Викторина по русскому языку для 5-6 классов.
олимпиадные задания по русскому языку (5, 6 класс) на тему
Интересные задания исследовательского характера для учащихся 5-6 классов по русскому языку.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
viktorina_dlya_5-6_kl.docx | 19.01 КБ |
Предварительный просмотр:
1.Почему «ъ» можно назвать самой дорогой буквой мире?
2.Что означает выражение «Начать с азов»? Почему именно с «азов»?
3. Всегда ли сырое бывает мокрым, а мокрое сырым? Поясните.
4. Прочитайте текст. Выпишите встречающиеся в нем фразеологические обороты.
Хата Макара стояла с краю, на кисельных берегах реки Молочной. Встав как-то поутру с прокрустова ложа и вломившись в открытую дверь, Макар подлил масла в огонь, вывел на чистую воду уток и привычно погнал куда-то телят.
Утро было ясное, как божий день. Отмахнувшись от дыма без огня, Макар покатился по наклонной плоскости вниз к стаду.
На пастбище телята разбрелись – кто в лес, кто по дрова. Макар сел в лужу, закусил удила и просто открыл ларчик с ломаным грошом, который он ошибочно принимал за чистую монету.
Послышался звон. «Откуда он?» - подумал Макар и посмотрел вокруг сквозь пальцы.
Составьте свой текст, используя фразеологизмы.
5. Дано предложение: Родные тётки ждали дядю Игоря.
Сколько различных смыслов имеет это предложение? Поясните.
Составьте предложение, обладающее таким же свойством.
6. Назовите односложное прилагательное русского языка.
7. Считается, что в русском языке действует правило (назовём его правилом «Ё1»): если в слове встречается буква «ё», то на соответствующий слог падает ударение. Из этого правила следует правило «Ё2»: в слове может быть не больше одной буквы «ё». Найдите исключение а) из правила «Ё1»; б) из правила «Ё2». Вымышленные слова и имена собственные в качестве примеров не допускаются! (Например, в качестве исключения из правила «Ё2» нельзя предлагать слово Бёрёлёх — название реки в Якутии, левого притока Индигирки).
8. В одной стране на дверях различных заведений иногда пишут слово ŤAHAŤ. Если дверь прозрачная, то, будучи прочтена с противоположной стороны, надпись инструктирует посетителя неправильно. Что пишут в таких случаях в нашей стране? (При этом вовсе не обязательно надпись на русском языке является палиндромом).
9. На остров рыцарей и лжецов приехал путешественник и нанял себе проводника. Однажды, увидев вдали туземца, путешественник сказал проводнику: «Пойди и спроси у того человека: рыцарь он или лжец». Вскоре проводник вернулся и сказал: «Этот человек сказал, что он лжец». Кем был проводник, рыцарем или лжецом? Поясните.
10. Местоимения ВСЕ и НИКТО – антонимы. А можно ли представить речевую ситуацию, в которой они оказались бы синонимичными?
11. На какой СКОВОРОДЕ не пожаришь котлеты?
12. Имеем буквы русского алфавита: а, в, д, е, з, и, о, с, т.
Будем составлять из них четырёхбуквенные комбинации (даже не имеющие смысла, то есть не являющиеся словами) следующим способом:
1-я буква — какая-нибудь гласная;
2-я буква — в;
3-я буква — какая-нибудь гласная (но не совпадающая с первой буквой);
4-я буква — какая-нибудь согласная (но не в);
Каждую такую комбинацию будем произносить с ударением на первом слоге.
Задание. Определите, сколько комбинаций, звучащих по-разному, можно составить таким способом.
13. В каком из этих слов отношение между корнями не такое же, как в остальных?
1) самообман 2) самореклама 3) самолюбие 4) самодеятельность
5) самокритика
14. Какое слово в единственном числе называет музыкальный инструмент, а во множественном – отказ (в разговорной речи)? Ответ напишите во множественном числе.
15. В русском языке разные грамматические формы одного и того же слова могут иногда совпадать. Например, у слова солдат совпадают форма
именительного падежа единственного числа (солдат вошёл в дом) и форма родительного падежа множественного числа (взвод солдат).
Задание. Определите грамматическую форму (падеж и число) следующих слов: стол, братьев, рукава, этих, планетарии, мёду, красным, рту.
16. Почему написание слова «свидетель» является исторически «ошибочным»?
17. Можно ли назвать слово калач, судя по его написанию, «не помнящим родства»?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
презентация к викторине по русскому языку для 5-6 классов
Данная презентация может быть использована как на уроке, так и на внеклассном мероприятии (например, во время проведения предметной недели). Вопросы по словообразованию, лексике и морфологии...
Викторина по русскому языку для 7-8 классов
Ведущий:Мой верный друг! Мой враг коварный! Мой царь! Мой раб! Родной язык! Эти слова из стихотворения В.Брюсова напоминают нам, насколько это неоднозначное явление- язык. И русские пословицы гово...
Презентация - викторина по русскому языку для 6-7 классов
Викторину "Умники и умницы" можно использовать как внеклассное мероприятие по русскому языку....
Викторина по русскому языку для учащихся 6 класса
Данная викторина повышает интерес у учащихся к урокам русского языка, повышает их культуру речи и обогащает сдоварный запас....
Викторина по русскому языку для 5-6 классов "Могучий и великий русский язык"
Викторина "Могучий и великий русский язык" для учащихся 5-6 классов состоит из двух этапов: отборочный тур, основная часть. В ходе отборочного тура формируются две команды участников, в которых выбира...
Викторина по русскому языку для 7-8 классов.
Презентация к внеклассному мероприятию по теме "Викторина по русскому языку для 7-8 классов"...
Весёлая викторина по русскому языку для учащихся 6 класса "Люби и знай русский язык"
Разнообразные задания этого материала могут быть использованы по внеклассной работе и на уроках русского языка как игровые моменты....