;
- контроль за письменными и устными работами учащихся;
По итогам изучения литературного краеведения проводится зачетный урок в форме творческих работ, собеседования по изученному материалу, презентаций или с использованием иных проверочных методик.
Требования к уровню подготовки учащихся :
* знать и понимать биографию писателей, так или иначе связанных с Тамбовским краем;
* историю создания и связь произведений с жизнью родного края;
* характерные особенности эпохи и жизни Тамбовского края, отраженные в изученных произведениях;
* уметь анализировать и оценивать произведение как явление искусства, как художественное целое;
* выявлять его жанровые особенности и отношение автора к изображаемому;
* давать личную оценку;
* составлять устный и письменный развернутые аргументированные ответы на конкретные вопросы о сюжете произведения и его составляющих;
* пересказывать узловые сцены и эпизоды произведения;
* писать отзыв о самостоятельно прочитанном тексте;
* подготовить доклад, сообщение об авторе и его произведении;
* выразительно читать произведения или их фрагменты, в том числе заученные наизусть;
* делать обзор новейших публикаций по литературному краеведению и анализировать их;
* работать со справочной и критической литературой;
* осуществлять литературно-краеведческую поисковую деятельность.
Содержание программы 8 класс.
- Родной край – источник творчества -1ч
Литературное краеведение как составная часть литературоведения, учебная дисциплина и общественное движение..Из истории литературного краеведения.
Понятие о «крае» в литературном краеведении. «Край» как образ или герой литературного произведения.
- Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 вв.- 2ч
Понятие «литературная жизнь края». Литература края периода Древней Руси.
Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона.
3. Поэт и государственный деятель - Державин Гаврила Романович-2ч
Вклад Державина в развитие Тамбовского края.
Поэзия Тамбовского периода творчества.
4. Пушкин Александр Сергеевич -1ч
Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Предки и потомки поэта.
Стихотворение «Моя родословная». Тамбовские адресаты лирики Пушкина.
5. Баратынский Евгений Абрамович -2ч
Связь Баратынского с Тамбовским краем. Лирика поэта. Стихотворения, написанные в Маре.
6. Лермонтов Михаил Юрьевич -2ч
Поэма «Тамбовская казначейша». Из истории создания.
История памятника М.Ю. Лермонтову в Тамбове.
7. Терпигорев Сергей Николаевич -1ч
Обзор произведений, связанных с жизнью Тамбовского края. «Оскудение. Очерки, заметки и размышления тамбовского помещика». Связь с традициями русской литературы. Автобиографическая основа.
8. Жемчужников Алексей Михайлович -1ч
Тамбовский период в жизни поэта. Сатира Жемчужникова.
Стихи из сборника «Песни старости», «Прощальные песни».
9. Замятин Евгений Иванович -1ч
Тамбовские мотивы в творчестве Замятина. Жизнь русской провинции, ее топография, картины природы, этнография, на страницах художественной повести «Уездное» ( или «Русь»).
10. Цветаева Марина Ивановна - 1ч
Личные и творческие связи с поэтом из тамбовской Лебедяни Тихоном Чурилиным.
Поездка Цветаевой на Тамбовщину. Повесть «Вольный проезд».
11. Серафимович Александр Серафимович-1ч
Рассказ «Тамбовский мужичок в Москве». Сюжет и герои рассказа.
Содержание программы 9 класс.
1. С.Н. Сергеев- Ценский – 2ч
«Властелин словесных тайн, проницательный духовенец и живописец пейзажа».
Тамбовские «корни» писателя. Поэзия и проза. Жанровое разнообразие творчества.
Тамбовская тема в «Кочетовской плотине», «Лесной топи».
2. Платонов Андрей Платонович - 1ч
Связь с Тамбовским краем. «Сто дней Платонова в Тамбове». Письма жене. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов».
3. Вирта Николай Евгеньевич - 1ч
Тамбовские страницы жизни и творчества писателя. Роман «Одиночество»- одна из первых попыток художественного анализа крестьянского движения в Тамбовском крае.
4. Солженицын Александр Исаевич.-1ч
Рассказ «Случай на станции Кочетовка». Что легло в основу рассказа. Жанр и композиция произведения.
5. Тема Великой Отечественной Войны в творчестве тамбовских авторов - 3ч
Тема ВОВ в творчестве Афанасьева, Котова, Шульчева, Пескова и др.
6. Литература второй половины 20-начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае -8ч
Активизация литературной жизни в области после создания Тамбовского отделения Союза писателей РСФСР.
Проза. -4ч
Акулинин А.М. Автобиографическая повесть « Щурка- поводырь»,
Аршанский В.С. Что связывало Аршанского с Тамбовским краем.
Герасин В.И.
Обзор произведений.
Елегечев И.З.Роман «Мингазея».
Кравченко В.В.
Обзор произведений.
Кудрин В.А.
Панов Б.К.- тамбовский писатель и журналист.
Селиверстов В.И.
Стрыгин А.В. Шилин А.Е.(обзор)
Поэзия. -4ч
Богданов В.А. Сборники «Перезвон», «Светунец», «Возвращение».
Герасимов П.С. «Иду с Тамбовщины», «Будет солнечный день» и др.
Дорожкина В.Т. (обзор).
Кучин И.С.
Макаров А. М.
Макаров А.В.
(обзор произведений)
Милосердов С.С.
Начас Е.Я.
Румянцева М.А.
(обзор произведений)
Приложение к рабочей программе
курса «Литературное краеведение»
для 8-9 классов
Календарно-тематический план 8 класс
№ урока п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Кол-во ча сов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требова ния к уровню подготов ки (резуль тат) | Вид контро ля, измери тели | Информационное сопро вож дение | |
По п л а н у | ф а к т | ||||||||||
Введение. | 2ч | ||||||||||
1 | Родной край – источник творчества. | 1 | Урок изучения нового | Урок-беседа | Литературное краеведение как составная часть литературове дения, учебная дисциплина и общественное движение..Из истории литературного краеведения. Понятие о «крае» в литературном краеведении. «Край» как образ или герой литературного произведения. | Знать понятие о «крае» в литератур ном краеведе нии. Содержа ние лекции.
| Вопросы учителя | Учеб ник; | |||
2 | Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков. | 1 | Урок изучения нового | Лекция | Современное состояние литературного краеведения Тамбовского региона. | Современ ное состояние литератур ного краеведе ния Тамбовско го региона. | Вопросы учителя, творчес кая работа | Учеб ник: табли цы | |||
3-4 | Поэт и государственный деятель Г.Р. Державин | 2 | Урок закрепления и обобщения | Лекция – беседа; Практи кум | Вклад Державина в развитие Тамбовского края. Поэзия Тамбовского периода творчества | Знать биографию писателя; познакомиться с поэзией Державина; выполнить творческую работу на тему «Вклад Державина в развитие моего любимого города Тамбова». | Сообщения учащихся; вопросы учебника; выполне ние творческой работы | Учеб ник; портрет писате ля; презен тация | |||
5 | А.С. Пушкин. | 1 | Урок закрепления и обобщения | Практи кум | Тамбовские «корни» рода Пушкиных. Стихотворение «Моя родословная». | Знать биографию писателя; Родословное древо; адресат лирики | Сообщения учащихся; вопросы учителя; выполне ние практичес кой творческой работы | Учеб ник; табли цы; текст произведений | |||
6-7 | Е.А. Баратынский. | 2 | Урок изучения нового | Урок – исследо вание | Связь Баратынского с Тамбовским краем. Стихотворения, написанные в Маре. | Знать биографию писателя; Понятия: «медитативная лирика», «элегия», «художественная деталь» | Беседа; чтение произведе- ния наизусть | Учеб ник; портрет писате ля; сборник произведений | |||
8-9 | М.Ю. Лермонтов. | 2 | Урок закрепления и обобщения | Поэма Лермонтова «Тамбовская казначейша». Из истории создания. | Знать биографию писателя; сюжет и композиция произведе ния; понятия: сатира, юмор, ирония, комизм | Сообщения учащихся; выразительное чтение; анализ произведе ния | Презентация ; текст поэмы | ||||
10 | С.Н.Терпигорев | 1 | Урок изучения нового | Обзор произведений Терпигорева, связанных с жизнью Тамбовского края. | Знать биографию писателя; Понятия: очерк, публицисти ка, | Сообщения учащихся, вопросы учителя; | Учебн ик; портрет писате ля сборник произведений | ||||
11 | А.М. Жемчужников. | 1 | Урок изучения нового | Стихи из сборника «Песни старости», «Прощальные песни». | Знать биографию писателя; Сатира; Козьма Прутков | Беседа; выразитель ное чтение произведе- ния наизусть | Сборники стихов; учебник | ||||
12-13 | Е.И. Замятин. | 2 | Урок изучения нового | Литера турная гостиная | Связь Замятина с Тамбовским краем. Художественные повести «Уездное» ( или «Русь»). | Знать биографию писателя; Понятия «мотив», «лирическая повесть» | беседа по вопросам учителя; пересказ отрывков из повести. | Презен тация | |||
14-15 | М.И. Цветаева. | 2 | Урок изучения нового | Лекция с элементами практи ки | Поездка Цветаевой на Тамбовщину. Повесть «Вольный проезд». | Знать биографию писателя; Понятия: «модернизм»художественное своеобразие произведе ния. | Выразительное чтение; ответы на вопросы учебника; подготовка проекта | Портрет писате ля; сборни ки произведений; | |||
16 | А.С. Серафимович | 1 | Урок изучения нового | Урок – исследо вание | Рассказ Серафимовича «Тамбовский мужичок в Москве». Сюжет и герои рассказа. | Знать биографию писателя; Основа сюжета произведе ния | Ответы на вопросы; содержание произведения; сжатый пересказ | Учеб ник; хресто матия; сборник расска зов | |||
17 | Урок – зачет. | 1 | Урок контроля знаний | Тестирование | Тесты |
Календарно тематический план 9 класс
№ урока п/п | Наименование раздела программы | Тема урока | Дата | Кол-во ча сов | Тип урока | Форма урока | Элементы содержания | Требова ния к уровню подготов ки (резуль тат) | Вид контро ля, измери тели | Информационное сопро вож дение | ||
По п л а н у | ф а к т | |||||||||||
Сергей Николаевич Сергеев - Ценский | 2ч | |||||||||||
1 | С.Н. Сергеев – Ценский. Поэма «Печаль полей» | 1 | Урок изучения нового | Урок – практи кум | «Властелин словесных тайн, проницательный духовенец и живописец пейзажа. Поэма «Печаль полей» | Знать: биографию писателя; Понятия: поэма, повесть, лейтмотив; | Вопросы учителя; сообщения учащихся | презентация | ||||
2 | Поэзия С.Н. Сергеева – Ценского. | 1 | Заочное путешествие | Мотивы лирики поэта; «Дневник поэта»; Музей С.Н. Сергеева – Ценского | Доклады; выразительное чтение наизусть | Учеб ник; сборник стихов; портрет писате ля | ||||||
Андрей Платонович Платонов | 1ч | |||||||||||
3 | А.П.Платонов. Повесть «Город Градов» | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | «Градов – оскуделый город, и люди живут там настолько бестолково…» Связь с Тамбовским краем. «Сто дней Платонова в Тамбове». Письма жене. «Тамбовский человек» на страницах повести «Город Градов». | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния | Самостоятельная работа; краткий пересказ; составле ние характеристики главных героев | Учеб ник; хресто матия; текст повести | ||||
4 | Вирта Н. Е. Роман «Одиночество». | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Портрет эпохи в романе «Одиночество» | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния | Аналитическая беседа; Выразительное чтение; ответы на вопросы учителя | Роман «Одиночество»; учебник | ||||
5 | Солженицын А.И. Рассказ «Случай на станции Кочетовка». | 1 | Урок изучения нового | Исследование | Что легло в основу рассказа Солженицына «Случай на станции Кочетовка». | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; история написания рассказа | Сообщения учащихся; вопросы учителя | Хрестоматия; портрет писате ля | ||||
Тема ВОВ в творчестве тамбовских писателей. | 3ч | |||||||||||
6 | Поэты погибшие на фронте. | 1 | Урок изучения нового | Урок - концерт | Тема ВОВ в творчестве писателей. Афанасьева, Котова, Шульчева, Пескова и др. | Участие в концерте; выразительное чтение наизусть | Презен тация; сборни ки произведений; | |||||
7 | Стихи поэтов, вернувшихся с войны. Стихи о войне послевоенного поколения. | 1 | Урок изучения нового | Урок - концерт | С.И.Голованов; П.А.Дорошин; И.С.Кучин; А.В.Стрыгин . М.Румянцева; А.Макаров; В.Дорожкина | Участие в концерте; выразительное чтение наизусть | Музыкальное сопровождение; | |||||
8 | «Битвы дорого обходятся победителям» | 1 | Урок изучения нового | Урок - концерт | По страницам военной прозы тамбовских писателей. | Участие в концерте; выразительное чтение наизусть | Сборники произведений; иллюстрации | |||||
Литература второй половины 20-начала 21 веков и произведения о Тамбовском крае. | 8ч | |||||||||||
Проза современных тамбовских писателей. | 5ч | |||||||||||
9 |
Акулинин А.М. Аршанский В.С. | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Автобиографиче ская повесть Акулинина « Щурка-поводырь»; Что связывало Аршанского с Тамбовским краем. | Понятия: «притча»; автобиографическая повесть | Биография писателя; Содержа ние произведе ния; ответы на вопросы учителя | |||||
10 | Герасин В.И. Обзор произведений. Елегечев И.З. Роман «Оккупация» | 1 | Урок изучения нового | Путешествие по страни цам прозы | Ранние рассказы В. Герасина; Художественная условность в романе. | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния ; понятия: «деревенская проза»; прототип героя; историчес кий роман | Выступления учащихся; анализ произведе ний | Хрестоматия | ||||
11 | Кравченко В.В. Кудрин В.А. Обзор произведений. | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Проблематика повести «Лицедеи»; Тематика рассказов В.Кудрина «Учитель», «Уроки преддипломной практики». | Знать биографию писателя; содержание произведе ния; герои произведе ния ; понятия: проблема тика произведе ния; | Краткий пересказ произведе ний; ответы на вопросы | Хрестоматия | ||||
12 | Селиверстов В.И. Стрыгин А.В. Шилин А.Е. (обзор) | 1 | Урок изучения нового | Путешествие по страни цам прозы | Нравственная проблематика ранних рассказов Стрыгина. | Понятие: «нравствен ность» | Выступление учащихся; анализ произведе ний | Сбор ник расска зов | ||||
Поэзия современных тамбовских авторов. | 3ч | |||||||||||
13 | Богданов В.А. Сборники «Перезвон», «Светунец», «Возвращение». Дорожкина В.Т. (обзор) | 1 | Урок изучения нового | Литера турная гостиная | Природа Тамбовского края в поэзии Богданова; «Своеобразная симфония любви» в стихотворениях В.Т. Дорожкиной | Понятия: «тихая лирика»; «сонет» | Анализ стихотворений; выразительное чтение наизусть | Портре ты писате лей; сборни ки произведений; учебник – хресто матия | ||||
14 | Кучин И.С. Макаров А. М. Макаров А.В. (обзор произведений) | 1 | Комбинированный | Практи кум | Основные темы поэзии Кучина; Характерные черты поэзии А.Макарова; | «венок сонетов» | Заполнение сравнительной таблицы | Портре ты писате лей; сборни ки произведений; учебник – хресто матия | ||||
15 | Милосердов С.С. Начас Е.Я. Румянцева М.А. (обзор произведений) | 1 | Урок изучения нового | Практи кум | Основные темы и мотивы поэзии С.Милосердова; Исповедь в поэзии М.Румянцевой | Тема и мотив произведе ния; биография писателя | Анализ произведе ний; вопросы учителя; | Портре ты писате лей; сборни ки произведений; учебник – хресто матия | ||||
16 | Урок-зачет | 1 | Урок контроля знаний | Письменная работа |
Литература.
- Дорожкина В.Т., Полякова Л.В. Литературная жизнь Тамбовского края 17-21 веков. Справочник. Тамбов, 2006
* Краткая литературная энциклопедия. М.: 1962-1978. Т. 1-9
- Литературное краеведение. Хрестоматия для учащихся 8-9 классов / сост. Л.В. Полякова, В.Т. Дорожкина. Тамбов: Юлис, 2006
- Полякова, Л.В. Дорожкина. В.Т Литературное краеведение: Пособие для учителя / Под научной ред. Заслуженного деятеля науки РФ, доктора филологических наук, профессора Л.В. Поляковой.- Тамбов: ТОИПКРО, 2007. в 2-х ч.
- Русские писатели (1800-1917). Биографический словарь. М., 1992-1994. Т.1-3.
- Русские писатели. 20 век. Библиографический словарь: В 2 ч. М., 1998
- Тамбовская энциклопедия. Тамбов, 2004.
Предварительный просмотр:
Озерский филиал муниципального бюджетного общеобразовательного учреждения МБОУ Верхнеспасской сош
Доклад
«Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку»
Подготовила :
учитель русского языка и литературы
Озерского филиала МБОУ Верхнеспасской СОШ
Потлова Валентина Викторовна
2014 год
Прошло уже несколько лет проведения ЕГЭ, появились определенные результаты, разработано множество методических рекомендаций и пожеланий, ЕГЭ уже не является чем-то неизведанным и пугающим. Сегодня уже можно говорить об определенных успехах, достижениях и вместе с тем недостатках работы в процессе преподавания русскому языку, а значит, и перспективах и разработке новых приемов и методов.
Имея опыт подготовки обучающихся к сдаче итоговой аттестации по русскому языку в форме единого государственного экзамена, могу сказать , что данная тема на сегодняшний день является одной из самых актуальных в преподавании в школе, и считаю необходимым обобщить собственный опыт работы по этому вопросу. И одно хочу сказать,что за время проведения ЕГЭ, педагогической общественностью отмечено положительное влияние ЕГЭ по русскому языку на процесс преподавания предмета.
На ЕГЭ по русскому языку даже отличники выполняют правильно (в среднем) 80% заданий. Основная проблема кроется в том, что изучение русского языка по школьной программе и подготовка к ЕГЭ по русскому языку - это не одно и то же!
Ежегодно во время сдачи ЕГЭ по русскому языку у выпускников прослеживаются одни и те же проблемы.
Основная проблема, с которой сталкиваются учащиеся, выполняя задания ЕГЭ по русскому языку, на мой взгляд, заключается в том, что традиционно в школьном обучении делается упор на изучении правил орфографии и пунктуации. Упускаются другие нормативные аспекты русского языка и изучение системы языка в целом. Здесь я ни в коем случае не говорю о том, что данные разделы не входят в школьную программу. Просто в силу того, что уровень общей грамотности с каждым годом стремительно падает, нет возможности тщательно изучать вышеуказанные разделы, лишь бы хоть как-то научить детей грамотно писать. К тому же некоторые из этих разделов касаются не только материала, изучаемого непосредственно на уроках русского языка (например, орфоэпические и лексические нормы).
С какими же трудностями сталкиваются учащиеся при выполнении заданий ЕГЭ по русскому языку
В части А:
- орфоэпические нормы русского языка · лексические нормы русского языка (знание основных групп русской лексики);
- синтаксические нормы русского языка;
- стилистические нормы русского языка.
В части В:
- средства связи в словосочетании;
- морфология современного русского языка (местоимения и их разряды, наречия, частицы, производные предлоги);
- типы сложных предложений и их специфика;
- средства языковой выразительности.
В части С:
- композиционное оформление сочинения;
- логическое оформление сочинения (в т.ч. абзацное членение);
- грамматические, лексические, синтаксические и стилистические нормы русского языка;
- теория аргументации (в 90% работ аргументы отсутствуют, и собственное мнение учащихся ограничивается простым утверждением «согласен / не согласен»).
Существуют и другие проблемы, которые влияют на качество выполнения заданий:
- Отсутствие навыков тестирования. Пробный ЕГЭ проблему не решает;
- Ошибочное понимание формулировок вопроса к заданиям ЕГЭ;
- Технические ошибки при заполнении бланков ЕГЭ;
- При подготовке к ЕГЭ не учитываются структурные особенности КИМ'ов;
- Неправильное распределение времени на выполнение заданий. (Сочинение пишется в дефиците времени и без учета критериев проверки)
Каждый учитель русского языка на сегодняшний день имеет свою методику, которая позволяет его учащимся справиться с заданиями на экзамене.
Хочется поделиться своими наблюдениями по данной теме.
Система подготовки к ЕГЭ по русскому языку
Для себя я определила 8 основных правил, которые помогают мне готовить учащихся к ЕГЭ.
Правило 1. «Учись учиться!»
Это правило касается личности самого учителя. Нельзя добиться успеха в чем-то, если сам учитель плохо представляет структуру экзамена, особенности заданий, трудные темы и т.п. Учитель должен прорешать не один десяток тестовых вариантов, чтобы по-настоящему разобраться во всех нюансах предлагаемых заданий. Например, видеть задания-ловушки, которые присутствуют во всех КИМах.Это вопросы по темам, которые в учебниках только упоминаются и подробно не изучаются на уроках русского языка. Например, как правильно: "битва под Бородино" или "битва под Бородином"?
То же относится и к части С. Имея опыт решения задач ЕГЭ и написания сочинения, учитель может быть по-настоящему полезным своим ученикам, разъясняя, приводя десятки примеров.
Поэтому учитель обязан учиться:
- посещать курсы по подготовке к ЕГЭ), где квалифицированные специалисты рассказывают о предстоящих испытаниях, проводят полезные практикумы;
- перенимать опыт у других учителей
- изучать имеющиеся образовательные стандарты; знать, что такое кодификатор, спецификация;
- знать критерии оценивания.
Правило 2. «Правильно выбирай стратегию!»
Подготовка к экзаменам является актуальным и достаточно непростым вопросом для многих учащихся. Чрезмерное волнение, различного рода переживания, а порой даже стресс наблюдается у людей в этот ответственный период жизни. Ведь от успешной сдачи ЕГЭ во многом зависит поступление в Вуз, а хорошее высшее образование, как известно - это путёвка в жизнь!
Курс русского языка считается завершенным (пройденным) в 9 классе. Но в 10-11 классах встает проблема повторения правил русского языка, т.к. впереди ЕГЭ. При довольно небольшом количестве уроков русского языка в неделю (2ч.), повторение их на практике бывает крайне сложно, т.к. просто не хватает на это времени: ведь еще необходимо обратить внимание на культуру речи, стилистику и другие аспекты языка.
Подготовка к экзамену, по моему мнению, должна начинаться уже в пятом классе, когда учащиеся на уроках русского языка знакомятся с первыми орфограммами и пунктограммами, работают над развитием своей речи, культурой общения и так далее.
С 5 класса ученики ведут собственный словарь-справочник, куда записывают не просто правила, а систематизируют полученные знания в таблицы, разрабатывают алгоритмы рассуждения по ним.
Для эффективного усвоения и контроля знаний, умений и навыков я включаю в учебный процесс тестовые формы контроля с 5-го класса, помогая учащимся овладеть техникой работы с тестами, постепенно готовя их к формату ЕГЭ.
Но все-таки целенаправленно учащиеся начинают готовиться к Единому государственному экзамену только в 10-11 классах.
На первых уроках русского языка в 10 классе знакомлю учащихся с формой проведения ЕГЭ, его целями и задачами, бланками и КИМами, критериями оценки и системой перевода баллов в отметки. Сразу показываю справочники, словари, пособия, которые могут помочь учащимся при самостоятельной подготовке к ЕГЭ, показываю CD-диски и рекомендую школьникам, какими Internet-ресурсами он может воспользоваться.
Когда начинаю работу в 10 классе, сразу на первой неделе сентября провожу диагностический тест за курс 5-9 классов, который позволяет выявить проблемы в области орфографии, пунктуации, теории языка. Диагностическая работа проводится и для самих детей, чтобы они посмотрели на свои пробелы в знаниях, чтобы пришли к выводу о необходимости серьезной подготовки к ЕГЭ не только на уроке, но и в самостоятельной домашней работе. Диагностика нужна и для учителя, так как после анализа работы я выявляю группу учащихся с высоким, средним и низким уровнем подготовки. Это в свою очередь, помогает мне не только грамотно спланировать уроки, но и дополнительные занятия: класс впоследствии делится на две-три группы (1 группа - учащиеся, способные получить «4-5», 2 группа - учащиеся, способные получить «4-3», 3 группа - слабые учащиеся).
Главная задача - научить сдавать тест
Однако не стоит впадать в крайности и тратить все время на решение всевозможных вариантов ЕГЭ, ведь такого рода работа может превратиться в игру «Крестики-нолики» -- угадано или нет. Важно рационально использовать отведенное время для целенаправленной подготовки к ЕГЭ. Как это можно сделать?
Я использую при подготовке к ЕГЭ простую методику, в основе которой алгоритмы рассуждения. Здесь можно выделить несколько шагов:
Первый шаг. Вспоминаем теорию Теоретический материал по основным и наиболее сложным разделам представляется в обобщенном и компактном виде в схемах и таблицах, которые разрабатываются совместно с учащимися. Подобная систематизация материала способствует максимальной наглядности, обобщению знаний и интеграции изученного не только по отдельно взятой теме, но и по всему курсу русского языка. Кроме того, таблицы развивают аналитические способности учащихся и активизируют их зрительную память. Материал представляется не только в компактном, но и в расширенном и углубленном виде.
Теория - фундамент. Вспоминаем и восстанавливаем, систематизируем необходимые теоретические знания с помощью лекций, презентаций, семинаров. Считаю, что целесообразнее ученикам самим находить и повторять материал по определенной теме или блоку. Самостоятельная работа учащихся более эффективна, чем, скажем, лекция учителя. Поэтому при повторении той или иной темы я предлагаю сведения, где можно найти нужный материал (в каком учебнике; за какой класс; какой параграф; где можно прочитать дополнительную информацию по предложенной теме
Второй шаг. Создаем алгоритм решения «задач» частей А и В.
Мы называем задания частей А и В задачами. Поэтому выстраиваем последовательность действий при выборе ответа в частях А и В. Здесь важно, чтобы ученик при решении любой задачи учился анализировать, рассуждать, применять не только правило, но и логику. Нужно выявлять закономерности, и тогда будет не совсем сложно найти правильный ответ.
Например: алгоритм задания А 4. Употребление деепричастного оборота
1) Смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении.
2) Есть, следовательно, это верный вариант.
3) На случай, если бы не оказалось:
4) Смотрим, есть ли в предложенных вариантах глагол-сказуемое в повелительном наклонении. Нет.
5) Убираем предложения, которые начинаются со слов мне, вам, нам и т.п. Другими словами, безличные предложения.
6) Ищем подлежащее в оставшихся предложениях. Необходимо найти такое, которое выполняет, кроме основного, добавочное действие, речь о котором идет в деепричастном обороте. Помним, что это подлежащее может быть легко восстановлено (определенно-личные, неопределенно-личные предложения).
Третий шаг. Слушаем друг друга.
Здесь мы решаем задачи по алгоритму вместе, слушаем друг друга. . Необходимо включать учащихся в процесс анализа, оценки собственной деятельности на каждом этапе урока. Для этого разрабатываются критерии оценки познавательной деятельности и её результатов. Задача заключается в том, чтобы научить школьников самостоятельно объективно оценивать свою работу.
Четвёртый шаг. Решаем самостоятельно.
Для тренировки берем типовые тестовые задания. Тесты к заданиям (А1, А2 и т.д.) позволяют детально проработать каждую тему. Не надо ждать быстрого успеха, каждое задание (А1, А2 и т.д.) надо решить по алгоритму примерно 30-40 раз, только тогда появится уверенность и четкость. Желательно все свои рассуждения записывать или проговаривать вслух! Критерий готовности: «Если ты можешь не только выбрать правильный ответ, но и объяснить, почему все другие неправильные, можешь переходить к следующему заданию».
Каждый тематический блок завершается проверочной работой (А1-А6, А7-А12 и т.д.). Работы детей анализирую после каждого тестирования, составляю индивидуальную картотеку ошибок.
Пятый шаг. Создаем сами.
В качестве домашнего задания для закрепления полученных знаний предлагаю ученикам самостоятельно разработать аналогичные задания из частей А и В. Например:
· Практическое задание к А2
Составьте шесть-семь вариантов А2, используя различные паронимы: прилагательные, существительные, глаголы. Или самостоятельно найдите паронимы и придумайте с ними словосочетания, разграничивающие их (паронимы) в словоупотреблении.
·
Практическое задание к А4
Составьте шесть-семь вариантов А4, используя различные ошибки в ответах к заданиям, или исправьте следующие предложения с ошибкой в употреблении деепричастного оборота, заменяя грамматически неправильное продолжение предложения своим.
Находясь в лесу, всегда есть о чём поговорить.
Набирая номер междугороднего абонента, в трубке телефона раздались гудки.
Выясняя происхождение географических названий, учитывается целый ряд факторов: время, ландшафт, история народа.
Читая этот рассказ Платонова, вспоминаются стихи Пушкина.
Начиная работу с текстом, мной был неверно определён размер.
Преодолевая барьер, наездником должны соблюдаться определённые правила.
Уроки в 10-11классах должны носить обобщающий характер. Практически всегда использую разминки на повторение. Такой вид работы помогает при повторении всех разделов русского языка. Ежеурочная «разминка» состоит, например, из следующих этапов: работа над произношением и лексическим значением слов; задания по фонетике и словообразованию; орфографический разбор слов, пунктуационный и синтаксический разбор предложений; работа по исправлению грамматических ошибок.
Таким образом, разнообразные практические задания в ходе разминки обеспечивают надежность сохранения в рабочем состоянии знаний и умений по русскому языку.
Правило 3. «Знать своего врага - почти победа!» (Тактика работы с тестами)
Приведу памятку для учеников, которую они должны соблюдать во время выполнения тестов. Эти советы я нашла в интернете и стала применять в своей практике.
Памятка для выпускника
Сосредоточься! После выполнения предварительной части тестирования (заполнения бланков), когда ты прояснил все непонятные для себя моменты, постарайся сосредоточиться и забыть про окружающих. Для тебя должны существовать только текст заданий и часы, регламентирующие время выполнения теста. Торопись не спеша! Жесткие рамки времени не должны влиять на качество твоих ответов. Перед тем, как вписать ответ, перечитай вопрос дважды и убедись, что ты правильно понял, что от тебя требуется.
И тем не менее следи за временем: в идеале - по классической теории теста - на выполнение задания множественного выбора (раздел А, выбор одного ответа из четырех предложенных) должна уходить минута.
На ЕГЭ следи за тем, чтобы из трех отведенных часов, первая часть (А) занимала не более 60 минут, вторая (В) - 30 -40 минут, тогда останется достаточно времени на написание эссе - сначала на черновике - и на его проверку.
Начни с легкого, т.е. с части А! Начни отвечать на те вопросы, в знании которых ты не сомневаешься, не останавливаясь на тех, которые могут вызвать долгие раздумья. Тогда ты успокоишься, голова начнет работать более ясно и четко, и ты войдешь в рабочий ритм. Ты как бы освободишься от нервозности, и вся твоя энергия потом будет направлена на более трудные вопросы.
Пропускай! Надо научиться пропускать трудные или непонятные задания. Помни: в тексте всегда найдутся такие вопросы, с которыми ты обязательно справишься. Просто глупо недобрать очков только потому, что ты не дошел до "своих" заданий, а застрял на тех, которые вызывают у тебя затруднения.
Читай задание до конца! Спешка не должна приводить к тому, что ты стараешься понять условия задания "по первым словам" и достраиваешь концовку в собственном воображении. Это верный способ совершить досадные ошибки в самых легких вопросах.
Думай только о текущем задании! Когда ты видишь новое задание, забудь все, что было в предыдущем. Как правило, задания в тестах не связаны друг с другом, поэтому знания, которые ты применил в одном (уже, допустим, решенном тобой), как правило, не помогают, а только мешают сконцентрироваться и правильно решить новое задание. Этот совет дает тебе и другой бесценный психологический эффект - забудь о неудаче в прошлом задании (если оно оказалось тебе не по зубам). Думай только о том, что каждое новое задание - это шанс набрать баллы!
Исключай! Многие задания можно быстрее решить, если не искать сразу правильный вариант ответа, а последовательно исключать те, которые явно не подходят. Метод исключения позволяет в итоге сконцентрировать внимание всего на одном - двух вариантах
Запланируй два круга! Рассчитай время так, чтобы за две трети всего отведенного времени пройтись по всем легким заданиям ("первый круг"). Тогда ты успеешь набрать максимум очков на тех заданиях, а потом спокойно вернуться и подумать над трудными, которые тебе вначале пришлось пропустить ("второй круг").
Проверь! Оставь время для проверки своей работы, хотя бы, чтобы успеть пробежать глазами и заметить явные ошибки.
Угадывай!Если ты не уверен в выборе ответа, но интуитивно можешь предпочесть какой-то ответ другим, то интуиции следует доверять! При этом выбирай такой вариант, который, на твой взгляд, имеет большую вероятность.
Не огорчайся! Стремись выполнить все задания, но помни, что на практике это нереально. Учитывай, что тестовые задания рассчитаны на максимальный уровень трудности, и количество решенных тобой заданий вполне может оказаться достаточным для хорошей оценки.
Правило 4. Учись писать эссе!
Самая сложная часть ЕГЭ по русскому языку, по отзывам учеников - это часть С. Какое же задание представлено в части С? Ребятам предлагается создать новый оригинальный текст на основе прочитанного ими в ходе экзамена. Но все же написать сочинение - рецензию небольшого объема - всего в 150 слов - на предложенный текст гораздо легче, чем написать традиционное сочинение объемом в 4 листа. А тут перед глазами - готовый текст с четко выделенный идейной проблематикой. (Иногда, конечно, встречаются тексты с «прозрачной» проблематикой).
Опыт работы показывает, что многие выпускники не умеют анализировать, не видят проблему. Самая же распространённая ошибка - уход от собственной мысли во время её доказательства. Как избежать этого досадного явления?
Каждый учитель русского языка проводит занятия, посвящённые комплексному анализу текста. Уже младших школьников можно научить отвечать на вопрос: «О чём этот текст?» Так решится задача определения темы текста. Ведь осмысление любого предложенного материала на экзамене начинается именно с этого.
В ходе подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка уже в средних классах можно давать задания, позволяющие научиться создавать свой текст сочинения-рассуждения по определённой модели, например, такой:
1. Автор рассказывает о том, что…
2. По его мнению, ...
3. Однако я думаю по-другому, потому что… или Я согласен с автором, потому что…
4. Итак, …
Важный этап работы над сочинением-рассуждением - это выявление проблемы. Проблем может быть и несколько, тогда нужно выявить главную, и этому тоже необходимо учить в процессе комплексного анализа. Обнаружение проблемы может происходить в несколько этапов:
1) пересказ текста;
2) выделение микротем по абзацам;
3) поиск ключевых слов;
4) формирование и запись мыслей, содержащихся в каждом абзаце,
выявление главной из них
5) формирование проблемы - вопроса, который автор ставит перед читателем.
Определенные трудности вызывает составление комментария к тексту. Приучаю детей видеть разницу между комментарием и простым пересказом, который в сочинении недопустим. Необходимо, говорю я детям, анализируемое «пропустить через себя», кратко изложить суть наиболее важных моментов текста. Предлагаю запомнить слова-подсказки: «В начале текста…», «Затем…», « В заключение…». Необходимо вникнуть в факты, а они сами подскажут, на что обратить внимание, и вызовут определенный эмоциональный настрой. Предупреждаю о том, что нельзя цитировать большой фрагмент исходного текста.
Также на основе этой работы формируется позиция автора: что думает автор по поводу прокомментированного. Следует объяснить ребятам, что авторская позиция основывается на понятиях «да» или «нет». Нравится ли ему картина действительности, которую он отобразил? Что думает автор о поднятой им проблеме? Тут уместны оценочные слова: хорошо-плохо, недопустимо - желательно, нельзя - необходимо.
Следующий этап работы над сочинением-рассуждением - это формулировка своего мнения и его аргументация, которая состоит по традиции критериев проверки ЕГЭ из двух доказательств. Необходимо научить ребят формулировать тезис - мысль, которая требует доказательства, от которого, в свою очередь, можно и нужно задать вопрос: «Почему?» Ребятам важно научиться контролировать себя, после аргументации можно посоветовать задать вопрос: «Какая мысль мной доказана?» Ответом на него должен послужить их же тезис, приведённый выше. Такая самопроверка позволит избежать логических ошибок.
Важная композиционная часть сочинения - это завершение или вывод. Тут можно вернуться к вступлению, подумать, интересна ли тема, актуальна ли проблема, поднимаемая автором.
В старших классах уместно предложить ребятам использовать план работы над частью С на ЕГЭ по русскому языку.
1. Внимательно, вдумчиво прочитать текст, обратить внимание на имя и фамилию автора. Обозначить тему (О чём этот текст?) Первое предложение сочинения должно быть самостоятельным связанным с основной темой текста. Нужно учесть, что нельзя начинать сочинение словами: «Этот текст...» Хорошо начать с риторического вопроса, риторического восклицания. В первом предложении уже должна «звучать» проблема. Вступление можно построить по-разному: в виде назывных предложений ( «Родная речь»…), в виде вопросительных предложений ( « Для чего необходимо бережно относиться к родному языку?»…), в виде небольшой цитаты из исходного текста («Нельзя верить, чтобы такой язык не был дан великому народу!» - так сердечно выразил И.С. Тургенев свое отношение к русскому языку и к русскому народу.)
2. Обозначить проблему или проблемы (их может быть несколько) данного текста, дать комментарий (пояснение) к этой проблеме. (Ученики должны четко знать определение проблемы. Проблема - вопрос, поднимаемый автором, или главная мысль, высказываемая автором.)
З. Обозначить авторскую позицию (отношение автора к поднимаемой им проблеме)
4. Выразить своё отношение к авторской проблеме. Привести не менее 2-х аргументов, подтверждающих вашу позицию. Проверить вопросом: «Какую мысль я доказываю?»
5. Выразить своё отношение к данному тексту, поднимаемой им проблеме. Отметить важность вопроса, своевременность, эмоциональность, богатство языка, средств выразительности.
Как показывает опыт, ребята, использующие такой план при подготовке к ЕГЭ, легко запоминают его, привыкают к логике сочинения-рассуждения. Верное абзацное членение не вызывает у них затруднения. Приносит свои плоды и использование различных клише во время подготовки к экзамену, например, такие, как «точка зрения автора мне понятна», «я разделяю позицию автора...», «во-первых, в этом меня убеждает…», «во-вторых, подтверждением моей мысли может быть пример того, что…» и другие. Выпускники, имеющие в своём арсенале готовые фразы, большее внимание уделяют сути вопроса. С одной стороны, использование клише придаёт языку сочинения некоторую шаблонность, с другой стороны, снимает напряжение во время экзамена, что позволяет добиться лучших результатов.
На занятиях в старших классах по подготовке к части С можно использовать приём «идеального сочинения», в группах по 5 человек распределить обязанности: 1 ученик пишет вступление, 2 - выявляет проблему и даём комментарий, 3 - определяет авторскую позицию, 4 формулирует собственную позицию и даёт аргументацию, 5 пишет заключение. Класс работает над одним текстом. Когда работа готова, каждая группа предъявляет наработанное. Класс вместе с учителем выбирает лучший вариант каждой части сочинения. Так и получается идеальное сочинение.
Можно проводить работу над текстом по-другому, в несколько этапов. На первом этапе отрабатывается коллективно по алгоритму один текст. На втором этапе парам раздаются тексты для работы. Учащиеся дома самостоятельно пишут сочинение, а в классе по критериям оценивают друг у друга работу и ставят баллы. Третий этап работы: учитель проверяет и сочинение, и оценку партнёра за данную работу. Такая деятельность даёт возможность учащимся не только самостоятельно работать над сочинением, но и учиться у своего одноклассника или делать ему замечания. Как и в тестах, целесообразно выполнять работу над ошибками. Тогда ученик доводит до совершенства свою работу, запоминает свои « слабые места». Перед учениками стоит задача - написать сочинение, характеризующееся «смысловой цельностью, речевой связностью и последовательностью изложения». Объясняю учащимся, что сочинение на ЕГЭ имеет привычную трехчастную композиционную схему: вступление, основную часть, заключение. Между этими частями необходимо продумать «перекидные мостики» - логические переходы. Предупреждаю, что при оформлении работы следует излагать мысли сложносочиненными и сложноподчиненными предложениями, осложненными причастными и деепричастными оборотами (в них пунктуация ясна и понятна). Стараемся «схитрить»: избегаем вариантов и спорных случаев орфографии и пунктуации, заменяем слова с «трудными» орфограммами синонимами. Тщательно проверяем черновики: все ли отмечено? Еще раз перечитываем исходный текст: со всеми ли утверждениями автора можно согласиться? Напоминаю, что желательно избегать выражений «я считаю», «я думаю», предпочтительнее: «мне кажется», «наверное».
Таким образом, подготовка к итоговому экзамену по русскому языку должна осуществляться планомерно, лучше, если ребята, ещё пятиклассники, постепенно привыкнут к анализу текста, научатся владеть языком сочинения-рассуждения. Важно и умение пересказывать текст, и интерпретация его, и собственные размышления, возникшие на основе прочитанного. Умение создавать новый, авторский, оригинальный текст - это и есть конечная цель обучения языку. Ведь это не только подготовка к экзаменам, но и развитие образного и логического мышления.
Некоторые учителя часы, отведенные на литературу, берут для подготовки к ЕГЭ по русскому языку. Этого категорически делать нельзя. Ведь в части С ученикам придется искать доказательства для раскрытия какой-то темы. А темы эти, как правило, повторяются ( Проблема войны и мира, экологии, проблема нравственности, включающая в себя понятия совести, чести, долга, дружбы, милосердия, справедливости. Кроме того, есть проблемы философского плана: роль личности в истории, назначение поэта и поэзии, легко ли быть молодым, религия и история, правда и ложь, память и т.д.) И в доказательствах лучше опираться именно на литературный материал.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Система работы по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка
В 11классе для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо не только повторить основные содержательные разделы школьного курса, но и хорошо представлять структуру контрольно-и...
«Система работы по подготовке к ЕГЭ на уроках русского языка»
В 10- 11 классах для успешной подготовки к ЕГЭ по русскому языку необходимо повторить основные содержательные разделы школьного курса, и хорошо представлять структуру к...
Система непрерывной актуализации знаний при подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку
Единый государственный экзамен – это современная форма государственной аттестации учащихся, оканчивающих среднюю школу. Тестирование по русскому языку позволя...
Система подготовки обучающихся к ОГЭ по русскому языку (из опыта работы).
Работа рассказывает о пошаговой подготовке девятиклассников к итоговой аттестации по русскому языку...
Выступления на школьном МО "Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"
quot;Система работы по подготовке обучающихся к ЕГЭ по русскому языку"...
Система работы при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку
Система работы при подготовке обучающихся к ОГЭ по русскому языку...
Статья "Система подготовки обучающихся к ЕГЭ по русскому языку" (из опыта работы)
Знание только тогда становится знанием,когда оно приобретено усилиями своеймысли, а не памятью.Л.Н.Толстой....